"Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Методическая разработка
Автор: Корниенко Нина Арсентьевна, преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин строительного профиля, КГА ПОУ "Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж", г. Владивосток, Приморский край
В раздел среднее профессиональное образование
Современные педагогические технологии как средство повышения качества
образования
Корниенко Нина Арсентьевна
Преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин
строительного профиля.
Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж
г. Владивосток.
Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные
предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое
отражение в разработке и введения в практику работы педагога элементов
нового содержания, новых образовательных технологий.
В Концепции модернизации российского образования сформулированы
социальные требования к системе российского образования. В частности
говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные
последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие
развитым чувством ответственности.
Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные
кадры. Техники-строители необходимы как практикоориентированные
специалисты, и, как правило, востребованные на должностях так
называемого среднего звена, т.е. на всех уровнях интелектуальной
деятельности, где требуется хорошая теоретическая подготовка для принятия
инженерных, экономических решений, а также сбора информации и
систематизации. В связи с этим техники-строители должны получать
хорошую профессиональную и общетехническую подготовку.
Компетентность в этой области необходима студентам не только для
успешного освоения специальных и профилирующих дисциплин, но и для
развития таких важных профессиональных качеств, как способность
творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые
профессиональные задачи.
К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным потребностям. В колледже идет непрерывный поиск новых методов работы, которые отвечали бы таким требованиям, как рациональная организация работы каждого обучающегося; наличие заданий, активизирующих самостоятельные умственные и практические действия студентов; создание условий для формирования у будущих специалистов умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия. И здесь, должна прослеживаться работа преподавателя: какие активные методы обучения он применяет на своих занятиях, какие формы организации образовательного процесса использует. Чтобы выбрать активные методы обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Я использую активные методы обучения в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях, что позволяет активизировать процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем, развивает способность к самостоятельному обучению, усиливает мотивацию к обучению. Предлагаю обратить внимание на ряд активных форм и методов обучения, отмечая при этом факт, что в педагогической литературе один и тот же метод может быть обозначен под разными названиями, а также может быть обозначен и как форма. Я считаю наиболее распространенными следующие активные методы обучения, которыми я пользуюсь на протяжении последних лет. Наиболее эффективными в плане развития ключевых компетенций я считаю следующие методы:
Метод проектов –
ориентирован на творческую самореализацию личности студента, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Деловые игры –
позволяют направлять студентов на выработку определенных навыков эффективной учебной или профессиональной деятельности, что позволяет моделировать практические ситуации.
Анализ практических ситуаций –
метод, позволяющий студентам обучиться навыкам принятия самостоятельных решений; его основной целью является научить студента анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути их решения, давать им оценку, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. На внеклассном мероприятии «Исторические чтения» я использовала метод проектов со студентами 1 курса специальности « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» после изучений тем: Природные каменные материалы; Древесные материалы; Керамические материалы; Металлы в курсе дисциплины «Строительные материалы и изделия» .
«Исторические чтения» -
это способ установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события в процессе извлечения информации из письменного или печатного текста. Итак, активные методы обучения на внеклассном мероприятии по курсу «Строительные материалы и изделия».
Тема:
«Исторические материалы в истории древних цивилизаций до наших дней». Интегральными целями этого мероприятия стали систематизация теоретических знаний студентов в области изучения этих материалов от времен древних цивилизаций до наших дней. Кроме того, мероприятие преследовало воспитательные цели – совершенствование взаимоотношений в учебной группе на основе сотрудничества, повышение интереса студентов к совместной деятельности при решении профессиональных задач. В качестве развивающих целей были определены стимулирование студентов в саморазвитии, актуализация потребности в рефлексивной деятельности. Мероприятие было спланировано с эффективной организацией деятельности студентов используя активные методы обучения, чтобы повысить вероятность пробуждения интереса к изучаемым темам и узнать
историю происхождения этих материалов от древних цивилизаций до наших дней. Такие мероприятия проходят живо, эмоционально, в непринужденной обстановке при высокой активности студентов, и даже самый трудный материал тогда усваивается легко и просто. Вся учебная группа была разбита на 5 подгрупп (по 5 человек в каждой). 4-е группы занимались подбором материала по своей теме, а 5-ой группе была отведена роль эксперта. Если 4-е группы подбирали материал для выступления, готовили мультимедийные презентации, изучали истории древних цивилизаций(по применению строительных материалов), то 5-ая группа-эксперты – оценивала выступления по соответствующим критериям: время доклада, время презентации, объем материала, последовательность изложения, участие всех членов подгруппы в изложении материала по теме. Под активными методами обучения нами понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение студентов в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности.
