"Мы - команда одного корабля"
Методическая разработка классного часа
Автор: Гильфанова Рамзия Сабирьяновна, преподователь спецдисциплин, ГБПОУ Октябрьский нефтяной колледж им. С. И. Кувыкина, Октябрьский, республика Башкортостан
В раздел среднее профессиональное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБПОУ ОКТЯБРЬСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. С.И.КУВЫКИНА
Методические указания
к проведению классного часа на тему:
« Мы - команда одного корабля»
2016 1
Рассмотрено и одобрено на совете классных руководителей Заместитель директора по ВР ОНК им. С.И.Кувыкина ______________________Масенкина Н.А. ________________________________ Разработала: Р. С. Гильфанова, преподаватель высшей категории ГБПОУ Октябрьского нефтяного колледжа © © © © 2
Содержание
стр. 1.Пояснительная записка 1 2.План классного часа 2 3.Понятие о толерантности. 3 4.Выступления студентов о критериях толерантной личности. 5 5.Понятие о толерантном и интолерантном коллективе. 8 6.Упражнение « Черты толерантной личности» 9 7.Стих о толерантности 10 8.Приложение 8.1.Тесты и ключ для обработки тестовых заданий 11 8.2.Раздаточный материал-черты толерантной личности 13 8.3 Примерная электронная презентация для оформления классного часа 14 3
Пояснительная записка
За последние годы в учебных заведениях обучаются много нерусских национальностей. Дети отличаются друг от друга также своим социальным статусом, что из года в год бросается в глаза сильнее и сильнее. Уважать особенности своего народа и терпимо относится ко всему человечеству - к этому призывает ООН. Символ толерантности - радужный флаг. Для педагогов важнейшей задачей является создание единой толерантной группы, где каждый обучающийся уважает другого, где нет проявлений ненависти, неприязни, враждебности. А для этого важным является раскрытие сущности, анализ уровня толерантности студентов, поиск путей повышения уровня толерантности не только обучающихся, но и самих педагогов. Для достижения целей данного урока необходимо использовать теоретические (анализ литературы), эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ полученных данных), математические методы исследования (обработка полученных данных).Далее подобрать мероприятия, развивающие толерантность. План проведения классного часа в гр.2Сг1-15 4
Тема: «Мы – команда одного корабля»
Форма проведения: лекционно-информационный семинар
Цель:
информировать о правовых нормах, формировать понятие толерантной и интолерантной личности, воспитание толерантной личности, оценка уровня толерантности студентов и группы в целом. Подготовка: 1.Провести тестирование на определение уровня толерантности группы. 2.Составить диаграмму уровня толерантности. 3.Подобрать материал о критериях толерантной личности и интолерантной личности. 4.Подготовить раздаточный материал (тесты, черты толерантной личности, электронную презентацию) (необходимые материалы смотри в приложении)
Содержание классного часа:
1.Часть первая 1.1 Актуальность данной темы. 1.2. Понятие толерантности. Информация о Всеобщей декларации прав человека и о Декларации принципов толерантности. Черты толерантной личности (выступление преподавателя). 2.Часть вторая 2.1 Критерий толерантной и интолерантной личности (выступление студентов) 2.2 Толерантный и интолерантный коллектив (выступление преподавателя) 3.Часть третья 3.1 Закрепление знаний о чертах толерантной личности. Оценка студентами степени своей толерантности. 3.2.Стих о толерантности (выступление студента). 3.3. Заключение (итог урока подводит преподаватель). 5
1.2.Понятие толерантности. Информация о Всеобщей декларации прав
человека.
В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, провозглашавшая, что « каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их»(статья 19) и что образование «должно содействовать, взаимопониманию, терпимости и дружбе межу всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26).
В 1995г. Члены ООН приняли Декларацию принципов толерантности.
Согласно определению, данному в Декларации:
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность-это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность-это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность- это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностями обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность представляет собой внутреннюю установку каждого человека, которая приобретается в процессе воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт. Мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных людей или событий, определяют наши реакции и поведение, а также проявления положительных и отрицательных эмоций. Нетерпимость в общении приводит к возникновению коммуникативных барьеров, которые увеличивают психологическую дистанцию между людьми в процессе общения, степень взаимного недоверия и деформируют характер взаимодействия. Знание особенностей типов людей, умение видеть своеобразие, индивидуальность других является значимым для выстраивания толерантных отношений и признания многообразия людей и их отношений с окружающим миром, что способствует уходу от шаблонов в оценке себя, других и межличностных отношений. А теперь разберемся, какие черты присущи толерантной личности ? 6
2.1.Выступления студентов
Первый студент. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Основные черты толерантной личности: - расположенность к другим людям; -снисходительность; -терпение; -чувство юмора; -чуткость; -доверие; -альтруизм; -терпимость к различиям; -умение владеть собой; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -гуманизм; -умение слушать собеседника; -любознательность; -способность к сопереживанию (этот перечень можно написать на доске, так как студенты будут обращаться к нему, выполняя упражнение). Преподаватель. Чем отличается толерантный человек от интолерантного? Второй студент. Этих отличий довольно много, например
- знание самого
себя.
