"ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ"
Статья
Автор: Шитакова Татьяна Алексеевна, преподаватель, ГБПОУ "Курганский технологический колледж имени Н.Я. Анфиногенова", город Курган
В раздел среднее профессиональное образование
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО
ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Шитакова Татьяна Алексеевна
преподаватель
ГБОУ СПО «Курганский технологический колледж»
(г. Курган)
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и я запомню»
На современном этапе качество подготовки студента обусловливает
необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса.
Один из них связан с информатизацией образования. Федеральные
государственные образовательные стандарты ориентированы на выработку
у студентов знаний, умений, практического опыта и личностных качеств,
т.е. на формирование общих и профессиональных компетенций, которые
позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда.
Внедрение электронных образовательных технологий и ресурсов
существенно ускоряет передачу профессиональных знаний, личностных
ценностей и накопленного опыта от преподавателя к обучающемуся.
В рамках этой концепции компьютер выступает в роли основного
дидактического средства обучения.
Проведение учебного занятия с применением электронных
образовательных ресурсов позволяет интегрировать зрительное и
вербальное восприятие информации.
В данной статье акцентируется внимание на специальности
«Земельно-имущественные отношения», так как студенты данного
направления обучаются в то время, когда одновременно происходит
реструктуризация отечественного образования и реформирование
профессиональной отрасли - с 2013 года в Российской Федерации
осуществляется переход от двух систем учета недвижимости к единому - кадастровому учету. При обучении студентов по специальности «Земельно- имущественные отношения» трудности в восприятии материала вызывают абстрактные профессиональные понятия, обширная нормативно-правовая база, большое количество технического инструментария применяемого в геодезии, картографии и кадастровом деле. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Использование на занятиях электронных справочно-правовых систем позволяет работать с нормативно-правовыми актами, которые регулярно обновляются. Основными видами компьютерных средств учебного назначения, применяемых при обучении студентов курганского технологического колледжа - будущих специалистов земельно-имущественных отношений, являются: 1) электронные тренажеры по присвоению кадастровых номеров земельным участкам; 2) справочно-правовые системы: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск нормативной информации по тем или иным признакам; 3) электронная рабочая тетрадь по МДК 04.01 «Оценка недвижимого имущества», позволяет компьютеризировать профессиональную деятельность - выполнение практических заданий и ситуационных задач возможно только с использованием персональных компьютеров; 4) средства автоматизации профессиональной деятельности: «Avtokad» - построение планов земельных участков, зданий и сооружений, «KREDO» - обработка геодезических данных;
5) информационные ресурсы сети Интернет. Поиск информации по заданной теме с использованием сети Интернет вызывает повышенный интерес у студентов. Задания такого плана выполняются с удовольствием, студенты увлеченно излагают материал на семинарских занятиях. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели, и преподаватель. 6) компьютерные презентации. В современном отечественном профессиональном образовании презентация является одним из основных средств визуализации содержания учебного занятия. Применение цветной компьютерной анимации, видеоряда, схемных, формульных, справочных презентаций позволяет представить изучаемый междисциплинарный курс более понятным и воспринимаемым. На аудиторных занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций студентов специальности «Земельно- имущественные отношения» используются такие презентации, как: 1) иллюстративное сопровождение процесса объяснения нового материала; 2) демонстрация условий и решений ситуационных задач и практических заданий; 3) презентации по закреплению полученных знаний; 4) проверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде; 5) проведение рефлексии; 6) демонстрация унифицированных форм документов и порядок их заполнения; 7) демонстрация работы с профессиональными техническими инструментами: теодолит, нивелир, лазерная линейка и др.; 8) тренинги по самостоятельному созданию студентами компьютерных презентаций.
