Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Педагогика профессионального образования"

Комплексная контрольная работа

Автор: Гаврилова Ольга Ивановна, преподаватель, Железнодорожный техникум Нижегородский филиал МИИТ, город Нижний Новгород



В раздел среднее профессиональное образование



КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по модулям курсов профессиональной переподготовки по направлению
«Педагогика профессионального образования»
Выполнила: Гаврилова О.И., преподаватель Железнодорожного техникума – Нижегородского филиала МИИТ Группа: К-03п. Москва 2015 г.

1.Раскрыть сущность педагогической категории «обучение»
Нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Процесс обучения имеет две стороны. С одной стороны в нем выступает учитель, который излагает программный материал и руководит этим процессом, а с другой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.
Обучение
есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Важнейшие задачи, которые необходимо решать в процессе обучения: • стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся; • организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками; • выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; • совершенствование учебных умений и навыков. Говоря о сущности знания нужно иметь в виду два его смысловых оттенка. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом – выступает как предмет усвоения. Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение

это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих 2
знаний, проверка правильности полученного результата. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые с одной стороны выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей. Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике. Обучающая деятельность педагога Определ ение целей и задач учебной деятельн ости учащихс я Формиров ание потребнос тей в знаниях и мотивов учебной деятельно сти Определ ение содержа ния материал а, подлежа щего усвоени ю учащими ся Организац ия учебно- познавател ьной деятельно сти по овладению учащимис я изучаемы м материало м Придание деятельнос ти учащихся эмоционал ьно- положител ьный характер Регулиров ание, контроль за учебной деятельно стью учащихся Оценка результат ов учебной деятельн ости учащихс я 3
Осознание целей и задач учебно- познавател ьной деятельнос ти учащихся Развитие и углубление потребност ей и мотивов учебно- познавател ьной деятельнос ти Осмысле ние темы нового материал а и основных вопросов, подлежа щих усвоению Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение Проявлени е эмоционал ьно- положител ьного отношения и волевых усилий в учебно- познавател ьной деятельнос ти Самоконтр оль в познавател ьной деятельнос ти Самооцен ка результат ов познавате льной деятельн ости Учебно-познавательная деятельность учащихся Внутренняя структура и организация процесса обучения Выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно- мотивационный, содержательный, операционно - деятельностный, эмоционально- волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Эта схема указывает, во-первых, на то, что обучение носит двусторонний характер, обусловливает необходимость тесного взаимодействия педагога и учащихся, на всех этапах учебной работы, начиная с постановки ее целей и кончая проверкой и оценкой знания. Во-вторых, выделение отдельных структурных компонентов этого сложнейшего процесса дает четкое представление о том, как нужно подходить к его организации. В-третьих, мы видим, что активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения не сводится только к использованию учителем отдельных методических приемов при изложении изучаемого материала, как это иногда представляется. Эта задача должна решаться на всех этапах учебного процесса. При проведении каждого учебного занятия в отдельности реализуются три основных группы взаимосвязанных целей: 4
- цели образовательные (овладение знаниями, умениями, н6авыками); - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); - цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности, эстетической культуры).
2.Разработать опорный конспект, раскрывающий сущность принципа

воспитывающего обучения и правила его реализации
Опорный конспект-это система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов (В.Ф. Шаталов ) . Основные требования к содержанию опорного конспекта: 1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса. 2. Логически обоснованная последовательность изложения. Основные требования к форме записи опорного конспекта: Лаконичность ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист. Структурность Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами. Акцентирование Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали). Унификация При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе предметов (ВОВ,РФ,и др) Автономия Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид). 5
Оригинальность ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю. Взаимосвязь Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что так же влияет на усвоение материала. 6
Сущность принципа

Правила реализации

принципа
Через содержание учебного материала урока Через развитие коммуникативного взаимодействия между обучающимися Через воспитание уважения друг к другу в процессе обучения Через индивидуализм обучения Через логику построения урока, целеполагания, мотивацию учащихся Развитие личности, развитие универсальных учебных действий
Знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности Эмоционально-целостное отношение к миру Виды -Стабильность и положительная динамика роста качества знаний 7
Учитель-воспитатель

