"Какое воздействие на развитие ребёнка (физическое, познавательное, психосоциальное) может оказать несоответствие ценностных установок в микро- и-мезо-(экзо-,макро-) системах".
реферат
Автор: Семенникова Наталья Анатольевна, воспитатель ДОУ, МБДОУ "Центр Развития Ребенка"детский сад №2 "Палех", город Обнинск, Калужская область
В раздел среднее профессиональное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Палех» города Обнинска
Доклад
Какое воздействие на развитие ребёнка (физическое, познавательное, психосоциальное) может оказать несоответствие ценностных установок в микро- и-мезо-(экзо-,макро-) системах. Подготовила воспитатель Семенникова Н.А. 1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3 1. Становление личности 1.1 Процесс социализации……………………...........................……….…....4 1.2 Воздействие социализации на личность….........................………..…..7 2. Влияние на развитие личности основных социальных групп 2.1 Семья……………………………………..….................................……....9 2.2 Школа…………………………………..……........................…………...11 2.3 Уличная среда………………………………........................…………...12 Заключение………………………………….....................................………….16 Литература………………………………......................................…..............18 2
Введение
Для того, чтобы человек стал личностью (Человеком), биологической наследственности недостаточно. Данное высказывание подтверждается случаи, когда человеческий детеныш вырастал среди животных, но Человеком, во всем многообразии понятия, такой детеныш не становился. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Социализация является непрерывным и многогранным процессом, продолжающимся в течение всей жизни человека. Период детства и юности характеризуется интенсивным протеканием процесса социализации. В этот период происходит формирование основополагающих принципов социализации. Процесс социализации ребенка, как и все стороннее развитие ребенка, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. Существует множество факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации человека: экономические, социально-политические, экологические. Рассмотрим макрофакторы социализации – это страна, государство, общество. Мезофакторы способствуют формированию этнических установок личности, к ним относятся условия в которых дети живут и развиваются: тип поселения, средства массовой коммуникаций и др. К микрофакторам относится ближайшее окружение ребенка, пространство в котором находится ребенок и круг его общения: семья, школы, детские сады, друзья и др. 3
1. Становление личности
1.1.Процесс социализации
Культура передается из поколения в поколение, таким образом, происходит социальное наследие культуры. Каждое новое поколение, каждый человек проходит свой путь освоения достижений культуры общества, в котором они рождаются и живут. В связи с этим культурная личность формируется на протяжении долгого времени, а не рождается таковой. Данный процесс называется социализацией. Социализация - длительный процесс, во время которого индивид усваивает образцы поведения, определенную систему знаний, социальные нормы и ценности. Успешное усвоение всего выше перечисленного позволит личности благополучно функционировать в обществе. Социализация может быть целенаправленной (преднамеренной) или стихийной или спонтанной. К преднамеренному процессу социализаций, т.е. институциональному механизму социализации можно отнести семью, образование, религию и т.д. К спонтанному и стихийному, т.е. традиционному механизму социализации процессу социализаций можно отнести очень много факторов, при которых человек неосознанно усваивает нормы поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для семьи и ближайшего окружения. Также выделяют стилизованный механизм социализации, при котором социализация личности формируется под воздействием определенной субкультуры и межличностный механизм социализации, при котором социализация личности происходит во время взаимодействия человека и субъективно значимого для него лица [2, с. 114]. Процесс социализации в основном является групповым. Т.к. социализация происходит в результате взаимодействия микро-, мезо- , макро- систем, в социальных группах человек усваивает накопленные обществом знания и опыт, ценности и нормы. Это позволяет создать фундамент в 4
культуре личности, что позволит создать единую целостную социальную группу и общество в целом [4,с. 65]. Общение, как и труд, является необходимым фактором, который способствует развитию и формированию личности человека, и имеет огромное значение в воспитании ребенка. Общение способствует полноценному развитию человека. Воспитательное значение общения заключается в обязательном условии формирования общего интеллекта человека и, прежде всего его определенных перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация подразумевает прямое воздействие на человека его окружения, таких социальных групп, как семья, родственники, друзья, ровесники, воспитатели и т.д. Большое значение имеет первичная социализация на ранних этапах формирования личности. Вторичная социализация личности подразумевает влияние вторичных социальных групп (малых и больших). Представители вторичной социализаций являются руководители и официальные представители вузов, государства, школ, печати, предприятий и т.д. Вторичная социализация имеет большое значение в зрелом возрасте человека. Важно обеспечить взаимосвязь и координацию деятельности представителей первичной и вторичной социализации.[7,с. 96] Социально-психологическая точка зрения выделяет ряд стадий социализаций: детство, юность, зрелость, старость. Начальная стадия социализации – детство, в этот период детей готовят к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям- первым агентам социализации. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает системы правил поведения, знакомится с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимают их смысл и содержание их деятельности в сторону усложнения. Помимо родителей 5
