Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитательные возможности урока информатики"

Статья

Автор: Смышляев Александр Владимирович, преподаватель Информатики и ИКТ, ГПОУ Беловский многопрофильный техникум, г. Белово, Кемеровская область



В раздел среднее профессиональное образование




Воспитательные возможности урока информатики
Смышляев А. В., преподаватель Информатики и ИКТ ГПОУ Беловский многопрофильный техникум г. Белово, Кемеровская область Каждому преподавателю Информатики и ИКТ на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике необходимо твердо решить для себя следующее:  я преподаю информатику и ИКТ;  могу изменить в ходе своих занятий;  как я хочу организовать занятие;  какие задачи подберу;  что я скажу обучающимся, какие задания дам для выполнения домашней работы;  как организую взаимодействие обучающихся между собой и т.д. Чтобы целенаправленно воздействовать не только на их знания, умения и навыки в области информационных технологий или программирования, а чтобы воздействовать на их развитие и на мышление. Обучение, как целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и ученика, предполагает получение знаний, умений и навыков на основе специально организованной деятельности. Наиболее полное определение обучения предлагает П.И. Пидкасистый «обучение-это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности». Обучение включает в себя три основные функции: общеобразовательную, развивающую, воспитательную. Решение общеобразовательной функции предполагает формирование знаний, умений, навыков, опыта учебной, творческой и трудовой деятельности.
Основным критерием освоения являются знания, характеризующие полнотой, осознанностью и действенностью. Знания включают в себя понимание, сохранение в памяти и восприятие фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Развивающая функция обучения предполагает развитие всех сфер обучаемого посредством обучения: речевой, волевой, эмоциональной и т.д. Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения должны сформироваться нравственные и эстетические представления, определенная система взглядов на мир, способность следовать заданным нормам поведения в обществе, исполнять законы в ней принятые. Кроме этого, предполагается формирование потребности личности, мотивы социального поведения, ценностных ориентаций, мировоззрения. При решении учебных задач вопросы воспитания должны проходить через весь курс в качестве сквозных линий. Это актуально для информатики еще и с тех позиций, что данный предмет предлагает знание способов обработки, хранения информации не только техническими средствами, но и самим человеком. Не любое знание несет в себе воспитывающий эффект. Целостная включенность в образовательный процесс возможна только при эмоциональной реакции субъекта обучения. Познание компьютера должно идти через познание самого себя, собственной уникальности в частности и уникальности человека, в общем. А то есть опасность скатывания на развитие технократического мышления, для которого не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Решение всех выше названных проблем возможно с развитием творческого потенциала личности. Творчество необходимо рассматривать как
процесс, а не как продукт. Необходимо быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире. Невозможно дать всю сумму знаний, багаж которой будет необходим в дальнейшей жизни. И становится актуальным развитие таких качеств личности, как гибкость, адаптивность, восприимчивость, что возможно с развитием дивергентного мышления, мышления, идущего в разных направлениях, в отличие от конвергентного, однонаправленного логического мышления. К сожалению, жизнь перед обучающимися не ставит готовых задач. И необходимо формирование внутреннего плана действий, первоначально на практическом материале, впоследствии в процессе интериоризации будет происходить проецирование данного способа на решение любых жизненных задач (дифференцированный способ). Каждый выбирает для себя вершину сам и это его собственная вершина, на которой нет конкурентов, не надо никого толкать и никто тебя не толкнет. Обучение — сложный многогранный процесс, проходящий в динамике. И необходимо его рассматривать как систему, т.е. упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов целостного образования. Элементами учебного процесса выступают: Цель Содержание Методы Средства Формы организации Информационная среда Результат
Цепь является системообразующим элементом. При выстраивании учебного процесса каждый элемент должен быть продуман относительно цели, т.е. планируемого результата обучения. Учебные цели должны ставиться на каждый конкретный урок, и они должны затрагивать вопросы освоения знаний, умений и навыков. Развивающие и воспитательные цели, затрагивающие формирование мышления и духовной сферы ребенка имеют долгосрочный характер, поэтому учитель должен четко представлять какие качества необходимо формировать сегодня, чтобы завтра получить ожидаемый результат. Компьютер и программирование самой своей природой предназначены для воспитания в учащихся тех качеств, которых им так не хватает в учебной деятельности и в быту.:  Четкость и строгость мышления и делового общения  Умение раскладывать задачу на подзадачи  Осознание неизбежности расплаты за все сразу  Самое главное – умение четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по своему плану. Кроме этого каждый общеобразовательный предмет должен обеспечить образовательное развитие ребенка. Одной из главных воспитательных задач следует назвать организацию коллективного творчества, что станет своеобразной психологической подготовкой подростка к будущей трудовой деятельности. Я на уроках информатики стараюсь построить процесс обучения таким образом, чтобы решались воспитательные задачи — один из приемов коллективная деятельность. В процессе организации коллективной деятельности необходимо поставить перед учащимися такую цель, чтобы она заинтересовала их всех, но для достижения этой цели каждый должен внести определенный вклад. На занятиях при изучении темы «Текстовые редакторы» можно предложить создать подарок от класса для педагогического состава
техникума на память в виде альбома пожеланий и словами благодарности. При изучении «Компьютерные презентации» создают презентации «Жизнь студента». Вначале каждый обучающийся создает презентацию о себе, а затем боле сильные учащиеся соединяют в один проект. Такая работа дает большой воспитательный эффект. В ней задействованы все обучающиеся и уже отказаться от ее выполнения кому-либо трудно, так как это может повлиять на отношения между обучающимся и группой, ребята этого возраста очень дорожат своими отношениями со сверстниками, возникают состязательные моменты, каждый старается создать свои странички лучше, не хуже других. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе происходит при выполнении обучающимися работ по заказу другого преподавателя-предметника. Такая работа повышает значимость обучающегося, ему хочется выполнить все на высоком уровне. Он постоянно обновляет, дополняет свою работу, ищет что-то новое в сети Internet, советуется, что еще можно добавить, саморазвивается. На уроке по теме «Электронная почта» — воспитание сетевой этике общения. При пользовании Интернет — воспитание ответственности за использованные интеллектуальные ценности. «Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитанника- обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всесторонне и гармоничное развитие» — провозглашает педагог-современник профессор И. П. Подласый. Автор Смышляев А. В., преподаватель Информатики и ИКТ ГПОУ Беловский многопрофильный техникум г. Белово, Кемеровская область


В раздел среднее профессиональное образование