"Развитие мелкой моторики у школьников с умеренной интеллектуальной недостаточностью посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
статья из опыта работы
Автор: Ильин Алексей Анатольевич, учитель изобразительного искусства, МКОУ "Школа №79", Ижевск
В раздел среднее профессиональное образование
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Доказано многими ведущими специалистами и наукой, что развитие мелкой моторики у ребенка
влияет на развитие речи, письма и чтения соответственно. Поэтому очень важно развивать его
моторику с самого рождения, но просто выполнять скучные упражнения быстро надоест.
Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение
мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие
мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую
моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за
речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы
активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку
потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять
действия различной сложности.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с
овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом,
речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова,
Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких
движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным
миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в
разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать
и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы
мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка
чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями
запястья.
Разностороннее изучение недоразвития интеллекта как специфической аномалии детей
позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-
волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений
об окружающем мире, нарушение речевого развития у школьников с умеренной умственной
отсталостью, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном
развитии. У всех учащихся обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и
проблемы в развитии тонкой моторики.
Перечисленные аномалии затрудняют овладение письмом в начале школьного обучения и
требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с обучающимися
по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная
деятельность. Изодеятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом
уровне. Как правило, занятия в школьном учреждении чаще сводятся к стандартному набору изо
материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Это связано с тем, что
традиционные способы и техники рисования подразумевают овладением изображения
предметов тонкими линиями при помощи кисти. Для учащихся с УИН эта методика является
сложной и практически недоступной. В итоге - эстетически плохо выполненный рисунок и
потерянный к данной деятельности интерес. Это побудило меня заняться проблемой развития
мелкой моторики у учащихся с УИН через использование нетрадиционных техник на занятиях по
рисованию.
•обводку плоских фигур (обводить можно все: перевернутое блюдце, собственную ладонь и т. д.)
•рисование по опорным точкам;
•дорисовывание второй половины рисунка;
Рисунок 1
Рисунок 2 •рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания учащихся. Рисование по опорным точкам: Рисование по точкам, уверены специалисты, заинтересует любого ученика. Ведь это же практически волшебство: на еще недавно чистом и белом листе бумаги, испещренном разве что мелкими и хаотично разбросанными точками, возникает настоящий «шедевр». Это может быть и забавная зверушка, и цветочек, и ягодка, и даже целая картинка с множеством деталей. Учитывая, что потом получившийся рисунок ребенок еще и сможет собственноручно раскрасить. Для самых маленьких учеников лучше выбирать простые рисунки с каким-то одним элементом: котиком, гномом, цветком, звездой. Для ребят более старшего возраста будут интересными рисунки с разными элементами: не цветочек – а целый букет, котик пускай будет с клубочком, причем играющий в траве. Существуют и сложные макеты для рисования по точкам, где точек много, и каждая из них пронумерована. Такие картинки рисуются в определенном порядке: точки нужно соединять между собой, учитывая их нумерацию. Специалисты отмечают, что рисование по точкам помогает развивать мелкую моторику рук ребенка, вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера. Ко всему прочему, рисование по точкам для учащихся с УИН будет прекрасным способом развития образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. А еще рисование по точкам способствует развитию речи: нарисованную картинку ребенок обязательно покажет родителям, объяснит, что у него получилось нарисовать – такое общение идет ему исключительно на пользу. В пропедевтический период обучения я предлагаю учащимся знакомые «традиционные» для их понимания изображения: домик, солнце, облака, где рисунок построен в основном из прямых линий. Линии – частый пунктир, что уже дает целостность представления рисунка, и большинство учащихся успешно справляется с обводкой рисунка (рис. 1). Такое, на первый взгляд, простое задание, уже придает учащимся с УИН уверенность в своих возможностях. Но по данному рисунку видно, что при работе цветом учащиеся используют его условно, не характерно для изображаемых объектов. Движения руки при этом скованны, однообразны и неограниченны линиями рисунка. На следующем этапе предлагается задание без определенной композиции, но также знакомые им формы (например, осенние листья, рис.2), имеющие криволинейные контуры. После анализа формы, определения цветовых особенностей объектов, постановки целей и задач задания – учащиеся более точно и аккуратно выполняют рисунок.