Метод проектов
позволяет активизировать работу студентов, углубить полученные знания, повысить интерес к изучению дисциплины и расширить кругозор студентов. В условиях этого метода особое значение приобретает учебная работа в малых группах, которая может быть организована по- разному в зависимости от типа выполняемого задания. Групповая работа играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления и устной речи студентов; формирование межличностных отношений; планирование совместной деятельности и ее выполнение, анализ деятельности группы и личного вклада в работу, что способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для будущего специалиста. В соответствии с поставленными при планировании чтений целями преподаватель уделял особое внимание способам выявления уровня знаний студентов ; степень развитости умений решать практические задачи по изученным темам, сравнивать, сопоставлять и анализировать полученную в профессиональной деятельности информацию. На подготовительном этапе преподавателям была проделана следующая работа:
подобран материал для создания индивидуальных заданий по выбранным темам дисциплины, при этом продолжительность выполнения заданий определялась в зависимости от числа задач в задании, их объема и сложности. подобран материал для создания командных заданий, отобран и систематизирован материал. Переработка материала отобранного студентами. Сформулированы критерии оценки по отдельным этапам мероприятия. В свою очередь студенты должны были: Повторить теоретический материал по разделам дисциплины «Строительные материалы»: использование этого материала на практике; Придумать название для команд (их состав определялся преподавателем с учетом того, чтобы в каждой команде оказались как сильные, так и менее подготовленные студенты); Оформить эмблемы команд; Подготовить презентацию по теме; Подготовить сообщение по теме.
Активные методы обучения – методы,
позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Методы активного обучения это совокупность
способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками: 1. Вынужденной активностью обучения; 2. Самостоятельной выработкой решений обучаемыми; 3. Высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс; 4. Преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков; 5. Постоянной обратной связью студента и преподавателя, контролем за самостоятельной работой обучения. Все эти признаки имели место быть в ходе подготовки к внеклассному мероприятию, так как каждая подгруппа выполняла своё творческое задание, где были распределены роли для каждого участника.
Активные методы –
форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом на доминирование активности в процессе обучения. Отсюда следует, что главная особенность активных методов обучения в том, что процесс происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам активного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.
Главные задачи активных методов обучения:
Обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение материала; Исключить дублирование информации, которая может быть получена студентами самостоятельно из доступных источников; Способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций студентов. Основой реализации активных подходов к содержанию обучения является разработка и использование активных заданий, которые будут выполняться студентами. Данное мероприятие включало разработку презентаций, подготовку докладов студентами, которые были не просто слушателями, а являлись участниками данного мероприятия и могли дать оценку высказываниям, суждениям и содержанию докладов, а также осуществить анализ самого мероприятия . Основное отличие активных заданий от обычных в том, что они направлены как на закрепление уже изученного материала, так и на изучение нового. Именно поэтому каждое задание – это творческое задание, которое требует от студентов не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности, и имеет, как правило, несколько подходов к его решению. Групповая работа – как форма активного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку студентов, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе студенты находятся в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Это и было использовано мною на данном внеклассном мероприятии. Организация работы в группах требует отдельного внимания.
Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом педагог должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. При подведении итогов работы студенты предлагают результаты работы. Преподавателем комментируется работа групп с точки зрения поставленных задач.
Плюсы и минусы
активных методов обучения. Плюсы: 1. Преподаватель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, определяет его направление; 2. Возрастает роль самостоятельной работы студентов; 3. Расширяется работа студентов с дополнительными источниками информации; 4. Студенты совместно решают поставленные задачи, находят общие точки соприкосновения, это преодолевает конфликты и находит компромиссы. Минусы: 1. Вероятность поверхностного рассмотрения темы при недостаточном уровне подготовленности студентов; 2. Требуется большое количество времени на поиск и подготовку информации; 3. Сложность результатов оценивания деятельности студентов(в группах могут работать ребята разной степени подготовленности); 4. Трудности установления лимита времени на изложение материала. Сегодняшний день от выпускника колледжа требует гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности. Принятие студентов в качестве равноправного субъекта образовательных отношений, признание их ответственности за результаты обучения создают среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
Литература: 1. Вербицкий А.А. «Активное обучение в высшей школе : комплексный подход» - М., 1991г. 2. Гринько В.С. «Актуальные проблемы развития начального и среднего профессионального образования»// «образовательная инициатива» 207 №4 стр. 34-35. 3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1. М., 2006 4. Кириченко И.П. «Теория и методика обучения». М., 2004г.
