Программа межведомственного взаимодействия ГБПОУ СО "Сухоложский многопрофильный техникум" с организациями для детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, органами опеки и попечительства.
Программа
Автор: Попова Ольга Ивановна, социальный педагог, ГБПОУ СО "Сухоложский многопрофильный техникум", город Сухой Лог, Свердловская область
В раздел среднее профессиональное образование
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Сухоложский многопрофильный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный
техникум»
_______________А.И. Возненко
«____»_______________ 2016 г.
Программа
межведомственного взаимодействия
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум» с организациями для детей-сирот и
детей, оставшимися без попечения родителей,
органами опеки и попечительства.
Исполнитель:
социальный педагог
первой категории
О.И. Попова
Сухой Лог – 2016 г.
Введение.
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления, организациями для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образовательного учреждения, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении. Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей- сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ. Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) и другие. Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. У сирот чаще, чем у других детей, возникают проблемы профессионального выбора, самоопределения и профессиональной подготовки. Помощники и опора таких детей – те взрослые, которые с ними взаимодействуют в детском доме и образовательной организации. В свою очередь, успех решения указанных проблем зависит от того, как взаимодействуют взрослые, педагоги, специалисты, сопровождающие ребенка в этот период. Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой деятельности и дальнейшего образования ребенка. Необходимость взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей - сирот обусловлена следующими причинами: − выпускник детского дома является объектом (субъектом) воспитания, он подвержен влиянию различных образовательных и социальных структур, действия которых не должны противоречить друг другу; − целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной адаптации и профессиональной подготовки выпускников детских домов;
− важно определить общие цели и задачи профессиональной подготовки и социализации выпускников, конкретного ребенка, чтобы обеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогов и специалистов; − появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения воспитанника детского дома и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки и профессиональной подготовки сироты; − успешность реализации поставленных общих целей и задач сопровождения сироты зависит существенным образом от согласованности действий всех субъектов сопровождения, координации их влияния на выпускника; − происходит взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения и профессиональной подготовки идеями, стимулирование их активности и профессионального роста. В зависимости от отношений субъектов сопровождения к друг другу, наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектности наиболее эффективным типом взаимодействия является сотрудничество субъектов сопровождения профессиональной подготовки – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого субъекта сопровождения, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач на последующих этапах сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. Сотрудничество можно рассматривать как высший уровень развития взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот. Учитывая многофакторность сопровождения профессиональной подготовки, субъектами которого являются различные социальные институты, необходимо обеспечить их взаимодействие и согласованность в решении проблем выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое взаимодействие предполагает реализацию комплекса функций: информационного содействия, взаимосвязи деятельности, организации совместной деятельности, анализ результатов. Субъектами сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот в первую очередь, в рамках исполнения программы постинтернатного сопровождения, являются педагогические коллективы детского дома (интерната) и профессиональные учебные заведения . Их взаимодействие осуществляется: а) на уровне коллективов (совместные педсоветы, семинары, дискуссии по проблемам сиротства, профессиональной подготовке подростков и их трудоустройству); б) на уровне отдельных групп педагогов и специалистов детского дома и профессионального учреждения (педконсилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сирот, совместные психолого-педагогические службы); в) отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий (психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы; руководителем детского дома и представителем администрации учебного заведения).
В зависимости от ситуации инициировать взаимодействие могут обе стороны. В то же время сотрудники детского дома и техникума по собственной инициативе или согласованию привлекают специалистов других организаций и социальных институтов к выявлению, обсуждению и решению проблем, которые возникают у сирот в период профессиональной подготовки. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения означает: − определение общих задач и задач для каждого субъекта сопровождения; − организацию совместной деятельности субъектов сопровождения на партнерских нача- лах; − четкое разграничение ответственности и действий сторон при решении общих задач; − привлечение ответственной стороной других субъектов сопровождения к решению про- блем профессиональной подготовки сирот. Решение общих и частных задач на разных этапах профессиональной подготовки детей- сирот предполагает различное содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения. Учитывая столь важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, а также понимая специфику и актуальность этой деятельности, была разработана данная программа.
Цель программы:
создание условий для реализации системы межведомственного взаимодействия ГБПОУ СО «Сухололожский многопрофильный техникум» с учреждениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по организации индивидуального сопровождения и поддержки обучающихся техникума для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
1. Обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Содействие в адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном учреждении профессионального образования. 3. Оказание социальной, психологической, юридической помощи (защита права и интересов обучающихся - сирот) в социальной адаптации, решении личных и профессиональных проблем; 4. формирование социальных компетенций выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Методологическими основами программы являются:
- личностно - деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); - концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа:
Постепенность
– переход от контроля и опеки специалистов к независимости и самостоятельности. При завершении основного цикла (восстановление необходимых документов, решение проблемы жилья, трудоустройство) процесс сопровождения не должен обрываться, он должен развиваться и преобразовываться в качественно иную форму оказания социально-психологической помощи – социально-психологическую поддержку.
Пролонгированность
– сопровождение представляет собой непрерывный процесс. Это не одномоментное вмешательство в жизнь выпускника, а длительный процесс, в рамках которого последовательно и поэтапно решаются задачи социализации выпускника и оказание ему помощи. Активная позиция самого выпускника – в процессе взаимодействия выпускник обязательно должен занимать активную позицию. Специалист как участник сопровождения следует тому темпу и динамике изменений, которая определена объективными факторами (наличием определенных ресурсов) жизни самого выпускника, поскольку излишнее давление может привести к дезадаптации выпускника. Включенность в процесс адаптации значимого взрослого (специалиста, наставника). При организации процесса сопровождения успешность адаптации выпускника определяется возможностью установления партнерских доверительных отношений с тем, кто осуществляет поддержку.
Мультидисциплинарность
– сопровождение требует комплексного подхода. Участвуют специалисты различных профилей – социальные работники, психологи, воспитатели, юристы и т. д.
Принцип соблюдения интересов выпускника
– соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных ресурсных возможностей как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории адаптационного процесса.
Принцип системности
– в качестве основных характеристик процесса сопровождения можно выделить такие как: процессуальность и экологичность. Процессуальность – живой, непрерывный, предельно пластичный процесс, не заданный полностью изначально, но формирующийся и развивающийся, при этом можно проследить, как отдельные компоненты процесса сопровождения (такие как подготовка воспитанника к самостоятельному проживанию, адаптация к новым условиям проживания и пр.) подчиняются принципам взаимовлияния и взаимной обусловленности. Принцип экологичности, используемый при выстраивании процесса сопровождения, вооружает нас целостным взглядом на взаимодействие и позволяет проанализировать адаптацию молодого человека в различных6 системах его жизненной среды, в которые он включен как непосредствен- но, так и косвенно.
