Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Речевое развитие детей в условиях дома ребенка"

статья

Автор: Одушкина Елена Николаевна, учитель-дефектолог, ГКУЗ СО "Дом ребенка"Солнышко"специализированный,отделение "Малютка", город Самара



В раздел среднее профессиональное образование




Речевое развитие детей в условиях

специализированного дома ребенка.
Речь занимает чрезвычайно важное место в психическом развитии ребенка. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления. Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве : с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Речь является тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой высший регулятор человеческого поведения. Поэтому большое внимание уделяется всестороннему изучению различных речевых нарушений и их воздействие на личность ребенка. Нарушения речи изучаются не только специальной педагогической наукой – логопедией, но и физиологами, невропатологами, психологами и лингвистами. И лишь только на основе всех данных возможно точное установление симптоматики речевых нарушений, их этиологии и патогенеза, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять и на умственное развитие , особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:  не соответствуют возрасту говорящего;  не являются выражением незнания языка или безграмотности речи;  связаны с отклонением в функционировании психофизиологических механизмов речи;  носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;  требуют определенного воздействия в зависимости от характера нарушения;  часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка. Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства. Различают органические, функциональные, социально-психологические причины. К органическим причинам относят недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Выделяют органические центральные ( поражения мозга) и органические периферические причины
( поражения слуха, зрения, морфологические изменения артикуляционного аппарата). К функциональным причинам относят нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС при сохранности анатомической структуры коры мозга и периферических отделов органов речи. К ним относят и различные хронические заболевания внутренних органов, недоношенность и незрелость органов и систем. К социально-психологическим причинам относят различные неблагоприятные влияния окружающей среды ( дефектное речевое окружение, социальная депривация, педагогическая запущенность). Специализированный Дом ребенка предназначен для детей от 1 месяца до 4-х лет с поражениями ЦНС и нарушениями психики. Все дети имеют отклонения в психофизическом развитии и относятся к 3-5 группам здоровья. Последствия органического поражения мозга у большинства детей сочетаются с хроническими заболеваниями, нарушениями зрения или слуха, умственной отсталостью различной степени выраженности. Психика человека формируется и функционирует как единая очень сложная система , в которой все составляющие ее звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Поэтому первичный дефект, возникший в процессе онтогенетического развития ребенка, приводит к возникновению многих других отклонений, в том числе и нарушений речи. Правильная и своевременная диагностика нервно психического развития ребенка позволяет подойти к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка, и в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий. В результате диагностики были выявлены нарушения речевого развития у всех воспитанников дома ребенка Развитие речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья проходит те же этапы, что и у нормального ребенка, но носит более длительный характер формирования и отличается качественным своеобразием : - речь слабо развита и не осуществляет функцию общения. Речевые нарушения проявляются в недостаточности всех сторон речи : фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связанной речи. - отмечается выраженная диссоциация между развитием импрессивной и экспрессивной речью (понимание речи развивается быстрее ,чем собственно произносительная речь); - у детей ограниченно понимание обращенной речи, привязанность к ситуации или к опыту ребенка. Словарный запас в пассиве значительно больше, чем в активе ;
- голосовая активность очень низкая, дети часто проявляют речевой негативизм (нежелание общаться с помощью речи):  спонтанные звуки гуканья появляются с опозданием на 3-5 эпикризных срока, они слабо интонированы и однообразны, необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья;  гуление не отличается певучестью и длительностью, иногда этот этап в развитии речи выпадает или очень короткий, что отрицательно влияет на становление речедвигательного и речеслухового анализаторов;  появление лепета характеризуется значительным отставанием, лепет однообразен, немодулирован., происходит застревание на этом этапе, дети поздно переходят к овладению простыми словами и фразами;  слова, появляющиеся в речи ребенка отличаются простой слоговой структурой, характеризуются полисемантизмом, дети часто упрощают трудные для произнесения слова и длительно пользуются такой формой слова, произносят только ударный слог и т.д.;  фраза упрощена и состоит из слова, слова + жест, часто произносится в момент сильной заинтересованности, часто аграмматична;  распространенными предложениями почти не пользуются, они имеют неправильное грамматическое оформление. Таким образом, все дети нуждаются в специально организованном коррекционном обучении, направленном на коррекцию и компенсацию имеющихся у ребенка нарушений в развитии. Коррекционная работа по развитию речи состоит из нескольких этапов: - развитие правильного физиологического и речевого дыхания: увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, ритмичности дыхания, выработка целенаправленной воздушной струи; - нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, подавление гиперкинезов и синкенезий. ( методики Архиповой Е.Ф.,Л.Д.Могучей, Г.В.Дедюхиной, В.А.Ковшикова, И.В.Блыскиной, Новиковой и др.) - развитие пассивной речи: учить прислушиваться к голосу взрослого, знать названия отдельных предметов и узнавать их изображения на картинках; понимать инструкцию взрослого, понимать рассказ со зрительной опорой и без нее. - развитие активной речи: вызывать звуки гуления и лепета; учить пользоваться звукоподражаниями и облегченными словами при общении со взрослыми и детьми; расширять активный словарь ребенка за счет существительных, глаголов, прилагательных и наречий; побуждать
ребенка пользоваться при общении простыми предложениями; проводить работу над грамматическим строем речи, над связанной речью. ( методики А.В.Гришвиной, Е.Я.Пузыревской, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Данилова Л.А.,К.А.Стока и др.) Эффективность приемов коррекционной работы возможна только при систематическом и раннем применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии. Задачей всех специалистов, работающих с аномальными детьми – максимально адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе.


В раздел среднее профессиональное образование