Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Методические рекомендации логопеда по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей".

Методические рекомендации логопеда

Автор: Селиверстова Ирина Александровна, учитель-логопед, МКОУ "Школа № 79", Ижевск



В раздел среднее профессиональное образование




Методические рекомендации логопеда по использованию игр и упражнений в

коррекционном обучении детей.
1. Длительность игр должна составлять (от 5 до 15 мин). 2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом. 3. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление. 4. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе. 5. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность. 6. В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка. 7. Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем. 8. Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность. 9. Проявлять к ребенку терпение. В системе коррекционно-развивающей работы с детьми используют игровые упражнения: с элементами логоритмики, на развитие артикуляционной моторики, на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики, на развитие дыхания, на развитие эмоциональной сферы ребенка. Принцип целостного построения коррекционно-развивающей работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности. Использование элементов логоритмики, упражнений на мелкую или общую моторику, артикуляционной гимнастики и т.д. способствуют развитию чувства ритма, внимания, слуховой, зрительной и моторной памяти. У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую). Педагог, работая с детьми, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят. Только в этом случае обучение станет развивающим. С детьми можно проводить следующие игровые упражнения: -мимические упражнения; -упражнения для жевательно-артикуляционных мышц; -упражнения для губ и языка; -упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса; -стихи и потещки для развития тонких движений пальцев и общей моторики.
Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются, заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие. Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений. Следует учитывать следующие дидактические принципы: -доступность; -повторяемость; -постепенность выполнения заданий.


В раздел среднее профессиональное образование