"Предпринимательство – составная часть рыночной экономики"
Открытый урок по экономике
Автор: Калько Мария Семёновна, преподаватель экономики, ГБПОУ РО "РКМиА", город Ростов-на-Дону, Ростовская область
В раздел среднее профессиональное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по дисциплине «ЭКОНОМИКА»
Тема урока: «Предпринимательство – составная часть рыночной
экономики».
Разработал: преподаватель высшей категории ГБПОУ РО «РКМиА»
Калько Мария Семеновна.
Цель урока:
Образовательная: Обеспечить усвоение основных понятий темы, закрепить решением задач и самостоятельной работой. Развивающая: Формировать экономическое мышление, выделять главное, сравнивать, анализировать. Воспитательные задачи урока: Воспитывать у студентов чувство любви и уважения к выбранной профессии.
Тип урока:
Комбинированный.
Методы и методические приемы:
фронтальный опрос, эвристическая беседа с элементами самостоятельной практической работы, обсуждение с применением мультимедийного проектора, рефлексия опорных конспектов.
Формы контроля:
- фронтальный опрос; - тестовое задание.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, плакат, учебные пособия, карточки, толковый словарь, опорные конспекты, стенды.
Межпредметные связи:
экономическая теория (тема «Предпринимательство»), менеджмент ( тема «Принципы управления»), обществознание ( тема «История предпринимательства»), дисциплины профессионального цикла специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (налоги, кредит, прибыль), математика (процент).
Ход урока:
1.Организационная часть – 2 мин.
2.Актуализация знаний – 8 мин.
Фронтальный опрос. Сформулировать понятия: - предприниматель; - рыночная экономика; - конкуренция; - монополия; - бизнес; - предприятие; - фирма. Понятия высвечиваются на экране (Приложение 1).
3.Изложение нового материала – 20 мин.
При изложении нового материала используются слайды (Приложение 1)
- история предпринимательства:
Впервые понятие предприниматель встречается с возникновением рабства. В Риме действовали школы гладиаторов, основанные на предпринимательских началах. Начинающие предприниматели были представлены купцами, торговцами и ремесленниками. С развитием капитализма предпринимательство развивалось стремительно, обусловлено это желанием получить неограниченную прибыль. В середине 16 века организуются первые АО. В России предпринимательство существует со времен Киевской Руси и наиболее развивалось в годы правления Петра 1 (17 век). Известны предпринимательские семьи: Морозовы, Мамонтовы и Третьяковы.
В настоящее время президент поддерживает развитие малого бизнеса, в стране выделяются средства для его развития. Ростовская область – одна из первых областей по развтитю малого бизнеса.
- понятие: предпринимательство (высвечивается на экране,
студенты записывают определение):
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или дохода, осуществляемая от своего имени.
- требования, предъявляемые к предпринимателю:
- умение находить и придумывать новы идеи; - коммуникабельность; - общительность; - решительность; - способность идти на риск. -
роль предпринимательства в рыночной экономике:
-
затоваривание рынка товаром; - развитие конкуренции; - снижение цены на товар; - повышение качества товара; - снижение безработицы. -
современные формы предпринимательской деятельности ( на
экране высвечиваются слайды, ведется беседа со студентами):
1.Единоличное
(индивидуальное) предпринимательство – это вид частного предпринимательства, когда всеми средствами владеет один собственник.
Достоинства:
- самая простая структура учреждения; - собственник платит из своего дохода только один налог (НДС); - хозяин полностью распоряжается ходом производства и полученной выручкой;
Недостатки:
- высокий риск; - мене долговечен вид деятельности (80% предпринимателей в год становятся банкротами); - возможности роста ограничены личными средствами владельца и ссудами в банке;
2.Товарищество –
это коллективная форма организации бизнеса.
Достоинства:
- несложная процедура учреждения; - имеются льготы для получения кредита; - гибкость соединения талантов, позволяет взаимно дополнять друг друга.
Недостатки:
- высокий риск; - соединение талантов, может обернуться серьезными разногласиями; - минимальная оперативность в принятии решений при руководстве;
3.Акционерное общество –
это более сложная форма коллективного ведения хозяйства, которая создается группами людей, владеющих частями его капитала и являющаяся акционерами.
Достоинства:
- в случае банкротства акционеры могут лишится лишь суммы, потраченной на покупку акций; - в случае смерти акционера, его акции передаются по наследству; - акции свободно продаются.
Недостатки:
- очень сложная структура учреждения; - двойное налогообложение (налог с прибыли, как с юридического лица, часть прибыли распределяется в виде дивидендов и облагается налогом); - решение принимается акционерным собранием, для этого требуется масса согласований, которая нередко ведет к конфликту.
Сведения об ОАО «КЗ» «Ростсельмаш»:
МОДЕРНИЗАЦИЯ
• 14 лазерных комплексов (полгода назад – 8); • увеличение парка оборудования в два раза; • компания «Ростсельмаш» отправила в Египет первую партию машин и оборудования. • ТЭЦ стала потреблять 80% технической воды и только 20%- питьевой; • Компания «Ростсельмаш» планирует выйти на рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Африки к концу 2016 года. Итоговая схема (высвечивается на экране), студенты переносят в тетради.
4.Формирование умений и навыков – 12 мин.
4.1.Решение задачи (6 мин.) Текст задачи высвечивается на экране (Приложение 1). Преподаватель излагает алгоритм решения задачи. Студент решает задачу у доски. Остальные решают задачу в тетрадях. Эталон решения задачи (Приложение 1). 4.2.Тестовое задание (6 мин.) (Приложение 1) Студенты заполняют тестовые листы. Проводится взаимопроверка ответов. На экране высвечивается эталон ответов с критериями оценки. Студенты оценивают ответы и сдают преподавателю.
5.Подведение итогов и выдача домашнего задания – 3 мин.
Вывод. Оценивание учащихся. Домашнее задание (высвечивается на экране, Приложение 1): - выписать из опорных конспектов и выучить определения по теме;
- изучить тему «Предпринимательство и его место в современной экономике» (учебник Л.Н.Череданов «Основы экономики и предпринимательства», стр.71-82). Преподаватель Калько М.С.
Приложение 1.
В раздел среднее профессиональное образование