большой вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школы, детские и другие программы СМИ и т. д. Юношеский этап (13-19 лет) характеризуется, как «сложный» период жизни подростков и молодых людей. В этот период личность значительно расширяет свои знания и завершает формирование основ личности и ее мировоззрения. В социологии этого периода прослеживается ряд особенностей. Это возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации- родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональнее и символически насыщено. На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая, нормально- психологическая и социальная самостоятельность индивида, его политическая зрелость. Это находит свое конкретное выражение в способности самому обеспечить себя средствами существования и распоряжаться своими материальными возможностями независимо от других. Самостоятельно строить свой образ жизни, проживать независимо от родителей и т. д. Верхняя граница этой стадии - выход человека на пенсию, потеря им в связи с возрастом ряда статусов и прекращение выполнения ряда ролей. Социализация и в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии, когда личность добивается все более высокого социального статуса и соответствующей социальной роли. Но могут иметь место на этом пути и зигзаги, изломы, срывы, кризисы и даже крушения планов и надежд, как по вине самих людей, так и независимо от их воли и устремлений. Наконец, на этапе старости, завершающем социализацию - социализация не только резко ослабевает по своей интенсивности и широте, 6
но и приобретает часто пассивную форму, проявляясь главным образом в их адаптации к новым условиям [5,с. 46].
1.2. Воздействие социализации на личность
Сегодня в тех обществах, которые сохранили традиционный уклад жизни, детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. Для того, чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни на сегодняшний день, в отличие от традиционного общества, необходимы большие финансовые, физические и интеллектуальные затраты. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается; обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. К социализации более применим термин “освоение”, а не “обучение”. Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения и т. п.[7,с. 106] Итак, по данной главе можно сделать вывод, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни. Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее 7
интенсивно процесс социализации проходит в детстве и юности. Некоторые сбои в процессе социализации могут привести к негативным формам поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. 8
2. Влияние на развитие личности основных социальных групп.
Так как взаимодействие личности с различными социальными группами происходит на протяжении всей ее жизни (семья, школа, уличная среда, трудовой коллектив и т. д.), то в данной работе изучим наиболее основные социальные группы, которые оказывают наибольшее влияние при становлении и развитии личности.
2.1. Семья
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Взаимоотношения родителей и ребенка (матери и отца) являются основополагающими в социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – в период младенчества и детства, когда ребенок открытый, добрый и во всем видит добро. Т.к. данные отношения длятся все младенчество, детство и юность детей, то они оказывают наиболее длительные воздействие, а также, взаимоотношения между родителями и детьми являются самыми близкими межличностными отношениями [9,с.165]. Так, семья формирует 70% личности человека, и если ценностные установки в семье будут нарушены, то это может привести к формированию безнравственной, аморальной, асоциальной личности. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Чувства, окрашивающие межличностные отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Неповторимость чувств, возникающих между детьми и родителями, определяются тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда родительской любви – жизненно необходимая потребность ребенка. Родителям необходимо создать у ребенка уверенность, 9
что он любим. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, нравственного поведения и гуманного отношения к миру [10,с.141]. Родители должны находиться в постоянном психологическом контакте с ребенком. Данный контакт необходим для успешного воспитания каждого ребенка, вне зависимости от возраста. Для того, чтобы сохранить контакт с ребенком, родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, ситуациями, происходящими в ней, его переживаниями и радостями, необходимо наблюдать за изменениями в поведении ребенка. Целью и мотивом воспитания ребенка – является создание счастливой, полноценной, творческой, полезной людям жизни этого ребенка. На созидании такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. В зависимости от того, какая межличностная обстановка царит в семье будет зависеть реакция ребенка на происходящее в семье, в последующем реакция ребенка может стать устойчивым поведением. Так, если ребенок будет злиться на то, что отец кричит на мать, то в дальнейшем он может стать злым и агрессивным, а также позволять себе подобное поведение в уже своей семейной жизни. Связь воспитанника с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.[11,с.73] 10
2.2. Школа
