"Как помочь неуспевающему школьнику"
Методическая советы родителям
Автор: Польская Валентина Васильевна, учитель-логопед, МБОУ "СКОШ", г.Губкинский, ЯНАО
В раздел среднее профессиональное образование
«
Без
речи
нет
ни
сознания
,
ни
самосознания»
Л
.
С
.
Выготский
Методические советы
родителям «Как помочь
неуспевающему школьнику»
Выполнила: учитель-логопед Польская В.В.
МБОУ «СКОШ»
Г.Губкинский
2014 г
Пояснительная записка По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно. Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной работы – помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического состояния. Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Задачи работы: Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ; Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей школьников-логопатов;
Уважаемые родители! Определить, что вашему ребёнку действительно трудно даётся правописание можно по характеру ошибок: Отсутствуют пропуски между словами и предложениями; Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса; Зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевёрнуты в другую сторону; Повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог; Замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр); Ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель; Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин); Нечитаемый почерк, слишком мелкое ил слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному); Забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв; Добавление букв, слогов (веснана – весна); Неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая берлога); Перестановки букв (пакельки –капельки);
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребёнку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители. Советы родителям: Не торопите неуспешного ребёнка; Помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию; Обращайте внимание на характер ошибок вашего ребёнка и вовремя обратитесь к логопеду или нейропсихологу; Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми; Знайте все задания ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это всё же его задания, а не ваши; Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок; Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке; Выделите ребёнку комнату или её часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные цитаты;
Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Решить проблему помогут следующие упражнения: «Магазин». Рисуем определённые предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаём» их, «рекламируя» по каждой букве; «Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок; «Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребёнок должен записать, начиная с правой стороны строчки, то есть задом наперёд, при нормальном чтении слова должны читаться в их естественном виде. «Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. «Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли. Ребёнок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то часть, отмечая пропущенное чёрточками.
«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «*», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе выглядит так: / Х / / / / *. «Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. «Балда». Один игрок указывает слово, указывая из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет чёрточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Опыт работы показал, что подобные упражнения не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их весёлыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить в себя. Я думаю, мои советы и рекомендации помогут вам в общении с вашими детьми. Успехов Вам! Всего доброго!
Пояснительная записка По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно. Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной работы – помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического состояния. Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Задачи работы: Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ; Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей школьников-логопатов;
Уважаемые родители! Определить, что вашему ребёнку действительно трудно даётся правописание можно по характеру ошибок: Отсутствуют пропуски между словами и предложениями; Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса; Зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевёрнуты в другую сторону; Повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог; Замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр); Ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель; Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин); Нечитаемый почерк, слишком мелкое ил слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному); Забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв; Добавление букв, слогов (веснана – весна); Неправильное употребление прилагательных (лисячий хвост, медведевая берлога); Перестановки букв (пакельки –капельки);
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребёнку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители. Советы родителям: Не торопите неуспешного ребёнка; Помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию; Обращайте внимание на характер ошибок вашего ребёнка и вовремя обратитесь к логопеду или нейропсихологу; Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми; Знайте все задания ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это всё же его задания, а не ваши; Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок; Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке; Выделите ребёнку комнату или её часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные цитаты;
Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Решить проблему помогут следующие упражнения: «Магазин». Рисуем определённые предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаём» их, «рекламируя» по каждой букве; «Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на –ок; «Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребёнок должен записать, начиная с правой стороны строчки, то есть задом наперёд, при нормальном чтении слова должны читаться в их естественном виде. «Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. «Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли. Ребёнок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то часть, отмечая пропущенное чёрточками.
«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «*», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе выглядит так: / Х / / / / *. «Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. «Балда». Один игрок указывает слово, указывая из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет чёрточками. Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Опыт работы показал, что подобные упражнения не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их весёлыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить в себя. Я думаю, мои советы и рекомендации помогут вам в общении с вашими детьми. Успехов Вам! Всего доброго!
В раздел среднее профессиональное образование