Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Крестьянская реформа 1861 года"

методическая разработка урока истории

Автор: Сывороткина Евгения Викторовна, преподаватель истории, ГБПОУ "Павловский автомеханический техникум им. И. И. Лепсе", г. Павлово, Нижегородская область



В раздел среднее профессиональное образование




Тема урока: «Крестьянская реформа 1861 года».

Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления материала.
Цель:
дать представление обучающимся о внутреннем положении в России в период царствования Александра II, об этапах подготовки и результатах крестьянской реформы 1861 года.
Задачи
:
Образовательные
: сформировать знания обучающихся по вопросу отмены крепостного права в период царствования Александра II,
Развивающие:
продолжать формировать умение работать с учебником (информацией), историческими источниками, выделять в них главные аспекты.
Воспитательные
: на наглядном историческом примере воспитывать в обучающихся чувство уважения и любви к Отечеству.
Необходимое оборудование:
ТСО: компьютер, проектор, доска
Дидактические материалы:
Учебники, раздаточный материал для каждого обучающегося
Планируемые результаты урока:

Личностные

:
воспитание достойного гражданина РФ с осмысленным мнением на ту или иную сторону исторической ситуации,
Предметные
: формирование способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого,
Метапредметные:
формирование способности самостоятельно организовывать регулировать свою деятельность, готовности к коллективной работе, способности представлять результаты своей деятельность, продолжать формировать умение поиска и выделения необходимой информации в учебнике и историческом источнике, а также умение взаимодействовать в коллективе.
Формы

контроля и диагностики достижения результатов обучения
: анализ исторического источника, фронтальный опрос. 1

План проведения занятия

Этап урока

Время

Деятельность

учителя,

применяемые

методы и

приемы

работы

Деятельность

обучающихся с

указанием форм

организации
1. Организационный 2 мин Приветствие обучающихся. Приветствие преподавателя всей учебной группой. 2. Вводно- мотивационный 5 мин Вопрос к студентам: каким исконно было наше государство? Аграрным или промышленным? После полученного ответа, преподаватель говорит о том, что поскольку проблема аграрного устройства России волнует современное общество, то необходимо разобраться какие проблемы в сельском хозяйстве накопились к середине XIX века в Российской Возможные ответы обучающихся: аграрным, поскольку промышленность начала развиваться в России достаточно поздно. Слушают речь преподавателя, анализируют сказанное им. 2
Империи. 3. Актуализация знаний 10 мин Вопросы преподавателя: Какова была система землепользования в Российской империи до середины XIX века? Когда система крепостного права начала складываться? Каким образом развивалась? Как вы считаете к середине XIX века в России назрела проблема отмены крепостного права? Почему? Возможные индивидуальные ответы обучающихся: На земле работали крепостные крестьяне, земельные участки по большей степени принадлежали помещикам. Существовала система крепостного права в России. Крепостное право в России берет свое начало в 1581 году с указа Ивана Грозного «О заповедных летах». На законодательном уровне продолжило свое развитие в 1597 году указом Федора Ивановича «Об урочных летах» и окончательно было закреплено юридически в 1649 году Соборным уложением Алексея Михайловича. Проблема стояла довольно серьезная, поскольку отставание России от западных государств в экономическом плане было большое. Да, поскольку в России 3
Обращение к аудитории с вопросом: «Какова же цель нашего урока? Что включает в себя тематика нашего занятия?» Главным вопросом изучения нашего занятия является попытка ответить на вопрос: Какова же была оценка крестьянской реформы? Можно ли ее считать абсолютно положительной для освобожденной части населения? Исходя из ответов обучающихся, перейти к изучению нового материала. происходили массовые крестьянские волнения. Индивидуальные ответы детей: «Отмена крепостного права и ее последствия» 4
4. Изучение нового материала 45 мин Таким образом, в России назревала кризисная ситуация во всех сферах общественной жизни и отмена крепостного права была необходима. После ответов обучающихся преподаватель переходит непосредственно к объяснению причин отмены крепостного права (после окончания объяснения, преподаватель предлагает обучающимся списать причины отмены крепостного права с презентации на доске). Порядок его отмены преподаватель просит найти в учебнике на страницах 234-235 и записать к себе в тетрадь, предоставив на это некоторое время. После Обучающиеся слушают лекцию преподавателя, записывают лекционный материал в тетрадь. Индивидуально выписывают из учебника ход подготовки крестьянской реформы. Групповая работа студентов в поиске в учебнике ответа на вопрос преподавателя 5
окончания предоставленного времени преподаватель выслушивает ответы обучающихся. Условия данной реформы преподаватель также просит найти в учебнике, однако уже не в индивидуальном порядке, а объединяя студентов в группы 5 человек. Преподаватель выслушивает ответы обучающихся, по необходимости дополняя либо поправляя их. об условиях реформы отмены крепостного права 1861 года. Отвечают на вопросы по заданной тематике (каждая группа по очереди отвечает одно условие). 5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала 20 мин Для закрепления материала преподаватель каждой группе студентов раздается текст с историческим источником по изученной теме и вопросами к нему. Дает время для обсуждения ответов, после Изучение исторического источника группой студентов, обсуждение ответов, выступление одного из участников группы. 6
завершения времени один из обучающихся от каждой группы отвечает у доски на вопросы к тексту. 6. Подведение итогов урока 5 мин Вопрос преподавателя: что же мы сегодня узнали нового на уроке истории? Какую мы можем дать оценку данной реформе? Что она принесла России? Ответы студентов: узнали причины, этапы крестьянской реформы 1861 года, условия освобождения крестьян из состояния крепостной зависимости. Отмена крепостного права для развития России принесла только позитивный эффект, поскольку оценка современников (исходя из текстов исторических источников) практически всегда звучит положительно с небольшими (в некоторых случаях оговорками). Отмена крепостного права в России, пусть и не сразу, но увеличила рост промышленных предприятий, освободила рабочие руки, изменила очертания сельского хозяйства в Российской 7
Империи. Однако, проект крестьянской реформы был выстроен таким образом, что крестьяне не могли быть полностью удовлетворены реформой, поскольку существовало множество оговорок при выходе крестьян из состояния крепостной зависимости. 7. Организация изучения домашнего задания 3 мин С. 234-236 учебника, материал занятия в тетради, для обучающихся, стремящихся к оценке «5» дополнительное задание: ответить на вопрос: «Указать характер (социальную направленность) Крестьянской реформы 1861 года. Приведите не менее трех положений, свидетельствующ их об этом характере» Выполнение домашнего задания к следующему уроку. 8