Поступление в школу – это новый и важный период в жизни каждого ребенка. С поступлением в школу жизнь ребенка меняется: ритм жизни, окружающая среда, метод изучения общества, коллектив и устой общества – все это меняется, а многое совершенно ново. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача- станет ли ребенок творческой личностью. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться своему идеалу. [12,с. 78] В педагогической психологии широко известны работы С. В. Ковалева, который уделял большое внимание проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. Также, он считал, что роль педагога в работе с подростком занимает значимое место, особенно в жизни детей из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях юношей и девушек. На процесс социализаций ребенка в школе имеют большое влияние группы сверстников. Существует ряд причин, делающих группу сверстников исключительно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается главным “каналом информации”, по нему подростки и юноши узнают многие нужные вещи, которых им, по тем либо другим причинам, не сообщают взрослые.[13,с.84] Помимо того, общение со сверстниками - это особенный вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки особого взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности, и т. д. 11
Одним словом, группа сверстников оказывает существенное воздействие на социализацию современного человека. Сверстники помогают разрешить многие психологические задачи, связанные с трудностями подросткового возраста; они становятся своеобразной школой жизненного опыта; они дают навык общения с равными; навык совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. [14,с.183]
2.3. Уличная среда
Нарушение ценностных установок уличной среды, имеет свою особую специфику, которая заключается в образовании преступной направленности среди молодежи. Один из наилучших экспертов в области социологии и психологии несовершеннолетних правонарушителей М. А. Алемаскин считал, что в образовании личности таких детей фактически неизменно три фактора передают друг другу эстафету: семья, школа и уличная среда. Фактически во всех случаях автобиография уличного злоумышленника начинается с улицы. Фактически неизменно на следующем возрастном этапе вина ложится на учебное заведение - на школу, училище. После того, как и семья, и школа “сделали свое дело”, на новом витке формирования личности правонарушителя, оно завершается в уличной среде под влиянием неформальной подростково - юношеской группы. В педагогической практике отклоняющимся поведением считается любое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших общественных норм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Существуют безжалостные традиции преступных группировок, обычные порядки “прописок”, бесчеловечная кастовость уголовной среды. Как в такой мир попадают дети? 12
Как было сказано выше, первоисточник, как водится, лежит в семье. Семья, по материалам Л. С. Алексеевой, разделяется на четыре типа неблагоприятных семей: I. Отличается конфликтным методом взаимодействия: грубостью, скандалами. II. Доведенная до предела, конфликтность переходит в аморальность, когда ругань, драки, пьянство, измены становятся нормой данной семьи. III. Семья преступного типа. IV. Педагогически несостоятельные семьи. То есть неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка- дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением, то есть их самый весомый взнос в отклоняющееся поведение развивающейся личности.[15,с.68] Из неблагополучной семьи, ребенок переходит на следующий этап – мир школу, к которой ребенок совершенно не подготовлен. Люди, которые совершенно не знакомы с детской психологией, могут придерживаться мнения, что плохие ученики, хотят быть плохими. Но это не так, их сделали такими, они не понимают, что есть хорошо, а что плохо. Такие дети обычно озлобленные, отчаявшиеся, считают себя ни к чему не пригодными и неполноценными. И чем больше им показывают, что они не пригодны к такой работе (сделать уроки, помочь и т.д.) тем сильней у них вырабатывает негативное отстраненное отношение к школе и к учебе. Те дети, кого считают трудновоспитуемыми, идут искать свое призвание в уличных группировках, где их примут такими, как они есть [16,с.209]. Будет объективным припомнить также о состоянии “некомпенсированной скуки”, приводящей к насилию и деструктивности. Эти группы несовершеннолетних чаще всего скрадываются по “домовому” либо “уличному” признаку. Они немногочисленны - состоят из трех- шести человек. Главенствует в такой группе традиционно “крутой” парень, знаменитый связями с уголовным миром, отбывший наказание. Это только 13
прибавляет ему авторитет. От скуки такая группа избавляется, разрушая уличные сооружения, приставая к прохожим и т. д.[17,с.108] Дальнейшей ступенью служат “неустойчивые преступные группы”. Она может быть теснее охарактеризована сложившейся криминальной направленностью деятельности. От незначительных преступлений группа переходит к больше активным криминальным действиям. Основными типами этих групп И. П. Башкатов называет группы хулиганов, похитителей, насильников, бродяг, наркоманов и т. д. Особенно нормальные их правонарушения: кражи (86,4%), хулиганство (79,8%), грабеж (27,5%), телесные повреждения (25,3%), разбойные нападения (18,4%), изнасилования (14,3%) и др. Огромная часть, половина состава таких групп- лица без определенных занятий, которые не работают и не учатся. Отчетливо выявляется глава и ядро группы, невидимо разделение прав и обязанностей. Внутригрупповая конструкция касательно устойчива и поддерживается соответствующей групповой субкультурой (нормы, правила, обычаи, сленг). Ярус конфликтности очень высок, агрессия направлена не только окружающих, но и на своих “низкостатусных членов”. Ярус ориентации на группу существен, подростки “вне своей группы” себя не представляют, правда мотивация, как водится, эгоистическая. И, наконец, “устойчивые преступные группы”- устойчивые объединения подростков, сформировавшихся для совместного совершения правонарушений. Тут сделана отчетливая организационная конструкция, есть “руководящий центр”, “исполнители”. Существует круговая порука и состав касательно непрерывен. Это – непосредственно, шайка. Выше находится криминальная организация.[19] Рост подростковой преступности в наши дни - явление обычное, от того что только одно “наведение конституционного порядка” в Чечне добавило стране 300 тысяч беженцев, из них одна треть - дети. Согласно нынешней юридической практике, около 90% подростков, совершивших 14
