"Столяры и плотники нужные работники"
Конспект занятия
Автор: Мартынюк Владимир Львович, учитель ПТО, ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19", г. Изобильный, Ставропольский край
В раздел среднее профессиональное образование
1
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №19
VIII вида» г. Изобильного Ставропольского края
Конспект занятия по профессиональной ориентации на тему:
«Столяры и плотники нужные работники»
(7 класс)
Составил учитель ПТО: Мартынюк Владимир Львович
г. Изобильный
2 Тема: «Столяры и плотники нужные работники» Цель: познакомить учащихся с профессией «плотник» и условиями его работы Задачи: образовательные: создать условия для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника; коррекционно – развивающие: развивать умение анализировать текст, выделять в нем главное и существенное; воспитательные: воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда. Оформление доски: Подписана тема «Столяры и плотники нужные работники», картины с изображением домов, наличников. С обратной стороны доски список слов и пословицы: 1) Дерево ценят по плодам, а человека по делам. 2) Работаешь добросовестно, так и в глаза людям смотреть не совестно. Оборудование: мультимедиа. Этапы урока и содержание деятельности: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Ресурсный круг. Пожелание учащимся успешной работы. - Какие профессии вы знаете? (Обращаю внимание на картины с изображением домов) -Люди какой профессии построили эти здания? -Что вы знаете о труде плотника? -Как вы думаете, о чѐм сегодня будем говорить? Включаю звуковые эффекты: стук топоров, звуки пилы. - Где мы можем это услышать? На доске рисунок 1. ( Идет строительство дома). -Что мы сейчас наблюдаем? -С каким материалом работает плотник? -У меня в руках деревянный брусок. Его будем передавать, как эстафетную палочку, говоря при этом, что вы видите, слышите, чувствуете. -Какие инструменты на ваш взгляд нужны плотнику? Найдите на Приветствуют учителя Перечисляют -Строители, плотники. -Рассказывают, чем занимаются плотники. -Сегодня постараемся побольше узнать об этой нелѐгкой профессии. Высказывают предположения. -Рабочие строят дом. -С деревом. -Я вижу, как плотник взял топор. -Я чувствую запах ѐлки. - Я слышу, как гудит пила и т.д. Ученики по очереди говорят о своих ощущениях. Учащиеся выполняют самостоятельно
3 4.Учебные действия. 1)Работа в группе. 2) Проверка работы. 3)Работа в группе. 4)Проверка работы. рисунке. Предлагаю учащимся обсудить в группах. -Выберите среди инструментов главный. Послушайте загадку и проверьте правильность своего выбора. Замечательный дружище Деревянная ручища Да железный обушок, Закалѐнный гребешок. Он у плотников в почѐте – Каждый день с ним на работе. Показ топора. -Как в загадке названа деревянная часть топора? -Можно ли по топору узнать, старый он или новый? Как? -Хотите узнать, как создавался топор? Раздаю тексты «Как создавался топор?» -Выделить в тексте ключевые слова. Рассказать о создании топора. -Прочитать слова, записанные на доске. --Чьи руки это создали? Какие чувства у вас возникли? -Где находится церковь? Чем она необычна? Зачитать. Показ слайдов (наличники, дома) -Мог ли один плотник выполнить такую работу? -Как же строили? Обсуждение в группах. Ребята называют инструменты, необходимые плотнику для работы, берут со стола карточки с названием инструмента и прикрепляют на доску: молоток, плоскогубцы, рубанок, гвозди, ножовка, топор. -Топор. Желающие трогают его, берут в руки. -Деревянная ручища. -У старого топора топорище очень гладкое, коричневое, а у нового немного шероховатое и пока ещѐ белое. -Да. Работают в группах, выделяя ключевые слова. Желающий рассказывает, как создавался топор. Читают: «Столяры и плотники нужные работники». Рассматривают иллюстрации на доске Отвечают на вопросы, зачитывают. Рассматривают, обмениваются впечатлениями. -Нет. -Группой, артелью.
4 5) Игра «Хлопай- топай». 5.Обобщение. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. -Как понимаете слово артель? -Какими качествами обладали плотники? Найти в тексте. Называю качества мастера- плотника. Если согласны, топнули и хлопнули. (добросовестность, лень, мудрость, трудолюбие, злость, опыт, доброта, красота, смекалка, зависть, любовь, честность) -Почему мастер не должен быть злым? -Зачем нужна смекалка? -Только ли плотникам нужны эти качества? -Много плотников было на Руси, но не все были мастерами. Основными умениями обладали многие плотники, но мастерами называли не всех. -Заслуживают ли мастера- плотники слова благодарности за свой труд? -Какие слова благодарности вы бы сказали мастерам-плотникам? -Оформить благодарственное письмо мастерам-плотникам. -Что доброго дал урок? Что нового узнали? Кому было интересно? Прочитать и объяснить пословицы, записанные на доске. Высказывают свои мысли. Рассматривание иллюстраций. -Мастера вкладывали в свою работу фантазию, любовь, душу. Играют. Высказываются. -Нужны людям любой профессии. -Конечно. Записывают задание. Читают и объясняют пословицы. Приложение. Текст для работы в группах Как создавался топор? Бралась сухая берѐзовая заготовка и начиналась работа. Не сразу получалось. Иногда требовалось несколько заготовок, чтобы сделать топорище. Потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел и осколком стекла зачистить топорище. Затем топор надо заточить и можно работать.
