"Темперамент и его влияние на успешность в учебной деятельности"
Доклад
Автор: Нагаев Владимир Иванович, учитель технологии, МКС(К)ОУ "СКО школа-интернат VIII вида", г.Миасс, Челябинская область
В раздел среднее профессиональное образование
Темперамент и его влияние на успешность в учебной
деятельности
1.
Виды темпераментов и их общая характеристика
Индивидуальные особенности личности — присущие данному человеку психологические и психофизиологические качества, придающие ему неповторимость, своеобразие, отличающие его от других людей - темперамент, характер, способности, динамические особенности. Темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов (темпа, быстроты, ритма, интенсивности). Природной основой темперамента являются типы высшей нервной деятельности, образующиеся путем разных сочетаний основных свойств нервной системы. К таким свойствам относятся сила — слабость, подвижность — инертность, уравновешенность — неуравновешенность нервных процессов (Павлов И. П.). Сила (слабость) нервных процессов — это способность (неспособность) нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов; степень выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю. Подвижность (инертность) нервных процессов выражается в способности (неспособности) быстрого перехода от возбудительного процесса к тормозному и наоборот. Уравновешенность (неуравновешенность) означает одинаковую (разную) выраженность возбудительного и тормозного нервных процессов, их баланс (его отсутствие) по силе и подвижности. Сочетания крайних степеней этих свойств образуют четыре типа комбинации, или четыре типа высшей нервной деятельности: 1
1. живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует сангвиническому темпераменту); 2. безудержный тип — сильный, неуравновешенный в сторону возбуждения (соответствует холерическому темпераменту), 3. спокойный тип — сильный, уравновешенный, медленный (соответствует флегматическому темпераменту), 4. слабый тип — низкая работоспособность, быстрая истощаемость (соответствует меланхолическому темпераменту) Рассмотрим каждый вид темперамента: Меланхолический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешней вялостью реагирования на окружающее. Основные свойства нервной системы — основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Сангвинический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся живостью, подвижностью, быстрым реагированием на внешние события, сравнительной легкостью переживания неудач и неприятностей. Флегматический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся медлительностью, невозмутимостью, устойчивостью стремлений, более или менее постоянным настроением, слабым внешним выражением душевных состояний. Холерический темперамент — индивидуальные психологические особенности, характеризующиеся быстротой, порывистостью, способностью отдаваться делу с исключительной страстностью, но не 2
уравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений. 2.
Трудности в обучении детей с различными темпераментами
Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом темперамента?
Ученики-флегматики
. В. А. Сухомлинский так характеризовал умственную деятельность учащихся: «…У одного ребенка поток мыслей течет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого — как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мысли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход» (Сухомлинский В. А.). И вот что он писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки — ничего не поможет». Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательной сферы ребенка, 3
тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.
Ученики-меланхолики
. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников-меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.
Ученики-сангвиники
. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Учеников-сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о 4
перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.
Ученики-холерики
. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой-либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности — вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий. 3.
Учет особенностей темперамента при обучении
Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках 5
деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Важная роль умственных способностей состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности, который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента подростков является актуальной проблемой. Особенности темперамента школьников в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. В одном эксперименте младшим школьникам с сильной и слабой нервной системой предложили решать простые арифметические примеры в течение урока. В результате наблюдения за деятельностью учеников были замечены следующие различия: ученики со слабой нервной системой на начальном этапе решали большее количество примеров, но зато они быстрее уставали. Ученикам же с сильной нервной системой требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но зато потом они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности. В другом исследовании наблюдались успешно занимающиеся старшеклассники. Оказалось, что среди них были и с сильной, и со слабой нервной системой. Но в зависимости от темперамента процесс 6
учебных занятий протекал по-разному. Так, когда в самостоятельных занятиях выделили три этапа — подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаружилось, что ученики с сильной нервной системой мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преимуществу в ходе самой работы), а школьники со слабой нервной системой осуществляли продолжительные подготовительные и контрольные действия (большинство исправлений и добавлений в сочинения вносились ими в дополнительное время при самопроверке). Другое отличие состояло в том, что ученики с сильной нервной системой длительно выполняли задания без специального планирования и распределения времени; учащиеся со слабой нервной системой за новое задание брались, закончив прежнее; для заданий на срок составляли планы (на день, неделю и т. д.). Но по конечной продуктивности нельзя было отдать предпочтение учащимся с тем или другим темпераментом. В обучении важно учитывать особенности темперамента 4.