правонарушения, остаются на воле, а осужденные условно либо получившие отсрочку в 53% случаев делают больше тяжкое правонарушение. Итак, в данной главе следует подметить, что личность взаимодействует на протяжении всей своей жизни с разными социальными группами. К примеру, всякое учебное заведение, трудовой коллектив, и т. д. Но наиболее основными социальными группами являются - семья, школа и уличная среда, которые оказывают наибольшее воздействие при становлении и развитии личности. Вышеперечисленные социальные группы являются своеобразной школой жизненного опыта; они дают навык общения; навык совместной деятельности, и усвоения новых ролей.
Заключение
15
Итак, процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального общественного статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Впрочем, в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение - это разные формы отрицательного поведения лиц, сфера нравственных изъянов, отхождение от принципов, норм морали и права. Человек не может стать полновесной фигурой вне социума. И следственно только общественные группы могут ему помочь стать полновесной фигурой. Когда человек рождается, он еще не личность. Но в процессе социализации он становится ею. В итоге деятельности, общения, самосознания человек приобретает навыки новых видов деятельности, общения с другими людьми, а также становление в нем образа его “я”. В работе мы рассмотрели влияние нескольких социальных групп на ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что самое большое отражение в процессе социализации находят микросистемы, т.к. они наиболее близки ребенку. Они создают основу на основе, которой происходит дальнейшее становление личности. Нарушение ценностей в микросистемах могут привести к различным, порой, непредсказуемым последствиям. Люди, с похожими взглядами, воспитавшиеся в микросистемах, в которых были нарушены ценностные установки, при объединении создают свои мезосистемы. Такие мезостистемы (группы людей) становятся своего рода «болезнью» общества, которое придерживается норм и чтит ценностные установки. Если нарушение ценностных установок произойдет в мегасистеме, то общество расколется, начнется хаос, соответственно это отразится и на детях, но затронет всех. На всех стадиях социализации общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Поэтому 16
невозможно установить определенный возраст, в котором личность будет считаться полноценной и состоявшейся. Потому что человек на протяжении жизни проходит различные этапы социализации, приобретает навык и формируется как личность.
Список литературы
17
1.Берн Э. “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры” М.- 1989г. 2. Бабосов Е.М., Общая социология, 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - 640 с. 3.Григорьев С.И. “Социология и социальная работа” Барнаул- 1991г. 4. Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г. 5. Кулик Л.А. “Семейное воспитание”. Просвещение. М.- 1990г. 6. Ковалев В.Н. “Социология социальной сферы”. М.- 1992г. 7. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. : М.: Логос, 2002. - 640 с. 8. Луман Н.Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: 2007. - 648 с 9. Сыренский В. И., Родина Е. А. Психофизиология здоровья. Издание: КАРО – 2008г,-192с. 10. Смелзер Н. “Социология” М.- 1994г. 11. Сорокин П.А. “Общедоступный учебник социологии”. М.- 1994г. 12.“Социология” учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна “Знание”. М.- 1995г. 13.Скринник А.И. “Моральное зло”. М.- 1992г. 14.“Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г. 15.Уледов А.К. “Духовная жизнь общества”. Изд. “Просвещение”. М.- 1996г. 16.Фролов С.С. “Социология”. М.- 1994г. 17. Франки В. “Человек в поисках смысла” М. 1990г. 18. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. 19. Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь– М.: Вече, 2001. ... – М.: ИГ "Весь", 2011. – 480 с. 18
Доклад
Какое воздействие на развитие ребёнка (физическое, познавательное, психосоциальное) может оказать несоответствие ценностных установок в микро- и-мезо-(экзо-,макро-) системах. Подготовила воспитатель Семенникова Н.А. 1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3 1. Становление личности 1.1 Процесс социализации……………………...........................……….…....4 1.2 Воздействие социализации на личность….........................………..…..7 2. Влияние на развитие личности основных социальных групп 2.1 Семья……………………………………..….................................……....9 2.2 Школа…………………………………..……........................…………...11 2.3 Уличная среда………………………………........................…………...12 Заключение………………………………….....................................………….16 Литература………………………………......................................…..............18 2
Введение
Для того, чтобы человек стал личностью (Человеком), биологической наследственности недостаточно. Данное высказывание подтверждается случаи, когда человеческий детеныш вырастал среди животных, но Человеком, во всем многообразии понятия, такой детеныш не становился. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Социализация является непрерывным и многогранным процессом, продолжающимся в течение всей жизни человека. Период детства и юности характеризуется интенсивным протеканием процесса социализации. В этот период происходит формирование основополагающих принципов социализации. Процесс социализации ребенка, как и все стороннее развитие ребенка, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. Существует множество факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации человека: экономические, социально-политические, экологические. Рассмотрим макрофакторы социализации – это страна, государство, общество. Мезофакторы способствуют формированию этнических установок личности, к ним относятся условия в которых дети живут и развиваются: тип поселения, средства массовой коммуникаций и др. К микрофакторам относится ближайшее окружение ребенка, пространство в котором находится ребенок и круг его общения: семья, школы, детские сады, друзья и др. 3
