Исследовательская деятельность студентов специальности "Технологии деревообработки"
Статья
Автор: Гоголева Людмила Петровна, преподаватель, КГБ ПОУ Красноярский политехнический техникум, Красноярск
В раздел среднее профессиональное образование
Исследовательская деятельность студентов специальности «Технологии
деревообработки»
Сегодня как никогда возросла социальная потребность в нестандартно
мыслящих творческих личностях, в связи с чем, специалист должен быть
конкурентоспособным. Высокая квалификация и конкурентоспособность
работников является основой их социальной защищенности и устойчивости на
рынке труда, такие работники более мобильны, успешнее осваивают новую
технику и технологию, быстро и самостоятельно трудоустраиваются.
На основании этого главной целью своей педагогической деятельности
считаю развитие интереса студентов к учению, что способствует развитию их
интереса к будущей профессии, развитию профессиональной ответственности
и формированию профессиональных компетенций в учебной и будущей
профессиональной деятельности.
Для достижения цели в рамках изучения специальных дисциплин
использую элементы методик проблемного, проектного, исследовательского
обучения.
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее
полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к
самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования
индивидуален и является ценностью, как в образовательном, так и в
личностном смысле.
Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности
начинается с выполнения лабораторных и практических работ, первого
самостоятельно написанного реферата, творческого отчета, выполнения
курсовых проектов, участия в конференциях, в смотре-конкурсе
профессионального мастерства.
Эффективная педагогическая деятельность невозможна без применения
личностно-ориентированных технологий и индивидуального подхода к
каждому студенту. Поэтому при подготовке и проведении нестандартных
уроков успевающим студентам выдаются задания для индивидуальных исследовательских работ, а неуспевающим, учитывая их сильные стороны (хорошо чертить, самостоятельно работать с различной литературой, навыки работы в программе AutoCAD), предлагается выполнить плакаты, схемы к уроку, сделать подборку нормативных данных, разработать вопросы к выполняемым заданиям. Таким образом, при подготовке к уроку мини- исследованием занята вся группа, а на уроке каждый студент стремиться показать свои знания. Благодаря проведению нестандартных уроков повышается активность познавательной деятельности студентов и их интерес к изучаемому материалу. Такие уроки проводятся в форме семинаров и конференций при завершении изучения раздела или всего курса дисциплины. Внеаудиторная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей студентов. Внеаудиторные мероприятия, по моему мнению, в наибольшей степени способствуют эффективному освоению профессиональных компетенций. Применение в учебно-воспитательном процессе метода проектов позволяет студентам раскрыться, творчески подойти к изучаемым дисциплинам, создавать свои творческие проекты, которые в дальнейшем можно использовать как учебное пособие по различным дисциплинам. Так, при изучении тем по дисциплине студентам предлагается самостоятельно разработать технологические схемы и карты технологических процессов по производству изделий с использованием нормативных документов. Выполняя задания, студенты работают с нормативно-технической литературой, используют интернет в связи с чем, у них активизируется мыслительная деятельность, развиваются и формируются умения и навыки мыслительных приемов.
В ходе выполнения интересных исследовательских работ даже малоактивные студенты успешно изучают материал и подбирают необходимую литературу. Их работы, в итоге, не уступают работам других студентов по содержанию и результатам. Постепенно такие студенты улучшают успеваемость, у них появляется уважение к себе и повышается самооценка. Выполнение курсового проектирования по дисциплинам «Технология и организация столярно-строительного производства» и «Технология и организация мебельного производства» является учебно-исследовательской работой студентов в учебное время. Ее основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин, однако она допускает определенный свободный выбор путей решения поставленных проблем и формирует у студента компетенции исследовательской работы. При разработке заданий курсового проектирования применяется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные способности студентов и их пожелания, что позволяет испытать чувство успеха в ходе выполнения и защиты курсового проекта и тем студентам, которые слабо успевают. Элементы исследовательской деятельности студентов также присутствуют и при прохождении ими производственной и преддипломной практики. Перед началом ее прохождения каждому студенту выдается задание, ставится индивидуальная цель, которая подчиняется общей цели всей производственной практики, так как обеспечивает ознакомление с реальными профессиональными проблемами. Для получения детального представления о предмете практики студенты выявляют функции профессиональной системы, основные свойства
и
предназначения, проводят мини исследования в соответствии с заданием, изучают и подробно описывают объект в отчете, сопровождая описание эскизами, схемами, выводами. В отчете студенты отражают результаты их самостоятельной исследовательской работы, т.е. раскрывают последовательность решения задачи, поставленной перед ними при выходе на практику. Завершающим этапом исследовательской деятельности в нашем учебном заведении студентов специальности «Технология деревообработки» является
выполнение дипломного проекта. К дипломному проектированию студенты подходят осознанно, вооружившись знаниями и исследовательскими навыками, которые позволяют им успешно его выполнить и, как правило, отлично защитить свой проект. От исследовательской и творческой деятельности студенты получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, принятом в любом интеллектуальном сообществе, манере говорить и умению общаться. При этом приобретается навык содержательного общения, значимые для студентов, их педагогов и родителей, которые можно использовать как действенное средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности. В целом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.
