Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

рабочая кружковая программа "Я - рабочий" по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам

программа

Автор: Кучерявенко Светлана Алексеевна, воспитатель, ГАУ КО "Юргинский психоневрологический интернат", город Юрга, Кемеровская область



В раздел среднее профессиональное образование



1 ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат» «Утверждаю» Директор ГАУ КО «ЮПНИ» ______________ Либец А.Н. «_____» ____________2016г.
Я – рабочий
(кружковая программа) Автор – составитель: воспитатель I категории С.А.Кучерявенко Юрга 2016
2
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………...3 Тематическое планирование по профессии «штукатур» 1-ый год обучения…8 Тематическое планирование по профессии «маляр» 2-ой год обучения…......9 Календарно – тематическое планирование изучаемого курса1-ый год обучения……………………………………………………………11 Календарно – тематическое планирование изучаемого курса 2-ой год обучения………………………………………………………13 Примерный план проведения учебного занятия……………………... 15 Содержание изучаемого курса 1 года обучения………………………………...16 Содержание изучаемого курса 2 года обучения………………………………...17 Методическое обеспечение программы…………………………………………20 Ключевые слова…………………………………………………………………...21 Список литературы………………………………………………………………..22
3
Пояснительная записка
Работа с видами строительных материалов (цемент, вода, гипс и пр.), – это очень трудоемкое, но увлекательное занятие, которое заключает в себе большие возможности для развития познавательных способностей проживающих, ведь выполняя такую работу важно заинтересовать их процессом созидания, вселить уверенность, что они смогут выполнить процесс работы. Стоит посмотреть на «умелые руки» мастера, которые превращают обычный раствор в реставрационный материал: участие в частичном ремонте (отмостки здания, цокольный этаж, стены здания, жилые комнаты и пр). Превращение в красивые помещения, которые будут радовать, привлекать взгляд, как свой, так и других уютом, аккуратностью. Именно поэтому, опираясь на собственный опыт, методическую литературу, ресурсы интернета, была составлена эта рабочая программа. Содержание программы позволяет ознакомить проживающих с моделью работы в области строительного искусства. Способствует формированию творческого опыта, воспитывает художественный вкус, формирует способность осознавать, чувствовать, воспринимать свое творение для окружающих, развивает воображение и фантазию, наблюдательность, мелкую и двигательную сенсомоторику, успокаивает нервную систему посредством включения в процесс труда. На обучающих занятиях в меру своих возможностей проживающие овладевают основами строительного ремесла, знакомятся с различными приемами технологии «штукатурства – малярства»: штукатурка элементов панелей, дверных проемов, стен здания, покраска и оформление стен и пр, законченное оформление комнаты сувенирами, комнатными растениями, бытовой техникой. Включение проживающих в творческую деятельность, снимает, присущие, им скованность, неуверенность в себе, напряженность. Создание
4 вокруг положительной атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает их к общению и общему производительному делу.
Новизна
данной программы заключается в использовании разных строительных технологий, ранее не применявшихся в данном учреждении, а также знакомит с различными материалами, которые упрощают технологию (художественная краска). Этот технический универсализм помогает проживающему достигнуть достаточного уровня в овладении трудовых навыков. Практические занятия имеют и культурно – психологическое значение: проживающие обучаются доставлять радость и окружающим людям.
Актуальность
заключается в возможности самим проживающим принимать участие в трудовом процессе своими руками, развивать свои креативные способности, которые они могут использовать в дальнейшей жизни, в удовлетворении одной из основных социальных потребностей: частичной самореализации личности.
Цель программы:
 знакомство с основами теоретических знаний и практических умений при работе со строительными материалами, приобщение проживающих к самостоятельному труду.
Задачи программы:
 создать благоприятную атмосферу для неформального общения проживающих, увлеченных общим делом;  научить простейшим приемам и техниками работы со строительными материалами;  ознакомить с основными свойствами строительных материалов;  развивать двигательную память, мышление, художественный вкус;  воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, аккуратность, а также чувство удовлетворения от выполненной работы.
5
Рабочая программа «Я – рабочий»

