Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Интегрированный урок по литературе и логопедии"

Методическая разработка

Автор: Польская Валентина Васильевна, учитель-логопед, МБОУ "СКОШ", г.Губкинский, ЯНАО



В раздел среднее профессиональное образование



Конспект интегрированного урока по литературе и логопедии Выполнила: учитель-логопед Польская В.В. МБОУ «СКОШ» город Губкинский 2015год Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок А.С.Пушкин Тема: «Путешествие в страну сказок» Цели:  воспитание интереса к литературе;  обогащение словарного запаса по теме «Сказки»;  развитие творческих способностей: воображения, фантазии, внимания, памяти;  развитие речевого и слухового внимания; Задачи: - Образовательные:  расширение и актуализация словаря по теме «Сказки»;  формирование умения узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям;  развитие сообразительности и смекалки; - Коррекционные:  развитие логического мышления;  развитие речевой активности детей через использование дидактических игр;  развитие связной речи;  развитие зрительного внимания и памяти; - Воспитательные:  формирование усидчивости;  воспитание культуры речевого общения; Оборудование: - разноцветные жетоны; - большая нарисованная карта путешествия; - красочные костюмы; - конверт с телеграммами; - иллюстрации к сказкам; Ход занятия. Организационный момент. Логопед: Добрый день, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам. Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие в чудесную страну.
Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о какой стране мы говорим. Логопед: Нас встречает в жизни сказка Вместе с материнской лаской С добрым бабушкиным взглядом Чтоб идти по жизни рядом Никогда нам не наскучит Быть отважными научит Учитель: В беде научит помогать Никогда не унывать И пусть зло пока хитрее Всё равно добро мудрее – Сказка нам поможет жить И все невзгоды победить Логопед: Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну… сказок и сейчас небольшая разминка. Мы с С.Н. получили много телеграмм, но все они без подписи. Я хочу, чтобы вы помогли нам определить, кто же прислал эти телеграммы. Текст телеграмм: - «Дорогие гости! Помогите! Паука-злодея зарубите» - «Встретиться не можем. Разбилось яйцо - дед плачет и баба плачет. Должна успокоить…» - «Так спешила покинуть бал, что потеряла туфельку. Жду, может, вернут»; - «Так пустил стрелу, что улетела в неизвестном направлении. Занят её поисками»; (Иван-Царевич) - «Не могу покинуть пост. Надо ходить направо, налево и охранять дуб со сказками»; (Кот учёный) - «Плыву в непредвиденную ситуацию. Плыву на листе кувшинки по реке. Хочу избавиться от противной жабы. Буду позже»; Логопед: Я думаю, что разминка прошла успешно. Начинаем наше путешествие. Скажем друг другу пожелания: Учитель: Предлагается сплошной текст, прочитайте внимательно, разделите сплошной текст на слова и пожелайте друг другу то, что запомнили. Текст: успехдобротасчастьемилосердиеудачавезениеродостьздоровье (передавая солнышко друг другу, дети говорят пожелания). Логопед: Смотрите, ребята, дорога ведёт через дремучий лес, а там… избушка на курьих ножках. Не трудно догадаться, кто в этой избушке живёт. Учитель: Правильно, все знают, что там живёт Баба-Яга. А она коварная и злая. У неё на пути лучше не попадаться – ни за что не отпустит. Стук в дверь.
Логопед: Ребята, к нам кто-то пришёл. Баба-Яга. Кто это, кто это. Что это, что это, про меня здесь говорят. Да, не отпущу. Да я, может быть, тут 100 лет сижу и жду, когда ко мне занесёт нечистая сила таких румяненьких, таких молоденьких, таких сладеньких. Вот уж пир устрою на ДР. Логопед: А у тебя сегодня ДР? Баба-Яга. Отстань, когда хочу, тогда и сделаю. Логопед: Простите. Учитель: Бабушка, а сколько же вам лет? Баба-Яга. Да я ещё молодая, невеста хоть куда. А вообще, кто такие вопросы задаёт молодой женщине? Вот возьму и съем вас всех сейчас. Логопед: Бабушка-яга, ты не сердись. Мы хотели просто спросить, можно ли нам пройти через твой лес. Баба-яга. Как же, пройдёте! Сначала ответьте на мои вопросы, какие я заготовила ещё 100 лет назад. Буду читать по шпаргалке. Учитель: Ребята, не подведите. Кто больше всех соберёт жетонов, в конце занятия получит приз. Баба-яга. Ну что ж начнём. Говорите сказки любите? Ну слушайте. Вопросы Бабы-яги.  «Снесла золотое яичко для бабки и дедки курочка. Всё это происходило в сказке…»  «Любимые фрукты Чебурашки»  «Назовите отчество хитрой лисы»  «От кого ушёл Колобок?» (от дедки, бабки, зайца, волка, медведя)  «Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?» Баба-яга. Ну что устали? Сдаётесь? Нет? Да вы что? Я 100 лет вопросы думала, а вы сразу ответили. Я вам скажу по секрету: есть на свете сказки, где меня нету. Знаете такие? Сейчас проверю. 1. Как звали друга Винни-Пуха? 2. Какой месяц в сказке «12 месяцев» подарил девочке подснежники? 3. Сколько человек тянули репку? 4. В какой сказке живут два шагающих ведра? Баба-Яга. Ой, ой, ой. Что-то я подустала с такими шустрыми детьми. Придётся мне вас отпустить. Вот посплю и ещё вопросы придумаю. Учитель: Вот мы и вышли из леса. Давайте посмотрим на карту, какой сюрприз нас ждёт. Логопед: Ребята, на нашей карте нарисовано болото. Что же делать? Как нам быть? Это такое болото, где нас ждёт много неприятностей. Учитель: Ну не расстраивайтесь, В.В. С нами же ребята. Они помогут. Появляется Кикимора. Кикимора: Это кто сказал, что я неприятная. Я очень даже прилично выгляжу (достаёт зеркало, прихорашивается). Ах, какая я красотка, ну просто супермопед, ой, супермодель. Да ей до меня далеко. А вы говорите неприятность. Вот заманю вас всех в болото, останетесь здесь навсегда. Тогда будете знать, с кем имеете дело.
Логопед: Простите нас, пожалуйста, но мы правда не знаем, кто вы и как вас зовут. Кикимора: Как это кто? Я самая прекрасная, самая добрая. И у меня самое красивое имя – Кикимора! Логопед: Уважаемая Кикимора! Простите нас, пожалуйста, нам обязательно нужно пройти через лес и болото. Мы очень спешим в страну «Сказок». Кикимора: Как бы не так! Ответите на мои вопросы и попадёте в свою страну. Учитель: Ребята, внимательно слушайте вопросы кикиморы. Кикимора: 1.Ушёл от зайца, волка и медведя 2. Железные зубы, костяная нога Все люди знают – это… 3. Милый, милый людоед, Смилуйся над нами, Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями (Бармалей) 4.Как звали девочку, которая боялась тёплой погоды? 5.Что потерял ослик Иа?(хвост) Кикимора: Ой, уморилась я, пора и поспать. Игра с мячом (проводит логопед). Нужно подобрать противоположные слова. Трусливый, вежливая, грязная, сытый, грустное, умный щедрая Учитель: Ребята, к нам ещё гость. Это Буратино, но он такой грустный. Логопед: Что случилось, почему ты невесёлый? Буратино: А чего мне веселиться, у меня горе. Учитель: А что за горе? Буратино: У меня поломался золотой ключик. А какой я Буратино без золотого ключика. Я не смогу с вами попасть в страну «Сказок». Логопед: Не грусти, мы тебе поможем. Только скажи, что делать? Буратино: Ключик то волшебный, только тогда он станет целым, когда ребята ответят на мои вопросы. Учитель: Я уверена, что ребята обязательно ответят. Поможем Буратино? Вопросы Буратино: 1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, всем известен, знаменит, добрый доктор … 2. Он сыграет на гармошке для прохожих на дорожке, не возьму я только в толк – заяц это или… 3. Два мышонка неспроста рассердились на кота. А тот кот был стар и глух, его звали … Последнее испытание - назвать правильно сказку или сказочный персонаж  Красная кепочка
 Волк и семеро утят  Золотой замочек  Скелет Бессмертный  Крыса в стране чудес  Мальчик Хоттабыч  Хозяйка вредной горы  Баба-Нога Логопед: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Пусть герои сказок дарят вам тепло. Учитель: В чудесной сказке побывал каждый из вас. Пусть добро всегда побеждает зло. Поведение итогов. Награды участникам


В раздел среднее профессиональное образование