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Третий студент.
Защищенность
-также один из отличий. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Четвертый студент .
Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ними вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки. 7
Пятый студент.
Ориентация на себя - ориентация на других
. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше. Шестой студент .
Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. Седьмой студент.
Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн). Преподаватель. Таким образом, есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй- путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
2.2.Толерантный и интолерантный коллектив.
Тенденция вести себя толерантно или интолерантно присуща не только отдельным личностям, но и коллективам. Так для ин- толерантного коллектива характерно: -перебивание, неумение слушать, нетерпение; -игнорирование; -отстранение; -переход на личность, оскорбление; -обвинение, упреки; -осуждение, критика; -морализование, нотация, предостережение, предупреждение, приказ, указание. Особенностями толерантного коллектива являются: -умение внимательно слушать и слышать; -стремление разобраться, расспрашивание; -совет, предложение; -похвала, согласие, подбадривание; -благожелательность; -утешение; -уважение, поддержка. 8
В нашей группе по итогам тестирования, которое мы с вами проводили, толерантных студентов-34%, интолерантных-25%, 41%-толерантны, но требуется корректива (смотри диаграмму).Так что, есть над чем работать. Важной задачей толерантного воспитания молодого поколения является не только расстановка правильных вех толерантности и ин -толерантности, но и содействие своевременному выходу избыточной энергии самого воспитанника.
3.1.Упражнение « Черты толерантной личности»
Для закрепления теоретического материала и оценки степени своей толерантности можно предложить студентам выполнить следующее упражнение : « Черты толерантной личности». Инструкция: сначала поставьте знак «+» напротив тех трех черт (они написаны на доске, также их можно раздать каждому студенту, смотри в приложении), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак « _» ставят напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «*»- напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил «*» первое качество. Число отметивших подсчитывается и наносится в соответствующую колонку. Таким же образом подчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности(с точки зрения данной группы). Участники получают возможность: 1.Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением. 2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. 3.2. Стих о толерантности (рассказывает студент)
О толерантности
Толерантность-слово иностранное, Но для всех понятное давно. Будь терпимым к дальнему иль странному -Отстраненным, будто бы в кино, Речь здесь не идет о равнодушии, И о черствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом нам совсем не повредит. 9
Будь терпимым ко всему инакому: К вере, взглядам, мыслям и одеждам… И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда, Что мы можем жить, такие разные, В этом мире вечного движения! А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения!
Заключение
Слово преподавателя. Знания о толерантных и интолерантных качествах личности помогают анализировать свое поведение, находить разнообразные пути толерантного взаимодействия, позволяющие избегать конфликтов и продуктивно их решать. Я уверена, что только через доброе отношение к людям, через принятие многообразия, которое проявляются во всем, через отсутствие доминирования одной позиции, человек может получить истинное удовольствие от общения и жизни. Наша работа будет продолжена. Приложение 1
Тестовые задания
1.Наибольшее удовлетворение я получаю от:
10
А.Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В.Сознания того, что меня окружают друзья.
2.Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе; Б.С удовольствием работают в коллективе; В.Стремятся выполнить свою работу лучше других.
3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, по возможности; Б.Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми.
4. Лучшими друзьями я считаю тех:
А.С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б.На кого можно положиться; В.Кто может многого достичь в жизни.
5.В детстве мне больше всего нравилось:
А.Проводить время с друзьями; Б.Ощущение выполненных дел; В.Когда меня за что- либо хвалили.
6.Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями; Б.Для отдыха и развлечений; В.Для своих любимых дел и самообразования.
7.Я люблю, когда:
А.Другие люди меня ценят; Б.Испытывать удовлетворение от выполненной работы; В.Приятно провожу время с друзьями.
8.Для меня нет ничего хуже, чем:
А.Оскорбление личного достоинства; Б.Неудача при выполнении важного дела; В.Потеря друзей.
9.Я не люблю людей, которые:
А.Считают себя хуже других; Б.Часто ссорятся и конфликтуют; В.Возражают против всего нового.
