Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях образовательной организации"

статья

Автор: Попова Людмила Васильевна, учитель-логопед, МАОУ Усовская СОШ, с. Усово, Сладковский район



В раздел среднее профессиональное образование




Организация коррекционно-развивающей работы учителя-

логопеда в условиях образовательной организации с детьми,

имеющими отклонения в развитии различной степени
учитель-логопед Л.В. Попова, МАОУ Усовская СОШ, В современной образовательной системе особенно актуален вопрос создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого- педагогического сопровождения детей, имеющих особенное развитие.
Цель
работы школьного логопеда: предупреждение, выявление и устранение речевых нарушений обучающихся.
Задачи
работы: - организовать работу по диагностике уровня развития речевой деятельности; - реализовывать индивидуально-ориентированные программы развития с учётом структуры речевого дефекта.
Приоритетные направления:
- совершенствование корекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям; - структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне; - систематизация учебно-методического материала. Работа учителя-логопеда на школьном логопункте ведется по
направлениям:

Организационная работа.

Работа с документацией.

Коррекционно - развивающая
работа.
Взаимосвязь
в работе с учителями и другими специалистами. Работа
с родителями
.
Самообразование.
Подробно остановимся на
коррекционно-развивающей работе
.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень 1
развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые
игры на бумаге
. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радует детей. Развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого, например, «сухой бассейн», наполненный горохом или фасолью
Сомассаж в

«сухом бассейне»
можно сопровождать стихотворным текстом или под музыку. Горох Опустили кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук. В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.
Массаж зубной щёткой
Массаж пальцев, начинается с большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, 2
Пальчики — удальчики.
Массаж шестигранными карандашами
Грани карандаша легко «укладывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
«Фокусник»
— собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (тетрадный лист, носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Приемы работы Су – Джок массажером:
На ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом, например: Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Массаж эластичным кольцом
. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Раз – два – три – четыре – пять,/разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, 3
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. Также ребёнку можно предложить:  кистевые эспандеры,  бигуди и щётки для волос,  ребристую деталь от одноразового медицинского шприца,  математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;  клавиатуру старого компьютера,  кнопочный телефон,  бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них.
«Волшебный мешочек»
, наполненный разными предметами. Ребенок с закрытыми глазами достают предметы, ощупывает тактильным методом и описывает его. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально - приятным, не утомительным динамичным.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. «СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ» 4
Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Традиционные упражнения, которые всем известны, такие как: «УЛЫБКА», «ЗАБОРЧИК», «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ», «ЛОПАТКА», «ИГОЛКА», «ЧАСИКИ» и другие. При их выполнении можно использовать рифмовки: «Бегемотик» Широко открыли ротик – Получился «бегемотик», А затем закрыли рот – Отдыхает «бегемот».
Упражнения с предметами (
соломинки для коктейлей, бинт, чайная ложка и другие, но предметы строго индивидуальные). Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с
движениями сначала кисти одной руки,
затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка. Сочетание движений речевого аппарата и кистей руки создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становле ния полноценной учебной деятельности.
Виды артикуляционных упражнений, направленных на :
Тренировку нижней челюсти; Тренировку губных мышц; Тренировка мышц языка; Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. - Позевывать с открытым и закрытым ртом. - Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 2. - Произвольно покашливать. 5
- Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. - Покашливать с высунутым языком. 3. - Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. 4. Надувать щеки с зажатым носом. 5. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 6. Подражать - стону, - мычанию, - свисту. 7. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. Комплекс артикуляционных упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально, в соответствии с его дефектом речи.


