Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Семья ребенка с ОВЗ: организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей"

методическая разработка

Автор: Волегова Марина Викторовна, учитель-логопед, МБОУ "С(К)ОШ", город Лысьва, Пермский край



В раздел среднее профессиональное образование




«Семья ребенка с ОВЗ: организация взаимодействия

учителя – логопеда и родителей»
«Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально признаны дополнять друг друга, сотрудничать и взаимодействовать между собой» В.А.Сухомлинский Слова великого педагога-гуманиста не потеряли своей актуальности и в наши дни. Действительно, семья и школа являются основными институтами социализации и воспитания ребенка. Главными они остаются для детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках федерального государственного образовательного стандарта одной из актуальных проблем становится роль логопедического сопровождения детей в условиях современного образования. В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) логопедическая работа в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка и отрицательно влияет на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. У детей с интеллектуальной недостаточностью могут наблюдаться все формы нарушений речи, в большинстве случаев нарушения как устной, так и письменной речи. Для оказания эффективной логопедической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения, и организовать логопедическое сопровождение ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также создать особо морально- психологический климат в педагогическом и детском коллективе, основанный на понимании проблем, нужд ребенка, на желании помочь не только ему, но и его семье. Семья оказывается в психологически сложной ситуации, когда у ребенка обнаружены дефекты разной этиологии или когда ребенку рекомендовано обучение в школе по адаптированной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому считаю, что важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью является тесное сотрудничество, взаимодействие, доверительность логопеда и родителей. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Помощь родителей детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обязательна и чрезвычайно ценна, так 1
как родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком, но главное, чтобы усилия логопеда и родителей не противоречили друг другу. Опыт показывает, что успех в воспитании и обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во многом зависит от того, как организована совместная работа и педагогическое просвещение родителей. Однако следует отметить, что в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методиками, возникает необходимость варьировать подобранный материал в зависимости от состава родителей по образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, взаимоотношений в семье, регулярно искать новые пути, нестандартные подходы, инновационные технологии, эффективные формы совместной работы. В начале каждого учебного года разрабатываю программу совместной работы учителя – логопеда и родителей с учетом анализа, результатов прошлого учебного года и пожеланий родителей, а также нового состава родителей вновь прибывших детей после знакомства и обследования ребенка. Цель моей работы:  заинтересовать и сформировать осознанное участие родителей в процессе оказания качественной и своевременной помощи детям с речевой патологией;  повысить эффективность совместной работы, через участие в семинарах, практикумах, совместных мероприятиях с детьми и т.д.. Приведу наиболее результативные мероприятия, которые были разработаны и проведены мной в совместной работе с родителями. 1. День открытых дверей «Давайте, познакомимся!» - презентация работы учителя-логопеда в начале учебного года. 2. Публичный отчет учителя-логопеда «Результаты, перспективы на новый учебный год» - итоговое родительское собрание. 3. Логопедическая гостиная «В гостях у логопеда», «Это надо знать?», «В логопеды я пойду, пусть меня научат!», «Вместе весело играть», «Посидим редком…», «А у нас, сегодня дочка…?», «В гостях у сказки», «Современные образовательные технологии на логопедических занятиях и дома» и т.д. Логопедическая гостиная проводится в течение всего учебного года. Формы проведения: индивидуальные, подгрупповые, коллективные. Организуется в формате консультирования, рекомендаций, практических приемов. 4. Логопедический утренник, речевой праздник, логопедическая неделя. «В мире звуков и букв». «Поле речевых чудес». 2
«В мире чудес». «Давайте жить дружно». «Умники и умницы». «Хочу все знать!». «Фантазеры». «Путешествие в город Буквоград». «Логопедический КВН». «На лесной полянке». «Город красивой речи». «Урок в саду». «Познавательные сказки». «В стране знаний». Утренники и праздники организуются при активном участие родителей, детей и педагогов школы. Разработан сборник «Речевые праздники и утренники в школе», который был представлен на муниципальном конкурсе «Фестиваль педагогических идей». 5. Логопедическая копилка. Рекомендуемые логопедом разработки памяток, брошюр, алгоритмов работы по темам: «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику», «Как правильно автоматизировать звук», «Как правильно различать звук и букву», «Как проводить звукобуквенный анализ», «Составление рассказа по картинам», «Презентация к занятию с использованием ИКТ» и т.д. 6. Творческая мастерская . Совместное участие родителей и детей при изготовлении развивающих дидактических пособий, такие как «Книжки- малышки», «Логопедический альбом своими руками», «Вторая жизнь бросовым вещам», «Пособия для мелкой моторики» и т.д.. Результатом своей работы считаю: - прежде всего, тот эмоциональный отклик, который получаю от детей на логопедических занятиях и в свободной деятельности, их желание и стремление учиться, не бояться говорить, общаться, рассуждать, высказывать свои мысли и делать выводы; - стремление к сотрудничеству родителей нашей школы, этот факт подтверждается результатами анкетирования. 98% родителей, принявшие участие в опросе, удовлетворены сотрудничеством с учителем-логопедом; - для меня совместная работа с родителями детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) стала ступенькой в профессиональном развитии и личностном росте. 3


В раздел среднее профессиональное образование