10.Приятно, когда:
А.Работаешь над важным для всех делом; Б.Имеешь много друзей; В.Вызываешь восхищение и всем нравишься.
11.В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А.О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б.О жизни знаменитых и интересных людей; В.О последних достижениях науки и техники.
12.Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А.Другие были довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;
13.Лучше всего я отдыхаю в свободное время
: А.В общении с друзьями; Б.Просматривая развлекательные фильмы; В.Занимаясь своим любимым делом. Приложение 2 Ключ к тестовому заданию 11
Я О Д 1 А В Б 2 В Б А 3 Б А В 4 В А Б 5 В А Б 6 А Б В 7 А Б В 8 А В Б 9 А Б В 10 В Б А 11 Б А В 12 В А Б 13 Б А В Я-ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность. О- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Д- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Приложение 3
Черты толерантной личности:
12
-
расположенность к другим людям;
-снисходительность;
-терпение;
-чувство юмора;
-чуткость;
-доверие;
-альтруизм;
-терпимость к различиям (национальным,
религиозным);
-умение владеть собой;
-доброжелательность;
-умение не осуждать других;
-гуманизм;
-умение слушать собеседника;
-любознательность;
-способность к сопереживанию.
Раздаточный материал:
13
О толерантности
Толерантность-слово иностранное, Но для всех понятное давно. Будь терпимым к дальнему иль странному -Отстраненым, будто бы в кино, Речь здесь не идет о равнодушии, И о черствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом нам совсем не повредит. Будь терпимым ко всему инакому: К вере, взглядам, мыслям и одеждам… И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда, Что мы можем жить, такие разные, В этом мире вечного движения! А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения! Пятый студент.
Ориентация на себя - ориентация на других
. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше. Шестой студент .
Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. Седьмой студент.
Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн). Первый студент. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может 14
стать устойчивой личностной чертой. Основные черты толерантной личности: - расположенность к другим людям; -снисходительность; -терпение; -чувство юмора; -чуткость; -доверие; -альтруизм; -терпимость к различиям; -умение владеть собой; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -гуманизм; -умение слушать собеседника; -любознательность; -способность к сопереживанию (этот перечень можно написать на доске, так как студенты будут обращаться к нему, выполняя упражнение). Второй студент. Этих отличий довольно много, например
- знание самого
себя.
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Третий студент.
Защищенность
-также один из отличий. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Четвертый студент .
Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ними вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки. 15
Методические указания
к проведению классного часа на тему:
« Мы - команда одного корабля»
2016 1
Рассмотрено и одобрено на совете классных руководителей Заместитель директора по ВР ОНК им. С.И.Кувыкина ______________________Масенкина Н.А. ________________________________ Разработала: Р. С. Гильфанова, преподаватель высшей категории ГБПОУ Октябрьского нефтяного колледжа © © © © 2
Содержание
стр. 1.Пояснительная записка 1 2.План классного часа 2 3.Понятие о толерантности. 3 4.Выступления студентов о критериях толерантной личности. 5 5.Понятие о толерантном и интолерантном коллективе. 8 6.Упражнение « Черты толерантной личности» 9 7.Стих о толерантности 10 8.Приложение 8.1.Тесты и ключ для обработки тестовых заданий 11 8.2.Раздаточный материал-черты толерантной личности 13 8.3 Примерная электронная презентация для оформления классного часа 14 3
Пояснительная записка
За последние годы в учебных заведениях обучаются много нерусских национальностей. Дети отличаются друг от друга также своим социальным статусом, что из года в год бросается в глаза сильнее и сильнее. Уважать особенности своего народа и терпимо относится ко всему человечеству - к этому призывает ООН. Символ толерантности - радужный флаг. Для педагогов важнейшей задачей является создание единой толерантной группы, где каждый обучающийся уважает другого, где нет проявлений ненависти, неприязни, враждебности. А для этого важным является раскрытие сущности, анализ уровня толерантности студентов, поиск путей повышения уровня толерантности не только обучающихся, но и самих педагогов. Для достижения целей данного урока необходимо использовать теоретические (анализ литературы), эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ полученных данных), математические методы исследования (обработка полученных данных).Далее подобрать мероприятия, развивающие толерантность. План проведения классного часа в гр.2Сг1-15 4
Тема: «Мы – команда одного корабля»
Форма проведения: лекционно-информационный семинар
Цель:
информировать о правовых нормах, формировать понятие толерантной и интолерантной личности, воспитание толерантной личности, оценка уровня толерантности студентов и группы в целом. Подготовка: 1.Провести тестирование на определение уровня толерантности группы. 2.Составить диаграмму уровня толерантности. 3.Подобрать материал о критериях толерантной личности и интолерантной личности. 4.Подготовить раздаточный материал (тесты, черты толерантной личности, электронную презентацию) (необходимые материалы смотри в приложении)
Содержание классного часа:
1.Часть первая 1.1 Актуальность данной темы. 1.2. Понятие толерантности. Информация о Всеобщей декларации прав человека и о Декларации принципов толерантности. Черты толерантной личности (выступление преподавателя). 2.Часть вторая 2.1 Критерий толерантной и интолерантной личности (выступление студентов) 2.2 Толерантный и интолерантный коллектив (выступление преподавателя) 3.Часть третья 3.1 Закрепление знаний о чертах толерантной личности. Оценка студентами степени своей толерантности. 3.2.Стих о толерантности (выступление студента). 3.3. Заключение (итог урока подводит преподаватель). 5
1.2.Понятие толерантности. Информация о Всеобщей декларации прав
человека.