К сожалению, классическое педагогическое образование ни по форме, ни по содержанию уже не соответствует современным потребностям. В колледже идет непрерывный поиск новых методов работы, которые отвечали бы таким требованиям, как рациональная организация работы каждого обучающегося; наличие заданий, активизирующих самостоятельные умственные и практические действия студентов; создание условий для формирования у будущих специалистов умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия. И здесь, должна прослеживаться работа преподавателя: какие активные методы обучения он применяет на своих занятиях, какие формы организации образовательного процесса использует. Чтобы выбрать активные методы обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Я использую активные методы обучения в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях, что позволяет активизировать процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем, развивает способность к самостоятельному обучению, усиливает мотивацию к обучению. Предлагаю обратить внимание на ряд активных форм и методов обучения, отмечая при этом факт, что в педагогической литературе один и тот же метод может быть обозначен под разными названиями, а также может быть обозначен и как форма. Я считаю наиболее распространенными следующие активные методы обучения, которыми я пользуюсь на протяжении последних лет. Наиболее эффективными в плане развития ключевых компетенций я считаю следующие методы:
Метод проектов –
ориентирован на творческую самореализацию личности студента, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Деловые игры –
позволяют направлять студентов на выработку определенных навыков эффективной учебной или профессиональной деятельности, что позволяет моделировать практические ситуации.
Анализ практических ситуаций –
метод, позволяющий студентам обучиться навыкам принятия самостоятельных решений; его основной целью является научить студента анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути их решения, давать им оценку, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. На внеклассном мероприятии «Исторические чтения» я использовала метод проектов со студентами 1 курса специальности « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» после изучений тем: Природные каменные материалы; Древесные материалы; Керамические материалы; Металлы в курсе дисциплины «Строительные материалы и изделия» .
«Исторические чтения» -
это способ установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события в процессе извлечения информации из письменного или печатного текста. Итак, активные методы обучения на внеклассном мероприятии по курсу «Строительные материалы и изделия».
Тема:
«Исторические материалы в истории древних цивилизаций до наших дней». Интегральными целями этого мероприятия стали систематизация теоретических знаний студентов в области изучения этих материалов от времен древних цивилизаций до наших дней. Кроме того, мероприятие преследовало воспитательные цели – совершенствование взаимоотношений в учебной группе на основе сотрудничества, повышение интереса студентов к совместной деятельности при решении профессиональных задач. В качестве развивающих целей были определены стимулирование студентов в саморазвитии, актуализация потребности в рефлексивной деятельности. Мероприятие было спланировано с эффективной организацией деятельности студентов используя активные методы обучения, чтобы повысить вероятность пробуждения интереса к изучаемым темам и узнать
историю происхождения этих материалов от древних цивилизаций до наших дней. Такие мероприятия проходят живо, эмоционально, в непринужденной обстановке при высокой активности студентов, и даже самый трудный материал тогда усваивается легко и просто. Вся учебная группа была разбита на 5 подгрупп (по 5 человек в каждой). 4-е группы занимались подбором материала по своей теме, а 5-ой группе была отведена роль эксперта. Если 4-е группы подбирали материал для выступления, готовили мультимедийные презентации, изучали истории древних цивилизаций(по применению строительных материалов), то 5-ая группа-эксперты – оценивала выступления по соответствующим критериям: время доклада, время презентации, объем материала, последовательность изложения, участие всех членов подгруппы в изложении материала по теме. Под активными методами обучения нами понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение студентов в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности.
