"Антропологический подход в преподавании литературы"
статья
Автор: Купцевич Наталья Александровна, преподаватель литературы, ОГБОУ "Томский государственный педагогический колледж", г. Томск, Томская область
В раздел среднее профессиональное образование
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.А. Купцевич, преподаватель
ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж»
Несмотря на то, что в последнее время много говорят об актуализации
гуманистических ценностей, у молодого поколения сегодня можно отметить
кризис духовности, кризис в их отношении с художественной литературой.
Любой читатель начинает свой «разговор» с книгой с непроизвольных
воспоминаний о том, что его волнует в самом себе, в окружающем мире.
Преподаватель литературы, намечая совершенно определенные цели и
задачи, должен учитывать все: возраст, пол, уровень культурного развития,
сегодняшний день, в среднем специальном заведении - еще и выбранную
профессию. При обучении литературе нельзя за основу брать некую
обобщенную массу людей, необходимо учитывать личный жизненный опыт
студента-читателя: «Кто я?», «Зачем?», «Что за мир вокруг меня?», «Что мне
нужно?» и т.д. Исходя из основной задачи курса современной русской
литературы в педагогическом колледже, главным является подготовка
молодого специалиста к полноценной жизни в современном мире и создание
у
него
целостного
представления
о
Человеке
(микрокосм)
и
Мире
(макрокосм). Для выполнения этой намеченной сверхзадачи как нельзя
лучше подходит используемый на занятиях литературы концептуальный
подход, связанный с наблюдением студентами с помощью лучших образцов
современной
и
возвращенной
художественной
литературы
изменения
состояния человеческой души, ее мироощущения и причин происходящего.
Таким образом, цель занятий - повернуть студента к общечеловеческому
содержанию и значению художественного слова, раскрытие личностно
ценного смысла знаний о литературе, обращение с художественным
произведением как с «субъектом общения», формирование способности
сопереживать. Это объединяет читателя с Художником слова и другими
людьми, воспринимающими искусство. Главным фактором в подборе авторов и произведений в программе по дисциплине современной русской литературы стал духовный опыт поколения, заключенный в памяти ныне живущих людей. Программа курса позволяет не только проследить связь времен, но и состояние души человека, изменение его мироощущения от рождения до смерти, причем человека, что называется, с «искрой Божьей» - личности, Творца и простого, заурядного человека, так называемого «человекообразного». Цель. - проследить строительство души человека с самого детства (произведения И.С.Шмелева, В.Набокова, Тэффи, Л.Леонова и др.) до причин утраты его духовной гармонии с Миром (Е.Шварц, Ю.Бондарев,В.Войнович и др.). Расположение произведений в программе через трансформацию этических и эстетических ценностей и понимание сдвигов в духовном сознании общества поможет студентам воспринимать главное - идею спасения и преображения человека и Мира, в котором он живет, так называемую «философию надежды», которой пронизана вся настоящая русская литература. В связи с этим особое место в программе занимает тема предназначения человека в мире (Д.Андреев, Е.Шварц, А.Тарковский, Ю.Бондарев, В.Тендряков и др.), а также тема борьбы человека за его духовное выживание, тема поиска «нового», совершенного человека. Такой концептуальный, безусловно, человековедческий подход к изучению предмета литературы (а главным предметом литературы является Человек) способствует личностно ориентированной подготовке будущих педагогов. Через организацию перспективной самостоятельной работы, через процесс выполнения практических творческих заданий, углубленное чтение с комментариями, через исследовательскую работу с отдельными микротемами (например, «Микровселенная набоковского ребенка», «Патриархальный мир старины шмелевского ребенка, «Стремление детей - героев Тэффи поскорее вырасти, стать большими» и др.), через работу с
критической литературой у студентов создается целостное восприятие всех тем, целей и задач курса. В течение семестра проводятся мини-консультации по художественным особенностям произведений, в том числе жанров, по основным приемам углубленного чтения, реферирования. На обсуждение студентов заранее предлагаются темы, обобщающие литературный опыт читателя, причем опять же с учетом индивидуальных особенностей контингента обучаемых, например, «Нереализованные возможности женской души в произведениях современной русской драматургии», На занятиях студенты знакомятся с вопросами, ориентирующими их на целостное восприятие последующих тем, например, «Первые открытия Мира в произведениях И.С.Шмелева, В.Набокова, Тэффи, Л.Леонова». После изучения произведения студенту предлагается обратиться к себе. Так, при работе над пьесой Е.Шварца «Дракон», студенты пытаются поискать драконов внутри себя, задумываются над тем, нужно ли, можно ли их вызвать на бой, можно ли их победить, как обратить свои недостатки в достоинства и т.д. Таким образом достигается создание интереса к изучаемой теме, через восприятие литературы не как отражение жизни вообще, а как части собственной жизни. Этому способствует также знакомство студентов со своими читательскими возможностями и интересами, к примеру, через сочинения-воспоминания «Мои первые открытия Мира». Это позволяет в центре обучения и воспитания поставить не сам предмет литературы, как это часто бывает, а личность студента. Овладеть, скажем, основами литературоведческого анализа не то же самое, что научиться жить в современной мире, быть человеком не только критически мыслящим, но и социально защищенным. Таким образом, студент как субъект должен познать не только учебные, научные, но и психологические, социальные, духовные закономерности и свои личные возможности. Культура человека, сам Человек определяется не только познаниями в области наук или высокого искусства. Культура современного человека - это умение общаться с Миром, видеть, слышать его, восхищаться им, беречь его, чувствовать в нем свое
место и свою опору. Современному педагогу предстоит принять участие в духовном становлении человека. Это куда важнее, чем просто давать знания или воспитывать гармонично развитую личность, будущего строителя... Подготовить молодого человека к встрече с этим Будущим, с самим собой - вот, что важно. Дело это очень непростое и деликатное. А Литература как ревностный хранитель Духа поможет разобраться молодому человеку во многих нравственных проблемах, волнующих современный мир, приобщить к вечным духовным ценностям, найти и познать в себе Человека. Литература 1. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу/ Л.В. Карасев. - М., 2005. 2. Кошелева Л.А. Гуманитарно-антропологический подход к преподаванию литературы в школе/ Л.А. Кошелева // Лингвистика и школа: материалы Всероссийской научно-практической конференции под ред. Л.Б. Парубченко. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2011 3. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством./ В.Г. Маранцман// Литература в школе. - 1998. - №8. 4. Панфилова А. П
.
