Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Артикуляция в смешанном ансамбле"

Открытый урок

Автор: Коновалова Ирина Вячеславовна, преподаватель, ГБПОУ СО "Самарское областное училище культуры и искусств", Самара



В раздел среднее профессиональное образование



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
План учебного занятия преподавателя:
Коноваловой Ирины Вячеславовны
ПМ 01. Музыкально- исполнительская деятельность

МДК 01.03 Ансамблевое исполнительство

Раздел 3. Ансамбль

Специальность:
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
Вид:
Эстрадное пение
Тема:
Артикуляция в смешанном ансамбле
Тип учебного занятия:
комбинированный урок
Вид учебного занятия:
практическое занятие
Форма проведения занятия:
мелкогрупповая с использованием активных и интерактивных форм обучения
Курс:
2 ЭП (9)
Студенты:
Коршунова Е., Барашков Н.
Время:
45 минут.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный: объяснение материала с показом техники вокального исполнения и видеоматериала с алгоритмом выполнения действий при разучивании комплекса вокально – технических упражнений. Проблемно – поисковый метод: поиск и анализ вокального репертуара для смешанного ансамбля, отвечающего задачам музыкально-художественного воспитания эстрадного исполнителя и доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню; Практический метод обучения: решение ситуационных профессиональных задач
Цель:
формирование общих и профессиональных компетенций в процессе практического овладения комплексом вокально – технических упражнений направленных на приобретение опыта исполнительской деятельности в составе смешанного ансамбля.
Задачи:

1. Образовательные: - использовать артикуляционный аппарат в исполнительской деятельности; - закрепить у обучающихся правильное произношение гласных и согласных звуков в режиме вокального исполнительства;
-
применить правила произношения гласных и согласных звуков в пении. 2. Воспитательные: -воспитать эстетическую и исполнительскую культуру обучающихся; -повысить мотивацию обучающихся к профессиональной деятельности на примере лучших образцов эстрадной вокальной музыки; - с формировать творческие отношения в ансамбле. 3. Развивающие: - совершенствовать профессиональные умения обучающихся в процессе использования вокализов, упражнений - распевок ; - формировать информационную компетенцию в процессе работы по подбору репертуара; -формировать навыки совместного исполнительства обучающихся; -формировать ощущения единого метроритма, выработка синхронности исполнения. Решение данных задач направлено на формирование следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой
музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями. ПК 1.4. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии. ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.
Учебно-методическое обеспечение занятия:
компьютерная презентация, аудио и видео материалы; раздаточный материал : методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, поэтические и нотные тексты, фонограммы.
Оборудование:
музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер, звукоусилительная аппаратура, микрофоны.
Ход учебного занятия

I. Организационный момент (2-3 мин)
Цель этапа: приветствие, создание психологического настроя, организация мотивации, объявление темы и цели урока.
II. Проверочный этап (10 мин).
Цель этапа: определение степени усвоения ученого материала предыдущего урока, распевание, закрепления мышечных рефлексов на основе дыхательной гимнастики. Певческая установка
,
настройка голосового аппарата для выяснения уровня вокально – технических навыков на данный момент и обеспечение мотивации обучающихся к восприятию нового материала. Формирование вокально – технических навыков способствующих успешному исполнению программы ансамбля. 1. Упражнения для распевания и вокализы без слов (для разработки звука голоса): - пропевание упражнений на наиболее удобном звуке для пения – гласный звук –
а;

