"Приемы сплочения коллектива сверстников"
Выступление на МО
Автор: Леонова Елена Владимировна, классный руководитель, ГПОУ " КАТ" им. Левина Г.П., кемерово
В раздел среднее профессиональное образование
ПРИЕМЫ СПЛОЧЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВА (КЛАССА)
СВЕРСТНИКОВ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЛЕОНОВА Е.В.
ПРИЕМЫ СПЛОЧЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВА (КЛАССА)
СВЕРСТНИКОВ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЛЕОНОВА Е.В.
ПРИЕМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
(КЛАССА) СВЕРСТНИКОВ
Сплоченность — это заинтересованность членов группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп характерно желание оставаться в группе.
ФАКТОРЫ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ
Когда ученики в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена. Соответствие статуса участников группы приносит плоды, если все члены группы согласны со служебной иерархией внутри группы и если каждый участник осуществляет свою деятельность в соответствии со своим положением в классе. Несоответствие статусов может привести к возмущению всех ее членов и к разрушению группы.
ФАКТОРЫ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ
Справедливое распределение вознаграждения. Сплоченность достигается тогда, когда вознаграждения распределяются справедливо или поровну. Сплоченность утрачивается, когда кто-то из членов группы чувствует несправедливость в отношении своего вознаграждения.
ФАКТОРЫ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ
Успех группы. Когда группа достигает желаемого результата, сплоченность обычно усиливается. Члены группы ощущают чувство исполненного долга и гордость за проделанную работу. К примеру, чувство сплоченности присуще войсковым соединениям, спортивным командам, участникам конкурсов.
ФАКТОРЫ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ
Постоянство участия. Стабильность участия помогает поддерживать сплоченность на одном уровне. Новые участники несколько подрывают это чувство, так как они могут не быть восприняты группой должным образом и возникнет борьба за активные места.
ФАКТОРЫ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ
Размеры группы. Малые группы характеризуются большей степенью сплоченности, нежели большие. У больших групп зачастую возникают проблемы организационного характера, а также проблемы, связанные с взаимодействием внутри группы.
ФАКТОРЫ СПЛОЧЕННОСТИ ГРУППЫ
Состав группы. Недавние исследования показали, что сплоченность женщин в группах, как правило, выше, чем сплоченность мужчин. Предполагаемое объяснение этого явления состоит в том, что женщины обычно меньше склонны конкурировать друг с другом, у них более развита потребность в групповом принятии решений и сотрудничестве
КАК ПОБУДИТЬ ПОДРОСТКОВ НЕ
РАЗРУШАТЬ, А СОЗИДАТЬ?
Задача учителя — найти в подростках данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность.
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
СТАНОВЯТСЯ:
• развитие детско-юношеских объединений; • развитие элементов самоуправления, внедрение активных форм игровой деятельности в выборах ученических парламентов; • создание на базе школы (лицея, гимназии) интеллектуально-творческих, культурно-досуговых центров по интересам с использованием новых форм творческой деятельности;
• открытие разнообразных тренажерных залов, спортивных клубов, «Интернет-кафе» на базе учебных заведений; • проведение интеллектуально- познавательных игр (КВН, марафоны, капустники, интеллектуальные игры, конкурсы).
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ
ЗАМЫСЛОВ И ИНТЕРЕСОВ У ПОДРОСТКОВ
СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ СОЦИАЛЬНО
НАПРАВЛЕННЫМИ:
• проектная деятельность (защита или презентация проектов); • аукционы талантов или необычных (фантастических) идей; • конференции, диспуты, семинары и практикумы; • литературные, театральные, поэтические, музыкальные, спортивные гостиные; • игра-экспромт и заочные-путешествия; • концерт-«молния»; • акции «Подарок...» или «Помоги...» (другу, ветерану, младшим, детям детского дома, родителям и т. д.); • «биржи труда» (знаний, инноваций, нераскрытых талантов);
• вечер творческих мастеров или фестивали творчества (народного, прикладного, технического); • веселая пантомима и театр миниатюр; • «живая» газета и конкурсы агитбригад; • игра-путешествие и карнавал; • конкурс инсценированной (строевой) песни; • экскурсии в природу.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И
СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
ЧЕРЕЗ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:
проведение церемонии выборов органов ученического самоуправления; организация в игровой форме отчетов органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций; выпуск информационных вестников, листовок, журналов (как виды средств массовой информации) детских и подростковых общественных организаций и органов ученического самоуправления; организация церемонии отчетных конференций или форумов (за учебный или академический год) органов ученического самоуправления, детских и подростковых общественных организаций.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПЕДАГОГА ДЛЯ
СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА БУДУТ
ЯВЛЯТЬСЯ:
укрепить классное содружество, главными ценностями которого является дружба и взаимопомощь; проведение мероприятий в образовательном учреждении направленных на повышение сплоченности ученического коллектива;
привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребенка, помочь раскрыться его индивидуальности; просветительская работа с родителями и педагогическим коллективом по данной проблеме; разработка программ по повышению сплоченности ученического коллектива.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
СПЛОЧЕННОСТИ УЧЕБНОГО КЛАССА,
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ:
Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику; Развивать умение сотрудничать и действовать сообща; Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; Разрешать конфликтные ситуации; Формировать позитивное отношение к каждому человеку.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
В раздел среднее профессиональное образование