Рисунок 4 Рисунок 3 Рисунок 6 Рисунок 5 Рисунок 9 Рисунок 7 Рисунок 8 Следующий этап рисования по опорным точкам – линиям редкого пунктира (рис. 3) и по нескольким точкам (рис. 4). Такие изображения требуют более точной координации работы руки и глаза, анализа формы объекта в целом и его частей, передачи цветовой характеристики изображаемого предмета. Необходимо, чтобы предметы и объекты изображения были знакомы и доступны для понимания учащихся. Очень сложным видом деятельности для учащихся с УИН в любом возрасте является тематическое рисование, из-за ряда психо-физических и интеллектуальных особенностей. Используя способ рисования по точкам, на мой взгляд, можно сделать доступным и этот вид изодеятельности. Для этого я использую ряд тематических заданий с незавершенными композициями («Птицы – наши друзья», «Мы покоряем космос», «Праздничная открытка к 8 Марта», «Иллюстрация к сказке «Колобок», «Светофор – наш друг»). Учащимся предлагается мысленно воссоздать, добавить главные элементы, используя опорные точки, а также внести в композицию свои элементы, характерные тематике рисунка. Это может быть копирование объектов или изображения приобретенные навыками учащимися. В любом случае учащиеся, предвидя будущий положительный результат, не остаются равнодушными и безучастными на уроке (рис.5, 6, 7, 8, 9). На сегодняшний день имея большой интернет ресурс рисунков для раскрашивания и другого материала, учитель для своей работы может выбрать то, что приемлемо для развития изо навыков и имеющие коррекционную направленность в работе с учащимися с УИН. Владея навыками работы с графическими программами на компьютере, учитель может быстро и качественно подготовить задания с учетом особенностей и возможностей каждого школьника: изменять
сложные задания, изменять размер изображения, уменьшать или увеличивать количество объектов и опорных точек и т. д. Используемый мною на уроках изо, метод рисования по точкам, уже на первых уроках показал, что учащиеся с УИН, как и все дети любят рисовать, их привлекает яркий окружающий мир, только познание этого мира надо начинать с наиболее доступного для них способа изучения и изображения. Даже учащиеся младших классов научились определять понятия и значение линии и цвета. Видя, как идет линия, они пытаются ее повторить, при этом формируются понятия о направлениях линий, их форме и расположении, развивается пространственная ориентация, мышление, координируется работа руки и глаза. При работе цветом идет анализ цвета, присущего данному объекту и его границ. При раскрашивании цветными карандашами даже простых объектов, чтобы не нарушить целостности линейного рисунка, выполняются различные движения кистью руки (линейные, круговые, штриховые), в зависимости от формы предметов, что требует от учащихся терпения, усидчивости и конечно большого психофизического напряжения. Уроки редко проходят в тишине, так как знакомые для понятия и изображения объекты, плюс предвкушение того, что учащиеся смогут «нарисовать сами» - повышает эмоциональный подъем на уроке. Именно на эмоциональном подъеме и заинтересованности, доступности и выполнимости заданий учащимися, я стараюсь строить уроки по изобразительной деятельности. На мой взгляд, результатом этого является не потерявшийся интерес к изо деятельности и в старших классах у учащихся с УИН. Маленькие достижения всегда перейдут в большие качественные успехи!
Литература
1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005 3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. – М., Дефектология 4. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000. 5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
Рисунок 1
Рисунок 2 •рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания учащихся. Рисование по опорным точкам: Рисование по точкам, уверены специалисты, заинтересует любого ученика. Ведь это же практически волшебство: на еще недавно чистом и белом листе бумаги, испещренном разве что мелкими и хаотично разбросанными точками, возникает настоящий «шедевр». Это может быть и забавная зверушка, и цветочек, и ягодка, и даже целая картинка с множеством деталей. Учитывая, что потом получившийся рисунок ребенок еще и сможет собственноручно раскрасить. Для самых маленьких учеников лучше выбирать простые рисунки с каким-то одним элементом: котиком, гномом, цветком, звездой. Для ребят более старшего возраста будут интересными рисунки с разными элементами: не цветочек – а целый букет, котик пускай будет с клубочком, причем играющий в траве. Существуют и сложные макеты для рисования по точкам, где точек много, и каждая из них пронумерована. Такие картинки рисуются в определенном порядке: точки нужно соединять между собой, учитывая их нумерацию. Специалисты отмечают, что рисование по точкам помогает развивать мелкую моторику рук ребенка, вырабатывает навыки ориентировки на листе, способствует развитию глазомера. Ко всему прочему, рисование по точкам для учащихся с УИН будет прекрасным способом развития образного и пространственного мышления, воображения и фантазии. А еще рисование по точкам способствует развитию речи: нарисованную картинку ребенок обязательно покажет родителям, объяснит, что у него получилось нарисовать – такое общение идет ему исключительно на пользу. В пропедевтический период обучения я предлагаю учащимся знакомые «традиционные» для их понимания изображения: домик, солнце, облака, где рисунок построен в основном из прямых линий. Линии – частый пунктир, что уже дает целостность представления рисунка, и большинство учащихся успешно справляется с обводкой рисунка (рис. 1). Такое, на первый взгляд, простое задание, уже придает учащимся с УИН уверенность в своих возможностях. Но по данному рисунку видно, что при работе цветом учащиеся используют его условно, не характерно для изображаемых объектов. Движения руки при этом скованны, однообразны и неограниченны линиями рисунка. На следующем этапе предлагается задание без определенной композиции, но также знакомые им формы (например, осенние листья, рис.2), имеющие криволинейные контуры. После анализа формы, определения цветовых особенностей объектов, постановки целей и задач задания – учащиеся более точно и аккуратно выполняют рисунок.