рассчитана на 2 года обучения
Для успешного программного освоения, занятия проводятся в подгруппе 10 – 12 человек. Продолжительность занятия составляет 45 – 60 минут, включая отдых в виде физкультминуток или ритмичных динамических пауз. Занятия проводятся по 4 раза в месяц в течение каждого календарного года, за исключением отпуска воспитателя.
Условия реализации программы
 программа рассчитана на проживающих от 18 до 45 лет;  наличие дидактического, практического материалов;  систематичность занятий;  техническое оснащение;  удовлетворение и радость проживающих от своей работы;  похвала и поддержка со стороны воспитателя в пользу проживающих.
Для успешной реализации программного материала используются

методы:
 словесный: предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, объяснение, рассказ;  наглядный: показ, экскурсии  практические: работа под руководством воспитателя на территории учреждения.
Формы работы:
 индивидуальная: по возможности каждый должен освоить технику выполнения задания;  групповая: по несколько человек выполняют одно задание (перенос инструментов и т.д.);  коллективная: общий результат работы.
При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:
 систематичности и последовательности;  учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;  доступности и посильности;  наглядности.
6
Формы подведения итогов реализации программы

Результативность:
➢ Прохождение программы предполагает частичное овладение проживающими комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. ➢ В результате обучения в течение полного учебного года по программе обучения предполагается, что проживающие получают следующие основные знания и умения: ➢ познакомятся со свойствами строительных материалов, как материалов для художественного творчества; познакомятся с названиями строительных инструментов (лопатка, шпатель, ➢ ковш, полутерка, кисть, уровень, различные валики); ➢ познакомятся с основами знаний в области цветоведения; ➢ овладеют основными приемами работы: различными видами отделок; ➢ научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие); ➢ научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; ➢ познакомятся с основными видами работ из различных материалов (известь, гипс, цементы, смолы; заполнители песок, гравий, каменная крошка, опилки и пр.); вспомогательные материалы: дрань, металлическая сетка, войлок и пр.. ➢ научатся сознательно и самостоятельно использовать знания и умения, полученные на занятиях; ➢ научатся в доступной форме повышать производительность труда, экономию рабочего времени и материалов, улучшение условий труда, качество работы. Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Результаты работы проживающих, в основном, оцениваются устно. А также:
7  демонстрация работы в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений проживающих.
Тематическое планирование по профессии «штукатур»

1-ый год обучения

8 Тема занятий Теория Практика Всего
I. Вводный блок
1. Инструменты и материалы: ручные и механизированные 0,5 – 0,5 2. Правила техники безопасности 0,5 – 0,5 1 -
1

II. Виды штукатурных работ
1. Мокрая штукатурка 2 - 2 2. Сухая штукатурка 2 - 2 3.Штукатурка по металлической сетке 1 - 1 5 -
5

III. Штукатурные растворы
1. Обыкновенные 2 - 2 2. Более легкие 2 - 2 4 -
4

IV. Виды штукатурок
1. Работа с цементом - 2 2 2. Работа с известью - 2 2 3. Работа с гипсом - 3 3 4. Работа с цементно - известковыми - 2 2 5. Работа с известково - гипсовыми - 2 2 - 11
11

V. Отштукатуривание
1. Подготовка поверхности (простильный ряд, выходной ряд) - 2 2 2. Нанесение обрызга, грунта, накрывочного слоя - 1 1 3. Практическое выполнение 4 1 5 4 4
8

VI. Декорирование
1. Цвета спектра 2 - 2 2. Декоративная штукатурка 2 - 2 4 -
4

VII. Цикл творческих работ
1. Коллективные работы с использованием различных техник - 4 4 4
4

VIII. Посещение городских улиц
- - 2
2

IX. Презентация результата работы
1
1

9
Всего

40

Тематическое планирование по профессии «маляр» 2-ой год обучения
Тема занятий Теория Практика Всего
I. Вводный блок
1. Правила техники безопасности 1 - 1 1 -
1

II. Инструменты
1. Ручные 1 - 1 2. Механические (краскопульт). Правила и приемы руководства техническими средствами (краскопульт). Правила техники безопасности 1 1 2
3

III. Декорирование
1. Теплые цвета 1 1 2 2. Холодные цвета 1 1 2 3. Оттенки цветов 1 1 2
6

IV. Виды малярных работ
1. Работа со шпатлевкой 0,5 0,5 1 2. Работа с побелочными составами 1 1 2 3. Работа с колером 1 1 2 4. Технология «под шагрень» ).5 0,5 1
6

