Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Застенчивость"

статья

Автор: Хорошулина Светлана Николаевна, воспитатель в коррекционной школе-интернат, КОУ ВО "Новоосиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", с. Новая Осиновка Острогожского района Воронежской области



В раздел среднее профессиональное образование



КОУ ВО « Новоосиновская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» доклад: « Проблемы воспитания застенчивых детей» выполнила: Хорошулина С. Н. Застенчивость – черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, немотивированном чувстве стыда. Она формируется в детстве и зависит, прежде всего, от отношения родителей к своему ребенку. Чаще всего застенчивость – результат подавления взрослыми детской активности. Запреты родителей, наказания, насмешки провоцируют страх на проявления инициативы, любознательности. Дети начинают бояться родителей, затем воспитателей, учителей. Неудивительно, что это очень тихие дети, которые не любят шумных игр, у них тихийголос, настороженный взгляд. Они внимательно следят глазами за взрослы ми, боясь сделать что – нибудь не так. Эти дети часто болеют, но для них болезнь – отдых от запретов. Во время болезни им позволяется больше, нои для подавления своей активности не нужно прикладывать много сил: организм и так ослаблен, нет желания бегать, шуметь. Застенчивость вызывают следующие причины: 1.Застенчивость самих родителей ребенка, которым он подражает 2.Подавление активности ребенка с самого раннего возраста 3.Наличие какого – либо физического дефекта или внушенного окружающими мнимого недостатка ( смешная фамилия, чрезмерно маленький или большой рост, вес и т. д.) 4.Нервозная обстановка в семье, травмирующая психику ребенка. 5.Агрессивные и авторитарные родители, которые игнорируют индивидуальность ребенка и свои требования ставят во главе процесса воспитания. 6.Формирование таких целей и задач, которых никогда не сможет достичь. 7.Психологическая установка со стороны взрослых: « он застенчив». 8.Отсутствие навыков для полноценного общения. Отрицательные стороны застенчивости 1.Застенчивый ребенок всегда находится в «зоне равнодушия», его не за что ругать, так как он не нарушает порядок, но и хвалить его тоже не за что, ведь инициативу не проявляет. 2.Ребенок трудно знакомится с людьми, редко сам находит друзей. 3.Часто переживает отрицательные эмоциональные состояния: тревожность, депрессию. 4.Эти дети не достаточно напористы и испытывают трудности в выражении собственного мнения. 5.У них наблюдается излишняя сдержанность, затрудняющая другим людям оценку их истинных качеств. Иногда люди воспринимают как недоброжелательного, высокомерно го, не заинтересованного в общении с другими. 7.В присутствии посторонних наблюдаются не только трудности общения, но и мышления. У застенчивых подростков возможны вспышки гнева, злости, немотивиро –
ванной агрессии, внезапной, напряжение, удерживаемое внутри, в какой – то момент вскрывается и проявляется в виде деструктивного поведения. Возможны негативные последствия сдерживаемой активности застенчивого подростка. Насилие – как результат немотивируемого гнева, поводом для гнева может послужить даже случайная неприятность. Стремление к власти – как результат неразвитой автономии подростка и взрослого. Алкоголизм, наркомания – как форма высвобождения вытесненных эмоций, они раскрепощают, дети испытывают удовольствие от своей свободы, раскованности, смелости, если взрослые не предлагают подростку других способов избавления от застенчивости, то такая форма может стать доминирующим средство мраскрепощения. Бродяжничество – уход из семьи, где слишком много ограничений, дает подростку неограниченную свободу действий. Суициды – как крайняя форма избавления от запрещающей реальности когда все другие способы не сработали. Аутоагрессия – агрессивность, направленная на самого себя ( пирсинг, татуировки, стрижки, травмы) Соматические симптомы – сердечные, желудочные, кишечные расст - ройства. Мастурбация - как разрядка напряжения, заменяющая теплые эмоциональные отношения . Однако застенчивость имеет и положительные стороны: 1.Оберегает внутреннюю жизнь ребенка от постороннего вторжения, сохраняет индивидуальность. 2.Не обижает близких, не причиняют им боль. 3. Разборчив в своих взаимоотношениях с другими людьми 4.Избегает конфликтов Способы преодоления застенчивости: 1.Предоставить ребенку свободу проявления инициативы, поощрять любую активность. 2.Чаще приглашать гостей, так как на своей территории ребенок ведет себя активнее, чувствует защищенность. 3.Больше уделять внимания, хвалить за достижения даже самые незначительные, не создавать « зону равнодушия». 4.Учить навыкам общения с помощью игр 5.Развивать уверенность в себе 6.Не сковывать поведение насмешками, упреками 7.Обеспечить психологическую защищенность, дом, школа – надежные и безопасные места, где его ценят, понимают, защищают, любят, считаются с мнением и где своеобразие и индивидуальность поощряется. 8.Давать возможность иногда быть « плохим», т. е.проявлять необходимую оборонительную агрессию без разрушительных последствий, установить рамки дозволенного разрушения. Если взрослые будут терпеливы и внимательны к застенчивому ребенку, то постепенно застенчивость, мешающая ему в учебе и общении, будет преодолена.


В раздел среднее профессиональное образование