Тексты исторических источников, предложенных обучающимся для

закрепления изученного материала.

Текст 1. Из «Записок революционера» П. А. Кропоткина
«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковно- славянские обороты только затемняли смысл. Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными еще два года… тем не менее, ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получат надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх… Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ… Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «положение» Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная неопределенность условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспорядков, кое-где созданных главным образом непониманием, вся Россия оставалась спокойной – более спокойной, чем когда-либо. С обычным здравым смыслом крестьяне поняли, что крепостному праву положен конец, что воля пришла» Вопросы к тексту: 1. Назовите точную дату, к которой относится принятие манифеста и имя императора, с которым связано описанное автором событие. 2. Назовите не менее двух условий выкупной операции. 3. Какие позиции в отношении этого события охарактеризованы или упомянуты автором воспоминаний? Были ли вызваны данным решением крупные волнения крестьян? 9

Текст 2. Из манифеста.
«Когда мысль правительства об упразднении крепостного права распространялась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частые недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить лагу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа повиноваться властям предержащим… что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки, что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.» Вопросы к тексту: 1 Укажите год, к которому относятся описанные события, и имя императора, который подписал данный манифест. Укажите название государственного учреждения, в котором был разработан проект документов для проведения реформы, о которой идет речь. 2. В чем состоят связанные с проведением реформы «недоразумения», о которых говорят авторы манифеста в приведенном отрывке? Какие аргументы приводятся в манифесте в пользу такого разрешения «недоразумений», которое предлагают его авторы? 3. Чем были недовольны крестьяне при проведении реформы, о которой говорится в тексте?
Источники и литература:
1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. Учреждений среднего профессионального образования – М., 2012, 2. Пазин Р. В. История. Анализ исторического источника – М., 2014 10


В раздел среднее профессиональное образование