"Проектная деятельность как один из активных методов обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС"
Статья
Автор: Колдаева Диана Анатольевна, преподаватель иностранного языка, ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж", город Набережные Челны, Республика Татарстан
В раздел среднее профессиональное образование
Проектная деятельность как один из активных методов обучения
английскому языку в условиях реализации ФГОС
В современном мире знание иностранных языков является
необходимостью для каждого образованного человека. Расширение
международного сотрудничества требует от современного специалиста
активного владения иностранным языком. Владение иноязычной лексикой
профессиональной сферы предоставляет специалисту возможность вступать
в диалог с другими, обмениваться информацией и результатами труда.
Изменения, которые произошли в системе образования за последние
годы, заставили переосмыслить технологии и методы обучения иностранным
языкам. В условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта нового поколения необходимо упомянуть о том,
что цели нового стандарта состоят в реализации компетентностного,
деятельностного, личностно-ориентированного подходов к обучению
иностранному языку. Реализация данных подходов становится возможной
при использовании таких методов и технологий, которые обеспечивают
усиление мотивации, стимулирование творческого потенциала и
формирование стремления к самосовершенствованию и саморазвитию. К
подобным технологиям относятся активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, которые
обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности учащихся в ходе освоения учебного материала. Методы
базируются на творческом характере деятельности и её практической
направленности. При использовании активных методов меняется роль
учащегося – он теперь не просто пассивный наблюдатель, а, напротив,
активный участник образовательного процесса.
Активные методы обучения иностранному языку:
- помогают учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- видоизменяют взаимоотношения учителя и учащихся, строит их на основе
сотрудничества и взаимопомощи.
- создают условия для активного и свободного развития личности
- развивают и совершенствуют языковые и интеллектуальные способности
учащихся
- способствуют развитию устойчивого интереса к изучению языка
- развивают потребность в самообразовании - способствуют активизации познавательной деятельности учащихся К активным методам обучения иностранным языкам относят: 1) Интенсивный метод, который построен на большом объёме языкового материала. 2) Метод активизации, предполагающий глобальное использование всех средств воздействия на психику студента. 3) Прямой метод, в основу которого кладутся устная речь и исключение родного языка на уроках. 4) Мозговой штурм, при котором участникам обсуждения предлагается высказать максимальное количество вариантов решения (в том числе самых фантастичных), из которых впоследствии отбираются наиболее удачные, применимые на практике. 5) Метод проектов, или проектная деятельность, в основе которой лежит проблема, и для её решения требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Метод проектов нашёл широкое применение в практике преподавания иностранного языка. Это обусловлено рядом причин, таких как развитие социокультурной компетенции, то есть изучение страноведческого материала, анализ и сравнение культур и традиций различных стран и народов; расширение словарного запаса; широкий спектр средств выражения смысла, а главное, создание реального продукта, результата деятельности, демонстрирующего возможность и умение применять полученные результаты на практике. Работа над проектом предполагает несколько этапов 1.Организационно-подготовительный. Выбирается тема проекта, её формулировка, цель, задачи, характер и содержание работы. На этом этапе весьма эффективно будет использовать метод «мозгового штурма», так как общее представление идей помогает определиться с темой исследования. Тематика проектов варьируется. Студентам предлагаются различные темы с учётом специфики образовательной организации, к примеру, студентам медицинского колледжа могут быть предложены темы с
