Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как помочь неуспевающему школьнику"

Методическая советы родителям

Автор: Польская Валентина Васильевна, учитель-логопед, МБОУ "СКОШ", г.Губкинский, ЯНАО



В раздел среднее профессиональное образование



« Без речи нет ни сознания , ни самосознания» Л . С . Выготский Методические советы родителям «Как помочь неуспевающему школьнику» Выполнила: учитель-логопед Польская В.В. МБОУ «СКОШ» Г.Губкинский 2014 г
Пояснительная записка По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно. Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной работы – помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического состояния. Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Задачи работы:  Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;  Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей школьников-логопатов;
Уважаемые родители! Определить, что вашему ребёнку действительно трудно даётся правописание можно по характеру ошибок:  Отсутствуют пропуски между словами и предложениями;  Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;  Зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевёрнуты в другую сторону;  Повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;  Замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);  Ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;  Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);  Нечитаемый почерк, слишком мелкое ил слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному);  Забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;  Добавление букв, слогов (веснана – весна);  Неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая берлога);  Перестановки букв (пакельки –капельки);
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребёнку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители. Советы родителям:  Не торопите неуспешного ребёнка;  Помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;  Обращайте внимание на характер ошибок вашего ребёнка и вовремя обратитесь к логопеду или нейропсихологу;  Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;  Знайте все задания ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это всё же его задания, а не ваши;  Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;  Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;  Выделите ребёнку комнату или её часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные цитаты;
Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Решить проблему помогут следующие упражнения:  «Магазин». Рисуем определённые предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаём» их, «рекламируя» по каждой букве;  «Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок;  «Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребёнок должен записать, начиная с правой стороны строчки, то есть задом наперёд, при нормальном чтении слова должны читаться в их естественном виде.  «Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных.  «Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли. Ребёнок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то часть, отмечая пропущенное чёрточками.
 «Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «*», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе выглядит так: / Х / / / / *.  «Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик.  «Балда». Один игрок указывает слово, указывая из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет чёрточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Опыт работы показал, что подобные упражнения не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их весёлыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить в себя. Я думаю, мои советы и рекомендации помогут вам в общении с вашими детьми. Успехов Вам! Всего доброго!


В раздел среднее профессиональное образование