"Методика обучения индивидуальным тактическим действием в нападении баскетболиста".
методическая разработка
Автор: Сатинаева Анна Владимировна, преподаватель физической культуры, ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, г.Калязин
В раздел среднее профессиональное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ СПО Калязинский машиностроительный техникум
Методические рекомендации
по дисциплине: «Физическая культура».
«Методика обучения индивидуальным тактическим действием в
нападении баскетболиста».
Калязин
Тактика - это участие мозга в единоборстве. Побеждает чаще всего тот, кто умнее борется. Тактика баскетболиста зависит от нескольких основных факторов: 1. Умение целесообразно использовать свои природные данные (высокий рост, широкий размах рук) и выработанные навыки; 2. Умение правильно и рационально распределить свои физические силы; 3. От условий места обучения (спортзал, время и партнёр); 4. От действий соперника в единоборстве. Тактика многогранна. Различают пассивную и активную тактику. Пассивная - это умышленное предоставление инициативы сопернику. Активная тактика - навязывание сопернику действий выгодных для себя, т.е. это смена технических приёмов, комбинаций. Избираемая тактика должна соответствовать физическим возможностям обучающихся. Чем выше и разностороннее физическая подготовленность студента, тем большими потенциальными возможностями располагает в обучении индивидуальными тактическими действиям.
Тактика игры
Тактика нападения Разделы Тактика защиты Системы Быстрый прорыв Позиционное нападение При численном равенстве и численном перевесе Индивидуальные действия Без мяча с мячом Одним эшелоном Двумя эшелонами 3 – 2 2 – 1 – 2 2 – 3 1 – 3 – 1
Каждый игрок, действуй в нападении, должен быть предельно активен. Пассивность, ограниченное участие отдельных игроков значительно затрудняют нападение, позволяют противнику сконцентрировать у сильнейшего нападающего сразу несколько игроков. Действия нападающего должны быть быстрыми и обдуманными. Для этого нужно быть внимательным и уметь в каждый момент видеть обстановку на площадке. Важно в совершенстве владеть всеми техническими приёмами и уметь правильно пользоваться ими в сложных условиях единоборства с противником. В обучении индивидуальным тактическим действиям в нападении состоит из двух основных элементов: 1. правильного выбора места. 2. рационального использования технических приёмов игры. Эффективность индивидуальных действий в нападении зависит от правильного выбора места, т.е. нападающий должен оказаться в нужный момент в подходящей точке для развития атаки. При обучении индивидуальным тактическим действиям в нападении студенты действуют с мячом и без мяча. Действуя с мячом, нападающий стремится занять позицию, из которой можно забросить мяч в корзину, отвлечь на себя внимание защитников или передать мяч освободившемуся партнёру.
Взаимодействие двух нападающих - «передал и вышел».
Это взаимодействие осуществляется с любым ближайшим партнёром, расположенным впереди или сбоку от него. Передача мяча вперёд облегчает освобождение. Нападающий может действовать быстрее за счёт обратной передачи мяча. Свой выход игрок может рассчитать так, что защитнику трудно его преследовать, т.к. он натолкнётся на баскетболиста, владеющего мячом. Действуя без мяча, спортсмен стремится освободиться от опеки, чтобы выйти под щит на другую удобную позицию для броска по корзине, отвлечь на защитников и тем самым облегчить действия игрока с мячом. Правильно выбрав место, игрок без мяча может помешать продвижению защитников и т.о. освободить от опеки своих партнёров. Выбор места осуществляется посредством разнообразных перемещений. Для решения индивидуальных тактических задач нападающий использует те или иные технические приёмы в зависимости от конкретной ситуации и своих возможностей.
Взаимодействие трёх нападающих с заслоном для освобождения
игрока без мяча.
Разнообразнее и эффективнее взаимодействия трёх нападающих. Самым распространённым показан на схеме: освобождения игрока без мяча с помощью одиночного заслона. Игрок 4 передаёт мяч игроку 5 и ставит заслон защитнику 3. Игрок 3 входит в область штрафного броска и получает мяч от игрока 5.
Действия трёх нападающих при численном перевесе преследует цель - создать одному игроку условия для беспрепятственного броска по кольцу. Взаимодействия большого числа игроков тесно связаны с применяемой системой нападения. В нападении играющие действуют с мячом и без мяча. В технике баскетболистов выполняющих в команде различные функции имеются некоторые особенности. Центровым игроком особенно важно уметь освобождаться, чтобы получить мяч и в единоборстве обыгрывать своего опекуна. Крайние нападающие должны владеть приёмами индивидуального обыгрывания, бросками с дальних и средних дистанций и активно участвовать в подборе мяча. Задние игроки выполняют роль разыгрывающих или необходимо в совершенстве владеть искусством передачи мяча и броска с дальней дистанции. В современном баскетболе наибольшую пользу команде приносят всесторонне подготовленные, универсальные игроки, которые могут достаточно эффективно выполнять тактическую задачу в достижении победы над любым противником.
Литература
1. СМ. Вайцеховский Книга тренера, изд. Ф.и С. 1971 г. Москва. 2. Л.П. Матвеев., А.Д. Новиков Теория и методика физического воспитания, изд. Ф. и С. 1976 г. Москва. 3. П.А. Чумаков Спортивные и подвижные игры, изд. Ф.и С. 1970 г. Москва. 4. Ю.И. Портных., П.А. Чумаков Баскетбол, изд. Ф.и С. 1971 г. Москва.