использованием общеупотребительной лексики («Дом мечты», «Виртуальная экскурсия в Лондон» и т.д.), либо тематика медицинской направленности («Строение тела человека», «Заболевания сердечно-сосудистой ситстемы» и т.п.), предполагающая установление междисциплинарных связей, которые являются важнейшим элементом системы образования в условиях реализации нового стандарта. 2. Поисково-исследовательский. На данном этапе происходит сбор, накопление, изучение, систематизация материала; обсуждение, анализ первых результатов; возможны консультации с преподавателем по поводу оформления и презентации проекта. 3. Творческий. Происходит оформление проекта. Неотъемлемой составляющей любого проета является конечный результат, продукт. Результатом работы могут быть стенгазеты, газеты, кроссворды, флаги, национальные эмблемы, путеводители, карты, рецепты блюд, буклеты, презентации, видеофильмы. 4. Демонстрационный. Происходит презентация проектов, подведение итогов и обсуждение результатов. Выполняя проектную деятельность, каждый учащийся, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный по психологическим особенностям, имеет возможность проявить собственную фантазию и творческий подход, активность и самостоятельность. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся извлекают для себя практическую пользу от изучения иностранного языка, и, как следствие, происходит повышение интереса к учебной деятельности и формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Список использованной литературы 1. Барменкова О.И.О работе над проектом.//Иностранные языки в школе. – 2007 2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе.-2000
- развивают потребность в самообразовании - способствуют активизации познавательной деятельности учащихся К активным методам обучения иностранным языкам относят: 1) Интенсивный метод, который построен на большом объёме языкового материала. 2) Метод активизации, предполагающий глобальное использование всех средств воздействия на психику студента. 3) Прямой метод, в основу которого кладутся устная речь и исключение родного языка на уроках. 4) Мозговой штурм, при котором участникам обсуждения предлагается высказать максимальное количество вариантов решения (в том числе самых фантастичных), из которых впоследствии отбираются наиболее удачные, применимые на практике. 5) Метод проектов, или проектная деятельность, в основе которой лежит проблема, и для её решения требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Метод проектов нашёл широкое применение в практике преподавания иностранного языка. Это обусловлено рядом причин, таких как развитие социокультурной компетенции, то есть изучение страноведческого материала, анализ и сравнение культур и традиций различных стран и народов; расширение словарного запаса; широкий спектр средств выражения смысла, а главное, создание реального продукта, результата деятельности, демонстрирующего возможность и умение применять полученные результаты на практике. Работа над проектом предполагает несколько этапов 1.Организационно-подготовительный. Выбирается тема проекта, её формулировка, цель, задачи, характер и содержание работы. На этом этапе весьма эффективно будет использовать метод «мозгового штурма», так как общее представление идей помогает определиться с темой исследования. Тематика проектов варьируется. Студентам предлагаются различные темы с учётом специфики образовательной организации, к примеру, студентам медицинского колледжа могут быть предложены темы с
использованием общеупотребительной лексики («Дом мечты», «Виртуальная экскурсия в Лондон» и т.д.), либо тематика медицинской направленности («Строение тела человека», «Заболевания сердечно-сосудистой ситстемы» и т.п.), предполагающая установление междисциплинарных связей, которые являются важнейшим элементом системы образования в условиях реализации нового стандарта. 2. Поисково-исследовательский. На данном этапе происходит сбор, накопление, изучение, систематизация материала; обсуждение, анализ первых результатов; возможны консультации с преподавателем по поводу оформления и презентации проекта. 3. Творческий. Происходит оформление проекта. Неотъемлемой составляющей любого проета является конечный результат, продукт. Результатом работы могут быть стенгазеты, газеты, кроссворды, флаги, национальные эмблемы, путеводители, карты, рецепты блюд, буклеты, презентации, видеофильмы. 4. Демонстрационный. Происходит презентация проектов, подведение итогов и обсуждение результатов. Выполняя проектную деятельность, каждый учащийся, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный по психологическим особенностям, имеет возможность проявить собственную фантазию и творческий подход, активность и самостоятельность. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся извлекают для себя практическую пользу от изучения иностранного языка, и, как следствие, происходит повышение интереса к учебной деятельности и формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Список использованной литературы 1. Барменкова О.И.О работе над проектом.//Иностранные языки в школе. – 2007 2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.//Иностранные языки в школе.-2000
В раздел среднее профессиональное образование