Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества знаний на уроках английского языка"

доклад: обобщенный педагогический опыт

Автор: Степаненко Юлия Геннадьевна, преподаватель, ГАПОУ "Клинцовский индустриально-педагогический колледж", Клинцы



В раздел среднее профессиональное образование




Использование информационно-коммуникационных

технологий для повышения качества знаний на уроках

английского языка
Из опыта работы учителя английского языка Степаненко Юлии Геннадьевны 1

Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1 Теоретические основы современных информационно- коммуниктивных технологий в обучении иностранному языку . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1.1. Средства информационно-коммуникационных технологий в системе образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.2 Результативность работы учителя при использовании ИКТ. . . . . . 8 2 Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.1 Использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку в зависимости от классификации типов уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2.2 Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 18

2.3"Плюсы" и "минусы" использования информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе . . . . . . . . . . 21 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Введение
2
Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Учитель английского языка может найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий. А
ктуальность
данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения современных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: – изучение лексики; – отработку произношения; – обучение диалогической и монологической речи; – обучение письму; 3
– отработку грамматических явлений. Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Методологической основой исследования послужили труды Полат Е. С., Дмитреевой Е. И., Синегубовой Н. М. Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.
Объектом исследования
является использование информационно- коммуникативных технологий в обучении.
Предмет исследования:
использование информационно- коммуникативных технологий на уроках технологии.
Цель исследования
изучить и обобщить накопленный опыт применения информационно-коммуникативных технологий в преподавании иностранного языка.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические аспекты использования ИКТ на уроках иностранного языка; – рассмотреть использование информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в зависимости от типа урока; – рассмотреть использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку; – выделить "плюсы" и "минусы" использования информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе. 4

1 Современные информационно-коммуниктивные технологии в

обучении иностранному языку

1.1. Использование информационно-коммуникационных технологий

в образовании
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для его творческой активности, заставить задуматься о том, что иностранный язык нужен, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. Применение современных образовательных технологий способствует повышению мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нем. Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [1, с. 53]. Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направляет и стимулирует учебную деятельность. В своей деятельности учитель должен решать не только учебные задачи, 5
но и создавать условия учащимся для самостоятельного творческого поиска, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений. И как необходимое условие в решении поставленных задач рассматривается внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Постоянно развивающаяся система информационного обеспечения в сочетании с техническим сопровождением обеспечивает качество образовательного процесса.
1.1.1. Средства информационно-коммуникационных технологий в

системе образования
Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные. Аппаратные средства: Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу. Телекоммуникационный блок дает доступ к местным и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами. Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных. Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления. Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные 6
(человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий. Программные средства: Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации. Источники информации - организованные информационные массивы - энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений. Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями. Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр. Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером. Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося. Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью. Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области [2, с. 105]. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: – изучение лексики; – отработку произношения; – обучение диалогической и монологической речи; – обучение письму; – отработку грамматических явлений. 7
Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
1.2 Результативность работы учителя при использовании ИКТ на

урока иностранного языка
Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет учителю более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка [3, с. 32]. Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет учителю вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка – и достигать хорошего результата. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта. Применение ИТК приводит к следующим результатам: 1. Повышение уровня использования наглядности на уроке; 2. Повышение производительности урока; 3. Установление межпредметных связей с информатикой, историей, физикой, литературой и другими предметами. 4. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и технологии. 8
5. Необходимость обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу". 7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение. Собрав необходимый материал для урока на CD, учитель может в нужный момент использовать его на уроке. С каждым годом возможности учителей будут расширятся, в связи с интенсивной компьютеризацией школ, подключением школ к высокоскоростному Интернету; Что скажется на формировании устойчивого интереса к обучению [4;146 с.]. 9