1. Становление личности
1.1.Процесс социализации
Культура передается из поколения в поколение, таким образом, происходит социальное наследие культуры. Каждое новое поколение, каждый человек проходит свой путь освоения достижений культуры общества, в котором они рождаются и живут. В связи с этим культурная личность формируется на протяжении долгого времени, а не рождается таковой. Данный процесс называется социализацией. Социализация - длительный процесс, во время которого индивид усваивает образцы поведения, определенную систему знаний, социальные нормы и ценности. Успешное усвоение всего выше перечисленного позволит личности благополучно функционировать в обществе. Социализация может быть целенаправленной (преднамеренной) или стихийной или спонтанной. К преднамеренному процессу социализаций, т.е. институциональному механизму социализации можно отнести семью, образование, религию и т.д. К спонтанному и стихийному, т.е. традиционному механизму социализации процессу социализаций можно отнести очень много факторов, при которых человек неосознанно усваивает нормы поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для семьи и ближайшего окружения. Также выделяют стилизованный механизм социализации, при котором социализация личности формируется под воздействием определенной субкультуры и межличностный механизм социализации, при котором социализация личности происходит во время взаимодействия человека и субъективно значимого для него лица [2, с. 114]. Процесс социализации в основном является групповым. Т.к. социализация происходит в результате взаимодействия микро-, мезо- , макро- систем, в социальных группах человек усваивает накопленные обществом знания и опыт, ценности и нормы. Это позволяет создать фундамент в 4
культуре личности, что позволит создать единую целостную социальную группу и общество в целом [4,с. 65]. Общение, как и труд, является необходимым фактором, который способствует развитию и формированию личности человека, и имеет огромное значение в воспитании ребенка. Общение способствует полноценному развитию человека. Воспитательное значение общения заключается в обязательном условии формирования общего интеллекта человека и, прежде всего его определенных перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация подразумевает прямое воздействие на человека его окружения, таких социальных групп, как семья, родственники, друзья, ровесники, воспитатели и т.д. Большое значение имеет первичная социализация на ранних этапах формирования личности. Вторичная социализация личности подразумевает влияние вторичных социальных групп (малых и больших). Представители вторичной социализаций являются руководители и официальные представители вузов, государства, школ, печати, предприятий и т.д. Вторичная социализация имеет большое значение в зрелом возрасте человека. Важно обеспечить взаимосвязь и координацию деятельности представителей первичной и вторичной социализации.[7,с. 96] Социально-психологическая точка зрения выделяет ряд стадий социализаций: детство, юность, зрелость, старость. Начальная стадия социализации – детство, в этот период детей готовят к жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям- первым агентам социализации. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает системы правил поведения, знакомится с образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимают их смысл и содержание их деятельности в сторону усложнения. Помимо родителей 5
большой вклад в социализацию личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школы, детские и другие программы СМИ и т. д. Юношеский этап (13-19 лет) характеризуется, как «сложный» период жизни подростков и молодых людей. В этот период личность значительно расширяет свои знания и завершает формирование основ личности и ее мировоззрения. В социологии этого периода прослеживается ряд особенностей. Это возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые несут разные агенты социализации- родители, школа, сверстники. Они во многом по-разному трактуют социальный мир, что действительно нужно, а то, что ярче, эмоциональнее и символически насыщено. На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая, нормально- психологическая и социальная самостоятельность индивида, его политическая зрелость. Это находит свое конкретное выражение в способности самому обеспечить себя средствами существования и распоряжаться своими материальными возможностями независимо от других. Самостоятельно строить свой образ жизни, проживать независимо от родителей и т. д. Верхняя граница этой стадии - выход человека на пенсию, потеря им в связи с возрастом ряда статусов и прекращение выполнения ряда ролей. Социализация и в зрелом возрасте идет обычно по восходящей линии, когда личность добивается все более высокого социального статуса и соответствующей социальной роли. Но могут иметь место на этом пути и зигзаги, изломы, срывы, кризисы и даже крушения планов и надежд, как по вине самих людей, так и независимо от их воли и устремлений. Наконец, на этапе старости, завершающем социализацию - социализация не только резко ослабевает по своей интенсивности и широте, 6
но и приобретает часто пассивную форму, проявляясь главным образом в их адаптации к новым условиям [5,с. 46].