Принцип преемственности
– принцип соответствия прилагаемых усилий адаптационным возможностям выпускника.
Принцип позитивно-ресурсной диагностики
– фундаментом сопровождения должна быть диагностика, позволяющая выявить субъективный ресурсный потенциал
выпускника, то есть выявить те факторы, которые позволяют выпускнику успешно решать задачи адаптации.
Принцип сетевого сотрудничества
– сотрудничество между специалистами различных учреждений, организаций, управленческих структур.
Программа основывается на социально - педагогических технологиях:
Гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили. Педагогической поддержки - О.С. Газман. Социально-педагогических технологиях работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд Индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в работе:
анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение; сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных); социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально- психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание); социологическое исследование по адаптации выпускников; формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.
Техники работы, используемые в программе:
самораскрытия; убеждения; установления логических взаимосвязей; разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций; выявления социального "Я"; обучения поиску информации.
Ожидаемый результат
социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу); трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности); морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка); физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года 1 этап – мотивация к профессиональному самоопределению. На данном этапе проводится подготовка детей к сознательному выбору профессии и соответствующего уровня образования. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на данном этапе является педагогический коллектив детского дома, непосредственно социальный педагог или ответственный за профориентацию и постинтернатное сопровождение. Проблема профессионального самоопределения воспитанников выносится на тематические заседания психолого-медико-социально- педагогического консилиума детского дома. На консилиуме вся информация о ребенке (медицинского, психологического, личностного и социального характера) рассматривается в ракурсе его профпригодности и профвозможностей. Из всех вариантов выбирается наилучший для конкретного воспитанника с точки зрения показаний всех специалистов и с учетом желания ребенка. Задача педагогов и специалистов – убедить воспитанника в необходимости выбора оптимальной для него профессии и профессионального образовательного учреждения, показать преимущества этого выбора, «запрограммировать» на дальнейшую деятельность по подготовке к поступлению в профессиональное образовательное заведение на специальность, приемлемую для него по всем показаниям. Продуктом деятельности консилиума становятся предложения к индивидуальной программе сопровождения воспитанника, обеспечивающие его успешное профессиональное самоопределение. Таким образом, этап профессионального самоопределения заканчивается принятием воспитанником конкретного решения о том, по какой специальности он будет обучаться и, где будет проходить обучение. 2 этап – подготовка воспитанников к поступлению в конкретное профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии. Организатором этой работы является детский дом, непосредственно социальный педагог или ответственный за профориентацию, который координирует деятельность всех других специалистов, субъектов сопровождения. На этом этапе специалистам детского дома важно подготовить информацию о воспитаннике, которая будет учтена в работе педагогов профес- сиональных учебных заведений. На основе диагностических данных и анализа проблем адаптации в профессиональном учебном заведении осуществляется разработка мар- шрутов помощи в профессиональной адаптации. Маршрут обсуждается и разрабатывается в ходе психолого-медико-педагогического консилиума, где обозначаются основные проблемы и вырабатываются пути их решения, даются рекомендации по организации индивидуального сопровождения каждому специалисту консилиума. Необходимая информация передается в профессиональное учебное заведение для тех, кто будет со- провождать сироту. 3 этап – устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение. Законный представитель осуществляет устройство выпускников, участвует в собеседовании сироты с администрацией профессионального образовательного учреждения, передает администрации учебного заведения личные документы
выпускника, рекомендации, предложения педконсилиума, которые важно учесть педагогам техникума при обучении и сопровождении сироты. Представитель детского дома (чаще всего социальный педагог) и директор техникума обговаривают условия приема воспитанника в учреждение. Следует также совместно с администрацией обсудить вопросы проживания, стипендии, поддержки ребенка в различных новых ситуациях, организовать встречу с наставником. Социальный педагог заботится о том, чтобы воору- жить воспитанника необходимой информацией о правилах, порядке и режиме обучения, согласовав эти вопросы с соответствующими специалистами учебного заведения. Если ребенок будет жить в общежитии профессионального учебного заведения, то соци- альный педагог знакомится с условиями проживания выпускника детского дома, совместно с администрацией или заместителем по воспитательной работе учебного заведения обсуждает способы оказания помощи выпускнику в случае возникновения у него проблем в общежитии. Социальный педагог встречается также с комендантом обще- жития, согласует вопросы устройства сироты в общежитии, обеспечивая необходимые условия для проживания. 4 этап – адаптивный, предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении. Это этап активного взаимодействия субъектов сопровождения, от которого очень многое зависит в дальнейшей профессиональной подготовке воспитанника детского дома. На уровне взаимодействия специалистов техникума и детского дома происходит отслеживание результатов адаптации к условиям образовательного учреждения с целью оказания необходимой помощи обучающимся в процессе социализации. Взаимодействие детского дома с профессиональными учебными заведениями осуществляется на уровне администрации и специалистов (социальных педагогов, воспитателей, преподавателей, мастеров производственного обучения, психологов, медицинских работников). Целесообразны следующее содержание и формы совместной деятельности представителей детского дома и образовательного учреждения: − совместная встреча социального педагога (воспитателя) детского дома и куратора (наставника), представителя администрации с целью представления и обоснования не- обходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях, их учете в образовательной и профессиональной подготовке − обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника на совместной встрече администрации, социального педагога и представителя администрации учебного заведения, наставника или классного руководителя, мастера производственного обучения (ОУ); − обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации с участием психолога, воспитателя и др. работников детского дома, наставника, педагогов, представителей администрации, специалистов учебного заведения; − проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого- педагогической помощи сироте; − посещение собрания первокурсников, первого собрания с целью изучения атмосферы и среды, в которой будет проходить обучение сироты представителями детского дома и учебного заведения; − знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии социальным педагогом детского дома и наставником учебной группы;
− постоянный обмен информацией по проблемам адаптации в учебном заведении и другим проблемам, касающимся сирот, между специалистами, курирующими воспитанников из детских домов и профессионального учебного заведения; − взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем. В первые недели, месяцы обучения воспитанника особенно важны контакты субъектов сопровождения, инициируемые с обеих сторон: детским домом и профессиональным учебным заведением. Вовремя выявленная проблема позволяет определить своевременные совместные действия, предупредить серьезные срывы и конфликты сироты. Важно, чтобы воспитанник почувствовал заинтересованное отношение к своим делам, учебе со стороны педагогов обоих учреждений. Существенная смена обстановки и условий жизни сирот обнажает многие ранее скрытые проблемы, к самостоятельному решению которых воспитанники не готовы. Решение ряда проблем может быть связано с привлечением специалистов из других учреждений и организаций. 5 этап – социализации Многие способы взаимодействия субъектов сопровождения, изложенные при характеристике 4 этапа, используются в течение всего периода обучения воспитанников в профессиональных учебных заведениях. В ходе профессиональной подготовки выпускников детских домов субъектам сопровождения целесообразно осуществлять следующее: − обмениваться информацией о результатах учебной деятельности сирот, о проблемах, которые возникают у них в процессе обучения по отдельным дисциплинам; − контролировать состояние здоровья сирот, организацию свободного времени, приобщать к различным видам деятельности, развивающим юношей и девушек; − договариваться о взаимных действиях по решению проблем сирот, формах поддержки в наиболее сложные периоды обучения (например, сессия, возникшие задолженности по предметам); − проводить совместные совещания, педсоветы по обсуждению профессиональной подготовки сирот, по разработке совместных действий, обеспечивающих развитие профессиональной направленности, профессионально важных качеств; − совместно решать проблемы, связанные с организацией и прохождением учебно- производственной практики, взаимно содействовать овладению наиболее значимым для сироты профессиональным опытом. 6 этап – личностного и профессионального самоопределения. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на этом этапе является образовательное профессиональное учреждение, в котором наставник, специалист по профориентационной работе особое внимание уделяет сиротам, согласуя свои действия с педагогами детского дома и работодателями. Важно учесть уровень подготовленности и