Для создания презентаций существует ряд программных продуктов. Автором данной статьи применяется программа PowerPoint – лидер среди систем для создания презентаций. С ее помощью текстовая, числовая, табличная информация легко превращается в профессионально выполненные слайды. При разработке презентаций следует учитывать, что, как и любое средство обучения, презентация должна выполнять учебные функции: 1) информационная: удобный способ подачи информации; 2) иллюстративная: наглядное подтверждение излагаемого материала; 3) обучающая: презентация является источником получения информации, когда студенты в ходе анализа предлагаемых формул, схем, документов, диаграмм и других изображений, самостоятельно приходят к ответу на вопросы, поставленные преподавателем. Надо отметить, что применение электронных ресурсов в учебном процессе является трудоемкой работой, но делает обучение более интересным, наглядным и содержательным. Для преподавателя электронные ресурсы - это инструмент, облегчающий процесс формирования необходимых компетенций студента. Список литературы Никулина, Н.Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя /Н.Ф. Никулина//Специалист. – 2012. – №12. – С. 17 – 18. Попов, В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. – СПб, 2010. – 480с e-mail: obrasovanie, proekt
осуществляется переход от двух систем учета недвижимости к единому - кадастровому учету. При обучении студентов по специальности «Земельно- имущественные отношения» трудности в восприятии материала вызывают абстрактные профессиональные понятия, обширная нормативно-правовая база, большое количество технического инструментария применяемого в геодезии, картографии и кадастровом деле. Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер. Использование на занятиях электронных справочно-правовых систем позволяет работать с нормативно-правовыми актами, которые регулярно обновляются. Основными видами компьютерных средств учебного назначения, применяемых при обучении студентов курганского технологического колледжа - будущих специалистов земельно-имущественных отношений, являются: 1) электронные тренажеры по присвоению кадастровых номеров земельным участкам; 2) справочно-правовые системы: «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск нормативной информации по тем или иным признакам; 3) электронная рабочая тетрадь по МДК 04.01 «Оценка недвижимого имущества», позволяет компьютеризировать профессиональную деятельность - выполнение практических заданий и ситуационных задач возможно только с использованием персональных компьютеров; 4) средства автоматизации профессиональной деятельности: «Avtokad» - построение планов земельных участков, зданий и сооружений, «KREDO» - обработка геодезических данных;
5) информационные ресурсы сети Интернет. Поиск информации по заданной теме с использованием сети Интернет вызывает повышенный интерес у студентов. Задания такого плана выполняются с удовольствием, студенты увлеченно излагают материал на семинарских занятиях. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели, и преподаватель. 6) компьютерные презентации. В современном отечественном профессиональном образовании презентация является одним из основных средств визуализации содержания учебного занятия. Применение цветной компьютерной анимации, видеоряда, схемных, формульных, справочных презентаций позволяет представить изучаемый междисциплинарный курс более понятным и воспринимаемым. На аудиторных занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций студентов специальности «Земельно- имущественные отношения» используются такие презентации, как: 1) иллюстративное сопровождение процесса объяснения нового материала; 2) демонстрация условий и решений ситуационных задач и практических заданий; 3) презентации по закреплению полученных знаний; 4) проверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде; 5) проведение рефлексии; 6) демонстрация унифицированных форм документов и порядок их заполнения; 7) демонстрация работы с профессиональными техническими инструментами: теодолит, нивелир, лазерная линейка и др.; 8) тренинги по самостоятельному созданию студентами компьютерных презентаций.
Для создания презентаций существует ряд программных продуктов. Автором данной статьи применяется программа PowerPoint – лидер среди систем для создания презентаций. С ее помощью текстовая, числовая, табличная информация легко превращается в профессионально выполненные слайды. При разработке презентаций следует учитывать, что, как и любое средство обучения, презентация должна выполнять учебные функции: 1) информационная: удобный способ подачи информации; 2) иллюстративная: наглядное подтверждение излагаемого материала; 3) обучающая: презентация является источником получения информации, когда студенты в ходе анализа предлагаемых формул, схем, документов, диаграмм и других изображений, самостоятельно приходят к ответу на вопросы, поставленные преподавателем. Надо отметить, что применение электронных ресурсов в учебном процессе является трудоемкой работой, но делает обучение более интересным, наглядным и содержательным. Для преподавателя электронные ресурсы - это инструмент, облегчающий процесс формирования необходимых компетенций студента. Список литературы Никулина, Н.Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя /Н.Ф. Никулина//Специалист. – 2012. – №12. – С. 17 – 18. Попов, В. Практикум по Интернет-технологиям: Учебный курс. – СПб, 2010. – 480с e-mail: obrasovanie, proekt
В раздел среднее профессиональное образование