Рисунок 4 Рисунок 3 Рисунок 6 Рисунок 5 Рисунок 9 Рисунок 7 Рисунок 8 Следующий этап рисования по опорным точкам – линиям редкого пунктира (рис. 3) и по нескольким точкам (рис. 4). Такие изображения требуют более точной координации работы руки и глаза, анализа формы объекта в целом и его частей, передачи цветовой характеристики изображаемого предмета. Необходимо, чтобы предметы и объекты изображения были знакомы и доступны для понимания учащихся. Очень сложным видом деятельности для учащихся с УИН в любом возрасте является тематическое рисование, из-за ряда психо-физических и интеллектуальных особенностей. Используя способ рисования по точкам, на мой взгляд, можно сделать доступным и этот вид изодеятельности. Для этого я использую ряд тематических заданий с незавершенными композициями («Птицы – наши друзья», «Мы покоряем космос», «Праздничная открытка к 8 Марта», «Иллюстрация к сказке «Колобок», «Светофор – наш друг»). Учащимся предлагается мысленно воссоздать, добавить главные элементы, используя опорные точки, а также внести в композицию свои элементы, характерные тематике рисунка. Это может быть копирование объектов или изображения приобретенные навыками учащимися. В любом случае учащиеся, предвидя будущий положительный результат, не остаются равнодушными и безучастными на уроке (рис.5, 6, 7, 8, 9). На сегодняшний день имея большой интернет ресурс рисунков для раскрашивания и другого материала, учитель для своей работы может выбрать то, что приемлемо для развития изо навыков и имеющие коррекционную направленность в работе с учащимися с УИН. Владея навыками работы с графическими программами на компьютере, учитель может быстро и качественно подготовить задания с учетом особенностей и возможностей каждого школьника: изменять
сложные задания, изменять размер изображения, уменьшать или увеличивать количество объектов и опорных точек и т. д. Используемый мною на уроках изо, метод рисования по точкам, уже на первых уроках показал, что учащиеся с УИН, как и все дети любят рисовать, их привлекает яркий окружающий мир, только познание этого мира надо начинать с наиболее доступного для них способа изучения и изображения. Даже учащиеся младших классов научились определять понятия и значение линии и цвета. Видя, как идет линия, они пытаются ее повторить, при этом формируются понятия о направлениях линий, их форме и расположении, развивается пространственная ориентация, мышление, координируется работа руки и глаза. При работе цветом идет анализ цвета, присущего данному объекту и его границ. При раскрашивании цветными карандашами даже простых объектов, чтобы не нарушить целостности линейного рисунка, выполняются различные движения кистью руки (линейные, круговые, штриховые), в зависимости от формы предметов, что требует от учащихся терпения, усидчивости и конечно большого психофизического напряжения. Уроки редко проходят в тишине, так как знакомые для понятия и изображения объекты, плюс предвкушение того, что учащиеся смогут «нарисовать сами» - повышает эмоциональный подъем на уроке. Именно на эмоциональном подъеме и заинтересованности, доступности и выполнимости заданий учащимися, я стараюсь строить уроки по изобразительной деятельности. На мой взгляд, результатом этого является не потерявшийся интерес к изо деятельности и в старших классах у учащихся с УИН. Маленькие достижения всегда перейдут в большие качественные успехи!
Литература
1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. 2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005 3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. – М., Дефектология 4. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000. 5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
В раздел среднее профессиональное образование