5
2 Тема: «Столяры и плотники нужные работники» Цель: познакомить учащихся с профессией «плотник» и условиями его работы Задачи: образовательные: создать условия для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника; коррекционно – развивающие: развивать умение анализировать текст, выделять в нем главное и существенное; воспитательные: воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда. Оформление доски: Подписана тема «Столяры и плотники нужные работники», картины с изображением домов, наличников. С обратной стороны доски список слов и пословицы: 1) Дерево ценят по плодам, а человека по делам. 2) Работаешь добросовестно, так и в глаза людям смотреть не совестно. Оборудование: мультимедиа. Этапы урока и содержание деятельности: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Ресурсный круг. Пожелание учащимся успешной работы. - Какие профессии вы знаете? (Обращаю внимание на картины с изображением домов) -Люди какой профессии построили эти здания? -Что вы знаете о труде плотника? -Как вы думаете, о чѐм сегодня будем говорить? Включаю звуковые эффекты: стук топоров, звуки пилы. - Где мы можем это услышать? На доске рисунок 1. ( Идет строительство дома). -Что мы сейчас наблюдаем? -С каким материалом работает плотник? -У меня в руках деревянный брусок. Его будем передавать, как эстафетную палочку, говоря при этом, что вы видите, слышите, чувствуете. -Какие инструменты на ваш взгляд нужны плотнику? Найдите на Приветствуют учителя Перечисляют -Строители, плотники. -Рассказывают, чем занимаются плотники. -Сегодня постараемся побольше узнать об этой нелѐгкой профессии. Высказывают предположения. -Рабочие строят дом. -С деревом. -Я вижу, как плотник взял топор. -Я чувствую запах ѐлки. - Я слышу, как гудит пила и т.д. Ученики по очереди говорят о своих ощущениях. Учащиеся выполняют самостоятельно
3 4.Учебные действия. 1)Работа в группе. 2) Проверка работы. 3)Работа в группе. 4)Проверка работы. рисунке. Предлагаю учащимся обсудить в группах. -Выберите среди инструментов главный. Послушайте загадку и проверьте правильность своего выбора. Замечательный дружище Деревянная ручища Да железный обушок, Закалѐнный гребешок. Он у плотников в почѐте – Каждый день с ним на работе. Показ топора. -Как в загадке названа деревянная часть топора? -Можно ли по топору узнать, старый он или новый? Как? -Хотите узнать, как создавался топор? Раздаю тексты «Как создавался топор?» -Выделить в тексте ключевые слова. Рассказать о создании топора. -Прочитать слова, записанные на доске. --Чьи руки это создали? Какие чувства у вас возникли? -Где находится церковь? Чем она необычна? Зачитать. Показ слайдов (наличники, дома) -Мог ли один плотник выполнить такую работу? -Как же строили? Обсуждение в группах. Ребята называют инструменты, необходимые плотнику для работы, берут со стола карточки с названием инструмента и прикрепляют на доску: молоток, плоскогубцы, рубанок, гвозди, ножовка, топор. -Топор. Желающие трогают его, берут в руки. -Деревянная ручища. -У старого топора топорище очень гладкое, коричневое, а у нового немного шероховатое и пока ещѐ белое. -Да. Работают в группах, выделяя ключевые слова. Желающий рассказывает, как создавался топор. Читают: «Столяры и плотники нужные работники». Рассматривают иллюстрации на доске Отвечают на вопросы, зачитывают. Рассматривают, обмениваются впечатлениями. -Нет. -Группой, артелью.
4 5) Игра «Хлопай- топай». 5.Обобщение. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексия. -Как понимаете слово артель? -Какими качествами обладали плотники? Найти в тексте. Называю качества мастера- плотника. Если согласны, топнули и хлопнули. (добросовестность, лень, мудрость, трудолюбие, злость, опыт, доброта, красота, смекалка, зависть, любовь, честность) -Почему мастер не должен быть злым? -Зачем нужна смекалка? -Только ли плотникам нужны эти качества? -Много плотников было на Руси, но не все были мастерами. Основными умениями обладали многие плотники, но мастерами называли не всех. -Заслуживают ли мастера- плотники слова благодарности за свой труд? -Какие слова благодарности вы бы сказали мастерам-плотникам? -Оформить благодарственное письмо мастерам-плотникам. -Что доброго дал урок? Что нового узнали? Кому было интересно? Прочитать и объяснить пословицы, записанные на доске. Высказывают свои мысли. Рассматривание иллюстраций. -Мастера вкладывали в свою работу фантазию, любовь, душу. Играют. Высказываются. -Нужны людям любой профессии. -Конечно. Записывают задание. Читают и объясняют пословицы. Приложение. Текст для работы в группах Как создавался топор? Бралась сухая берѐзовая заготовка и начиналась работа. Не сразу получалось. Иногда требовалось несколько заготовок, чтобы сделать топорище. Потом топор надо насадить, расклинить, чтобы не слетел и осколком стекла зачистить топорище. Затем топор надо заточить и можно работать.
5
В раздел среднее профессиональное образование