Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности работы учителя-логопеда с детьми-сиротами дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характеризующимися аутистическими чертами"

статья

Автор: Севостьянова Анна Николаевна, учитель-логопед, ГБУ ЦССВ "Наш дом", город Москва



В раздел среднее профессиональное образование



Особенности работы учителя-логопеда с детьми-сиротами дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, характеризующимися аутистическими чертами
А.Н. Севостьянова,
учителя-логопеды ГБУ ЦССВ «Наш дом» г. Москва Аутизм - особая аномалия психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений с окружающим миром. Поскольку ребёнок с аутистическими чертами характера обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи. Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке. Динамика синдрома раннего детского аутизма зависит от возраста. К концу дошкольного возраста нарушения инстинктов и проявления соматовегетативной недостаточности сглаживаются, постепенно исчезают стереотипные движения, эхолалии. У части детей улучшается коммуникативная функция речи вначале в форме ответов на вопросы, а затем и в виде спонтанной речи, хотя еще длительно
1
сохраняются частичная «автономность» речи, вычурность, употребление
недетских оборотов, штампов, заимствованных из высказываний взрослых. Видоизменяется игровая деятельность, которая приобретает форму односторонних сверхценных интересов, чаще отвлеченного характера. Среди воспитанников специального (коррекционного) детского дома, встречается очень незначительная категория детей-сирот дошкольного возраста, у которых интеллектуальная недостаточность сочетается с аутистическими чертами поведения, проявляющимися в выраженных поведенческих нарушениях в виде фобий, немотивированных приступах ярости, агрессии и страхов, характерных нарушениях речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы и др.), использовании деструктивных средств общения в процессе коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нарушениях моторного развития (двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках). Эти воспитанники отказываются от организации коллективной игры под руководством взрослого, предпочитая одну и ту же игру в уединении, могут рисовать одни и те же рисунки, повторять одну и ту же фразу, стихотворную или песенную строчку. Они любят придерживаться определенных стереотипных однообразных ситуаций, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает «уход в себя», беспричинная вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении со взрослыми и сверстниками, в стремлении нанести преднамеренный урон окружающим предметам. Коррекционно-логопедическая работа с детьми указанной категории начинается с определения речевой патологии. Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми- сиротами с интеллектуальной недостаточностью с аутистическими чертами в условиях Детского дома являются следующие: развитие восприятия и понимания обращенной речи, развитие диалогической речи, развитие фонематического восприятия, также осуществляется постановка звуков и их автоматизация, уточнение и расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, по сериям сюжетных картинок, работа над связным текстом, пересказом, драматизация разных тем, воспроизведение стихотворной речи.
2
После установления первичного вербального контакта индивидуальные
коррекционно-логопедические занятия проводятся в одном и том же месте, в соответствии с установленным графиком занятий, что в свою очередь, способствует формированию элементарного познавательного интереса и учебного стереотипа. Целесообразно сажать ребенка таким образом, чтобы его что-либо не отвлекало. На столе во время занятия находиться только тот материал, который необходим для выполнения предложенного задания. Остальные материалы должны быть вне поля зрения ребенка. В качестве примера охарактеризуем особенности речевого развития воспитанника Детского дома Олега К., 2004 года рождения. Диагноз по заключению ГМПК: F70.88 умственная отсталость лёгкая, гипердинамический синдром, неврозоподобный синдром, системное недоразвитие речи средней степени, нарушение поведения с чертами аутизма. Основной характеристикой клинической картины речевого нарушения является сложность речевой патологии, наличие большого комплекса речевых нарушений, сочетания различных дефектов речи. Своеобразие речевого развития ребёнка наблюдается в нарушениях как экспрессивной, так и импрессивной речи. Импрессивная речь характеризуется недостаточной дифференциацией речеслухового восприятия, речевых звуков, недоразвитием значения слова. Грубо нарушено понимание различных лексико-грамматических форм и конструкций. Формальные средства языка, выражающие грамматические формы слов и связи слов в предложении не воспринимаются и долгое время не усваиваются. В этой связи, а также по причине недоразвития мыслительных операций, понимание речи часто носит крайне ситуативный характер. Экспрессивной речи детей с интеллектуальной недостаточностью свойственно полиморфное нарушение звукопроизношения в сочетании с искажениями звукослоговой структуры слова, стойкое недоразвитие фонетического восприятия, бедность словарного запаса, значительное недоразвитие грамматического строя речи и несформированность связной речи даже на уровне диалога. В процессе самостоятельной речи отмечаются эхо л алии. Отмечается нарушение темпо-ритмической стороны речи.
з
В своей коррекционно-логопедической работе мы используем следующий
комплекс игр и упражнений, направленный на: развитие мышц артикуляционно- речевого аппарата, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Игра «Мостик» Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое. Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье. Ход игры: "Мостик"- доска лежит на полу. Ребёнок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье. Игра «Веселая обезьянка» Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ход игры: Логопед проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты - весёлая обезьянка, а обезьянки любят всё повторять. Я буду делать, а ты, повторяй». Ребенок и логопед сидят друг против друга. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые: ра-ра-ра. б) со сменой темпа (медленно - быстро): ра|-ра|-ра| - ра||-ра||-ра|| - ра|-ра|-ра|. Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Также мы используем игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: - «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
4
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами
ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, кому они принадлежат. В коррекционно-логопедической работе мы используем эмоционально- смысловой комментарий, который привязан к личному опыту ребёнка. В связи с тем, что дети находятся длительный период времени под влиянием депривационной среды, их личный эмоциональный и познавательный опыт ограничен условиями интернатного учреждения, в своей работе мы широко используем один из практических методов обучения - экскурсия. Указанный метод помогает объяснить причинно-следственные связи, суть явлений, дает представление о человеческих эмоциях, чувствах, помогает комментированию моментов, привлекших взгляд ребенка. Воспитанники учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Таким образом, одной из ключевых задач коррекционно-логопедической работы с детьми-сиротами с интеллектуальной недостаточностью с аутистическими чертами является вовлечение ребёнка в индивидуальную и совместную деятельность. В связи с этим, в своей работе мы применяем как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая эмоциональный и интеллектуальный опыт воспитанников. Любое обучающее коррекционно- развивающее занятие должно быть ориентировано на возможности восприятия ребёнка.
Используемая литература:
1. Гаврилушкина О.Л., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение 1985 2. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л.П. Носковой – М.: Просвещение, 1993. 3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Корекционно-развивающее обучение. – М.: Просвещение 2003. 4. Катаева А.А. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта и их умственное воспитание // Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 1999. 5. Ушаков О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
5


В раздел среднее профессиональное образование