1.2. Воздействие социализации на личность
Сегодня в тех обществах, которые сохранили традиционный уклад жизни, детство прекращается сравнительно рано. А вот в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. Для того, чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни на сегодняшний день, в отличие от традиционного общества, необходимы большие финансовые, физические и интеллектуальные затраты. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается; обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение правил общественной жизни. На самом деле таково лишь узкое значение данного термина. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. К социализации более применим термин “освоение”, а не “обучение”. Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения и т. п.[7,с. 106] Итак, по данной главе можно сделать вывод, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни. Социализация включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее 7
интенсивно процесс социализации проходит в детстве и юности. Некоторые сбои в процессе социализации могут привести к негативным формам поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. 8
2. Влияние на развитие личности основных социальных групп.
Так как взаимодействие личности с различными социальными группами происходит на протяжении всей ее жизни (семья, школа, уличная среда, трудовой коллектив и т. д.), то в данной работе изучим наиболее основные социальные группы, которые оказывают наибольшее влияние при становлении и развитии личности.
2.1. Семья
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Взаимоотношения родителей и ребенка (матери и отца) являются основополагающими в социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – в период младенчества и детства, когда ребенок открытый, добрый и во всем видит добро. Т.к. данные отношения длятся все младенчество, детство и юность детей, то они оказывают наиболее длительные воздействие, а также, взаимоотношения между родителями и детьми являются самыми близкими межличностными отношениями [9,с.165]. Так, семья формирует 70% личности человека, и если ценностные установки в семье будут нарушены, то это может привести к формированию безнравственной, аморальной, асоциальной личности. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Чувства, окрашивающие межличностные отношения ребенка и родителей – это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Неповторимость чувств, возникающих между детьми и родителями, определяются тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда родительской любви – жизненно необходимая потребность ребенка. Родителям необходимо создать у ребенка уверенность, 9
что он любим. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, нравственного поведения и гуманного отношения к миру [10,с.141]. Родители должны находиться в постоянном психологическом контакте с ребенком. Данный контакт необходим для успешного воспитания каждого ребенка, вне зависимости от возраста. Для того, чтобы сохранить контакт с ребенком, родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, ситуациями, происходящими в ней, его переживаниями и радостями, необходимо наблюдать за изменениями в поведении ребенка. Целью и мотивом воспитания ребенка – является создание счастливой, полноценной, творческой, полезной людям жизни этого ребенка. На созидании такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. В зависимости от того, какая межличностная обстановка царит в семье будет зависеть реакция ребенка на происходящее в семье, в последующем реакция ребенка может стать устойчивым поведением. Так, если ребенок будет злиться на то, что отец кричит на мать, то в дальнейшем он может стать злым и агрессивным, а также позволять себе подобное поведение в уже своей семейной жизни. Связь воспитанника с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.[11,с.73] 10
2.2. Школа
Поступление в школу – это новый и важный период в жизни каждого ребенка. С поступлением в школу жизнь ребенка меняется: ритм жизни, окружающая среда, метод изучения общества, коллектив и устой общества – все это меняется, а многое совершенно ново. Период начальной школы знаменует завершение формирования нравственного типа ребенка. Здесь решается задача- станет ли ребенок творческой личностью. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль и самоанализ помогут человеку управлять своим поведением и поступками, чтобы всегда приближаться своему идеалу. [12,с. 78] В педагогической психологии широко известны работы С. В. Ковалева, который уделял большое внимание проблемам семейных взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. Также, он считал, что роль педагога в работе с подростком занимает значимое место, особенно в жизни детей из неблагополучных семей. Общаясь с подростком, учитель должен корректировать возможное негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях юношей и девушек. На процесс социализаций ребенка в школе имеют большое влияние группы сверстников. Существует ряд причин, делающих группу сверстников исключительно важной именно для подростков. Общение со сверстниками оказывается главным “каналом информации”, по нему подростки и юноши узнают многие нужные вещи, которых им, по тем либо другим причинам, не сообщают взрослые.[13,с.84] Помимо того, общение со сверстниками - это особенный вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки особого взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности, и т. д. 11
