Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Методическое обеспечение внедрения профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"

статья

Автор: Якупова Алевтина Равильевна, методист, ГБПОУ МО "Электростальский колледж", Электросталь, Московская область



В раздел среднее профессиональное образование



Якупова А.Р.-методист ГБПОУ МО «Электростальский колледж», канд. пед. наук, доцент Жепан Л.Г.- заведующий структурным подразделением ГБПОУ МО «Электростальский колледж»
Методическое обеспечение внедрения профессионального

стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального

образования и дополнительного профессионального образования"

(на примере ГБПОУ МО «Электростальский колледж»)

Аннотация.
В работе рассмотрена деятельность методической службы ГБПОУ МО «Электростальский колледж» по формированию трудовой функции 3.1.2 «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации» при работе с преподавателями колледжа
Ключевые слова:
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", «Фонд оценочных средств», методика формирования ФОС. Бурное социально-экономическое развитие российского общества в XXI веке привело к серьезным трансформациям в системе профессионального образования. Качественное изменение системы профессионального образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства РФ. Перед педагогами профессиональных образовательных организаций (далее –ПОО) стоит сейчас нелегкая задача — построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования. В этой связи важное значение приобретают профессиональные качества педагога ПОО. По сути, мы говорим о новом профессиональном мировоззрении педагогических кадров, их способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм — социальным явлением.
Документ вводит новые понятия и регулирует вопросы разработки профессиональных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились определения «квалификации работника» и «профессионального стандарта». Квалификация работника — «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника», необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт — требования к квалификации работника, «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности». Разработка профессиональных стандартов — значимая часть Плана деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на ближайшие годы по обеспечению достижения ряда общественно значимых целей деятельности Правительства РФ. В частности, работа по достижению первой цели — «Достойный труд, справедливая зарплата» — планируется по нескольким направлениям, в числе которых и «Квалификация и профессиональные достижения определяют размер заработной платы работников». В основе работы по данному направлению — формирование национальной системы профессиональных квалификаций, включающей пересмотр квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, утверждение профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В числе проектов профессиональных стандартов значатся и стандарты для специалистов в области образования - руководителей образовательной и научной организации, специалистов в области воспитания и педагогической психологии, преподавателей, научных работников и педагогов. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"— утвержден и будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
В стандарте указано, что основная цель профессиональной деятельности педагога: организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ Как сделать так, чтобы педагоги соответствовали этим достаточно строгим критериям? Задача методической службы на современном этапе и состоит в том, чтобы помочь педагогам соответствовать современным требованиям. Рассмотрим более подробно как методической службы ГБПОУ МО «Электростальский колледж» организована работа по формированию трудовой функции 3.1.2 «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации» при работе с преподавателями колледжа. На первоначальном этапе коллектив преподавателей ознакомился с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Далее нами была проведена диагностика по выявлению методических проблем у преподавателей колледжа, которые возникнут при реализации стандарта. Диагностика показала, что в числе основных проблем коллектив преподавателей указывает следующую: «использование педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов организации контроля и оценки; применение современных оценочных средств, обеспечение объективности оценки». Методическая служба ознакомила преподавателей колледжа с методикой разработки фонда оценочных средств: научно-теоретическими
подходами к решению проблемы оценивания компетенций; технологиями проектирования фонда оценочных средств; процедурой оценивания сформированности компетенций у студентов. Далее методическая служба ознакомила коллектив преподавателей с методикой формирования и разработки ФОС, под которыми мы понимаем комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения. Рассмотрим основные этапы методики формирования «Фонд оценочных средств». (далее –ФОС)
Методика формирования ФОС. (1-й этап - нормативно-правового