социализированности выпускника-сироты, обстоятельства личной жизни, наличие жилья при определении места будущей трудовой деятельности и в зависимости от этого инициировать взаимодействие с теми специалистами, которые мо- гут содействовать созданию благоприятных условий для трудовой деятельности после завершения обучения в учебном заведении. В этот период целесообразно проведение консилиума по решению проблемы трудоустройства сироты с участием субъектов сопровождения. Педагоги-психологи детского дома и профессионального учебного заведения изучают требования к модели выпускника детского дома, профессионального учебного заведения и специальностей, получаемых воспитанниками; анализируют удовлетворенность, выявляют проблемы воспитанников в профессионально-личностном развитии, организуют комплекс индивидуальных консультаций с мастерами производственного обучения, направленных на разъяснение особенной детей-сирот и методов работы с ними, проводят совместные психолого-педагогические консилиумы по вопросам поддержки профессионального становления детей. Воспитатели и классные руководители, мастера производственного обучения, наставники изучают условия проживания и обучения детей, устанавливают деловые контакты, включающие системную информированность друг друга о профессиональном и личностном становлении ребенка, отслеживание результатов профессионального роста, собирают и анализируют информацию о прохождении производственной практики, осуществляют взаимное участие в мероприятиях профессиональной направленности, реализуют программы индивидуальной поддержки воспитанника. Педагоги детского дома взаимодействуют с профессиональными заведениями, чтобы согласовать свое участие в профессиональной подготовке воспитанников, подбирают место практики, организуют профессиональные пробы и представляются детским домом в учебное заведение. Работники детского дома содействуют развитию и совершенствованию профессиональной компетентности воспитанников, направляют их на профессиональные курсы для получения до- полнительной специальности. Представленный выше опыт показывает целесообразность и результативность объединения усилий субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот. Без сомнения, в данном случае велика роль детского дома, который выступает инициатором взаимодействия субъектов сопровождения воспитанников. В то же время, решая проблему профессиональной подготовки сирот, следует учитывать, что содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения зависят от влияния следующих факторов: − особенностей и уровня получаемого профессионального образования; − условий и места проживания сироты; − уровня профессионального самоопределения воспитанников, степени их самостоятельности и в целом социальной компетентности; − индивидуальных особенностей сирот; − подготовленности специалистов детского дома и профессионального учебного заведения к сопровождению сирот; − ресурсов, особенностей социальной среды и социальных партнеров в решении проблем выпускников детских домов.
План работы по
межведомственному взаимодействию ГБПОУ «СМТ»
с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
№ п/ п этапы содержание сроки исполнители 1. Профессиональное самоопределение 1 .Сбор информации о ребёнке (медицинского, психологического личностного, социального характера). 2. Сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения . 3. Направление в детские дома писем – приглашений для обучения, листовок с информацией об образовательном учреждении. Последний год нахождения ребёнка в детском доме Работники детского дома. Социальный педагог техникума 2. Подготовка воспитанников к поступлению в образовательное учреждение 1.Посещение образовательного учреждения (экскурсия, собеседование) Январь – июнь (перед выпуском). Социальный педагог детского дома, директор техникума, социальный педагог техникума, мастера п/о 3. Устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение Собеседование, передача личных документов ребёнка, обсуждение вопросов проживания, питания и т.д., обсуждение способов оказания помощи выпускнику в случае возникновения у него проблем в адаптации, ознакомление ребёнка с порядком и режимом проживания в общежитии; Совместное составление индивидуальных планов по постинтернатному сопровождению обучающегося – сироты. Заключение договоров о взаимодействии. Организация быта в общежитии. Обеспечение реализации установленных закон мер Конец августа- сентябрь Социальный педагог детского дома, администрация техникума, социальный педагог техникума, воспитатель общежития, ребёнок Социальные педагоги Администраци и учреждений Работники общежития. Администраци
социальной поддержки выпускника я техникума 4. Адаптивный 1.Оказание педагогической, психологической, медицинской помощи ребёнку в трудных ситуациях. 2. Помощь в установлении социальных контактов с мастером п/о, преподавателями, воспитателями, детьми. 3.Консультирование работников детского дома по телефону, при личной встрече. 4.Совместные встречи целью представления и обоснования необходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях. 5.Обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника 6.Обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации 7.Проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого- педагогической помощи сироте; 8.Проведение собрания первокурсников. 9.Знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии 10.Постоянный обмен информацией по проблемам адаптации между специалистами, курирующими воспитанников из детских домов и техникума. 11.Взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, В течение года. Начало учебного года, по мере необходимос ти По мере необходимос ти в течение 1 года обучения 1-е полугодие Сентябрь- октябрь сентябрь в течение всего периода По мере необходимос ти Администраци я техникума, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель общежития, медработник работники детского дома, наставники, Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог, воспитатель, мастер п/о, работники детского дома Зам. директора по УВР, мастер п/о, работники детского дома
по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, 12.Совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем. 13. Консультирование, оказание помощи, собеседование. Специалисты отдела опеки и попечительства , соц. педагог, дети 5. Основной период обучения 1.Обмен информацией о результатах учебной деятельности, о поведении, в устной форме по телефону и направление информационных писем различной направленности. 2.Контроль за состоянием здоровья. 3.Организация свободного времени. 4.Приобщение к различным видам деятельности. 5.Проведение совместных совещаний, консилиумов, педсоветов по обсуждению профессиональной подготовки сирот. 6.Совместное решение проблем, связанных с организацией и прохождением учебно- производственной практики. 7.Сбор и коррекция информации о детях по организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся: консультирование, беседы. 8. Защита прав детей – сирот: пенсии, вопросы жилья и т.д. 9.Проведение совместных мероприятий в общежитии техникума. 10. Определение на период праздничных дней, каникул. 11.Проведение работы по укреплению родственных В течение учебного года. 2 раза в год Перед прохождени ем производств енной практики В течение всего периода обучения В течение всего периода обучения В течение всего периода обучения Каникулярн Администраци я техникума, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель общежития, медработник работники детского дома, наставники, Зам. директора по УВР мастер п/о, социальный педагог, психолог, работники детского дома Социальный педагог техникума, администрация детского дома
связей. 12.Использование возможностей до- полнительного образования; 13.Сотрудничество с органами опеки г. Сухой Лог и тех территорий, из которых прибыли обучающиеся: консультирование, информирование, проведение семинаров, консилиумов,учёбы, собеседование. 14. Осуществление совместной работы с инспекторами ОДН по профилактике правонарушений. ое время, праздничны е дни В течение учебного года по необходимос ти. В течение всего года Специалисты отдела опеки и попечительства , соц. педагог, дети Соц. педагоги, мастера п/о, воспитатели, инспектор ОДН 6 Завершение обучения и трудоустройство. 1.Выявление проблем воспитанников в профессионально- личностном развитии. 2.Организация комплекса индивидуальных консультаций с мастерами производственного обучения, направленных на разъяснение особенной детей-сирот и методов работы с ними 3.Проведение совместных психолого-педагогических консилиумов по вопросам поддержки профессионального становления детей. 4.Проведение совместных встреч по решению проблемы трудоустройства. 5.Направление писем в детские дома с целью организации своевременного трудоустройства детей. 6.Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве. 7. Мониторинг успешности адаптации 2 –е полугодие 2- е полугодие 2 полугодие перед выпуском 2 полугодие перед выпуском 2 полугодие перед выпуском По мере необходимос ти В конце обучения психолог Психолог Социальный педагог Зам. Директора по УВР, психолог, соц Педагог, работники детских домов Социальный педагог Работники детских домов и техникума. Выпускник, воспитатель- наставник, куратор, соц.