В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, провозглашавшая, что « каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их»(статья 19) и что образование «должно содействовать, взаимопониманию, терпимости и дружбе межу всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26).
В 1995г. Члены ООН приняли Декларацию принципов толерантности.
Согласно определению, данному в Декларации:
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность-это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность-это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность- это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностями обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность представляет собой внутреннюю установку каждого человека, которая приобретается в процессе воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт. Мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных людей или событий, определяют наши реакции и поведение, а также проявления положительных и отрицательных эмоций. Нетерпимость в общении приводит к возникновению коммуникативных барьеров, которые увеличивают психологическую дистанцию между людьми в процессе общения, степень взаимного недоверия и деформируют характер взаимодействия. Знание особенностей типов людей, умение видеть своеобразие, индивидуальность других является значимым для выстраивания толерантных отношений и признания многообразия людей и их отношений с окружающим миром, что способствует уходу от шаблонов в оценке себя, других и межличностных отношений. А теперь разберемся, какие черты присущи толерантной личности ? 6
2.1.Выступления студентов
Первый студент. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Основные черты толерантной личности: - расположенность к другим людям; -снисходительность; -терпение; -чувство юмора; -чуткость; -доверие; -альтруизм; -терпимость к различиям; -умение владеть собой; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -гуманизм; -умение слушать собеседника; -любознательность; -способность к сопереживанию (этот перечень можно написать на доске, так как студенты будут обращаться к нему, выполняя упражнение). Преподаватель. Чем отличается толерантный человек от интолерантного? Второй студент. Этих отличий довольно много, например
- знание самого
себя.
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Третий студент.
Защищенность
-также один из отличий. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Четвертый студент .
Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ними вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки. 7
Пятый студент.
Ориентация на себя - ориентация на других
. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше. Шестой студент .
Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. Седьмой студент.
Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн). Преподаватель. Таким образом, есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй- путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
2.2.Толерантный и интолерантный коллектив.
Тенденция вести себя толерантно или интолерантно присуща не только отдельным личностям, но и коллективам. Так для ин- толерантного коллектива характерно: -перебивание, неумение слушать, нетерпение; -игнорирование; -отстранение; -переход на личность, оскорбление; -обвинение, упреки; -осуждение, критика; -морализование, нотация, предостережение, предупреждение, приказ, указание. Особенностями толерантного коллектива являются: -умение внимательно слушать и слышать; -стремление разобраться, расспрашивание; -совет, предложение; -похвала, согласие, подбадривание; -благожелательность; -утешение; -уважение, поддержка. 8
В нашей группе по итогам тестирования, которое мы с вами проводили, толерантных студентов-34%, интолерантных-25%, 41%-толерантны, но требуется корректива (смотри диаграмму).Так что, есть над чем работать. Важной задачей толерантного воспитания молодого поколения является не только расстановка правильных вех толерантности и ин -толерантности, но и содействие своевременному выходу избыточной энергии самого воспитанника.
3.1.Упражнение « Черты толерантной личности»
Для закрепления теоретического материала и оценки степени своей толерантности можно предложить студентам выполнить следующее упражнение : « Черты толерантной личности». Инструкция: сначала поставьте знак «+» напротив тех трех черт (они написаны на доске, также их можно раздать каждому студенту, смотри в приложении), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак « _» ставят напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «*»- напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил «*» первое качество. Число отметивших подсчитывается и наносится в соответствующую колонку. Таким же образом подчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности(с точки зрения данной группы). Участники получают возможность: 1.Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением. 2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой. 3.2. Стих о толерантности (рассказывает студент)
О толерантности
Толерантность-слово иностранное, Но для всех понятное давно. Будь терпимым к дальнему иль странному -Отстраненным, будто бы в кино, Речь здесь не идет о равнодушии, И о черствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом нам совсем не повредит. 9
Будь терпимым ко всему инакому: К вере, взглядам, мыслям и одеждам… И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда, Что мы можем жить, такие разные, В этом мире вечного движения! А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения!