V. Малярные работы
1. Подготовка и организация малярных работ 1 - 1 2.Наружная окраска - 1 1 3. Подмазка трещин (шпаклевка) - 1 1 4. Внутренняя окраска. Разметка стен 1 1 2 5. Практическое выполнение: окраска поверхностей клеевыми, масляными и синтетическими составами (полимерные краски) 1 3 4 6. Практическое выполнение: окраска поверхностей силикатными красками – фасадов здания (по высохшему грунту с рисунком, без рисунка) 1 3 4 7. Практическое выполнение: окраска поверхностей поливинилацетатными красками 1 3 4
10 5 12
17

VI. Художественная отделка помещений
1. Интерьер зданий - 1 1 2. Роспись по трафарету: способ торцевания: ритмичное повторение рисунка - 1 1 3. Эффект шелковистости (плавные переходы от цвета в цвет) 1 1
-
3
3

VII. Цикл творческих работ
1. Коллективные работы с использованием различных техник - 2 2 - -
2

VIII. Посещение городских улиц
- 1 1
1

IX. Презентация своей работы
1
1

Всего

40

Календарно – тематическое планирование изучаемого курса

1-ый год обучения

11 № п/ п Тема занятий Кол-во часов Дата проведения Форма занятий 1
Вводное занятие

1
1.1. Инструменты и материалы: ручные и механизированные 0,5 январь Рассказ – показ 1.2 Правила техники безопасности 0,5 январь Рассказ – показ 2
Виды штукатурных работ

5
2.1. Мокрая штукатурка 2 январь Рассказ – показ 2.2. Сухая штукатурка 2 февраль Рассказ – показ 2.3. Штукатурка на металлической сетке 1 февраль Рассказ – показ 3
Штукатурные растворы

4
3.1. Обыкновенные 2 февраль – март Рассказ – показ 3.2. Более легкие 2 март Рассказ – показ 4
Виды штукатурок

11
4.1 Работа с цементом 2 март – апрель Практическая работа 4.2 Работа с известью 2 апрель Практическая Работа 4.3 Работа с гипсом 3 апрель – июнь Практическая Работа 4.4 Работа с цементно – известковыми 2 июнь Практическая Работа 4.5 Работа с известково – гипсовыми 2 июль Практическая Работа 5
Отштукатуривание

8
5.1 Подготовка поверхности (простильный ряд, выходной ряд) 2 июль Практическая работа 5.2 Нанесение обрызга, грунта, накрывочного слоя 1 август Практическая работа 5.3 Практическое выполнение 5 август – сентябрь 6
Декорирование

4
6.1 Цвета спектра 2 сентябрь Рассказ – показ 6.2 Декоративная штукатурка 2 октябрь Рассказ – показ
12 7
Цикл творческих работ

4
7.1 Коллективные работы с использованием различных техник 4 октябрь – ноябрь Практическая работа 8
Посещение городских улиц

2
ноябрь Практическая работа 9
Презентация своей работы

1
декабрь Практическая работа Всего:
40

Календарно – тематическое планирование изучаемого курса

2-ой год обучения
№ п/ п Тема занятий Кол-во часов Дата проведения Форма занятий 1
Вводное занятие

1
1.1. Правила техники безопасности 1 январь Рассказ – показ 2
Инструменты

3
2.1. Ручные 1 январь январь – февраль Рассказ – показ Рассказ – показ / практическая работа 2.2. Механические. Правила и приемы руководства техническими средствами (краскопульт). Правила 2
13 техники безопасности 3
Декорирование

6
3.1. Теплые тона 2 февраль Рассказ – показ / практическая работа 3.2. Холодные тона 2 февраль – март Рассказ – показ / практическая работа 3.3 Оттенки цветов 2 март Рассказ – показ / практическая работа 4
Виды малярных работ

6
4.1 Работа со шпатлевкой 1 март – апрель Рассказ – показ / практическая работа 4.2 Работа с побелочными составами 2 апрель Рассказ – показ / практическая работа 4.3 Работа с колером 2 апрель – июнь Рассказ – показ / практическая работа 4.4 Технология «под шагрень» 1 июнь Рассказ – показ / практическая работа 5
Малярные работы

17
5.1 Подготовка и организация малярных работ 1 июнь Практическая работа 5.2 Наружная окраска 1 июнь Практическая работа 5.3 Подмазка трещин 1 июль Практическая работа 5.4 Внутренняя окраска. Разметка стен 2 июль Рассказ – показ / практическая работа
14 5.5 Практическое выполнение: окраска поверхностей клеевыми, масляными и синтетическими составами (полимерные краски) 4 июль – август Рассказ – показ / практическая работа 5.6 Практическое выполнение: окраска поверхностей силикатными красками – фасадов здания (по высохшему грунту с рисунком, без рисунка) 4 август – сентябрь Рассказ – показ / практическая работа 5.7 Практическое выполнение: окраска поверхностей поливинилацетатными крсками 4 сентябрь – октябрь Рассказ – показ / практическая работа 6
Художественная