педагог
Мониторинг успешности адаптации
за период с _____________ 20____ г по ____________ 20___ г
Критерии
Показатели
Результаты
Личностные Чувствует себя таким как все Уверен в себе и своих силах Чувствует отличия Постоянно ищет помощи Комплекс жертвы Ходит по инстанциям Комплекс неполноценности Социальный патронат Состояние Вполне здоров Ситуация в норме. К врачам не
здоровья обращается Иногда болеет (простуда, грипп) Не соблюдает правила безопасности. К врачам не обращается, а лечится сам Болеет часто (более 5 раз в год) Имеет хронические заболевания и не желает обратиться к врачу Не знает как и куда обратиться за мед. помощью Нет мед. полиса Не соблюдает медицинские рекомендации; Нет необходимых средств для лечения Занимается спортом и не имеет вредных привычек Ситуация в норме Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет Спортом не занимается вообще Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом Активность Активен в обществе Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим. Пассивен Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой Активен асоциально Неформальные группы; хулиганство; драки Повышение образования и карьера Получает профессию Постоянная работа Стремится к карьерному росту Тратит деньги на образование Повышает квалификацию Постоянно учится Смысл жизни и ценности Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать Стремится реализоваться Только мечтает Ничего не делает Есть цель жизни Стремиться достигать Есть положительные ценности Стремиться создать все, что может Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях Обществен но-полезная занятость Учится или продолжает обучение в ОУ ПО Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья
Проходит службу в ВС Ситуация в норме. Устроился на работу официально Работает и не имеет взысканий по месту работы Устроился на работу неофициально Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.) Стоит на бирже труда Получает пособие и сам активно ищет работу Временно не работает по уважит. причине активно ищет работу, решает возникшие трудности Не хочет работать Не имеет средств к существованию и не желает работать Проживание Живет сам в собственном жилье Жилье в норме Собственное жилье требует ремонт Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать Живет на закрепленной площади Жилье не в норме Живет у друзей имея собственное жилье Жилье сдает, Жилье простаивает Живет, где придется Не платит Живет в общежитии Жилье в норме (временно) Устройство быта Быт места проживания в норме Ситуация в норме Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.) Собирается и занимается обустройством, Требуется помощь Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта Не желает заниматься обустройством Одевается чисто, аккуратно Ситуация в норме Одевается без «вкуса», неаккуратно Не умеет, не хочет, нет материальной возможности Следит за своей одеждой, обувью Ситуация в норме Не следит за своей одеждой, обувью Не умеет, не хочет Следит за прической, ногтями, чистотой тела Ситуация в норме Не следит за прической, ногтями, чистотой тела Не умеет, не хочет Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют Ситуация в норме Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют Не умеет, не хочет Свободное время Культурно проводит Развивает себя Проводит с друзьями Неформальная группа Проводит с родственниками Сохранение и поддержание родственных связей Проводит досуг у себя или друга Нормальная адаптация в жизни
Гуляет сам по себе Возможны случайные знакомые У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе Досуг не организован Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг Семейная жизнь Состоит в офиц. браке Семья нормальная Гражданский брак Семья нормальная; Возможны проблемы в семье Есть дети Нормальный образ жизни Не женился (не замужем) Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни Экономическое благополучие Содержит себя сам Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим. Денег не хватает Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам Нуждается в деньгах, подрабатывает Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает; ворует; берет в долг Адаптация в обществе Адаптиро вался Самостоятелен и рассчитывает только на себя Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью) Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов Требуется материальная помощь Не адаптиро вался Попал в тюрьму; бродяжничает; Сомнительная компания Злоупотребляет алкоголем. Употребляет наркотики. Отрицательный результат АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА __________________________________________________________________ ______________________________________________ (краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________.