Результативность

Проектировочная
(постановка целей и задач; планирование этапов учебно-воспитательного процесса)
Прогностическая
(предвидение полученных результатов )
Диагностическая
(умение анализировать полученные результаты)
Организаторская
(умение создать условия для успешного решения конкретных учебно-воспитательных задач)
Познавательная
(стремление к постоянному самообразованию)
Коммуникативная
(умение строить диалог с учащимися)
-Совершенствование методического обеспечения образовательного процесса составлением и подбором разнообразных средств обучения и интеллектуального развития учащихся. -Возможность дифференциации процесса обучения и воспитания подбором индивидуальных заданий. -Технологическая динамичность и взаимозаменяемость приёмов и методов обучения и воспитания, системы оценивания достижений учащихся. -Формирование учебной и внеурочной деятельности учащихся -Создание на основе воспитывающего обучения образовательной среды, способствующей самообразованию и самовоспитанию . -Возможность эффективной организации самостоятельной и внеурочной деятельности учащихся -Повышение мотивации к обучению, развитие интереса к предметам -Повышение уровня творческой активности, профессионального мастерства учителя. 8

3.Выполнить сравнительную таблицу «Соотношение методов и приемов

обучения». Определить дидактические возможности и ограничения их

использования в профессиональном обучении
Методы обучения и их классификация
Метод обучения
(от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются: по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; по источнику получения знаний: -словесные; -наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм; -практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский; по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: объяснительно- иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. 10
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. Эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения. Выбор методов обучения обусловлен рядом условий, среди которых: • цели образования, воспитания и развития учащихся; • особенности содержания изучаемого материала; • особенности методики преподавания конкретного учебного предмета; • время, отводимое на изучение того или иного материала; • уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности; • уровень педагогического мастерства учителя; • материально-технические условия обучения и др. Методы обучения в практике работы реализуются через приёмы и средства обучения, т. е. метод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определённых приёмов и средств. 11
Приемы и обучения В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно- познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения. Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся: • учебно-лабораторное оборудование; • учебно-производственное оборудование; • дидактическая техника; • учебно-наглядные пособия; • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; • компьютерные классы; • организационно-педагогические средства (учебные планы,экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.) Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т. д. 12
Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование. Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала). Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т. д. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно- познавательной деятельности учащихся. Соотношение методов и приемов обучения Методы обучения Приемы обучения Деятельность учителя и деятельность ученика: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой Приемы метода упражнения: 1. Учитель, опираясь на усвоенные учащимися знания, определяет цель и задачи выполнения упражнения 2. Дается образец того, как выполнять тренировочную учебную деятельность. 3. Организация выполнения упражнения. К примеру, в работе с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) 13
составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат; Характер познавательной деятельности школьника: Объяснительно- иллюстративный 1.интонационное выделение преподавателем логически важных моментов изложения; 2.выделение важной информации цветом или шрифтом; 3.повторное, более краткое предъявление готового знания; 4.подробное резюмирование преподавателем каждого отдельного законченного этапа изложения; 5.сопровождение обобщенных выводов преподавателя приведением конкретных примеров; 6.демонстрация натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов; 7.предъявление готового плана в ходе изложения; 8.предъявление переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла; 9.инструктаж (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т. д.); 10.намек-подсказка, содержащая готовую информацию. 14
Частично-поисковый и проблемный методы 1. создается проблемная ситуация (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), 2. организуется коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, 3. подтверждается правильность выводов, 4. выдвигается готовое проблемное задание. Исследовательский метод 1.Проблемный вопрос: провоцирует противоречивые суждения учащихся, на основании которых разворачивается дискуссия. Провокационный вопрос, создающий ситуацию неожиданности, конфликта, несоответствия. 2.Исследовательское задание : рассчитано на индивидуальное или групповое выполнение, моделирует исследовательскую деятельность, но не обязательно включает все ее этапы (например, сбор материала или анализ данных, др.) Репродуктивный метод 1. задание на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач; 2. задание на проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач; 3. задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач; 4. задание на воспроизведение наизусть (правила, закона и т. д.); 15
5. задание на заполнение схем, таблиц вслед за педагогом; 6. задание на раскодирование алгоритма; 7. организация усвоения стандартных способов действия с помощью ситуации выбора; 8. задание на описание какого-либо объекта по образцу; 9. задание на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т. д.; 10.наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
4.Какие функции выполняет организационная форма обучения? Привести