Инновационные педагогические технологии/ А.П. Панфилова. — М., 2009.
людьми, воспринимающими искусство. Главным фактором в подборе авторов и произведений в программе по дисциплине современной русской литературы стал духовный опыт поколения, заключенный в памяти ныне живущих людей. Программа курса позволяет не только проследить связь времен, но и состояние души человека, изменение его мироощущения от рождения до смерти, причем человека, что называется, с «искрой Божьей» - личности, Творца и простого, заурядного человека, так называемого «человекообразного». Цель. - проследить строительство души человека с самого детства (произведения И.С.Шмелева, В.Набокова, Тэффи, Л.Леонова и др.) до причин утраты его духовной гармонии с Миром (Е.Шварц, Ю.Бондарев,В.Войнович и др.). Расположение произведений в программе через трансформацию этических и эстетических ценностей и понимание сдвигов в духовном сознании общества поможет студентам воспринимать главное - идею спасения и преображения человека и Мира, в котором он живет, так называемую «философию надежды», которой пронизана вся настоящая русская литература. В связи с этим особое место в программе занимает тема предназначения человека в мире (Д.Андреев, Е.Шварц, А.Тарковский, Ю.Бондарев, В.Тендряков и др.), а также тема борьбы человека за его духовное выживание, тема поиска «нового», совершенного человека. Такой концептуальный, безусловно, человековедческий подход к изучению предмета литературы (а главным предметом литературы является Человек) способствует личностно ориентированной подготовке будущих педагогов. Через организацию перспективной самостоятельной работы, через процесс выполнения практических творческих заданий, углубленное чтение с комментариями, через исследовательскую работу с отдельными микротемами (например, «Микровселенная набоковского ребенка», «Патриархальный мир старины шмелевского ребенка, «Стремление детей - героев Тэффи поскорее вырасти, стать большими» и др.), через работу с
критической литературой у студентов создается целостное восприятие всех тем, целей и задач курса. В течение семестра проводятся мини-консультации по художественным особенностям произведений, в том числе жанров, по основным приемам углубленного чтения, реферирования. На обсуждение студентов заранее предлагаются темы, обобщающие литературный опыт читателя, причем опять же с учетом индивидуальных особенностей контингента обучаемых, например, «Нереализованные возможности женской души в произведениях современной русской драматургии», На занятиях студенты знакомятся с вопросами, ориентирующими их на целостное восприятие последующих тем, например, «Первые открытия Мира в произведениях И.С.Шмелева, В.Набокова, Тэффи, Л.Леонова». После изучения произведения студенту предлагается обратиться к себе. Так, при работе над пьесой Е.Шварца «Дракон», студенты пытаются поискать драконов внутри себя, задумываются над тем, нужно ли, можно ли их вызвать на бой, можно ли их победить, как обратить свои недостатки в достоинства и т.д. Таким образом достигается создание интереса к изучаемой теме, через восприятие литературы не как отражение жизни вообще, а как части собственной жизни. Этому способствует также знакомство студентов со своими читательскими возможностями и интересами, к примеру, через сочинения-воспоминания «Мои первые открытия Мира». Это позволяет в центре обучения и воспитания поставить не сам предмет литературы, как это часто бывает, а личность студента. Овладеть, скажем, основами литературоведческого анализа не то же самое, что научиться жить в современной мире, быть человеком не только критически мыслящим, но и социально защищенным. Таким образом, студент как субъект должен познать не только учебные, научные, но и психологические, социальные, духовные закономерности и свои личные возможности. Культура человека, сам Человек определяется не только познаниями в области наук или высокого искусства. Культура современного человека - это умение общаться с Миром, видеть, слышать его, восхищаться им, беречь его, чувствовать в нем свое
место и свою опору. Современному педагогу предстоит принять участие в духовном становлении человека. Это куда важнее, чем просто давать знания или воспитывать гармонично развитую личность, будущего строителя... Подготовить молодого человека к встрече с этим Будущим, с самим собой - вот, что важно. Дело это очень непростое и деликатное. А Литература как ревностный хранитель Духа поможет разобраться молодому человеку во многих нравственных проблемах, волнующих современный мир, приобщить к вечным духовным ценностям, найти и познать в себе Человека. Литература 1. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу/ Л.В. Карасев. - М., 2005. 2. Кошелева Л.А. Гуманитарно-антропологический подход к преподаванию литературы в школе/ Л.А. Кошелева // Лингвистика и школа: материалы Всероссийской научно-практической конференции под ред. Л.Б. Парубченко. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2011 3. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством./ В.Г. Маранцман// Литература в школе. - 1998. - №8. 4. Панфилова А. П
.
Инновационные педагогические технологии/ А.П. Панфилова. — М., 2009.
В раздел среднее профессиональное образование