На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________ Социальный педагог: ______________________ О.И. Попова Воспитатель-наставник: ________ ________________________ Выпускник: ____________ _____________________________
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления, организациями для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образовательного учреждения, входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения их пребывания в учреждении. Данная проблема неоднократно находила свое отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2010 и 2011 годов и направленных на их реализацию поручениях Президента РФ, в которых ставилась задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей- сирот. В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждениям для детей-сирот, необходимо принять исчерпывающие меры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ. Правовую основу деятельности по разработке и принятию программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216) и другие. Вхождение выпускников детского дома в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. У сирот чаще, чем у других детей, возникают проблемы профессионального выбора, самоопределения и профессиональной подготовки. Помощники и опора таких детей – те взрослые, которые с ними взаимодействуют в детском доме и образовательной организации. В свою очередь, успех решения указанных проблем зависит от того, как взаимодействуют взрослые, педагоги, специалисты, сопровождающие ребенка в этот период. Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой деятельности и дальнейшего образования ребенка. Необходимость взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей - сирот обусловлена следующими причинами: − выпускник детского дома является объектом (субъектом) воспитания, он подвержен влиянию различных образовательных и социальных структур, действия которых не должны противоречить друг другу; − целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной адаптации и профессиональной подготовки выпускников детских домов;
− важно определить общие цели и задачи профессиональной подготовки и социализации выпускников, конкретного ребенка, чтобы обеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогов и специалистов; − появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения воспитанника детского дома и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки и профессиональной подготовки сироты; − успешность реализации поставленных общих целей и задач сопровождения сироты зависит существенным образом от согласованности действий всех субъектов сопровождения, координации их влияния на выпускника; − происходит взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения и профессиональной подготовки идеями, стимулирование их активности и профессионального роста. В зависимости от отношений субъектов сопровождения к друг другу, наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектности наиболее эффективным типом взаимодействия является сотрудничество субъектов сопровождения профессиональной подготовки – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого субъекта сопровождения, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач на последующих этапах сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. Сотрудничество можно рассматривать как высший уровень развития взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот. Учитывая многофакторность сопровождения профессиональной подготовки, субъектами которого являются различные социальные институты, необходимо обеспечить их взаимодействие и согласованность в решении проблем выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое взаимодействие предполагает реализацию комплекса функций: информационного содействия, взаимосвязи деятельности, организации совместной деятельности, анализ результатов. Субъектами сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот в первую очередь, в рамках исполнения программы постинтернатного сопровождения, являются педагогические коллективы детского дома (интерната) и профессиональные учебные заведения . Их взаимодействие осуществляется: а) на уровне коллективов (совместные педсоветы, семинары, дискуссии по проблемам сиротства, профессиональной подготовке подростков и их трудоустройству); б) на уровне отдельных групп педагогов и специалистов детского дома и профессионального учреждения (педконсилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сирот, совместные психолого-педагогические службы); в) отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий (психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы; руководителем детского дома и представителем администрации учебного заведения).
В зависимости от ситуации инициировать взаимодействие могут обе стороны. В то же время сотрудники детского дома и техникума по собственной инициативе или согласованию привлекают специалистов других организаций и социальных институтов к выявлению, обсуждению и решению проблем, которые возникают у сирот в период профессиональной подготовки. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения означает: − определение общих задач и задач для каждого субъекта сопровождения; − организацию совместной деятельности субъектов сопровождения на партнерских нача- лах; − четкое разграничение ответственности и действий сторон при решении общих задач; − привлечение ответственной стороной других субъектов сопровождения к решению про- блем профессиональной подготовки сирот. Решение общих и частных задач на разных этапах профессиональной подготовки детей- сирот предполагает различное содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения. Учитывая столь важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, а также понимая специфику и актуальность этой деятельности, была разработана данная программа.
Цель программы:
создание условий для реализации системы межведомственного взаимодействия ГБПОУ СО «Сухололожский многопрофильный техникум» с учреждениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по организации индивидуального сопровождения и поддержки обучающихся техникума для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
1. Обеспечение межведомственного взаимодействия в решении вопросов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Содействие в адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном учреждении профессионального образования. 3. Оказание социальной, психологической, юридической помощи (защита права и интересов обучающихся - сирот) в социальной адаптации, решении личных и профессиональных проблем; 4. формирование социальных компетенций выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Методологическими основами программы являются:
- личностно - деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); - концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа:
Постепенность
– переход от контроля и опеки специалистов к независимости и самостоятельности. При завершении основного цикла (восстановление необходимых документов, решение проблемы жилья, трудоустройство) процесс сопровождения не должен обрываться, он должен развиваться и преобразовываться в качественно иную форму оказания социально-психологической помощи – социально-психологическую поддержку.
Пролонгированность
– сопровождение представляет собой непрерывный процесс. Это не одномоментное вмешательство в жизнь выпускника, а длительный процесс, в рамках которого последовательно и поэтапно решаются задачи социализации выпускника и оказание ему помощи. Активная позиция самого выпускника – в процессе взаимодействия выпускник обязательно должен занимать активную позицию. Специалист как участник сопровождения следует тому темпу и динамике изменений, которая определена объективными факторами (наличием определенных ресурсов) жизни самого выпускника, поскольку излишнее давление может привести к дезадаптации выпускника. Включенность в процесс адаптации значимого взрослого (специалиста, наставника). При организации процесса сопровождения успешность адаптации выпускника определяется возможностью установления партнерских доверительных отношений с тем, кто осуществляет поддержку.
Мультидисциплинарность
– сопровождение требует комплексного подхода. Участвуют специалисты различных профилей – социальные работники, психологи, воспитатели, юристы и т. д.
Принцип соблюдения интересов выпускника
– соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных ресурсных возможностей как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории адаптационного процесса.
Принцип системности
– в качестве основных характеристик процесса сопровождения можно выделить такие как: процессуальность и экологичность. Процессуальность – живой, непрерывный, предельно пластичный процесс, не заданный полностью изначально, но формирующийся и развивающийся, при этом можно проследить, как отдельные компоненты процесса сопровождения (такие как подготовка воспитанника к самостоятельному проживанию, адаптация к новым условиям проживания и пр.) подчиняются принципам взаимовлияния и взаимной обусловленности. Принцип экологичности, используемый при выстраивании процесса сопровождения, вооружает нас целостным взглядом на взаимодействие и позволяет проанализировать адаптацию молодого человека в различных6 системах его жизненной среды, в которые он включен как непосредствен- но, так и косвенно.
Принцип преемственности
– принцип соответствия прилагаемых усилий адаптационным возможностям выпускника.
Принцип позитивно-ресурсной диагностики
– фундаментом сопровождения должна быть диагностика, позволяющая выявить субъективный ресурсный потенциал
выпускника, то есть выявить те факторы, которые позволяют выпускнику успешно решать задачи адаптации.
Принцип сетевого сотрудничества
– сотрудничество между специалистами различных учреждений, организаций, управленческих структур.
Программа основывается на социально - педагогических технологиях:
Гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили. Педагогической поддержки - О.С. Газман. Социально-педагогических технологиях работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд Индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в работе:
анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение; сбор и обработка информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных); социально-психологическое консультирование, сопровождение, методы социально- психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание); социологическое исследование по адаптации выпускников; формирования сознания, организации и стимулирования деятельности.
Техники работы, используемые в программе:
самораскрытия; убеждения; установления логических взаимосвязей; разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций; выявления социального "Я"; обучения поиску информации.
Ожидаемый результат
социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу); трудовая готовность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности); морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка); физическая готовность (формирование индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду, различным видам деятельности).