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его. 2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды. 3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде. 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Несколько примеров дыхательных упражнений:
1. СНЕГ. Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать. 2. КОРАБЛИКИ Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани. 3. ФУТБОЛ Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг- понга. 6
4. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. Пускать мыльные пузыри. Выдох плавный, длительный. 5. ДУДОЧКА Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Развивая фонематический слух, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных. При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом; Произносить на одном выдохе сочетаний из 2,затем 3 гласных звуков: АУ, УА, АО, … АУИ, АИУ, УАИ, … Произносить на одном выдохе одинаковые слоги: ФА-ФА, ХА-ХА,… ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА … ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными: ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО
Устный анализ предложений по словам.
1. Сколько слов в предложении. (Записать цифрами.) Цветы растут. (2) Мальчик удит рыбу.(3) Ученик читает книгу. (3) 2. 2. Указать на каком месте в предложении стоит слово «поливает». Девочка поливает цветы. (2). Моя бабушка поливает цветы. (3). Бабушка рано утром поливает огород, (4). Сильный дождь поливает землю. (3). 3. Указать первое слово в предложении, (назвать устно или записать его). Мама молчит. Миша пишет. Катя рисует. Цветы растут. 4. Указать третье (четвертое, пятое) слово в предложении. 6. Добавь предложение одним словом и запиши его. 7. Придумай предложение из двух, трех, четырех слов. 8. Придумай предложение по данной схеме.
Слоговой анализ и синтез.
7
Сколько слогов в словах (разной конструкции): Ма- ма, ла-па, ру-ка; О-ля, стол, и-гры, лук, о-сы; Во-ро-на, по-ми-до-ры; Аб-ри-ко-сы, лод-ка, гу-сак. Прослушай слово и назови его первый (второй, третий, четвертый) слог Добавь один слог и получи слово: Ра(ма), но(ра), гу(си), жу(ки), ру(ка), кни(га), сто(лы) Добавь два слога и получи слово: Бу(мага), ко(рова), мо(локо), во(рона),со(рока),ло(шадка); Услышь в слове слог «ты» и подними руку: Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл. Услышь в слове слог «ты» и укажи цифрой на каком он месте: Цветы, ракета, лопаты, ракеты, тычинка, киты, тыква, тыл.
Звуковой анализ
1.Выделение гласных в словах. На каком месте стоит гласный звук (А) в словах. Сад, град, рука, сало, рак, Маша, сажа, мама.
2.Выделение согласных в словах.
На каком месте стоит согласный звук (С) в словах. Соль, нос. коса. листок, собака, насос, доска рассада.
3.Выделение и дифференциация согласных звуков и букв.
Прослушайте слово и определите, на каком месте находятся звуки С или Ш. (Запишите цифрами.) Кувшин (Ш-4), слива (С-1), калоши (Ш-5), волосы (С-5).
Упражнения для развития слуховой дифференцировки
«Назови слова» 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д. 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д. 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д. «Хлоп-хлоп» 1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ] и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». 2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук [Г] - хлопни 2 раза».
Шутки – минутки
8
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со шторами. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.
СКОРОГОВОРКА
Скороговорка – ребяческий и чаще всего простейший текст по содержанию. Он построен специально так, чтобы развить какие-то конкретные звуки или слоги какого-либо языка. Работая над скороговоркой, очень важно знать и выполнять несколько простых правил:  Прежде всего, необходимо иметь «банк скороговорок» . Очень полезно к поиску новых скороговорок подключать самого ребенка.  На одно занятие следует выносить не больше одной скороговорки.  Начать лучше с того, что взрослый достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки.  Если ребенок уже знает алфавит, то ему можно дать карточку с печатным текстом скороговорки, так что у ребенка появляется возможность следить глазами.  Затем взрослый с ребенком хором повторяют текст еще раз. После такого первичного знакомства со скороговоркой начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется много различных
приемов.
1. Пропевка скороговорок. Абсолютно любую скороговорку можно пропеть, главное – подобрать к каждой в отдельности «свою» мелодию. Подобная работа тренирует память ребенка, раскрывает его творческий потенциал, повышает настроение. 2. Инсценировка скороговорки. Это прием очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все скороговорки можно «показать», инсценировать. 9
Этот прием, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актерские способности. 3. Ответь на вопрос, которые могут служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений: о чем (о ком) повествует эта скороговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? и т.д. Ответы-рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты. 4. Задай вопрос. Если предыдущий прием предполагал, что вопросы продумывает и задает взрослый, то в данном случае сам ребенок после знакомства со скороговоркой формулирует свой вопрос. Подобная работа в сочетании с предыдущим приемом обучает ребенка умению наблюдать, слушать, оперировать понятиями, характеризовать, разъяснять, рассуждать, делать выводы и умозаключения, оформлять свои мысли, формулируя их в виде грамотных размышлений, правильных вопросов и достойных ответов. 5. Диалог. В проговаривании скороговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Данный прием развивает навыки общения и актерское мастерство. 6. Зеркало. Упражнение выполняется в паре. Один ребенок изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и четко выговаривая каждый звук; второй ребенок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться роями. Для данного приема, который великолепно развивает внимание. 7. Эхо. Один ребенок достаточно громко, медленно, с паузами после каждого слова проговаривает скороговорку; ладони можно приложить к губам. По длительности паузы должны быть достаточными для эхо -повтора произнесенного слова остальными детьми. Интересно и занимательно при этом внести элемент игры, например, «Заблудившийся в лесу» или «Мы в горах». Прием способствует развитию навыков работы в коллективе, умению слушать и слышать не только себя, но и других. 8. Иллюстрация. Этот способ еще называется «Зарисовка». Ребенок записывает изученную скороговорку на отдельном листе и делает к ней иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть ли у ребенка способности к изобразительной деятельности или нет. 10
Это прием развивает воображение, дает бескрайний простор для творчества. 9. Книга скороговорок. Когда наберется достаточное количество иллюстрированных скороговорок, можно выпустить книгу. Для этого надо всего лишь с выдумкой и фантазией оформить обложку, указав при этом автора и название книги. Возможности работы со скороговорками неисчерпаемы. Ведь всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь. Успешная
коррекционная-развивающая работа
может быть осуществлена только при комплексном подходе к обучению и коррекции речевых нарушений. Для реализации коррекционно- развивающих задач необходим многогранный спектр направлений, а использование в совокупности всех граней работы дает наиболее эффективный и видимый результат.
Литература:
1. Большакова Е.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения). – М.: А.П.О., 1996. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002. 11


В раздел среднее профессиональное образование