2 Использование информационно-коммуникационных технологий в

процессе преподавания иностранного языка

2.1 Использование информационно-коммуникативных технологий в

процессе обучения иностранному языку в зависимости от классификации

типов уроков и поставленных задач
Информационные технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться как "проникающая" (применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем, разделов) и как монотехнология, когда всё обучение, всё управление, включая виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера. В педагогической практике можно применять "проникающую" технологию и опираясь на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализацию. Исходя из классификации типов уроков можно применять технологии, которые предполагают различные формы работы, такие, как фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Урок введения нового материала
Использование презентаций, видеопроектора, таблицы. Презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т.д. Но это не доставляет никаких сложностей, если учитель умеет обращаться с компьютером и владеет навыками работы с Интернетом. На уроках введения нового материала можно использовать различные образовательные программы: "Welcome to Muzzy”, The BBC Language courses for children - курс направлен на все виды речевой деятельности. Несмотря на то, что видеопособие рассчитано на детей, его можно использовать на всех уровнях обучения английскому языку. «Лунтик изучает английский язык» - пособие предназначено для начальной школы. С помощью разнообразных игр дети 10
могут изучить и запомнить достаточное для их возраста количество лексики и использовать её в элементарных предложениях. Интерактивные курсы "Enjoy English” для 2-5 классов, М. Ю. Биболетова.
Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся
Так как на уроках иностранного языка не предусмотрены контрольные работы, то для контроля знаний учащихся используется очень часто метод проектов. Так же повышая мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи, можно использовать электронную почту, учащиеся отправляют на почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ. Данный вид работы пользуется успехом среди учащихся. Так же на уроках контроля знаний, умений, навыков учащихся актуально использования различных тестов.
Урок обобщения и закрепления изученного материала
Подготовка к выступлениям на завершающем этапе, выполнение презентаций для этого предназначены программа Power Point, видеоролики, флеш-анимация. Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Используя тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку. На своих уроках рекомендованно использовать следующие цифровые образовательные ресурсы: новый компонент курса "New Opportunities Russian Edition” - "Test Master CD-Rom” (издательство Pearson Education Limited. Longman) разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет большие возможности учителям в составлении тестов для контроля знаний и навыков. Также интересен и увлекателен CD-Rom с дополнительными заданиями для учащихся. Это важное и объемное дополнение к учебному комплекту. Диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся. Большую помощь в изучении и закреплении грамматики представляет интерактивный курс "Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. 11
Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой. Интерактивные курсы "Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman). "English Grammar In Use” Second Edition with CD-ROM (Ryamond Murphy, Cambridge University Press). В настоящее время данные курсы представлены тремя уровнями: Elementary, Pre- intermediate, Intermediate. Учебные пособия построены следующим образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что, выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать программу не только на уроке в группе, но и дома для самостоятельной работы учащихся. Данная программа также предоставляет возможность распечатывания упражнений, что может быть важным для учителя. Интерактивный курс "Way Ahead” (издательство Macmillan).Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.
Урок – проект
Этот тип урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии. В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника. Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего 12
процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи. Для учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов. Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Приходится признать тот факт, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью современной действительности. Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач его используют. Можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, в 9 классе дети должны представить проект по теме « Health». В кабинете информатики, на уроке английского языка они должны найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко могут легко справится с этой задачей. Создавая проекты, ученики используют информацию, музыку, фотографии. Если рассматривать основные виды задач, которые можно решать с помощью ИКТ на уроке английского языка то:
При обучении фонетике:
С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись 13
произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;
При обучении грамматике:
Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).
При обучении лексике:
На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как: –упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий: – упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом; – упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом. –упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;
При обучении чтению:
ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых 14
трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.
При обучении аудированию:
формирование фонетических навыков аудирования при прослушке речи; контроль правильности понимания прослушанного текста.
Изучение новой темы:
Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.
Итоговый урок:
ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки. Использование компьютерных технологий в обучении изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно- коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных 15
презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил . Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: – мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения: – способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; – улучшают качество усвоения материала; – позволяют индивидуализировать процесс обучения; – дают возможность избежать субъективности оценки. Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования прочных языковых навыков и совершенствования владения английским языком. Компьютер позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету.Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Сейчас практически во всех школах достаточное количество компьютерной техники, мультимедийных установок, интерактивных досок, имеется бесплатный выход в Интернет. Поэтому применение информационных технологий в обучении английскому языку стало не только необходимым, но и вполне возможным Общеизвестно, что мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения английскому языку. Учащиеся используют Интернет для сбора материала. Современные подходы к обучению английскому языку 16
подчеркивают важность использования компьютера на уроках, а проект и презентация - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для детей творчески продуманной форме. Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения английского языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной деятельности – позволяет успешно мотивировать учебную деятельность школьников; – предоставляет широкий выбор содержания, форм, средств, методов получения и обработки информации для осуществления учебно- исследовательской, проектной деятельности; – способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников; – повышает активность учащихся; обеспечивает переход учащегося из состояния пассивного слушателя в активного участника образовательной деятельности. Внедрение информационно-коммуникативных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс требует постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа педагогической деятельности, значительных временных затрат на подготовку уроков, которые, безусловно, впоследствии окупятся душевным комфортом, удовлетворенностью результатами вложенного труда. Использование электронных учебных пособий и Интернет-ресурсов позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронные учебные пособия активизируют учебно-познавательную деятельность и позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, совершенствуют познавательные способности учащихся. Использование Интернет в учебном процессе даёт возможность привлекать аутентичный 17
материал для изучения отдельный тем, развития разных видов речевой деятельности: аудирования, чтения. Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Учащиеся с большим удовольствием занимаются на уроках, повторяют слова, поют песни, выполняют упражнения. Возможность прослушивать запись несколько раз, неоднократно выполнять задания, заниматься дома придают ребятам уверенность, что все у них получится. Так как большое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи ученики с первых уроков изучения иностранного языка привыкают слушать иноязычную речь, что снимает ряд психологических проблем при общении с носителями языка, т.к. речь становится "живой", а не просто одним из аспектов обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий помогают сделать уроки более яркими, интересными, запоминающимися. Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.
2.2 Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной

работе по английскому языку
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать 18
культуру своей страны. Можно определить внеклассную работу по иностранному языку как «систему неоднородных по смыслу, назначению и методики проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ». Во внеклассной работе могут широко использоваться ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является – источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия, –помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте festival.1september, разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку), – источник идей и вдохновения. Во внеклассной работе мной используются такие ИТК, как мультимедийные презентации, бизнес-игры по страноведению, защиту рефератов, тестирующие программы, создание видеороликов. Широко использую оболочки тестовых программ. Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Говоря об эффективности использования данной программы, необходимо упомянуть о повышении мотивации к изучению английского языка. В свободном доступе в Интернет выложены оболочки тестирующих программ, имеющих интерфейс различных детских игр, знакомых каждому ученику, что лишь усиливает их притягательность для учеников. Например, в любых классах возможно проведение турнира по морскому бою с помощью программы "Seabattle". С помощью мультимедийной установки ученики с удовольствием топят корабли соперников, отвечая при этом на вопросы по английской лексике и грамматике. Также используется тестовая оболочка программы «Крестики-нолики». Используя правила известной детской игры, ученики могут поставить свой знак, только правильно ответив на вопрос. Данные программы позволяют создавать собственные тестовые задания любой сложности, что обеспечивает возможность их неоднократного использования на протяжении всего периода обучения причем не только английскому языку, но и любому другому предмету. 19
Во внеклассной работе также активно развивается создание видеороликов. Программным обеспечением для реализации данного направления служит MPEG Video Wizard DVD, которая очень проста в использовании и дает возможность создавать несложные эффекты. Освоив данную программу, ученики могут создавать несложные видеоклипы. При этом они осваивают новые программы по созданию видеороликов, которые предоставляют возможность использовать более яркие и красочные эффекты самостоятельно. Ученики также самостоятельно пишут сценарии, снимают, подбирают музыкальное сопровождение, монтируют ролики. Количество учеников, исследуя статистику, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, возможны положительные сдвиги в их поведении, появившийся интерес к предмету. Таким образом, использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы с информацией. Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетентности учащихся, главным образом, информационная. Считаю, что необходимо продолжить процесс внедрения ИКТ на уроке и во внеклассной работе, так как эффективность их использования очевидна; более широко привлекать учеников начальных классов; искать формы внеклассной работы с использованием ИКТ. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. На своих уроках можно использовать следующие образовательные
При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям: – концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей, –системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность), –эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам, –гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности, –динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии, –воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других. Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
2.3 "Плюсы" и "минусы" использования информационно-