Метод проектов
позволяет активизировать работу студентов, углубить полученные знания, повысить интерес к изучению дисциплины и расширить кругозор студентов. В условиях этого метода особое значение приобретает учебная работа в малых группах, которая может быть организована по- разному в зависимости от типа выполняемого задания. Групповая работа играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления и устной речи студентов; формирование межличностных отношений; планирование совместной деятельности и ее выполнение, анализ деятельности группы и личного вклада в работу, что способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для будущего специалиста. В соответствии с поставленными при планировании чтений целями преподаватель уделял особое внимание способам выявления уровня знаний студентов ; степень развитости умений решать практические задачи по изученным темам, сравнивать, сопоставлять и анализировать полученную в профессиональной деятельности информацию. На подготовительном этапе преподавателям была проделана следующая работа:
подобран материал для создания индивидуальных заданий по выбранным темам дисциплины, при этом продолжительность выполнения заданий определялась в зависимости от числа задач в задании, их объема и сложности. подобран материал для создания командных заданий, отобран и систематизирован материал. Переработка материала отобранного студентами. Сформулированы критерии оценки по отдельным этапам мероприятия. В свою очередь студенты должны были: Повторить теоретический материал по разделам дисциплины «Строительные материалы»: использование этого материала на практике; Придумать название для команд (их состав определялся преподавателем с учетом того, чтобы в каждой команде оказались как сильные, так и менее подготовленные студенты); Оформить эмблемы команд; Подготовить презентацию по теме; Подготовить сообщение по теме.
Активные методы обучения – методы,
позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.
Методы активного обучения это совокупность
способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками: 1. Вынужденной активностью обучения; 2. Самостоятельной выработкой решений обучаемыми; 3. Высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс; 4. Преимущественной направленностью на развитие или приобретение умений и навыков; 5. Постоянной обратной связью студента и преподавателя, контролем за самостоятельной работой обучения. Все эти признаки имели место быть в ходе подготовки к внеклассному мероприятию, так как каждая подгруппа выполняла своё творческое задание, где были распределены роли для каждого участника.
Активные методы –
форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом на доминирование активности в процессе обучения. Отсюда следует, что главная особенность активных методов обучения в том, что процесс происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам активного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.
Главные задачи активных методов обучения:
Обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение материала; Исключить дублирование информации, которая может быть получена студентами самостоятельно из доступных источников; Способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций студентов. Основой реализации активных подходов к содержанию обучения является разработка и использование активных заданий, которые будут выполняться студентами. Данное мероприятие включало разработку презентаций, подготовку докладов студентами, которые были не просто слушателями, а являлись участниками данного мероприятия и могли дать оценку высказываниям, суждениям и содержанию докладов, а также осуществить анализ самого мероприятия . Основное отличие активных заданий от обычных в том, что они направлены как на закрепление уже изученного материала, так и на изучение нового. Именно поэтому каждое задание – это творческое задание, которое требует от студентов не простого воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неизвестности, и имеет, как правило, несколько подходов к его решению. Групповая работа – как форма активного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку студентов, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе студенты находятся в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Это и было использовано мною на данном внеклассном мероприятии. Организация работы в группах требует отдельного внимания.
Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом педагог должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. При подведении итогов работы студенты предлагают результаты работы. Преподавателем комментируется работа групп с точки зрения поставленных задач.
Плюсы и минусы
активных методов обучения. Плюсы: 1. Преподаватель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, определяет его направление; 2. Возрастает роль самостоятельной работы студентов; 3. Расширяется работа студентов с дополнительными источниками информации; 4. Студенты совместно решают поставленные задачи, находят общие точки соприкосновения, это преодолевает конфликты и находит компромиссы. Минусы: 1. Вероятность поверхностного рассмотрения темы при недостаточном уровне подготовленности студентов; 2. Требуется большое количество времени на поиск и подготовку информации; 3. Сложность результатов оценивания деятельности студентов(в группах могут работать ребята разной степени подготовленности); 4. Трудности установления лимита времени на изложение материала. Сегодняшний день от выпускника колледжа требует гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности. Принятие студентов в качестве равноправного субъекта образовательных отношений, признание их ответственности за результаты обучения создают среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.
Литература: 1. Вербицкий А.А. «Активное обучение в высшей школе : комплексный подход» - М., 1991г. 2. Гринько В.С. «Актуальные проблемы развития начального и среднего профессионального образования»// «образовательная инициатива» 207 №4 стр. 34-35. 3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1. М., 2006 4. Кириченко И.П. «Теория и методика обучения». М., 2004г.
В раздел среднее профессиональное образование