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года 1 этап – мотивация к профессиональному самоопределению. На данном этапе проводится подготовка детей к сознательному выбору профессии и соответствующего уровня образования. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на данном этапе является педагогический коллектив детского дома, непосредственно социальный педагог или ответственный за профориентацию и постинтернатное сопровождение. Проблема профессионального самоопределения воспитанников выносится на тематические заседания психолого-медико-социально- педагогического консилиума детского дома. На консилиуме вся информация о ребенке (медицинского, психологического, личностного и социального характера) рассматривается в ракурсе его профпригодности и профвозможностей. Из всех вариантов выбирается наилучший для конкретного воспитанника с точки зрения показаний всех специалистов и с учетом желания ребенка. Задача педагогов и специалистов – убедить воспитанника в необходимости выбора оптимальной для него профессии и профессионального образовательного учреждения, показать преимущества этого выбора, «запрограммировать» на дальнейшую деятельность по подготовке к поступлению в профессиональное образовательное заведение на специальность, приемлемую для него по всем показаниям. Продуктом деятельности консилиума становятся предложения к индивидуальной программе сопровождения воспитанника, обеспечивающие его успешное профессиональное самоопределение. Таким образом, этап профессионального самоопределения заканчивается принятием воспитанником конкретного решения о том, по какой специальности он будет обучаться и, где будет проходить обучение. 2 этап – подготовка воспитанников к поступлению в конкретное профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии. Организатором этой работы является детский дом, непосредственно социальный педагог или ответственный за профориентацию, который координирует деятельность всех других специалистов, субъектов сопровождения. На этом этапе специалистам детского дома важно подготовить информацию о воспитаннике, которая будет учтена в работе педагогов профес- сиональных учебных заведений. На основе диагностических данных и анализа проблем адаптации в профессиональном учебном заведении осуществляется разработка мар- шрутов помощи в профессиональной адаптации. Маршрут обсуждается и разрабатывается в ходе психолого-медико-педагогического консилиума, где обозначаются основные проблемы и вырабатываются пути их решения, даются рекомендации по организации индивидуального сопровождения каждому специалисту консилиума. Необходимая информация передается в профессиональное учебное заведение для тех, кто будет со- провождать сироту. 3 этап – устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение. Законный представитель осуществляет устройство выпускников, участвует в собеседовании сироты с администрацией профессионального образовательного учреждения, передает администрации учебного заведения личные документы
выпускника, рекомендации, предложения педконсилиума, которые важно учесть педагогам техникума при обучении и сопровождении сироты. Представитель детского дома (чаще всего социальный педагог) и директор техникума обговаривают условия приема воспитанника в учреждение. Следует также совместно с администрацией обсудить вопросы проживания, стипендии, поддержки ребенка в различных новых ситуациях, организовать встречу с наставником. Социальный педагог заботится о том, чтобы воору- жить воспитанника необходимой информацией о правилах, порядке и режиме обучения, согласовав эти вопросы с соответствующими специалистами учебного заведения. Если ребенок будет жить в общежитии профессионального учебного заведения, то соци- альный педагог знакомится с условиями проживания выпускника детского дома, совместно с администрацией или заместителем по воспитательной работе учебного заведения обсуждает способы оказания помощи выпускнику в случае возникновения у него проблем в общежитии. Социальный педагог встречается также с комендантом обще- жития, согласует вопросы устройства сироты в общежитии, обеспечивая необходимые условия для проживания. 4 этап – адаптивный, предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении. Это этап активного взаимодействия субъектов сопровождения, от которого очень многое зависит в дальнейшей профессиональной подготовке воспитанника детского дома. На уровне взаимодействия специалистов техникума и детского дома происходит отслеживание результатов адаптации к условиям образовательного учреждения с целью оказания необходимой помощи обучающимся в процессе социализации. Взаимодействие детского дома с профессиональными учебными заведениями осуществляется на уровне администрации и специалистов (социальных педагогов, воспитателей, преподавателей, мастеров производственного обучения, психологов, медицинских работников). Целесообразны следующее содержание и формы совместной деятельности представителей детского дома и образовательного учреждения: − совместная встреча социального педагога (воспитателя) детского дома и куратора (наставника), представителя администрации с целью представления и обоснования не- обходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях, их учете в образовательной и профессиональной подготовке − обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника на совместной встрече администрации, социального педагога и представителя администрации учебного заведения, наставника или классного руководителя, мастера производственного обучения (ОУ); − обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации с участием психолога, воспитателя и др. работников детского дома, наставника, педагогов, представителей администрации, специалистов учебного заведения; − проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого- педагогической помощи сироте; − посещение собрания первокурсников, первого собрания с целью изучения атмосферы и среды, в которой будет проходить обучение сироты представителями детского дома и учебного заведения; − знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии социальным педагогом детского дома и наставником учебной группы;
− постоянный обмен информацией по проблемам адаптации в учебном заведении и другим проблемам, касающимся сирот, между специалистами, курирующими воспитанников из детских домов и профессионального учебного заведения; − взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем. В первые недели, месяцы обучения воспитанника особенно важны контакты субъектов сопровождения, инициируемые с обеих сторон: детским домом и профессиональным учебным заведением. Вовремя выявленная проблема позволяет определить своевременные совместные действия, предупредить серьезные срывы и конфликты сироты. Важно, чтобы воспитанник почувствовал заинтересованное отношение к своим делам, учебе со стороны педагогов обоих учреждений. Существенная смена обстановки и условий жизни сирот обнажает многие ранее скрытые проблемы, к самостоятельному решению которых воспитанники не готовы. Решение ряда проблем может быть связано с привлечением специалистов из других учреждений и организаций. 5 этап – социализации Многие способы взаимодействия субъектов сопровождения, изложенные при характеристике 4 этапа, используются в течение всего периода обучения воспитанников в профессиональных учебных заведениях. В ходе профессиональной подготовки выпускников детских домов субъектам сопровождения целесообразно осуществлять следующее: − обмениваться информацией о результатах учебной деятельности сирот, о проблемах, которые возникают у них в процессе обучения по отдельным дисциплинам; − контролировать состояние здоровья сирот, организацию свободного времени, приобщать к различным видам деятельности, развивающим юношей и девушек; − договариваться о взаимных действиях по решению проблем сирот, формах поддержки в наиболее сложные периоды обучения (например, сессия, возникшие задолженности по предметам); − проводить совместные совещания, педсоветы по обсуждению профессиональной подготовки сирот, по разработке совместных действий, обеспечивающих развитие профессиональной направленности, профессионально важных качеств; − совместно решать проблемы, связанные с организацией и прохождением учебно- производственной практики, взаимно содействовать овладению наиболее значимым для сироты профессиональным опытом. 6 этап – личностного и профессионального самоопределения. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на этом этапе является образовательное профессиональное учреждение, в котором наставник, специалист по профориентационной работе особое внимание уделяет сиротам, согласуя свои действия с педагогами детского дома и работодателями. Важно учесть уровень подготовленности и
