Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование профессиональных компетенций как необходимое условие успешного усвоения программы профессионального модуля Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными"

статья

Автор: Якименко Татьяна Валерьевна, преподаватель профессионального модуля, Волжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж", город Волжский, Волгоградская область



В раздел среднее профессиональное образование



Волжский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Волгоградский медицинский колледж"
Статья

«Формирование профессиональных компетенций как необходимое

условие успешного усвоения программы профессионального модуля

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по

уходу за больными»
Подготовила: Якименко Т. В. преподаватель высшей квалификационной категории Волжский 2017

Формирование профессиональных компетенций как необходимое

условие успешного усвоения программы профессионального модуля

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по

уходу за больными»
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков (компетентность), а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. «Компетентность» - это обладание специалистом определенными знаниями, умениями и навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности. Компетенция проявляется в готовности выпускника применять свои знания на практике, а также умения и опыт для плодотворной профессиональной деятельности. Она достигается воспитанием разносторонней личности, владеющей современными технологиями, способной самостоятельно находить необходимую информацию, принимать решения и нести ответственность за полученный результат. Каким же образом происходит формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций при изучении профессионального модуля (ПМ) Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»? На учебной практике – это формирование готовности к освоению обучающимися общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта. На производственной практике – это развитие общих и профессиональных компетенций при освоении профессионального модуля. Результатом освоения программы ПМ Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» является овладение студентами профессиональными компетенциями: ПК 1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. ПК 2. Соблюдать принципы профессиональной этики. ПК 3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. ПК 4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 5. Оформлять медицинскую документацию. ПК 6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. ПК 7. Обеспечивать инфекционную безопасность. ПК 8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала. ПК 9. Участвовать в санитарно – просветительской работе среди населения. ПК 10. Владеть основами гигиенического питания. ПК 11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. Эти компетенции предполагают формирование у выпускников умение самостоятельно работать, добывать знания в течение всей жизни, совершенствоваться в профессии и в личностных качествах. Самостоятельная работа организуется на всем протяжении изучения профессионального модуля и составляет 50 % от общего количества часов по учебному плану. Самостоятельная работа студентов является одним из основных видов учебных занятий и проводится с целью:  обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений студентов;  формирование умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач профессионального и личностного роста;  развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;  формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;  формирования умения использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;  развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы к команде. При организации самостоятельной работы студентов в качестве важной составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста следует учитывать, что на каждом конкретном этапе обучения она должна:  соответствовать конкретной дидактической цели и задаче;  формировать у студента необходимый уровень знаний и умений для решения профессиональных задач;  стать важнейшим условием самоорганизации, самодисциплины и самоконтроля при овладении методами профессиональной деятельности, познания, поведения;  вырабатывать у студента установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений
ориентироваться в потоке научной информации при решении учебных и профессиональных задач. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов (СРС): аудиторная, внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях и под руководством преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватели ПМ используют такие виды работ для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, как: создание памяток, буклетов, информационных пособий для пациентов, презентационного материала, доступного для использования в санитарно- просветительной и волонтерской работе с различными категориями населения. А также изучение основной и дополнительной литературы; работа с обучающими и контролирующими электронными образовательными ресурсами; подготовка рефератов, докладов, сообщений; работа со сборником заданий по ПМ; составление и решение проблемно-ситуационных задач; составление конспектов, заполнение таблиц и т.д. Аудиторная самостоятельная работа включает в себя традиционные виды работ: изучение материала учебников, первоисточников, дополнительной литературы, конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, работа с алгоритмами выполнения манипуляций, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, составление тематических кроссвордов, решение проблемно-ситуационных задач, составление графологических структур, заданий в тестовой форме, подготовка к деловым играм. Современные студенты в качестве основных способов самообразования и саморазвития выбирают использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). Познавательный интерес студентов повышается при использовании в системе образования новых возможностей обучения, которые предоставляют Интернет и современные компьютерные технологии, видео и аудио продукция. ИКТ позволяют повысить эффективность образовательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения. Студентам первого года обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. Большое значение для активизации самостоятельной работы студентов имеет учебная и производственная практика. Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. При реализации программы ПМ Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Практика представляет собой особый вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика проводится в кабинетах доклинической практики, симуляционных кабинетах, где студенты имеют возможность отрабатывать манипуляции на фантомах (муляжах), имитируя профессиональную деятельность медицинской сестры. Производственная практика проводится в лечебно-профилактических организациях города. У студентов появляется возможность увидеть работу будущих коллег, структуру и специфику отделений, основные направления и различия в деятельности. Грамотное и ответственное методическое руководство, тесное сотрудничество с практическим здравоохранением, социальное партнерство на всех этапах обучения создает условия для самостоятельного практико-ориентированного обучения, дает возможность в условиях практического здравоохранения определить степень овладения профессиональными компетенциями. Положительный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью обучающихся в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессиональных функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики. Результатом производственной практики по ПМ Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, приобретение практического опыта работы по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций. Цели, задачи практики, содержание практики, виды работ, материально- техническое, информационной и кадровое обеспечение практики, планируемые результаты и контроль освоения программы практики определяются рабочей программой практики. Рабочая документация по практике является составным элементом рабочей документации профессионального модуля. Структура и содержание программы практики ориентировано на реализацию принципов компетентностного подхода к формированию у обучающихся профессиональных и личностных качеств. Разделы программы практики ПМ Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»: - Паспорт - Результаты освоения практики - Содержание практики - Условия реализации программы практики - Контроль и оценка результатов освоения производственной практики - Аттестация производственной практики - Приложения. Приложение 1: Дневник-отчет по практике
Приложение 2: Аттестационный лист результатов производственной практики Приложение 3: Показатели сформированности общих компетенций и их оценка по итогам производственной практики Приложение 4: Характеристика Приложение 5: Отчет о прохождении производственной практики Приложение 6: Сестринская документация Приложение 7: Перечень теоретических вопросов для подготовки к дифференцированному зачету Приложение 8: Перечень зачетных манипуляций для подготовки к дифференцированному зачет. При формировании программы практики на основе компетентностного подхода особое внимание уделено приложениям: аттестационному листу, показателям сформированности общих компетенций, отчету о прохождении производственной практики и содержанию дневника-отчета по практике. С этими документами студенты отправляются на практику. По аттестационному листу сам студент, руководители практики от лечебной организации и от колледжа могут отследить уровень освоения профессиональных компетенций на основе практического опыта при выполнении конкретных работ и заданий. После проведения анализа и подсчета баллов можно сделать вывод об уровне сформированности компетенций. Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется преподавателем в форме дифференцированного зачета. В результате контроля и оценки осуществляется комплексная проверка профессиональных и общих компетенций. Преподавателями ПМ Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» были созданы контрольно- оценочные средства, которые включили: традиционно, защиту сестринской документации, выполнение манипуляции и задания открытого типа по всем видам работ, предусмотренных программой производственной практики. В отличие от тестовой формы, где вероятность определения правильного ответа может осуществляться путем угадывания, задания открытого типа предполагают внесение конкретной информации по определенной манипуляции. Если студент не освоил ту или иную манипуляцию, то у него возникают трудности с выполнением данного задания. Таким образом, для того, чтобы самостоятельная работа была эффективной она должна быть хорошо организована, правильно проведена (под контролем), четко проверена, студент должен иметь возможность выбора той формы организации работы, которая соответствует его творческим способностям, личным и профессиональным интересам. В завершении хотелось отметить, что грамотно организованная самостоятельная работа студентов при изучении программы профессионального модуля способствует развитию познавательной активности, формированию профессиональных компетенций, развитию
творческого мышления у студентов и должна стать неотъемлемой частью педагогической деятельности каждого преподавателя.
Список использованных источников
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27. 2. Дмитриева, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов /Л.И. Дмитриева // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 9. – С.32-33. 3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438-440. 4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33. 5. Медянкина, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа / Е.Л.Медянкина // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 10. – С.6-7.


В раздел среднее профессиональное образование