Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование лепки на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога".

статья

Автор: Ермолова Ирина Аркадьевна, учитель-дефектолог, ГБУ ЦССВ "Наш дом", город Москва



В раздел среднее профессиональное образование



Использование лепки на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога . Ермолова И. А. учитель-дефектолог ГБУ ЦССВ «Наш дом» В нашем центре воспитываются дети с глубокой умственной отсталостью. Как правило, эти дети, помимо глубокой умственной ограниченности, имеют ряд сопутствующих заболеваний опорно-двигательного аппарата(ДЦП), миопатии, аутизм, хромосомные нарушения, эпилепсия, болезнь Дауна. Некоторым детям не только тяжело учиться, но и самостоятельно передвигаться, а также обслуживать себя на элементарном уровне. Эти дети характеризуются неустойчивым произвольным вниманием, неспособностью длительное время продолжать одну и ту же деятельность, часто им сложно понять простейшие инструкции. Я, как учитель-дефектолог имею дело с комбинированной умственной ограниченностью. Она характеризуется особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями ребенка. В связи с этим такие дети требуют индивидуальной работы, исходя из особенностей восприятия и имеющихся навыков ребенка. Главной особенностью занятий с такими детьми является атмосфера приятия, доверия и взаимопонимания между педагогом и ребенком. Все занятия проводятся в игровой форме, учебная и развивающая нагрузки гибко сочетаются с отдыхом и релаксацией. Целью обучения и воспитания «особых детей» является развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка. Процесс обучения должен вызывать у ребенка радость и удовольствие от выполнения задания. Даже самые скромные достижения должны быть отмечены и восприняты им как успех. Вся работа с глубоко отсталым ребенком должна строиться на наглядности. Это необходимо для воспитания соответствующих действительности представлений о явлениях окружающего мира. Большое значение наглядности для воспитания и образования отмечали великие педагоги прошлого. Об этом писал в своей «Дидактике» Амос Каменский: «Начало познания лежит в ощущениях, начало обучения лежит не в описании вещей, а в их реальном наблюдении. Только когда явление представлено, можно начать его объяснение». Принцип наглядности играет большую роль в обучении таких детей, так как запас слов у них ограничен и языковое общение часто затруднено. Только в
непосредственной связи с конкретным предметом или явлением возможно привить детям понятие об окружающей среде. Для глубоко отсталых детей характерна недостаточность взаимодействия всех анализаторов, поэтому сенсорное воспитание занимает одно из ведущих мест в общей системе умственного воспитания. Большое влияние на формирование сенсорных процессов( восприятие цвета, формы, ориентация в пространстве и т. д.) оказывает доступная элементарная деятельность глубоко отсталого ребенка, которая может быть достаточно хорошим средством для формирования специальных двигательных навыков, развития зрительно- двигательной координации, восприятия формы и цвета окружающих предметов. Вербальное обучение или основанное только на зрительном пассивном восприятии, в лучшем случае с использованием картинок,- для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно. Глубокое сенсорное недоразвитие, неумение пользоваться органами чувств даже в случае их физиологической сохранности и выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции,- требует проведения с детьми большой специальной коррекционной работы. На занятиях с детьми я часто включаю элементы работы с пластилином или специальной глиной. Процесс мышления протекает успешнее благодаря манипулятивной деятельности, посредством которой ребенок получает сведения о форме, величине, материале и т. д., потому что такие свойства предметов требуют наряду с рассматриванием и ощупыванием- осязательного восприятия. Лепка может быть использована на занятиях на всех этапах умственного воспитания и с различными целями: формирование представлений и понятий, закрепление уже имеющихся представлений и понятий. На мой взгляд работа с этими материалами должна предшествовать изучению любого предмета или понятия. Лепные фигуры конкретны, реальны, легче сравниваются с изображенным предметом, потому что это как бы сам предмет в натуре, тогда как в рисунке есть элементы искусственности и воображения. Кроме того лепка содействует развитию у глубоко отсталых детей мелкой мускулатуры рук ( особенно тонких движений кистей и пальцев рук), чувства осязания, вырабатывает более полные образные представления, укрепляет зрительную память, развивает воображение. Занимаясь лепкой под руководством педагога глубоко отсталый ребенок рассматривает предмет, включается в посильной мере, в беседу о изображенном предмете. Эффективность беседы зависит от уровня умственного развития ребенка, от способности принять участие в беседе. Занимаясь лепкой необходимо осуществлять правильный показ предмета,
