"Профессиональная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
статья
Автор: Ускова Надежда Никитична, учитель профильного труда, МКОУ "Школа №79", г. Ижевск, Удмуртская Республика
В раздел среднее профессиональное образование
Профессиональная адаптация учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Ускова Н.Н.
учитель профильного труда МКОУ «Школа №79» В настоящее время с переходом к рыночной экономике, предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной готовности работников производственной и обслуживающей сфер труда. Это делает особенно актуальной проблему коренного изменения подготовки детей с нарушенным развитием к самостоятельной жизни и профессиональной адаптации. Опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников специальных (коррекционных) школ способны к освоению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. И вместе с тем их возможность в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Это обусловлено, во- первых, достаточно узким кругом доступных видов профессионального труда; во-вторых, медленным темпом учения, в то время как требуется овладеть учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности Степень профессиональной адаптации определяет множество факторов: индивидуально- психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.
Цель:
способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.
Задачи
Подготовка выпускников к новым условиям обучения; Формирование позитивных учебных мотивов; Предупреждение и снятие психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой Выявить основные проблемы адаптации к новым образовательным условиям и указать пути их решения; Установить преемственность в обучении ; Изучить профессионально-трудовые возможности учащихся и оказывать содействие их развитию. Мы считаем, что допрофессиональная подготовка, способствует профессиональной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению
Ожидаемые
конечные
результаты:
приспособленность учащихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. Реализуя сформулированные задачи, наша школа ввела профессионально- адаптационный модуль, сориентировав его работу исключительно на профессиональную деятельность учащихся в условиях рыночных отношений.
В соответствии с договором о сотрудничестве, допрофессиональная подготовка
учащихся 10» А» класса по профилю швейное дело проводится на базе МОУ
ДОД « Центр трудовой реабилитации подростков
» Для осуществления данной подготовки существуют все необходимые условия:
швейная мастерская, промышленное оборудование, методическое обеспечение, педагоги первой и высшей категорий. Учебные программы по профессиональной подготовке по профессии «портной» составлены на основе стандарта РФ. О С Т 9 ПО 02. 32. 23 -2001 с учетом требований квалификационной характеристики к рабочим данной профессии. Составлены: перечень учебно-производственных работ; ученические нормы времени; прейскурант цен на пошив швейных изделий Весь учебный год разбивается на этапы помощи в адаптации и построению реальных жизненных планов, в выборе профессии, формированию навыков самоконтроля, планируется цикл индивидуальных бесед на предмет личных затруднений. Также в течение всего года девушки постоянно привлекаются к участию в мероприятиях профессиональной направленности, выполняют особые поручения в группе, в свободное время занимаются в кружке « Текстильная игрушка»
Учебный
процесс
ориентирован
на
создание
благоприятного
микроклимата
в
группе, где одновременно обучаются подростки с сохранным интеллектом
На первом этапе подготовки детей протестировали по методике профессионально- личностной готовности. Предварительная диагностика уровня подготовки по швейному делу учащихся проводилась на занятиях производственного обучения, в начале учебного года методом наблюдения в целях выявления конкретных трудностей, с которыми встречаются дети при изучении практического цикла.
При обработке результатов выяснились затруднения учащихся
: -
учащиеся слабо владеют терминологий профессии;
- затрудняются планировать свою деятельность .
- детям с ограниченными возможностями здоровья
сложно выполнить задание, пользуясь письменной инструкцией.
- слабое здоровье, вызывает быструю утомляемость, поэтому
скоростные
навыки
не
позволяют
справляться
с
нормой
времени
на
пошив
изделий;
- низкий уровень умений осуществлять самоконтроль и самооценку результата своей
деятельности
.
Ввиду больших различий в уровне обучаемости и коррекции детей с нарушенным развитием, ввиду их различий в структуре дефекта, трудно предусмотреть метод обучения, равно эффективный в отношении всех учащихся класса и учебно-трудовой группы. Отсюда возникает необходимость постоянной корректировки применяемых методик, направленных на индивидуальное продвижение, фиксацию параметров развития и обученности каждого. Мы нацелены видеть перспективу каждого ребенка и, прежде всего, выпускника, прогнозировать его «будущность». Образовательный стандарт, даже специальный, этого не предусматривает, однако, именно коррекционные школы берут на себя ответственность за дальнейшую жизнь выпускников из-за гуманности своей профессии и из-за жестких условий рыночных отношений. ь
Знание экономических
основ особенно важно в условиях рыночной экономики. Чтобы учащиеся овладели экономико- бытовыми знаниями и умениями, требуется серьезная и разносторонняя работа. Учащиеся на занятиях учатся рассчитывать расход ткани на изделие, выполнять экономичную раскладку выкроек на ткани, вторично использовать межлекальные выпады, выбирать предметы гардероба с учетом экономических и эстетических сторон вопроса, что способствует профессиональной адаптации аномальных детей
Для формирования умений использования письменных инструкций,
значительное место в обучении занимает изобразительная наглядность. Это учебные плакаты, чертежи, рисунки на доске, иллюстрации учебников, фотографии, экранные изображения.