Методические рекомендации
по дисциплине: «Физическая культура».
«Методика обучения индивидуальным тактическим действием в
нападении баскетболиста».
Калязин
Тактика - это участие мозга в единоборстве. Побеждает чаще всего тот, кто умнее борется. Тактика баскетболиста зависит от нескольких основных факторов: 1. Умение целесообразно использовать свои природные данные (высокий рост, широкий размах рук) и выработанные навыки; 2. Умение правильно и рационально распределить свои физические силы; 3. От условий места обучения (спортзал, время и партнёр); 4. От действий соперника в единоборстве. Тактика многогранна. Различают пассивную и активную тактику. Пассивная - это умышленное предоставление инициативы сопернику. Активная тактика - навязывание сопернику действий выгодных для себя, т.е. это смена технических приёмов, комбинаций. Избираемая тактика должна соответствовать физическим возможностям обучающихся. Чем выше и разностороннее физическая подготовленность студента, тем большими потенциальными возможностями располагает в обучении индивидуальными тактическими действиям.
Тактика игры
Тактика нападения Разделы Тактика защиты Системы Быстрый прорыв Позиционное нападение При численном равенстве и численном перевесе Индивидуальные действия Без мяча с мячом Одним эшелоном Двумя эшелонами 3 – 2 2 – 1 – 2 2 – 3 1 – 3 – 1
Каждый игрок, действуй в нападении, должен быть предельно активен. Пассивность, ограниченное участие отдельных игроков значительно затрудняют нападение, позволяют противнику сконцентрировать у сильнейшего нападающего сразу несколько игроков. Действия нападающего должны быть быстрыми и обдуманными. Для этого нужно быть внимательным и уметь в каждый момент видеть обстановку на площадке. Важно в совершенстве владеть всеми техническими приёмами и уметь правильно пользоваться ими в сложных условиях единоборства с противником. В обучении индивидуальным тактическим действиям в нападении состоит из двух основных элементов: 1. правильного выбора места. 2. рационального использования технических приёмов игры. Эффективность индивидуальных действий в нападении зависит от правильного выбора места, т.е. нападающий должен оказаться в нужный момент в подходящей точке для развития атаки. При обучении индивидуальным тактическим действиям в нападении студенты действуют с мячом и без мяча. Действуя с мячом, нападающий стремится занять позицию, из которой можно забросить мяч в корзину, отвлечь на себя внимание защитников или передать мяч освободившемуся партнёру.
Взаимодействие двух нападающих - «передал и вышел».
Это взаимодействие осуществляется с любым ближайшим партнёром, расположенным впереди или сбоку от него. Передача мяча вперёд облегчает освобождение. Нападающий может действовать быстрее за счёт обратной передачи мяча. Свой выход игрок может рассчитать так, что защитнику трудно его преследовать, т.к. он натолкнётся на баскетболиста, владеющего мячом. Действуя без мяча, спортсмен стремится освободиться от опеки, чтобы выйти под щит на другую удобную позицию для броска по корзине, отвлечь на защитников и тем самым облегчить действия игрока с мячом. Правильно выбрав место, игрок без мяча может помешать продвижению защитников и т.о. освободить от опеки своих партнёров. Выбор места осуществляется посредством разнообразных перемещений. Для решения индивидуальных тактических задач нападающий использует те или иные технические приёмы в зависимости от конкретной ситуации и своих возможностей.
Взаимодействие трёх нападающих с заслоном для освобождения
игрока без мяча.
Разнообразнее и эффективнее взаимодействия трёх нападающих. Самым распространённым показан на схеме: освобождения игрока без мяча с помощью одиночного заслона. Игрок 4 передаёт мяч игроку 5 и ставит заслон защитнику 3. Игрок 3 входит в область штрафного броска и получает мяч от игрока 5.
Действия трёх нападающих при численном перевесе преследует цель - создать одному игроку условия для беспрепятственного броска по кольцу. Взаимодействия большого числа игроков тесно связаны с применяемой системой нападения. В нападении играющие действуют с мячом и без мяча. В технике баскетболистов выполняющих в команде различные функции имеются некоторые особенности. Центровым игроком особенно важно уметь освобождаться, чтобы получить мяч и в единоборстве обыгрывать своего опекуна. Крайние нападающие должны владеть приёмами индивидуального обыгрывания, бросками с дальних и средних дистанций и активно участвовать в подборе мяча. Задние игроки выполняют роль разыгрывающих или необходимо в совершенстве владеть искусством передачи мяча и броска с дальней дистанции. В современном баскетболе наибольшую пользу команде приносят всесторонне подготовленные, универсальные игроки, которые могут достаточно эффективно выполнять тактическую задачу в достижении победы над любым противником.
Литература
1. СМ. Вайцеховский Книга тренера, изд. Ф.и С. 1971 г. Москва. 2. Л.П. Матвеев., А.Д. Новиков Теория и методика физического воспитания, изд. Ф. и С. 1976 г. Москва. 3. П.А. Чумаков Спортивные и подвижные игры, изд. Ф.и С. 1970 г. Москва. 4. Ю.И. Портных., П.А. Чумаков Баскетбол, изд. Ф.и С. 1971 г. Москва.
В раздел среднее профессиональное образование