который оказывается действенным при условии сопровождения его словом. Глубоко отсталому ребенку надо обязательно указать на что смотреть. Для того чтобы объяснения при работе с пластилином были восприняты ребенком, все произносимые педагогом слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих свойств вылепливаемого предмета. Все слова, которые произносит педагог, должны быть понятны детям, фразы должны быть простыми, четкими, доступными. Педагог выполняет показываемое в медленном темпе и в расчлененном виде, с паузами между отдельными элементами. Причем одних слов недостаточно, необходимо лепить вместе с ребенком (совместные действия) или лепить одновременно и оказывать, по мере необходимости, помощь. Потребность в помощи со стороны педагога зависит от уровня психического развития глубоко отсталого ребенка и определяется педагогом в каждом конкретном случае. Важное значение в психическом развитии глубоко отсталого ребенка имеет правильно созданная игровая ситуация, которая дает возможность глубоко отсталому ребенку в живой, интересной форме осуществлять необходимые операции. Приведу пример фрагмента занятия с использованием лепки при изучении темы «Овощи». На занятии присутствует коробка с овощами: огурец, помидор, морковка и два зайчика: большой и маленький. « К нам в гости пришли зайчики. Они одинаковые или разные? Правильно, зайчики разные. Один большой, другой маленький. Покажи большого зайчика, покажи маленького зайчика. Будем угощать наших зайчиков. Кушай зайка помидор. (Заяц отворачивается). Кушай зайка огурец. (Заяц отворачивается).Зайцы не едят помидоры и огурцы, они любят морковку. Какого цвета морковка? Она красная .Большой зайчик рад, у него есть морковка, а для маленького зайчика мы вместе слепим морковку. Какого цвета пластилин мы должны взять?» Показываю, как следует скатывать столбик, какие нужны движения рук. Если ребенок затрудняется, то оказываю ему помощь, леплю вместе с ним, используя его руки. Действия руками для каждого этапа работы очень разнообразны и должны отвечать таким требованиям, как регуляция силы движения, изменение направления (вперед, назад) и длительность движения. Ребенок овладевает всеми этими движениями не сразу, но вполне успешно в процессе обучения. Некоторые дети раскатывают очень слабо и у них плохо получается, другие раскатывают с такой силой ,что пластилин размазывается.
Важно, чтобы ребенок получил чувственно-двигательное восприятие, которое способствовало бы формированию представления о движении. «-У тебя получился столбик. А теперь будем вытягивать конец столбика. Вытягиваем не торопясь, стараемся лепить красиво ( оказываю помощь по мере необходимости).Теперь погладь этот кончик пальчиками. Вот и получилась у нас морковка. Давай сравним твою морковку с морковкой, которая у нас была. Одинаковые они по цвету? Обе морковки одинакового цвета, они красные. Чем отличаются морковки, чем они не похожи? Одна большая, другая маленькая. Покажи большую морковку, покажи маленькую. Угости большого зайчика большой морковкой, а маленького- маленькой.» Таким образом, при помощи лепки можно решать различные педагогические задачи. На данном занятии уточнялись и закреплялись представления и понятия: большой- маленький, одинаковые- разные, красный, соотношение предметов по размеру.
Список литературы
: 1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.М., Просвещение. 2012 2. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. М., Издательство Мозаика- синтез. 2009. 3. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями. М., Издательство Владос. 2013. 4. Зорина Е.В. Формирование изобразительной деятельности у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. журнал: «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.» 20016 № 2


В раздел среднее профессиональное образование