Педагогические подходы как средство формирования эффективного
индивидуального стиля деятельности
В процессе учебно-воспитательной работе необходимо использовать различные педагогические подходы к обучению детей с различными темпераментами, как средство формирования эффективного индивидуального стиля деятельности - холериков, посредством тренировок, формировать поведение, компенсирующее недостаточность тормозного процесса. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими учащимися, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется 7
говорить на повышенных тонах. Это усилит его возбуждение. Воспитанию темперамента способствует воспитание эмоций и чувств школьников. Холерики вспыльчивы, несдержанны, обидчивы, могут сказать воспитателю дерзость, проявить непослушание. Надо помочь таким детям в обретении сдержанности, самообладания и без нужды не задевать их самолюбия. Школьник с холерическим темпераментом способен продуктивно трудиться более длительное время, но зато для восстановления его трудоспособности необходим более длительный отдых. Холерику нужны редкие длительные перерывы в работе. Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. - Меланхолики при напряженной работе быстро утомляется, потому что нервные клетки его мозга расходуют и без того малый запас реактивного вещества и переходят в тормозное состояние. Для меланхоликов – обладателей слабой нервной системы – полезны частые перерывы в работе для восстановления реактивного вещества нервных клеток и поддержания их работоспособности (исследования Н.С.Лейтеса). Меланхолики впечатлительны и легкоранимы, застенчивы, склонны к замкнутости, неуверенности и страху. Резкий тон травмирует ребенка, усиливает процесс торможения, который и без того преобладает у меланхолика. В ответ на повышенный тон в обращении с ним меланхолик умолкает, теряется, иногда плачет. Надо помочь таким детям преодолевать робость, неуверенность и другие астенические чувства и эмоции; чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе. При доброжелательном отношении учителя и класса, под влиянием систематической тренировки в преодолении недостатков темперамента дети- 8
меланхолики приобретают жизненно ценные нравственные и волевые черты характера. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. На учащихся меланхолического типа темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание. - Флегматики, спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – большую подвижность, активность, важно не допускать у него потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать быстро с одной задачи на другую. Флегматики обладают пониженной эмоциональной возбудимостью, медлительностью, на уроках спокойны, дисциплину нарушают редко. Вывести их из эмоционального равновесия могут только очень сильные воздействия. Если флегматика тренировать в быстром темпе выполнения работы, он радуется своим успехам, теснее сближается с классным коллективом. При ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение. 9
- Сангвиники – это дети, у которых нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения; необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Сангвиники в эмоциональном отношении менее уязвимы, чем меланхолики. Выражение "с него как с гуся вода" более всего применимо к сангвинику. Строгое замечание, повышенный тон учителя часто оказывают на него дисциплинирующее влияние. Строгость, требовательность и постоянный контроль учителя за работой и поведением детей-сангвиников дают нужный эффект в их воспитании. 5.
Флегматики и меланхолики, как особый тип ученика
Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой – флегматики и меланхолики, чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, «Ни одному разряду учеников не 10
приходится в наших школах так плохо, как тем вялым тугопонимающим мальчикам, которых учителя часто называют бездарными и бестолковыми. В отношении к ним всего более погрешает современное воспитание. А между тем они-то и заслуживают самого тщательного внимания и попечения со стороны воспитателя. Большею частью в них скрываются такие духовные силы, которые далеко превосходят так называемых талантливых, бойких учеников... Весьма многие из знаменитых людей, впоследствии отличившихся в науке, часто в школе играли роль таких непонятливых голов и нередко заставляли потом бывших учителей своих восклицать: кто бы мог в них это предполагать!» (Добролюбов Н. А.). Необходимо при учете особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.
Заключение
В полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика. Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для общей для всех цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке — жить с людьми, подчинять свои интересы общим. 11
В раздел среднее профессиональное образование