Изобразительная наглядность применяется: — для изучения технологии промышленного производства и техники, которая отсутствует в школьной мастерской; — для развития способности создавать образ реального предмета на основе его изображения; — при обучении классификации материалов, инструментов, видов изделий и планированию предстоящей работы; — для формирования обобщенных образов частей и деталей швейного оборудования. Среди всего перечня учебных задач, решаемых с помощью изобразительной наглядности, особое место занимает использование схематических изображений. Их применение позволяет развивать те качества умственной деятельности учащихся, которые труднее всего поддаются формированию. К ним относится способность к абстракции и обобщению. Психологические исследования показывают, что приме- нение схем обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создает условия не только для более быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения
Обучение планированию
проводилось по методике поэтапного формирования знаний и умений При изучении раздела программы «Раскрой и пошив прямой юбки» Формируется обобщенный прием составления планов (общих и частных) и воплощение их в реальной деятельности путем выделения ее компонентов: образ (цель) конечного результата - пошив прямой юбки. На занятиях производственного обучения особое внимание уделяется качеству изготовления швейных изделий. Для этого широко используются различные формы организации деятельности учащихся на уроке такие как: фронтальная, коллективная ( микрогруппы), работа в парах, преобладает индивидуальная форма обучения, когда учебная цель общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на свое месте.
При формировании действий самоконтроля и самооценки
на различных этапах урока учащимся предлагается провести контроль результатов своей работы по заданным критериям, а также самооценку или взаимооценку (при затруднении с помощью учителя). Способы оценки результатов определяется в ходе урока
Большое
воспитательное
воздействие на школьников во время допрофессиональной подготовки оказывает их участие в общественной жизни ученического коллектива. Учащиеся выпускают стенгазеты по изучаемой профессии, по специальной тематике, выполняют творческие работы, участвую, в смотрах художественной самодеятельности эти мероприятия позволяют расширить рамки коммуникативной информации .
Результаты
показали положительную динамику в коррекции затруднений учащихся в процессе допрофессиональной подготовки - улучшилось владение терминологией профессии - улучшились умения применять знания в нетиповой ситуации, когда нужно раскрыть свои, возможности в решении несложных задач. - улучшилось качество изготовляемой продукции - повысился уровень умений осуществлять организовывать свою деятельность. - повысился уровень усваивать новые знания и приемы работы, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать предстоящие действия, контролировать не только объект труда, но и свою деятельность в целом.
Приобретение этих качеств будет способствовать перестраивать свою деятель-
ность в соответствии с изменяющимися условиями работы, то есть формировать
профессиональную мобильность
. После окончания школы от 70% до 90% выпускников продолжают обучение в училищах по специальности оператор швейного оборудования, Трудоустраиваются от 2,6% до 16,7%. Продление периода профессиональной подготовки в стенах школы на наш взгляд, значительно эффективнее, чем в существующих ПУ. Опыт показывает, что в ОУ, предназначенных для лиц с нормальным интеллектом (какими являются ПУ) трудно создать условия, соответствующие возможностям учащихся с нарушенным здоровьем или другим дефектом уже потому, что мастера и преподаватели ПУ, как правило, не знакомы с теорией и практикой трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для нашей школы главное было и остается качество коррекционной работы, направленной на развитие ребенка и его профессиональную адаптацию.
Приложение 1
МАРШРУТЫ
ПОМОЩИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ
На основе анализа проблем осуществляется разработка маршрутов помощи профессиональной адаптации, в которой принимают участие, как специалисты
МОУ
ДОД
«
Центр
трудовой
реабилитации
подростков
» , так и школы. Маршруты помощи профессиональной адаптации обсуждаются и разрабатываются в ходе психолого-медико-педагогического консилиума с участием психолога, социального педагога, учителя трудового обучения, классного руководителя. В ходе совместного обсуждения обозначаются основные проблемы и вырабатываются пути их решения, даются рекомендации по организации индивидуального сопровождения каждому специалисту консилиума. Принимаемые решения носят конкретный характер, назначаются сроки выполнения и ответственные специалисты сопровождения. Предусматривается три основных вида МППА в зависимости от уровня профессиональной адаптированности воспитанника: МППА – поддержка, МППА – сопровождение, МППА – SOS. Примеры таких маршрутов помощи приведем на нескольких реальных примерах выпускников.
МППА
–
поддержка.
Такой маршрут составляется для воспитанников с самым благоприятным прогнозом профессиональной адаптации. При таком варианте МППА воспитаннику не требуется специальный контроль исполнения маршрута. Он носит рекомендательный характер и к ребенку учитель трудового обучения, который поддерживает выпускника и помогает развивать имеющийся потенциал.
МППА
–
сопровождение.
Составляется для воспитанников с
недостаточно
благоприятным прогнозом профессиональной адаптации. Этот вид МППА подразумевает назначение ответственных по нескольким сферам жизнедеятельности воспитанника, а тучителя трудового обучения – куратора, осуществляющего его сопровождение. Направления работы специалистов сопровождения изменяются в отличие от поддержки: включаются методики определения ресурсов преодоления трудностей профессионально- личностного становления, вводятся действия, побуждающие ребенка к личной деятельности по решению проблем. Подключается круг специалистов, необходимый для преодоления трудностей.
МППА
–
SOS
Составляется для воспитанников с неблагоприятным прогнозом профессиональной адаптации, не готовых к выпуску (низкий и критический уровень социально- профессиональной адаптированности). Такой воспитанник требует постоянного контроля над всей жизнедеятельностью, прорабатываются варианты получения профессионального образования при условии неуспешной аттестации по итогам года.
В раздел среднее профессиональное образование