5
уроков успевающим студентам выдаются задания для индивидуальных исследовательских работ, а неуспевающим, учитывая их сильные стороны (хорошо чертить, самостоятельно работать с различной литературой, навыки работы в программе AutoCAD), предлагается выполнить плакаты, схемы к уроку, сделать подборку нормативных данных, разработать вопросы к выполняемым заданиям. Таким образом, при подготовке к уроку мини- исследованием занята вся группа, а на уроке каждый студент стремиться показать свои знания. Благодаря проведению нестандартных уроков повышается активность познавательной деятельности студентов и их интерес к изучаемому материалу. Такие уроки проводятся в форме семинаров и конференций при завершении изучения раздела или всего курса дисциплины. Внеаудиторная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей студентов. Внеаудиторные мероприятия, по моему мнению, в наибольшей степени способствуют эффективному освоению профессиональных компетенций. Применение в учебно-воспитательном процессе метода проектов позволяет студентам раскрыться, творчески подойти к изучаемым дисциплинам, создавать свои творческие проекты, которые в дальнейшем можно использовать как учебное пособие по различным дисциплинам. Так, при изучении тем по дисциплине студентам предлагается самостоятельно разработать технологические схемы и карты технологических процессов по производству изделий с использованием нормативных документов. Выполняя задания, студенты работают с нормативно-технической литературой, используют интернет в связи с чем, у них активизируется мыслительная деятельность, развиваются и формируются умения и навыки мыслительных приемов.
В ходе выполнения интересных исследовательских работ даже малоактивные студенты успешно изучают материал и подбирают необходимую литературу. Их работы, в итоге, не уступают работам других студентов по содержанию и результатам. Постепенно такие студенты улучшают успеваемость, у них появляется уважение к себе и повышается самооценка. Выполнение курсового проектирования по дисциплинам «Технология и организация столярно-строительного производства» и «Технология и организация мебельного производства» является учебно-исследовательской работой студентов в учебное время. Ее основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин, однако она допускает определенный свободный выбор путей решения поставленных проблем и формирует у студента компетенции исследовательской работы. При разработке заданий курсового проектирования применяется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные способности студентов и их пожелания, что позволяет испытать чувство успеха в ходе выполнения и защиты курсового проекта и тем студентам, которые слабо успевают. Элементы исследовательской деятельности студентов также присутствуют и при прохождении ими производственной и преддипломной практики. Перед началом ее прохождения каждому студенту выдается задание, ставится индивидуальная цель, которая подчиняется общей цели всей производственной практики, так как обеспечивает ознакомление с реальными профессиональными проблемами. Для получения детального представления о предмете практики студенты выявляют функции профессиональной системы, основные свойства
и
предназначения, проводят мини исследования в соответствии с заданием, изучают и подробно описывают объект в отчете, сопровождая описание эскизами, схемами, выводами. В отчете студенты отражают результаты их самостоятельной исследовательской работы, т.е. раскрывают последовательность решения задачи, поставленной перед ними при выходе на практику. Завершающим этапом исследовательской деятельности в нашем учебном заведении студентов специальности «Технология деревообработки» является
выполнение дипломного проекта. К дипломному проектированию студенты подходят осознанно, вооружившись знаниями и исследовательскими навыками, которые позволяют им успешно его выполнить и, как правило, отлично защитить свой проект. От исследовательской и творческой деятельности студенты получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, принятом в любом интеллектуальном сообществе, манере говорить и умению общаться. При этом приобретается навык содержательного общения, значимые для студентов, их педагогов и родителей, которые можно использовать как действенное средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности. В целом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.
5
В раздел среднее профессиональное образование