примеры их реализации в профессиональном образовании
Проблема организационных форм рассмотрена во многих работах отечественных ученых педагогов, таких как И.М. Чередов, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др. В литературе дефиниция «организационная форма обучения» трактуется как дидактическая категория, которая обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса и которая связана с количеством обучающихся, местом и временем обучения, а также порядком его осуществления . Они реализуются в педагогическом процессе как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов и др. Отличительный признак организационных форм обучения состоит в том, что они не связаны непосредственно с характеристиками процесса обучения (особым образом организованное общение между педагогом и обучающимся), его 16
основных закономерностей. Организационные формы обучения влияют на конкретный ход и конечный результат педагогического процесса, содействие его успешности. Главное, что отличает метод от формы это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого обучающегося. Организационные формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Являясь выражением внешней стороны организации процесса обучения, форма педагогического процесса неразделимо связана и с его внутренней стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, методы, приемы, средства обучения, содержание и структурирование изучаемого учебного материала (рис.1). Рис. 1. Связь организационных форм обучения с другими компонентами педагогического процесса В процессе обучения организационные формы обучения выполняют определенные функции. Б.Б. Айсмонтас приводит следующие функции: Воспитательная - способствует активному проявлению всех духовных сил обучающегося. Организационная - требует от педагога четкой организационнометодической подачи содержательной учебной информации. Обучающее-образовательная - позволяет создавать наилучшие условия для передачи обучающимся знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований и практических способностей. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами 17
обучения выполняет развивающую функцию. Формы организации педагогического процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность обучающихся выполняя интегрирующе- дифференциальную функцию, реализация которой позволяет обучающимся обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функции - состоят в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом виде. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять компенсирующую и координирующую функции. Стимулирующая - проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста обучающихся, специфике развития их психики и организма. Педагогика в организационных формах как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие усваивать опыт быстрее, прочнее и эффективнее. Более 1000 форм (по В.С.Безруковой) требуют классификации, чтобы можно было ими пользоваться. Один из признаков классификации: степень сложности. Выделяют простые формы, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств. Они как правило, посвящены одной теме, решению одного типа задач (беседа, экскурсия, консультация, зачет, экзамен, инструктаж, диспут, выставки, и др.). Составные формы строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конференция, КВН и др. В проведении конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспуты, круглые столы, выставки. В случае вхождения в сложные формы, простые могут выполнять функции метода. Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, а может входить в качестве метода в составную. Комплексные формы создаются целенаправленной подборкой простых и 18
составных форм. Это дни открытых дверей, дни первокурсника, дни посвященные выбранной профессии, день смеха, знаний, неделя спорта, неделя театра, народные и конфессионные праздники (Рождество, Пасха, Масляница). Название комплексные условно, так как чаще всего они связаны с их продолжительностью или видом деятельности. Другой классификатор форм по принадлежности к направлениям содержания воспитания обучающихся: физического, эстетического, трудового, умственного, нравственного (спартакиады, кросс, трудовой десант, беседа, экскурсия, КВН и др). В высших учебных заведениях активно применяются следующие организационные формы обучения: лекция; практические занятия; семинары; коллоквиум; лабораторные занятия; выполнение рефератов, курсовых проектов и дипломных работ; самостоятельные занятия; консультации; контрольные занятия; зачет; экзамен; конференция; стажировка; круглые столы; производственная практика и др. Выделяют также еще и такие формы обучения: очная, очнозаочная, заочная, вечерняя и дистанционная. Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся включает: 1) способы мотивации процесса усвоения; 2) организация учебнопознавательной деятельности на запланированном уровне усвоения; 3) управление учебно- познавательной деятельностью; 4) выбор методов, средств и организационных форм обучения; 5) контроль и прогноз. В настоящее время ведутся интенсивные поиски модернизации организационных форм обучения в образовательных учреждениях различного типа и уровня. Организационная форма обучения выполняет следующие функции в профессиональном образовании: 1. познавательная функция (знание, умения, навыки; что преподавать на уроке); 2. развивающая функция (развитие умений, навыков учебных действий); 3. воспитательная функция (развитие компетентностей). 19
Все функции организационной формы обучения в профессиональном образовании направлены на компетентностный и практико-ориентированный подход .
5.Решить педагогическую задачу


