Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование толерантности в системе социальной регуляции поведения воспитанников с интеллектуальной недостаточностью"

статья

Автор: Федчук Вера Петровна, старший воспитатель, ГБУ ЦССВ "Наш дом", Москва



В раздел среднее профессиональное образование




Формирование толерантности в системе социальной регуляции

поведения воспитанников ЦССВ с интеллектуальной

недостаточностью».
ГБУ ЦССВ «Наш дом» старший воспитатель Федчук В.П. Согласно Декларации принципов толерантности. Принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира. наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности..,это гармония в многообразии. Это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира…». Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддерживанию общения людьми. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой, в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. К сожалению. В наше время дух нетерпимости продолжает существовать. Толерантность является одной из форм успешной адаптации воспитанников. У детей с интеллектуальной недостаточностью личные отношения складываются медленно и с большим трудом, нашим детям присущи слабая коммуникабельность, неадекватность реакции, неумение и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими, неумение понять интересы партнеров по общению. И тем более подчинить свои конкретные личные интересы общим интересам коллектива, ведь жизнь и развитие ребенка в условиях коллектива - обязательный решающий фактор его социального развития.
Формируя толерантные качества у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью необходимы комплексность и системность решения коррекционно-развивающих задач, деятельностный характер обучения и воспитания. Следует также учитывать принципы:  Доверительного сотрудничества.  Экологии взаимоотношений. Где обеспечение благоприятного социально- психологического климата в учреждении как формирование толерантного пространства;  Принцип правоведения (формирования самоуважения, уважения к окружающим);  Принцип творчества и другие. Несмотря на то, что коррекционно - воспитательные возможности коллектива воспитанников ЦССВ достаточно велики. Они носят объективно ограниченный характер, что обусловлено спецификой личностных качеств детей. Формированию толерантных качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью способствуют занятия коррекционного блока. Организация комплексной и системной воспитательной работы. Включающей проведение экскурсий, поездок, соревнований, участие в конкурсах и т.д. Благодаря усилиям совместной деятельности учителей, воспитателей, логопеда, дефектологов, инструктора по физической культуре, музыкального работника, педагогов дополнительного образования, воспитанники чувствуют себя комфортно, принимают посильное участие в жизни центра. Воспитанники группы №1 3;;4 участвовали в Городском конкурсе «Шаг на встречу» с инсценировкой сказки «Красная шапочка», в которой большое значение приобретает жест. Каждое воскресение воспитанники группы «Милосердие»-дети с ДЦП, выезжают в МООИ «Иванкон» отделение иппотерапии, где катаются на лошадях, и им это доставляет огромную радость и удовольствие. Коллективная деятельность: подготовка инсценировок, участие в конкурсах, совместная работа над макетами , многочисленные поездки и экскурсии- все это создает комфортные условия для воспитания толерантности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Летом и зимой наши воспитанники выезжают в оздоровительный лагерь на море и в Подмосковье. Где отдыхают воспитанники других центром, дети с родителями. Не было не только конфликтов. Но и отмечались дружеские отношения между детьми. Особенно хочется отметить важность нестандартных условий для воспитания в детях терпения, сочувствия, взаимовыручки, любви к природе. Таким образом, для формирования толерантности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью огромное значение имеет социально- психологическая организация образовательной среды которая оказывает сильное стимулирующее воздействие на ребенка с тяжелыми множественными нарушениям в том случае, если в образовательной среде имеют место:  Доброжелательные отношения и понимание;  Психологический комфорт и преобладание позитивного настроения;  Сплоченность и сознательность;  Авторитет педагогов. Их профессионализм, компетентность, наличие толерантных качеств. .


В раздел среднее профессиональное образование