коммуникативных технологий в образовательном процессе
Информационно-коммуникативные технологий представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов: – символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики), – образные объекты (фото, рисунки), – аудиоинформацию (устные тексты, диалоги, музыка), – Видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты) "Плюсы" информационных технологий в образовательном процессе. Использование ИКТ позволяет: 21
– улучшить эффективность и качество образования, – ориентироваться на современные цели обучения, – повысить мотивацию учащихся к обучению, – использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности, – учитывать страноведческий аспект, – сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, – реализовать индивидуальный подход, – усилить самостоятельность школьников, – повысить качество наглядности, – облегчить труд учителя. Использование таких технологий в педагогической деятельности дает возможность учителю: – излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников, – находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса, – экономить время для речевой практики, – организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников, – заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний. Электронные учебные пособия помогают ученикам: – развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты, – самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, – приобрести навыки работы с компьютером, – основательно подготовиться к экзаменам. Минусы использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках английского языка. Учителя могут испытывать следующие трудности в использовании ИКТ: – недостаточная степень оборудования школы, – недостаточное количество ИТК, – многие ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, – многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом, – большинство учеников имеют доступ в Интернет только в дома, – многие учителя имеют доступ в Интернет только в дома. Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя 22
и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Заключение
На современном этапе развития общества совершенствование процесса обучения иностранному языку возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и поэтому на сегодняшний день так важно внедрение инновационных технологий и систематическое пользование персональным компьютером в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности истории и обществознания. Использование средств ИКТ при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует: 1. повышению качества обучения по английскому языку; 2. развитию творческих возможностей и способностей учащихся; 3. созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке; 4. повышению уровня использования наглядности на уроке; 5. повышению производительности урока; 6. установлению межпредметных связей; 7. приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке; 8. обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран; 9. развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать ИТК в своей деятельности. В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в 23
посредника, облегчающего её получение. Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю английского языка. Это связано с тем, что специфика дисциплины предполагает постоянную работу с иллюстративным материалом, прослушиванием текстов и т.д. Широкие возможности представляет Интернет. Учитель технологии может выбрать необходимые для урока материалы. Информация, взятая в сети Интернет увеличивает объём информации, позволяет реализовать интерактивные технологии. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков. Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения. На сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании. Таким образом, можно утверждать, что применение ИТК в обучении английского языка достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету технологии. 24

Список использованных источников
1 Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании технологии/С.П. Жерлыгина // Преподавание технологии в школе. - 2005. - №8. - 68с. 2 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007. 3 Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание технологии в школе. - 2005. - №7. 4 Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязыч- ному общению/Е.И.Пассов. – М.: Русский язык, 1989. – 198с. 5 Полякова Т. Ю. «Английский язык для диалога с компьютером» - М.: Высшая школа, 2001. 6 Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. – Минск: Вышэйшая школа, 2001. – 528c. 7 Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ- № 2, 3- 2001 г. 8 Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г. 9 Генкин Б.М. Основы управления персоналом /. Б.М. Генкин. – М.: Высшая школа, 2005 – 360с. 10 Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998. 11 Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Интернет. // ИЯШ. - 2003. - №1. 25
12 Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2002. - №5-7. 26


В раздел среднее профессиональное образование