Вопросы: - Какой педагогический принцип был сформулирован П.П. Блонским? B работе "Задачи и методы народной школы"(1916) сформулированы собственные педагогические идеи П.П.Блонского
,
которые автор развивал и в советское время: 1. обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребенка; 2. уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; 3. разностороннее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; 4. трудовое обучение и политехническое образование. В первые годы после Октябрьской революции главное в деятельности П.П.Блонского было обоснование принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработка основ трудовой политехнической школы. В "Трудовой школе" (ч. 1 - 2, 1919) и других работах были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность: 1. неразрывная связь трудового обучения с общим образованием; 2. связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки; 3. необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. П.П. Блонский был убежден, что правильно построить педагогический процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования П.П.Блонского середины 20-х гг. основывались на
двух главных

принципах:


идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции); 20
целостном подходе к изучению ребенка (необходимость изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, П.П.Блонский попытался дать полную картину жизни ребенка, показать его как "естественное целое". Были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность: - неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, - связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки, - необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка. -К каким последствиям может привести нарушение этого принципа? Связывая динамику развития с процессом обучения детей, он предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные представления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод позволяет им понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания. Говоря о воспитании ребенка, он настаивал на сохранении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап. Он подчеркивал, что ребенок живет современностью, но на определенных ступенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышления. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческого интеллекта. Смысл культурного развития состоит в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет. Поэтому, «чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение». 21

6.Разработать технологическую карту урока (учебного занятия)

первичного ознакомления с учебным материалом.

Технологическая карта урока
– обобщенно-графическое выражение проекта учебного занятия, позволяющее структурировать его по определенным параметрам: цели занятия, содержанию учебного материала, формам, методам и приемам организации учебной деятельности обучающихся, видам деятельности преподавателя и обучающихся, используемым образовательным ресурсам и др. В традиционном плане урока как правило расписывается его содержательная сторона (ход урока), и когда преподаватель осуществляет самоанализ, то нередко просто пересказывает его этапы и затрудняется с обоснованием выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. 22

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПЕРВИЧНОГО ОЗНОКОМЛЕНИЯ С УЧЕБНЫМ

МАТЕРИАЛОМ

Дисциплина, курс,

специальность
«Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров на ж.д.транспорте», 3 курс, 190701 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Тема учебного

занятия, № занятия

по теме
«Типы и назначения пассажирских станций. Вокзалы их классификация и специализация», № 2
ФИО преподавателя

Тип учебного

занятия
лекция
Используемые

педагогические

технологии
традиционное обучение
Формируемые

компетенции
ОК1-10,ПК2.1-2.3
Цель учебного

занятия
Изучить и научиться распознавать типы и назначения пассажирских станций, типы вокзалов их классификацию и специализацию (изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения)
Задачи учебного

занятия

обучающие

развивающие

воспитательные
Изучить типы пассажирских станций и вокзалов, их назначения , классификацию и специализацию Развивать умение анализировать актуальную Воспитывать интерес к избранной профессии; умение
информацию, развивать умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни работать в коллективе стимулировать мотив к поиску новых знаний
Оборудование
Дидактический материал (опорные конспекты, инструкционные карты, карточки- задания,). Оборудование ( интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук).
Используемые

источники

информации
1.Кудрявцев В.А. «Организация железнодорожных пассажирских перевозок ». М. Академия ,2004 2. Семищенко В.Н.Пассажирские перевозки: Пособие проводника пассажирского вагона М. Маршрут ,2005 3. Презентации выполненные по темам дисциплины «Пассажирские перевозки» 4. Плакат «Схема пассажирских станций»
Организационная структура учебного занятия

ЭТАП 1

ОРГМОМЕНТ.

