Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Совершенствование речевого развития на коррекционных занятиях обучающимися, имеющими речевые нарушения посредством использования игр с прищепками "

Методическая разработка

Автор: Ахсянова Наталья Юрьевна, учитель-логопед, МАОУ СОШ п. Сорум, поселок Сорум, Тюменская область



В раздел среднее профессиональное образование



Ахсянова Н.Ю. Учитель-логопед МАОУ «СОШ п. Сорум»
Совершенствование речевого развития на коррекционных занятиях

обучающимися, имеющими речевые нарушения

посредством использования игр с прищепками
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я.А. Каменский Те, кто работают с дошкольниками, знают, что большинство из них испытывают различные трудности в НОД (слаборазвитую мелкую моторику, трудности пространственной ориентировки, невнимательность рассеянность, слабо развитую память, низкий словарный запас и т.д.). Но есть такие дети, которые испытывают специфические трудности на занятиях. К ним относятся воспитанники с особенностями в развитии различного характера (речевого, психологического, физиологического, интеллектуального). Работа с дошкольниками, как нормально развивающихся, так и, имеющих проблемы в речевом и общем развитии показала, что необходимо улучшение их двигательных, речевых и познавательных способностей. Эффективность любого занятия с детьми зависит от условий их проведения, наличия наглядного материала, организации образовательного пространства, профессионализма педагога и многого другого. Каждая встреча должна приносить детям не только пользу, но и радость. Дошкольнику будет интересно и он не устанет, если будет менять свое положение в пространстве. Он не отвлечется, если занятие будет, доступно, понятно и самое главное интересно.
Исходя из вышеизложенного
целью
моей работы стало: создание занимательной системы игр, которая способствовала бы совершенствованию мелкой моторики, развитию как речи, так и других трудностей у дошкольника. Для этого необходимо:  Разработать игры с доступными и привлекательными для детей материалами.  Систематизировать игры и упражнения по целям и задачам. Ведущим средством реализации моей разработки является игра с прищепкой. Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько
задач
, которые направлены на то, чтобы:  Развивать мелкую моторику, а именно силу и ловкость пальцев рук.  Развивать пространственных ориентаций.  Расширять словарный запас дошкольника и стимулировать речевую активность.  Развивать произвольность внимания, зрительную и слуховую память.  Формировать конструктивное мышление.  Закреплять правильное произношение звуков в речи.  Обучать дифференциации звуков в слогах и упражняться в слоговом анализе и синтезе. Формируя тем самым положительный настрой на совместную работу с взрослым. Исследование профессора-физиолога М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. По ее мнению есть все основания рассматривать кисти руки, как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, вызывают у ребенка огромные трудности. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе образовательного воздействия.
Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно объяснить детям, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать им рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.
1. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.

«Ленточки»
Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.
«Массажист»
При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Или можно выполнить такое упражнение: поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук. Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, Скажу тебе: «Кыш!»

«Рассказчик»
Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Предлагаем детям, ритмично открывая и закрывая прищепку, проговаривать слова, например: Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает
2. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в

словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд»
Ребенок надевает на верхний край листа ДВП (картона), закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….
«Сделай сам»
Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции:  надень эту прищепку слева от…  надень эту прищепку справа от…  надень эту прищепку между … и т.д.
«Скажи сам»
Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
3. Использование прищепок при закрепление лексического материала

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет.
«Художник»
Даем ребенку силуэт зайки без ушек. Это зайчик. У зайчика не хватает ушек и он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки. Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.
Тема «Насекомые»
Очень наш жучок устал - Бегал по дорожке. Ночью спал, а утром встал, Показал нам ножки. На ромашку у ворот Опустился вертолёт- Золотистые глаза, Вот она и стрекоза. Здравствуй, Божья коровка, Ты по травке ползёшь ловко! Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Тема «Овощи»
На фигуры овощей (свеклы, лука, моркови) крепим прищепки зелёного цвета - это ботва. Урожай мы собирали И ботву всю оборвали. Мы листочки прикрепляем - Сразу овощи узнаем.
4. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.


«Посмотри – запомни»
На край прямоугольного листа картона или ДВП, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.
«Чего не стало?»
На край листа картона или ДВП ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?»
Ребенок надевает на край листа картона или ДВП 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.
5. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.