социализированности выпускника-сироты, обстоятельства личной жизни, наличие жилья при определении места будущей трудовой деятельности и в зависимости от этого инициировать взаимодействие с теми специалистами, которые мо- гут содействовать созданию благоприятных условий для трудовой деятельности после завершения обучения в учебном заведении. В этот период целесообразно проведение консилиума по решению проблемы трудоустройства сироты с участием субъектов сопровождения. Педагоги-психологи детского дома и профессионального учебного заведения изучают требования к модели выпускника детского дома, профессионального учебного заведения и специальностей, получаемых воспитанниками; анализируют удовлетворенность, выявляют проблемы воспитанников в профессионально-личностном развитии, организуют комплекс индивидуальных консультаций с мастерами производственного обучения, направленных на разъяснение особенной детей-сирот и методов работы с ними, проводят совместные психолого-педагогические консилиумы по вопросам поддержки профессионального становления детей. Воспитатели и классные руководители, мастера производственного обучения, наставники изучают условия проживания и обучения детей, устанавливают деловые контакты, включающие системную информированность друг друга о профессиональном и личностном становлении ребенка, отслеживание результатов профессионального роста, собирают и анализируют информацию о прохождении производственной практики, осуществляют взаимное участие в мероприятиях профессиональной направленности, реализуют программы индивидуальной поддержки воспитанника. Педагоги детского дома взаимодействуют с профессиональными заведениями, чтобы согласовать свое участие в профессиональной подготовке воспитанников, подбирают место практики, организуют профессиональные пробы и представляются детским домом в учебное заведение. Работники детского дома содействуют развитию и совершенствованию профессиональной компетентности воспитанников, направляют их на профессиональные курсы для получения до- полнительной специальности. Представленный выше опыт показывает целесообразность и результативность объединения усилий субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот. Без сомнения, в данном случае велика роль детского дома, который выступает инициатором взаимодействия субъектов сопровождения воспитанников. В то же время, решая проблему профессиональной подготовки сирот, следует учитывать, что содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения зависят от влияния следующих факторов: − особенностей и уровня получаемого профессионального образования; − условий и места проживания сироты; − уровня профессионального самоопределения воспитанников, степени их самостоятельности и в целом социальной компетентности; − индивидуальных особенностей сирот; − подготовленности специалистов детского дома и профессионального учебного заведения к сопровождению сирот; − ресурсов, особенностей социальной среды и социальных партнеров в решении проблем выпускников детских домов.
План работы по
межведомственному взаимодействию ГБПОУ «СМТ»
с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
№ п/ п этапы содержание сроки исполнители 1. Профессиональное самоопределение 1 .Сбор информации о ребёнке (медицинского, психологического личностного, социального характера). 2. Сбор информации об учебных заведениях, местах работы, оптимальный выбор учебного заведения . 3. Направление в детские дома писем – приглашений для обучения, листовок с информацией об образовательном учреждении. Последний год нахождения ребёнка в детском доме Работники детского дома. Социальный педагог техникума 2. Подготовка воспитанников к поступлению в образовательное учреждение 1.Посещение образовательного учреждения (экскурсия, собеседование) Январь – июнь (перед выпуском). Социальный педагог детского дома, директор техникума, социальный педагог техникума, мастера п/о 3. Устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение Собеседование, передача личных документов ребёнка, обсуждение вопросов проживания, питания и т.д., обсуждение способов оказания помощи выпускнику в случае возникновения у него проблем в адаптации, ознакомление ребёнка с порядком и режимом проживания в общежитии; Совместное составление индивидуальных планов по постинтернатному сопровождению обучающегося – сироты. Заключение договоров о взаимодействии. Организация быта в общежитии. Обеспечение реализации установленных закон мер Конец августа- сентябрь Социальный педагог детского дома, администрация техникума, социальный педагог техникума, воспитатель общежития, ребёнок Социальные педагоги Администраци и учреждений Работники общежития. Администраци
социальной поддержки выпускника я техникума 4. Адаптивный 1.Оказание педагогической, психологической, медицинской помощи ребёнку в трудных ситуациях. 2. Помощь в установлении социальных контактов с мастером п/о, преподавателями, воспитателями, детьми. 3.Консультирование работников детского дома по телефону, при личной встрече. 4.Совместные встречи целью представления и обоснования необходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях. 5.Обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника 6.Обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации 7.Проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого- педагогической помощи сироте; 8.Проведение собрания первокурсников. 9.Знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии 10.Постоянный обмен информацией по проблемам адаптации между специалистами, курирующими воспитанников из детских домов и техникума. 11.Взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, В течение года. Начало учебного года, по мере необходимос ти По мере необходимос ти в течение 1 года обучения 1-е полугодие Сентябрь- октябрь сентябрь в течение всего периода По мере необходимос ти Администраци я техникума, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель общежития, медработник работники детского дома, наставники, Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог, воспитатель, мастер п/о, работники детского дома Зам. директора по УВР, мастер п/о, работники детского дома
по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, 12.Совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем. 13. Консультирование, оказание помощи, собеседование. Специалисты отдела опеки и попечительства , соц. педагог, дети 5. Основной период обучения 1.Обмен информацией о результатах учебной деятельности, о поведении, в устной форме по телефону и направление информационных писем различной направленности. 2.Контроль за состоянием здоровья. 3.Организация свободного времени. 4.Приобщение к различным видам деятельности. 5.Проведение совместных совещаний, консилиумов, педсоветов по обсуждению профессиональной подготовки сирот. 6.Совместное решение проблем, связанных с организацией и прохождением учебно- производственной практики. 7.Сбор и коррекция информации о детях по организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся: консультирование, беседы. 8. Защита прав детей – сирот: пенсии, вопросы жилья и т.д. 9.Проведение совместных мероприятий в общежитии техникума. 10. Определение на период праздничных дней, каникул. 11.Проведение работы по укреплению родственных В течение учебного года. 2 раза в год Перед прохождени ем производств енной практики В течение всего периода обучения В течение всего периода обучения В течение всего периода обучения Каникулярн Администраци я техникума, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель общежития, медработник работники детского дома, наставники, Зам. директора по УВР мастер п/о, социальный педагог, психолог, работники детского дома Социальный педагог техникума, администрация детского дома
связей. 12.Использование возможностей до- полнительного образования; 13.Сотрудничество с органами опеки г. Сухой Лог и тех территорий, из которых прибыли обучающиеся: консультирование, информирование, проведение семинаров, консилиумов,учёбы, собеседование. 14. Осуществление совместной работы с инспекторами ОДН по профилактике правонарушений. ое время, праздничны е дни В течение учебного года по необходимос ти. В течение всего года Специалисты отдела опеки и попечительства , соц. педагог, дети Соц. педагоги, мастера п/о, воспитатели, инспектор ОДН 6 Завершение обучения и трудоустройство. 1.Выявление проблем воспитанников в профессионально- личностном развитии. 2.Организация комплекса индивидуальных консультаций с мастерами производственного обучения, направленных на разъяснение особенной детей-сирот и методов работы с ними 3.Проведение совместных психолого-педагогических консилиумов по вопросам поддержки профессионального становления детей. 4.Проведение совместных встреч по решению проблемы трудоустройства. 5.Направление писем в детские дома с целью организации своевременного трудоустройства детей. 6.Оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве. 7. Мониторинг успешности адаптации 2 –е полугодие 2- е полугодие 2 полугодие перед выпуском 2 полугодие перед выпуском 2 полугодие перед выпуском По мере необходимос ти В конце обучения психолог Психолог Социальный педагог Зам. Директора по УВР, психолог, соц Педагог, работники детских домов Социальный педагог Работники детских домов и техникума. Выпускник, воспитатель- наставник, куратор, соц.