Длительность этапа
5 мин
Форма

организации

деятельности

обучающихся
1. Проверка явки обучающихся.
Функции

преподавателя

на

данном этапе
Организатор, координатор 1. Приветствие 2. Проверка присутствия студентов 3. Сообщение о форме занятия
4. Сообщение темы учебного занятия, постановка цели учебного занятия
Приемы

и

формы

работы
Групповая
ЭТАП 2

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель
Основной целью этапа
мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Длительность этапа
10 мин
Форма

организации

деятельности

обучающихся
Актуализироваться для включения в деятельность(хотеть, выполнять, понимать что надо).
Функции

преподавателя

на

данном этапе
Организатор, координатор . Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); Установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Приемы

и

формы

работы
Групповая
ЭТАП 3

Изложение нового учебного материала

Цель
Воспроизведение и коррекция новых знаний
Длительность этапа
60мин
Форма

организации

деятельности

обучающихся
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Функции

преподавателя

на

данном этапе
Организатор, докладчик, аналитик, эксперт.

Приемы

и

формы

работы
Демонстрация слайдов с учебным заданием. Изложение нового материала с просмотром презентации, объяснения по плакатам и на доске. Типы и назначения пассажирских станций; Вокзалы их классификация и специализация.
ЭТАП 4

Обобщение и закрепление материала

Цель
Подведение итогов работы за день Основной целью этапа учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Длительность этапа
25 мин
Форма

организации

деятельности

обучающихся
Фронтальная, индивидуальная
Функции

преподавателя

на

данном этапе
Организатор, координатор, эксперт Подведение итогов работы. Комментарии
Приемы

и

формы

работы
Повторение учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Осуществление самооценки, соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, формулирование конечного результата своей работы на занятии
Форма контроля
Оценивание конечного результата путем фронтального опроса
ЭТАП 5

Домашнее задание

Цель
Закрепление изученного материала, выполнение самостоятельной работы. Систематизация полученных знаний.
Длительность этапа
5 мин
Форма

организации
Групповая , индивидуальная, Записывают домашнее задание.

деятельности

обучающихся

Функции

преподавателя

на

данном этапе
Организатор Дается домашнее задание по учебнику Кудрявцев В.А. «Организация железнодорожных пассажирских перевозок » стр 27-32. В качестве самостоятельной работы – разработать интеллектуальную карту по изученному материалу.

Основная литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 384 с. 2. Борытко Н.М., Байбаков А.М., Соловцова И.А. Педагогика. – М.: Academia, 2009. – 496 с. 3. Блонский П.П Задачи и методы народной школы, 1916.-185 с. 4. Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика. – М.: Academia, 2009. – 336 с. 5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2014. – 198 с. 6. Вернер Дидактические основы методов обучения. - М., 1981– 178 с. 7. Голованова Н.Ф. Педагогика. – М.: Academia, 2012. – 240 с. 8. Гуслова М.П. Инновационные педагогические технологии. – М.: Academia, 2010. – 288 с. 9. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. – М.: Academia, 2010. – 176 с. 10. История педагогики и образования /Под ред. З. Васильевой. – М.: Academia, 2013. – 432 с. 11. Кругликов Г.И. Методика профессонального обучения. – М.: Academia, 2013. – 320 с. 12. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. – М.: Алетейя, 2014. – 168 с. 13.Лысенкова Когда легко учиться. – М., 1985– 160 с. 14. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Academia, 2012. – 160 с. 15. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Academia, 2012. – 208 с. 16. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. В 2-х т. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 272 с.
17. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. – М.: Academia, 2009. – 192 с. 18. Педагогика: краткий курс. – М.: Омега-Л, 2013. – 128 с. 19.Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003. – 496 с. 20. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А. Педагогика. – М.: Academia, 2014. – 624 с. 21. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. – М.: Форум, Инфра-М., 2012. – 336 с. 22.Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. – М.: Academia, 2008. – 368 с. 23.Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Ч.1. – 288 с. 24.Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. – М.: Academia, 2008. – 208 с. 25.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юрист, 1997– 205 с. 26. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – М.: Academia, 2009. – 256 с. 29


В раздел среднее профессиональное образование