«Веревочка»
Привязать между двумя стульями веревку (до 1 метра). Дети по показу нанизывают прищепки одного размера на веревку средней толщины.
Усложнение — дети действуют только по словесной инструкции; можно изменять толщину и длину веревки, изменить размер прищепок, надевать прищепки только левой рукой.
Варианты заданий в игре «Веревочка»:
«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка) «Кто быстрее наденет 10 прищепок?» «Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая». «Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.» «Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.». «Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)» «Надень большие прищепки на толстую веревку, а маленькие – на тонкую»
«Украсим коробочку»
Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки. Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой и правой рукой или одновременно
Варианты заданий к игре «Коробочка»:
«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую». «Надень прищепки с цифрами по порядку от 1 до 10».
«Линеечки»
Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке. Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой;
использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера;
Варианты игр с линейками

«Колючий треугольник».
Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера. Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.
«Продолжи ряд».
По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная — белая-синяя или большая-средняя маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.
«Коврик».
Держа прямоугольную линейку в левой руке, правой рукой ребенок надевает прищепки по краю каждой из четырех сторон линейки. Имитация бахромы коврика. Можно усложнить – чередуя цвет или размер прищепок.
«Парочки».
На нижнюю сторону линейки-прямоугольника надеты разные прищепки (от 5 до 10). Ребенку предлагается надеть на верхнюю сторону этой же линейки такие же прищепки, располагая их в той же последовательности. Можно дать образец ряда прищепок на верхней стороне линейки. Тогда ребенок должен надеть прищепки на верхнюю сторону линейки.
6. Использование прищепок в автоматизации изолированного звука

Звука «Ж»
Овал с помощью прищепок превращается в усатого жука. Попутно закрепляем с ребенком и произнесение звука "Ж": "Я на ветке сижу, звук Ж все твержу: Ж-Ж-Ж.

Использование прищепок в автоматизации в слогах и чистоговорках
Жу-жу-жу, жу-жу-жу-- я ежа Вам покажу. Жа-жа-жа-, жа-жа-жа-- вот и несколько ежат.
Использование прищепок в автоматизации звуков в предложениях
Вместо цветных картинок использую игрушки с прищепками. Например: «Солнце согревает землю жаркими лучами. Желтые цыплята клюют пшено. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце кошка Мурка».
Использование прищепок в автоматизации звуков в загадках

Ёжик
Возьмите полукруг, нарисуйте сбоку глазки, носик, ушко и загадайте загадку: "Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молочка они хотят". Ну что, отгадал? Конечно, да! Вот только полукруг, пусть даже с носиком и глазами, мало похож на ежика... Вот тут и приходят на помощь прищепки. Из них получаются замечательные иголки! Ребенок будет с удовольствием закреплять прищепки-иголки в том месте, где должны быть иголочки.
Использование прищепок в автоматизации звуков при заучивании

стихотворений
Когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Рыбка, рыбка, что грустишь? Не видать улыбки? Без хвоста и плавников Не бывает рыбки. Мёрзнет зайка на опушке, Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи, Лапки, ушки покажи.
7.Использование прищепок в логопедических играх на развитие

звукового анализа

Игра «Звуковые домики»
Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета. Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.
Игра «Звук и цвет»
Для игры понадобятся прищепки трех цветов и карточки со слогами. Задание: Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные – прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, логопед называет слог (или односложное слово), например, «да». Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух. Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.
Игра «Слова с прищепками»
Взрослый произносит какое-либо слово, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышанных слогов. Для начала можно слоги прохлопать.

Игра «Смотри не ошибись!»
Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки. Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.
Игра «Поставь ударение»
Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами слов. Логопед, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.
Игра «Определи, какой звук в слове (твердый-мягкий)»
Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки. Задание. Определить, твердый или мягкий звук на карточке, и прикрепить нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
Игра «Предложение
» Оборудование: прищепки, карточка с предложением. Задание. Произнести предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).
8. Использование прищепок в подвижных и малоподвижных играх

Игра «Поймай жука»
Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите детям, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем.
Соревнования
Кто больше прицепит прищепок на заготовку за определенное время. А можно просто цеплять их на одежду, украшая ее таким образом, или превратиться, например, в ежика с колючками-прищепками.
Аналогично можно поиграть: Кто быстрее снимет прищепки?
Игра «Салочки»
Прикрепите каждому игроку веревочный хвостик. Если ребенка «осалили» — ему прицепляется прищепка на хвостик. По окончанию игры подсчитываем количество прищепок и выясняем улов салочки. При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины, например, как в этой игре. Для нее понадобятся прищепки зеленого, желтого и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего цветка). Выкладываются заготовки на листочек и говорит: «Смотри малыш, цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка». Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки. В это время можно приговаривать: «Капай дождик веселей. Нам цветочек ты полей!» После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветочка и желтые по краям его сердцевины.
Вывод:
Опыт работы по использованию прищепок показал, что игры с ними вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Будет ли ребенку интересно? Проверьте сами…


В раздел среднее профессиональное образование