обеспечения оценочной деятельности в ПОО)
-наделение полномочий методической службе ПОО по организации и проведению оценивания компетенций студентов; -материально-техническая и информационно-технологическая база (помещение, оргтехника, программное обеспечение), кадровое обеспечение; -методическая база (ФОС, анкеты, инструкции, методики оценивания результатов, форматы представления данных и др.); -организационно-технологическая схема взаимодействия с предметно- цикловыми комиссиями, преподавателями и студентами.
Методика формирования ФОС (2-й этап - подготовительный)
-разработка паспортов компетенций; -разработка сквозного плана-графика оценивания усвоения содержания и уровня сформированности компетенций; -согласование формы, структуры и содержания контрольно- измерительных материалов; -согласование форматов бланков ответов и протоколов окончательных результатов; -подготовка оценочных материалов;
-разработка сценария контрольно-оценочной процедуры, обеспечение конфиденциальности и защиты персональных данных; -разработка систем шкал, показателей и критериев оценивания уровня владения студентов компетенциями; -выбор методов анализа и интерпретации результатов оценивания.
Методика формирования ФОС (3-й этап - контрольно-оценочный)
-инструктаж организаторов; -проведение процедуры оценивания компетенций студентов при помощи оценочных средств; -сбор материалов и передача их на обработку (автоматизированную).
Методика формирования ФОС. (4-й этап - обработка результатов)
-автоматизированная проверка результатов; -статистическая обработка данных.
Методика формирования ФОС (5-й этап - аналитический и

моделирующий)
-нахождение среднестатистического значения для различных компетенций, формирование критериев оценивания; -формирование рейтинга студентов по уровню освоения каждой компетенции; -сообщение результатов испытуемым; -анализ достижений и проблем; -рекомендации студентам; -на основе статистической информации коррекция образовательного процесса; -внесение изменений в модели компетенций; -внесение изменений в учебный план и ПОО.
Алгоритм формирования ФОС

Этапы

Действия

Результаты
Содержательно- Разработка структуры Формирование «дерева» компетенций и требований к уровню их
проектировочный и содержания ФОС сформированности. 2. Перечень знаний, умений, навыков, компетенций, подлежащих оцениванию по видам и целям контроля. 3. Перечень необходимых ФОС. 4. Техническое задание на разработку структуры и фонда ФОС. 5. Макеты и спецификации всех видов оценочных средств. 6. Алгоритмы и критерии оценивания. 7. Описание порядка разработки, экспертизы и апробации с учетом специфики видов оценочных средств. 8. Методические рекомендации составителям ФОС в соответствии с требованиями к обеспечению их качества. 9. Положение о ФОС.
Этапы

Действия

Результаты
Апробация и экспертиза ФОС и технологий контроля и оценки Обсуждение, согласование ОС проблемными группами Решения, отраженные в протоколах заседаний структурных подразделений (ПЦК, МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ) Разработка графика проведения экспертизы проектных документов, корректировка (в случае необходимости) и доработка График проведения экспертизы ФОС. 2.Требования к уровню квалификации экспертов, методика экспертной оценки уровня компетентности экспертов. 3.Состав группы экспертов (наличие в группе экспертов потенциальных работодателей). 4.Экспертные заключения о возможности использования ФОС. 5.Перечень рекомендаций по корректировке и доработке ФОС. Утверждение Внутренняя сертификация ФОС Аналитико- диагностически Проведение оценочных мероприятий в соответствии с утвержденным графиком. Обработка полученной информации. Анализ результатов оценочных мероприятий. 2.Методика шкалирования результатов оценочных мероприятий. 3.Анализ времени и длительности контрольно-оценочного мероприятия. 4.Анализ требований к организации и проведению оценочного мероприятия. 5.Эмпирические характеристики качества ФОС (валидность, надежность, объективность, др.). 6.Перечень мероприятий по доработке и корректировке ФОС или его отдельных структурных элементов Данная методика позволила коллективу преподавателей разработать ФОС по ряду дисциплин и профессиональным модулям. Результаты мониторинга постоянно докладываются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, методических советах; анализируются результаты оценочных мероприятий; корректируется методика шкалирования результатов оценочных мероприятий; проводится анализ времени и длительности контрольно-оценочного мероприятия, анализ требований к организации и проведению оценочного мероприятия. Анализ результатов наглядно показывает, что: 1. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду в целом и качеству образования в частности за счёт установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.
2. Унифицированные требования стандарта обеспечат педагогам возможность самостоятельно оценивать уровень собственной квалификации, планировать карьеру. 3. Новые профессиональные стандарты станут и для работодателей основой для установления более конкретных требований к работнику с учётом специфики деятельности организации в современных социально- экономических условиях. Следовательно, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
Список литературы
Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону. Аркол. 2009. – 14,2 п.л. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов- первокурсников // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 43 - 48. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н)


В раздел среднее профессиональное образование