отделка

помещений

4
6.1 Интерьер зданий, помещений 1 октябрь Практическая работа 6.2 Роспись по трафарету: способ торцевания (ритмическое повторение рисунка) 1 октябрь Практическая работа 6.3 Эффект шелковистости (плавные переходы от цвета в цвет) 1 октябрь Практическая работа 7
Цикл творческих работ

2
7.1 Коллективные работы с использованием различных техник 2 ноябрь Практическая работа 8
Посещение городских улиц

1
ноябрь Практическая работа 9
Презентация своей работы

1
ноябрь Рассказ – показ Всего:
40

15
Примерный план проведения учебного занятия

I.

Вводная часть
1. Организационный момент (подготовка рабочего места, материалов и инструментов для занятия);
II.
Сообщение, темы занятия. Беседа по теме (выявление знаний проживающих по теме, сообщение новых сведений по теме.
III.

Основная часть
1. Показ и анализ образцов предметов работы (название, назначение, материал, способы работы); 2. Составление плана работы (поэтапное планирование); 3. Подбор материалов и инструментов; 4. Повторение правил техники безопасности работы с материалами и инструментами, разминка пальцев рук. 5. Практическая работа (индивидуальная, групповая или коллективная; руководство воспитателя, негласный контроль за всеми и в отдельности; по мере необходимости – физкультминутка, гимнастика для рук, глаз) III.
Заключительная часть.
1. Обсуждение выполненных работ (похвала, одобрение, все получилось); 2. Итог, тема следующего занятия; 3. Уборка рабочего места.
16
Содержание изучаемого курса 1-го года обучения

I.

Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с планом занятий. Техника безопасности.
II.

Виды штукатурных работ (5 ч.)
Цель: формировать интерес к строительному творчеству, развивать пространственное воображение, ручную умелость, память, внимательность и аккуратность.  Знакомство техникой нанесения мокрой, сухой, штукатуркой, штукатуркой на металлической основе, способами работы.
III.

Штукатурные растворы (4 ч.)
Цель: развитие умений у проживающих правильно определять строительный материал для получения обыкновенных, более легких растворов, используя образец педагога как возможность действовать самостоятельно. Содействовать развитию двигательной умелости.
IV.

Виды штукатурок (4 ч.)
Цель: формирование умений применять полученные знания для работы со строительными материалами, знать их назначение, способы работы.  Работа с цементом  Работа с известью  Работа с гипсом  Работа с цементно – известковыми материалами  Работа с известково – гипсовыми материалами
V.

Отштукатуривание (4 ч.)
Цель: развитие двигательной, ручной умелости, как средства формирования у проживающих ориентировки в пространстве при работе с материалами.  Подготовка поверхности (простильный ряд, выходной ряд)  Нанесение обрызга, грунта, накрывочного слоя  Практическое выполнение
VI.

Декорирование (4 ч.)

17 Цель: развитие умений у проживающих правильно подбирать и грамотно располагать детали и элементы декора на основной поверхности, используя образец как возможность действовать самостоятельно. Содействовать развитию творческого воображения и фантазии, цветовидения.  Цвета спектра  Декоративная штукатурка
VII.

Цикл творческих работ (4 ч.)
Цель: формирование умений применять полученные навыки в коллективе  Коллективные работы с использованием различных техник
VIII.

Посещение городских улиц (1 ч.)
Цель: видеть виды выполненных работ, развивать внимание, художественный вкус
Заключительное занятие: Презентация своей работы (1ч.)
- Представление результата деятельности
Содержание изучаемого курса 2-го года обучения

IX.

Вводное занятие (1 ч.)
Знакомство с планом занятий. Техника безопасности.
X.

Инструменты (3 ч.)
Цель: формировать интерес к строительному творчеству, развивать пространственное воображение, ручную умелость, память, внимательность и аккуратность.  Знакомство с различными инструментами: ручные  Знакомство с различными инструментами: механические. Правила и приемы руководства техническими средствами (краскопульт). Правила техники безопасности  Практическое выполнение
XI.