педагог
Мониторинг успешности адаптации
за период с _____________ 20____ г по ____________ 20___ г
Критерии
Показатели
Результаты
Личностные Чувствует себя таким как все Уверен в себе и своих силах Чувствует отличия Постоянно ищет помощи Комплекс жертвы Ходит по инстанциям Комплекс неполноценности Социальный патронат Состояние Вполне здоров Ситуация в норме. К врачам не
здоровья обращается Иногда болеет (простуда, грипп) Не соблюдает правила безопасности. К врачам не обращается, а лечится сам Болеет часто (более 5 раз в год) Имеет хронические заболевания и не желает обратиться к врачу Не знает как и куда обратиться за мед. помощью Нет мед. полиса Не соблюдает медицинские рекомендации; Нет необходимых средств для лечения Занимается спортом и не имеет вредных привычек Ситуация в норме Спортом занимается редко, но имеет вредные привычки Ситуация со здоровьем стабильна, Иногда болеет Спортом не занимается вообще Ситуация со здоровьем стабильна, Болеет часто, Не знает где можно заняться спортом Активность Активен в обществе Входит в общественные организации; Принимает участие в выборах; Помогает другим сиротам; Помогает другим. Пассивен Ведет замкнутый образ жизни, отказывается от участия в жизни общества, в социуме изгой Активен асоциально Неформальные группы; хулиганство; драки Повышение образования и карьера Получает профессию Постоянная работа Стремится к карьерному росту Тратит деньги на образование Повышает квалификацию Постоянно учится Смысл жизни и ценности Имеет мечту, может ее сформулировать и понимает, что надо делать Стремится реализоваться Только мечтает Ничего не делает Есть цель жизни Стремиться достигать Есть положительные ценности Стремиться создать все, что может Отсутствует мечта и долгосрочные жизненные планы Не знает к чему стремиться, ищет занятия; постоянный поиск друзей; ищет помощи в обществе; ищет помощь у родственников; ищет помощь в организациях Обществен но-полезная занятость Учится или продолжает обучение в ОУ ПО Учится прилежно, имея цель получить знания, имеет проблемы с посещением занятий, имеет отрицательные результаты обучения, Учится ради получения мат. содержания или бесплатного жилья
Проходит службу в ВС Ситуация в норме. Устроился на работу официально Работает и не имеет взысканий по месту работы Устроился на работу неофициально Не стабильный источник к существованию, не хочет утраиваться официально по причине отсутствия возможности (проблемы с документами, мало платят, нет работы и т.д.) Стоит на бирже труда Получает пособие и сам активно ищет работу Временно не работает по уважит. причине активно ищет работу, решает возникшие трудности Не хочет работать Не имеет средств к существованию и не желает работать Проживание Живет сам в собственном жилье Жилье в норме Собственное жилье требует ремонт Собирается и занимается ремонтом; Нуждается в помощи, Не хочет делать Живет на закрепленной площади Жилье не в норме Живет у друзей имея собственное жилье Жилье сдает, Жилье простаивает Живет, где придется Не платит Живет в общежитии Жилье в норме (временно) Устройство быта Быт места проживания в норме Ситуация в норме Быт места проживания требует обустройства(приобретение мебели, техники и т.д.) Собирается и занимается обустройством, Требуется помощь Отсутствуют и не созданы нормальные условия быта Не желает заниматься обустройством Одевается чисто, аккуратно Ситуация в норме Одевается без «вкуса», неаккуратно Не умеет, не хочет, нет материальной возможности Следит за своей одеждой, обувью Ситуация в норме Не следит за своей одеждой, обувью Не умеет, не хочет Следит за прической, ногтями, чистотой тела Ситуация в норме Не следит за прической, ногтями, чистотой тела Не умеет, не хочет Умеет поддерживать жилище в чистоте, может создать уют Ситуация в норме Не поддерживает жилище в чистоте, может создать уют Не умеет, не хочет Свободное время Культурно проводит Развивает себя Проводит с друзьями Неформальная группа Проводит с родственниками Сохранение и поддержание родственных связей Проводит досуг у себя или друга Нормальная адаптация в жизни
Гуляет сам по себе Возможны случайные знакомые У телевизора, компьютера, занимается в соответствии со своими интересами Отсутствие желания общаться, Нет друзей, Проблемы в обществе Досуг не организован Не умеет распределять время, Стремиться зарабатывать больше, Не знает как организовать досуг Семейная жизнь Состоит в офиц. браке Семья нормальная Гражданский брак Семья нормальная; Возможны проблемы в семье Есть дети Нормальный образ жизни Не женился (не замужем) Нормальный образ жизни; Возможна частая смена партнеров; Имеет трудности в устройстве семейной жизни Экономическое благополучие Содержит себя сам Умеет распределять доходы, Доходы сочетаются с расходами. Помогает деньгами другим. Денег не хватает Не умеет распределять доходы, Расходы не соответствуют доходам Нуждается в деньгах, подрабатывает Ищет возможности заработать в труде; попрошайничает; ворует; берет в долг Адаптация в обществе Адаптиро вался Самостоятелен и рассчитывает только на себя Не нуждается в поддержке (не обращается регулярно за помощью) Испытывает трудности, но пытается справляться с ситуацией Требуется моральная поддержка. Требуется помощь специалистов Требуется материальная помощь Не адаптиро вался Попал в тюрьму; бродяжничает; Сомнительная компания Злоупотребляет алкоголем. Употребляет наркотики. Отрицательный результат АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА __________________________________________________________________ ______________________________________________ (краткий вывод о результатах социальной адаптации выпускника) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________.
На основании результата проведенного мониторинга, а также по итогам индивидуальной беседы с выпускником даны следующие рекомендации: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________ Социальный педагог: ______________________ О.И. Попова Воспитатель-наставник: ________ ________________________ Выпускник: ____________ _____________________________
В раздел среднее профессиональное образование