Одним словом, группа сверстников оказывает существенное воздействие на социализацию современного человека. Сверстники помогают разрешить многие психологические задачи, связанные с трудностями подросткового возраста; они становятся своеобразной школой жизненного опыта; они дают навык общения с равными; навык совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. [14,с.183]
2.3. Уличная среда
Нарушение ценностных установок уличной среды, имеет свою особую специфику, которая заключается в образовании преступной направленности среди молодежи. Один из наилучших экспертов в области социологии и психологии несовершеннолетних правонарушителей М. А. Алемаскин считал, что в образовании личности таких детей фактически неизменно три фактора передают друг другу эстафету: семья, школа и уличная среда. Фактически во всех случаях автобиография уличного злоумышленника начинается с улицы. Фактически неизменно на следующем возрастном этапе вина ложится на учебное заведение - на школу, училище. После того, как и семья, и школа “сделали свое дело”, на новом витке формирования личности правонарушителя, оно завершается в уличной среде под влиянием неформальной подростково - юношеской группы. В педагогической практике отклоняющимся поведением считается любое поведение, связанное с нарушением не только буквы закона, но и важнейших общественных норм, приносящий ущерб не только себе, но и окружающим. Существуют безжалостные традиции преступных группировок, обычные порядки “прописок”, бесчеловечная кастовость уголовной среды. Как в такой мир попадают дети? 12
Как было сказано выше, первоисточник, как водится, лежит в семье. Семья, по материалам Л. С. Алексеевой, разделяется на четыре типа неблагоприятных семей: I. Отличается конфликтным методом взаимодействия: грубостью, скандалами. II. Доведенная до предела, конфликтность переходит в аморальность, когда ругань, драки, пьянство, измены становятся нормой данной семьи. III. Семья преступного типа. IV. Педагогически несостоятельные семьи. То есть неучастие родителей в организации ведущей деятельности ребенка- дошкольника, дополняемое их деструктивным по отношению к ребенку поведением, то есть их самый весомый взнос в отклоняющееся поведение развивающейся личности.[15,с.68] Из неблагополучной семьи, ребенок переходит на следующий этап – мир школу, к которой ребенок совершенно не подготовлен. Люди, которые совершенно не знакомы с детской психологией, могут придерживаться мнения, что плохие ученики, хотят быть плохими. Но это не так, их сделали такими, они не понимают, что есть хорошо, а что плохо. Такие дети обычно озлобленные, отчаявшиеся, считают себя ни к чему не пригодными и неполноценными. И чем больше им показывают, что они не пригодны к такой работе (сделать уроки, помочь и т.д.) тем сильней у них вырабатывает негативное отстраненное отношение к школе и к учебе. Те дети, кого считают трудновоспитуемыми, идут искать свое призвание в уличных группировках, где их примут такими, как они есть [16,с.209]. Будет объективным припомнить также о состоянии “некомпенсированной скуки”, приводящей к насилию и деструктивности. Эти группы несовершеннолетних чаще всего скрадываются по “домовому” либо “уличному” признаку. Они немногочисленны - состоят из трех- шести человек. Главенствует в такой группе традиционно “крутой” парень, знаменитый связями с уголовным миром, отбывший наказание. Это только 13
прибавляет ему авторитет. От скуки такая группа избавляется, разрушая уличные сооружения, приставая к прохожим и т. д.[17,с.108] Дальнейшей ступенью служат “неустойчивые преступные группы”. Она может быть теснее охарактеризована сложившейся криминальной направленностью деятельности. От незначительных преступлений группа переходит к больше активным криминальным действиям. Основными типами этих групп И. П. Башкатов называет группы хулиганов, похитителей, насильников, бродяг, наркоманов и т. д. Особенно нормальные их правонарушения: кражи (86,4%), хулиганство (79,8%), грабеж (27,5%), телесные повреждения (25,3%), разбойные нападения (18,4%), изнасилования (14,3%) и др. Огромная часть, половина состава таких групп- лица без определенных занятий, которые не работают и не учатся. Отчетливо выявляется глава и ядро группы, невидимо разделение прав и обязанностей. Внутригрупповая конструкция касательно устойчива и поддерживается соответствующей групповой субкультурой (нормы, правила, обычаи, сленг). Ярус конфликтности очень высок, агрессия направлена не только окружающих, но и на своих “низкостатусных членов”. Ярус ориентации на группу существен, подростки “вне своей группы” себя не представляют, правда мотивация, как водится, эгоистическая. И, наконец, “устойчивые преступные группы”- устойчивые объединения подростков, сформировавшихся для совместного совершения правонарушений. Тут сделана отчетливая организационная конструкция, есть “руководящий центр”, “исполнители”. Существует круговая порука и состав касательно непрерывен. Это – непосредственно, шайка. Выше находится криминальная организация.