Декорирование (6 ч.)
Цель: развитие умений у проживающих правильно определять цветовую гамму, используя цветовой спектр как возможность понимать цветовой выбор.  Теплые тона  Холодные тона  Оттенки цветов
XII.

Виды малярных работ (6 ч.)
Цель: формирование умений применять полученные знания для работы со строительными материалами, знать их назначение, способы работы.  Работа со шпаклевкой
18  Работа с побелочными составами  Работа с колером  Технология «под шагрень»
XIII.

Малярные работы (17 ч.)
Цель: развитие двигательной, ручной умелости, как средства формирования у проживающих ориентировки в пространстве при работе с материалами.  Подготовка и организация малярных работ  Наружная окраска  Подмазка трещин  Внутренняя окраска. Разметка стен  Практическое выполнение: окраска поверхностей клеевыми, масляными и синтетическими составами (полимерные краски)  Практическое выполнение: окраска поверхностей силикатными красками – фасадов здания (по высохшему грунту с рисунком, без рисунка)  Практическое выполнение: окраска поверхностей поливинилацетатными красками
XIV.

Художественная отделка помещений (4 ч.)
Цель: развитие умений у проживающих цветовосприятия, умения грамотно располагать детали и элементы декора на основной поверхности, используя образец как возможность действовать самостоятельно. Содействовать развитию творческого воображения и фантазии, цветовидения.  Интерьер зданий, помещений  Роспись по трафарету: способ торцевания (ритмическое повторение рисунка)  Эффект шелковистости (плавные переходы от цвета в цвет)
XV.

Цикл творческих работ (2 ч.)
Цель: формирование умений применять полученные навыки в коллективе  Коллективные работы с использованием различных техник
XVI.

Посещение городских улиц (1 ч.)
Цель: видеть виды выполненных работ, развивать внимание, художественный вкус
Заключительное занятие: Презентация своей работы (1ч.)
- Представление результата деятельности
19
Методическое обеспечение программы
1. Рабочая программа.
Материальное оснащение программы.
2. Материалы для работы: растворы: известковые, гипсовые, цементные, шпатлевка, песок, щебень, мел, различные масляные и водоэмульсионные краски 3. Инструменты: мастерок, кисти, шпателя разных размеров, стамеска, уровень и пр. 4. Информационно – методические материалы: альбомы, журналы, учебная литература, книги по теме, фотографии, слайды, эскизы.
Общие требования к обстановке:
 Методические материалы должны постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;  Физкультминутки.
Организационное и техническое обеспечение:
 Помещения внутренние и внешние
20
Ключевые слова

Декор
– совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
Контур
– в общем случае, замкнутая линия, очертание некоторой геометрической фигуры, предмета.
Трафарет
- приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений.
Шпон
– древесный материал, представляющий собой тончайшие листы древесины.
Эскиз
– предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
Профессия –
изучение окружающего профессионального мира и познание самого себя посредством набора материалов и инструментов.
Строитель –
человек, имеющий знания, опыт в области строения зданий.
Штукатур


человек, проявляющий возможность творческого усовершенствования рабочих операций по созданию штукатурной отделки.
Маляр –
человек творческого поиска по окрашиванию помещений.
Красота


это сложный процесс накопления знаний и творческого применения их на практике.
21
Список литературы
1. Алексеев, В. В. Штукатур [Текст]: метод. пособие / В. В. Алексеев. – М.: СТРОЙИЗДАТ, 1987. – 45 с. 2. Александровский, А. В. Штукатурные, декоративно – художественные работы [Текст]: учебное пособие / А. В. Александровский. – М.: СТРОЙИЗДАТ, 1979. – 145 с. 3. Бабак, В. В. Маляр [Текст]: метод. пособие / В. В. Бабак. – М.: СТРОЙИЗДАТ, 1975. – 43 с. 4. Руденко, В. И. Штукатурные, шпатлевочные и малярные работы [Текст]: практ. пособие / В. И. Руденко. – М.: ФЕНИКС, 2009. – 251 с. 5. Сериков, Л. И. Штукатур – маляр [Текст]: справочник / Л. И. Сериков. – М.: ФЕНИКС, 2009. – 256 с. 6. Черноус, Г. Г. Технология штукатурных работ [Текст]: метод. пособие / Г. Г. Черноус. – М.: Академия, 2012. – 210 с.
22 Приложение 1
23


В раздел среднее профессиональное образование