- работа над произношением согласных звуков (чем больше зал, хуже акустика, чем больше публика, тем отчетливее, утрированнее надо произносить согласные); - использование принципа последовательности и систематичности (от простого к сложному); - исполнение упражнений для распевания в спокойном темпе, не форсируя звук, мягко переходя от одной ноты к другой; - выполнение упражнений голосом, опираясь на дыхание; - при выполнении упражнений для распевания не допускать усталости голоса; - прослушивание исполнение распевок в записи. 2.Закрепление мышечных рефлексов на основе дыхательной гимнастики Упражнения в дыхании имеют положительное воздействие на работу голосового аппарата в целом, так же как и тренировка любых мышц, участвующих в голосообразовании. 1. Тренаж вдоха . Представить букет цветов, сделать спокойный вдох но - сом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. 2. «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса. 3. Упражнение на тренировку брюшного пресса : активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались пле - чи, не напрягались мышцы шеи. 4. Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдо - ха, чтобы воображаемая свеча не потухла. 5. Активный выдох , задержка, длинный активный выдох на «с». В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха. 6. Короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы. Алгоритм действий. 1. Примите правильное исходное положение: встаньте прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч, расслабьтесь. 2. Следите, чтобы при выполнении дыхательных упражнений вдох был плавный, без усилий, задержка воздуха без головокружений, плавность выдоха без толчков.
3. При выполнении дыхательных упражнений «бережно» расходуйте воздух. 4. Упражнения следует повторять 10-12 раз. 5. Делая дыхательные упражнения, обязательно выполняйте требования к каждой конкретной модификации.
III. Основная часть (23 мин).
Цель этапа: показать использование артикуляционного аппарата в исполнительской деятельности. 1.Работа над развитием артикуляции в ансамбле Артикуляция в музыкальном исполнительстве – способ исполнения звуковой последовательности с той или иной степенью слитности или расчлененности звуков. Артикуляция – это не только работа системы органов артикуляционного аппарата, но и обозначение движения слогового ансамбля в нотной записи (legato, non legato, marcato, staccato и т.д.). Выразительность слова складывается из: 1.Осмысления слова. 2.Эмоционально-интонационной окрашенности. 3.Скульптурности. Пестрота звучания исчезнет, если: 1.Присутствует единая манера формирования гласных. 2.С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». 3.Присутствует сглаженный переход выровненных гласных. 4.Гласные сформированы в передней части артикуляционного аппарата при активном участии губ. 5.Подготовлены резонаторные полости. 6.Присутствует стремление вынести слово на звуке далеко вперед (в зрительный зал). 7.Артикуляция острая, четкая, подвижная. Основные требования в работе с дикцией: 1.Чтение и проработка текста произведения без пения. 2.Нахождение слов значимых, выделяемых интонацией, динамикой при пении. 3.Прочтение текста в ритме и выдержанности звуковой линии.
4.Работа над артикуляцией. Ликвидация склонности к утрированному произношению, что мешает вокализации. 5.Работа над произведением в стиле мелодекламации (проговаривание нараспев). 6.Произношение слов, фразы вне звука, ища смысл кульминации. 7.Хорошая дикция позволяет без напряжения понимать смысл простых слов и тем самым облегчает восприятие музыки. При четком произношении согласных звуков необходимо следить за тем, чтобы не прерывалось связное звучание, кантилена. Необходимо также следить за осмысленным и эмоционально насыщенным пропеванием слов. В работе над дикцией важную роль занимают скороговорки. Сложность скороговорки состоит в том, что сочетания некоторых звуков представляют трудность при произношении, особенно при многократном повторении этих последовательностей. Работа усложняется быстрым темпом речи. Тщательно выговаривая каждый звук, надо медленно, по слогам прочитать: О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-
т
П-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-
т
От то-по-та ко-пы
т
Пы-ль по-по-лю ле-ти
т
Особое внимание необходимо уделять последним согласным в слове. Если выговаривать их сейчас, то и в песне не будет «проглоченных» букв, и текст будет понятен. Затем можно будет увеличить темп до темпа обычного разговора. Хотя в текстах скороговорок нет глубоких мыслей, совершенно недопустимо проговаривать их бессмысленно, механически. Для усиления яркости и выразительности данного материала необходимо выискивать любую возможность (пауза, противопоставление, интонация и др.). 2. Работа над поэтическим текстом вокального произведения (расстановка смысловых и логических акцентов, ясное и правильное произношение текста): - ясность дикции (отчетливое произношение всех начальных звуков фраз и твердых окончаний);
- двойные согласные (четкое и быстрое произношение двойных согласных звуков). 3. Работа над звуковедением: - ясность дикции при широком пении на legato. При исполнении упражнений на legato необходимо обратить внимание на: - «льющийся» характер голоса, позволяющий хорошо связывать ноты между собой; - верную координацию звукообразования в работе голосового аппарата; - экономное расходование дыхания; - выполнение упражнений в одной вокальной позиции, независимо от технических трудностей.
IV. Контрольный этап (3-4 мин)
Цель этапа: выявление качества усвоения нового материала. Обучающимся предлагается исполнить первые два куплета. Исполнительские задачи- отчетливое произношение поэтического текста произведения, верная координация звукообразования в работе голосового аппарата.
V. Рефлексивный этап (1-2 мин).
Цель этапа: мобилизация обучающихся на самооценку полученных знаний. Предлагается дать собственную оценку качеству усвоения материала, отметить ошибки, творческие ощущения. При необходимости преподавателем вносятся коррективы.
VI. Итоговый этап (2-3 мин).
Цель этапа: оценка успешности достижения цели урока, поведение общих итогов. Краткий обзор выученного на уроке материала, выставление оценки обучающемуся, ее аргументация.
VII. Домашнее задание (2 мин).
Цель этапа: закрепление приобретённых практических навыков. Выполнить комплекс упражнений направленных на развитие артикуляционного аппарата. Выучить слова песни, расставить смысловые акценты, работать над
произведением используя изученные правила произношения гласных и согласных звуков в пении. Преподаватель ________________________ / Коновалова И.В. / (подпись) (Ф.И.О.)


В раздел среднее профессиональное образование