Заключение
Слово преподавателя. Знания о толерантных и интолерантных качествах личности помогают анализировать свое поведение, находить разнообразные пути толерантного взаимодействия, позволяющие избегать конфликтов и продуктивно их решать. Я уверена, что только через доброе отношение к людям, через принятие многообразия, которое проявляются во всем, через отсутствие доминирования одной позиции, человек может получить истинное удовольствие от общения и жизни. Наша работа будет продолжена. Приложение 1
Тестовые задания
1.Наибольшее удовлетворение я получаю от:
10
А.Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В.Сознания того, что меня окружают друзья.
2.Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе; Б.С удовольствием работают в коллективе; В.Стремятся выполнить свою работу лучше других.
3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, по возможности; Б.Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми.
4. Лучшими друзьями я считаю тех:
А.С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б.На кого можно положиться; В.Кто может многого достичь в жизни.
5.В детстве мне больше всего нравилось:
А.Проводить время с друзьями; Б.Ощущение выполненных дел; В.Когда меня за что- либо хвалили.
6.Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями; Б.Для отдыха и развлечений; В.Для своих любимых дел и самообразования.
7.Я люблю, когда:
А.Другие люди меня ценят; Б.Испытывать удовлетворение от выполненной работы; В.Приятно провожу время с друзьями.
8.Для меня нет ничего хуже, чем:
А.Оскорбление личного достоинства; Б.Неудача при выполнении важного дела; В.Потеря друзей.
9.Я не люблю людей, которые:
А.Считают себя хуже других; Б.Часто ссорятся и конфликтуют; В.Возражают против всего нового.
10.Приятно, когда:
А.Работаешь над важным для всех делом; Б.Имеешь много друзей; В.Вызываешь восхищение и всем нравишься.
11.В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А.О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б.О жизни знаменитых и интересных людей; В.О последних достижениях науки и техники.
12.Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А.Другие были довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;
13.Лучше всего я отдыхаю в свободное время
: А.В общении с друзьями; Б.Просматривая развлекательные фильмы; В.Занимаясь своим любимым делом. Приложение 2 Ключ к тестовому заданию 11
Я О Д 1 А В Б 2 В Б А 3 Б А В 4 В А Б 5 В А Б 6 А Б В 7 А Б В 8 А В Б 9 А Б В 10 В Б А 11 Б А В 12 В А Б 13 Б А В Я-ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность. О- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Д- заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Приложение 3
Черты толерантной личности:
12
-
расположенность к другим людям;
-снисходительность;
-терпение;
-чувство юмора;
-чуткость;
-доверие;
-альтруизм;
-терпимость к различиям (национальным,
религиозным);
-умение владеть собой;
-доброжелательность;
-умение не осуждать других;
-гуманизм;
-умение слушать собеседника;
-любознательность;
-способность к сопереживанию.
Раздаточный материал:
13
О толерантности
Толерантность-слово иностранное, Но для всех понятное давно. Будь терпимым к дальнему иль странному -Отстраненым, будто бы в кино, Речь здесь не идет о равнодушии, И о черствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом нам совсем не повредит. Будь терпимым ко всему инакому: К вере, взглядам, мыслям и одеждам… И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда, Что мы можем жить, такие разные, В этом мире вечного движения! А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения! Пятый студент.
Ориентация на себя - ориентация на других
. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше. Шестой студент .
Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. Седьмой студент.
Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн). Первый студент. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может 14
стать устойчивой личностной чертой. Основные черты толерантной личности: - расположенность к другим людям; -снисходительность; -терпение; -чувство юмора; -чуткость; -доверие; -альтруизм; -терпимость к различиям; -умение владеть собой; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -доброжелательность; -умение не осуждать других; -гуманизм; -умение слушать собеседника; -любознательность; -способность к сопереживанию (этот перечень можно написать на доске, так как студенты будут обращаться к нему, выполняя упражнение). Второй студент. Этих отличий довольно много, например
- знание самого
себя.
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Третий студент.
Защищенность
-также один из отличий. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Четвертый студент .
Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ними вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки. 15
В раздел среднее профессиональное образование