[19] Рост подростковой преступности в наши дни - явление обычное, от того что только одно “наведение конституционного порядка” в Чечне добавило стране 300 тысяч беженцев, из них одна треть - дети. Согласно нынешней юридической практике, около 90% подростков, совершивших 14
правонарушения, остаются на воле, а осужденные условно либо получившие отсрочку в 53% случаев делают больше тяжкое правонарушение. Итак, в данной главе следует подметить, что личность взаимодействует на протяжении всей своей жизни с разными социальными группами. К примеру, всякое учебное заведение, трудовой коллектив, и т. д. Но наиболее основными социальными группами являются - семья, школа и уличная среда, которые оказывают наибольшее воздействие при становлении и развитии личности. Вышеперечисленные социальные группы являются своеобразной школой жизненного опыта; они дают навык общения; навык совместной деятельности, и усвоения новых ролей.
Заключение
15
Итак, процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального общественного статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Впрочем, в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение - это разные формы отрицательного поведения лиц, сфера нравственных изъянов, отхождение от принципов, норм морали и права. Человек не может стать полновесной фигурой вне социума. И следственно только общественные группы могут ему помочь стать полновесной фигурой. Когда человек рождается, он еще не личность. Но в процессе социализации он становится ею. В итоге деятельности, общения, самосознания человек приобретает навыки новых видов деятельности, общения с другими людьми, а также становление в нем образа его “я”. В работе мы рассмотрели влияние нескольких социальных групп на ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что самое большое отражение в процессе социализации находят микросистемы, т.к. они наиболее близки ребенку. Они создают основу на основе, которой происходит дальнейшее становление личности. Нарушение ценностей в микросистемах могут привести к различным, порой, непредсказуемым последствиям. Люди, с похожими взглядами, воспитавшиеся в микросистемах, в которых были нарушены ценностные установки, при объединении создают свои мезосистемы. Такие мезостистемы (группы людей) становятся своего рода «болезнью» общества, которое придерживается норм и чтит ценностные установки. Если нарушение ценностных установок произойдет в мегасистеме, то общество расколется, начнется хаос, соответственно это отразится и на детях, но затронет всех. На всех стадиях социализации общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей. Поэтому 16
невозможно установить определенный возраст, в котором личность будет считаться полноценной и состоявшейся. Потому что человек на протяжении жизни проходит различные этапы социализации, приобретает навык и формируется как личность.
Список литературы
17
1.Берн Э. “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры” М.- 1989г. 2. Бабосов Е.М., Общая социология, 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - 640 с. 3.Григорьев С.И. “Социология и социальная работа” Барнаул- 1991г. 4. Кудрявцев В. “Социальная деформация”. М.- 1992г. 5. Кулик Л.А. “Семейное воспитание”. Просвещение. М.- 1990г. 6. Ковалев В.Н. “Социология социальной сферы”. М.- 1992г. 7. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. : М.: Логос, 2002. - 640 с. 8. Луман Н.Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: 2007. - 648 с 9. Сыренский В. И., Родина Е. А. Психофизиология здоровья. Издание: КАРО – 2008г,-192с. 10. Смелзер Н. “Социология” М.- 1994г. 11. Сорокин П.А. “Общедоступный учебник социологии”. М.- 1994г. 12.“Социология” учебное пособие под ред. Э.В. Тадевосяна “Знание”. М.- 1995г. 13.Скринник А.И. “Моральное зло”. М.- 1992г. 14.“Теория социальной работы”. Под ред. С.И. Холостовой. М.- 1998г. 15.Уледов А.К. “Духовная жизнь общества”. Изд. “Просвещение”. М.- 1996г. 16.Фролов С.С. “Социология”. М.- 1994г. 17. Франки В. “Человек в поисках смысла” М. 1990г. 18. Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. 19. Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь– М.: Вече, 2001. ... – М.: ИГ "Весь", 2011. – 480 с. 18
В раздел среднее профессиональное образование