Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Что такое толерантность "

методическая разработка классного часа

Автор: Сизинцева Оксана Александровна, преподаватель клинических дисциплин, БПОУ ВО "Бутурлиновский медицинский техникум", город Бутурлиновка, Воронежская область



В раздел среднее профессиональное образование




Департамент здравоохранения Воронежской области

БПОУ ВО «Бутурлиновский медицинский техникум».

Методическая разработка

Классного часа

Тема :«Что такое толерантность?».



Разработчик : О.А. Сизинцева , преподаватель

клинических дисциплин.

Бутурлиновка 2016г.

Цели занятия: 1. Сформировать у студентов представление о толерантности, углубить понимание его значения; 2. Развить критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем; 3. Формировать толерантное мышления, уважение к своим правам и правам других людей Ход классного часа. Эпиграф: Теперь, когда мы научились Летать по воздуху как птицы, Плавать под водой как рыбы, Нам не хватает только одного: Научится жить на земле, как люди. Бернард Шоу Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…. Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос). Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты

Проявлять толерантность
– это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 16 ноября – Международный день толерантности.
Из истории слова
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и училище. Следует отметить, что предметом нетерпимости в нашем училище может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Давайте с вами выполним задание на выявление у нас толерантного отношения , на определения у нас степени терпимости, уважения к чужому мнению. Вам предстоит ответить на вопросы анкеты. (приложение1)
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Ищи лучшие аргументы. 5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 6. Стремись учитывать интересы других. Мы составили правила толерантного общения, а теперь попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие. Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие. Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта. Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на плакат (записываются на доске). - Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? Какими должны быть мы, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания нашего учебного заведения? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность - как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными адаптироваться в современных условиях. Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. Например: Мы живем в маленьком коллективе, это наша группа и мы все разные, индивидуальные и от того, как мы относимся друг к другу, понимаем ли друг друга, готовы ли помочь другому зависит и наше настроение и учеба и наше внутреннее Я. Давайте продемонстрируем свои способности к толерантному общению.
1. Кирпич понимания.

Понимать - значит, с полуслова или без слов понимать, что хочет и чувствует собеседник. Задание командам: языком жестов изобразить различные предметы и действия , а другая команда должна отгадать. 1. Телефон; 2. Утюг; 3. Сварка; 4. Пылесос; 5. Кладка кирпича.
2. Терпение.
Команды на время должны аккуратно с помощью туалетной бумаги сделать мумию из одного из участников. Учитывается аккуратность заматывания, слаженность действий и культура речи.
3.Улыбка
Улыбка служит паролем для друзей. Наша жизнь мало располагает к улыбкам и тем не менее нужно стремиться к этому, создавать друг другу комфортные условия .но есть и другие поводы для улыбок. Вопросы: 1. Где мы платим за то, что у нас взяли? (парикмахерская) 2. Почему львы едят сырое мясо? (не умеют готовить) 3. В каком веке муку мололи греки?(ни в каком) 4. Что нужно сделать, увидев во сне тигра? (проснуться) 5. Кто во времена Ивана Грозного носил самые большие сапоги? (тот, у кого была самая большая нога) 6. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (когда сидит в нем) 7. Чем можно снять колесо с гоночного автомобиля? (фотоаппаратом) 8. Что может портиться несколько раз в день? (настроение) 9. Кто ходит сидя? (шахматист) 10.Когда покупают лошадь, какой она бывает? (мокрой) 11.В каком месяце бывает 28 дней? (в каждом)
Выводы: Толерантность - это умение жить в мире непохожих идей и людей. Единство в разнообразии. В многообразии наша сила. Толерантность - объединяет. Это язык добрых слов. Измени себя, и ты изменишь мир.
Заключительное задание “Дерево толерантности”
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы класс, училище стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Студенты на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы учебное заведение стало “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в кабинете.) - В конце мне хочется сказать, что группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Приложение1
Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность» №1
Ким плохо одет…  Это неважно.  Ты подсмеиваешься над ним. Том питается не так, как ты, по причине своей религии…  Ты говоришь, что он выглядит смешно.  Ты просишь, чтобы он объяснил это. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…  Ты стремишься лучше узнать его.  Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули». Пожилая женщина медленно идет…  Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…  Ты разговариваешь с ним.  Ты говоришь, что все мальчик - нули. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…  Ты разговариваешь с ней.
 Ты говоришь, что все девочки – нули. На твоих глазах на кого – то нападают…  Ты пытаешься защитить его.  Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь. 8. К тебе подходит ребенок – инвалид…  Ты естественным образом разговариваешь с ним.  Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. - Выбери правильный ответ, сосчитай кружки. - Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если от 3 до 7 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. У тебя менее 3 кружков: Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!


В раздел среднее профессиональное образование