Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование пространственных представлений у школьников с недостатками интеллекта"

статья

Автор: Шмырова Надежда Владимировна, учитель-дефектолог, ГБУ ЦССВ "Наш дом", город Москва



В раздел среднее профессиональное образование




Формирование пространственных представлений у школьников с

недостатками интеллекта.
У специалистов, работающих с детьми и активно занимающихся проблемами развития ребёнка, часто возникают вопросы: - как сделать, чтобы ребёнок наконец-то запомнил, где у него правая, где левая рука? - почему ребёнок пишет буквы и цифры зеркально? - почему при письме заезжает за поля? - почему никак не может понять условие задачи? И т. д. Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребёнка пространственных представлений. Что же такое пространственные представления и зачем они нужны?
Пространственные представления
– это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребёнка счёту, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении отношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей. При изучении математики пространственные представления нам нужны для: - понимания разрядного строения числа (например, 15 и 51 различаются только «местом» входящих в их состав цифр); - понимания отношений сравнения (больше - меньше, ближе - дальше, раньше – позже); - правильного, незеркального, написания пространственно сходных цифр (6 и 9); - вектора направления счётных операций (сложение – вычитание); - представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве; - понимания условий задачи: часто при понимании общего смысла задачи ребёнок становится в тупик перед грамматической формулировкой отдельных входящих в её состав условий (например, «на столько-то больше» или «во столько-то больше»). В данном случае ребёнок может знать все правила и алгоритмы решения, но не понимать условий задач на нахождение массы, скорости, расстояний, части от целого и т. д. - операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции; - работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется её местом (разрядом). В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимают очень важное место: - графически – пространственный образ буквы, который является основой овладения навыками письма и чтения (например, правильное написание и узнавание письменных букв «в» и «д», которые отличаются только положением петельки, - вверх или вниз; «ш» и «и» (сколько палочек с закруглением внизу – две или три); правильное, незеркальное написание (буквы «э», «з», «с»)); - для полноценного овладения письмом ребёнку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов (правильное воспроизведение последовательности написания или прочтения букв в слове); - пространственная конструкция фразы при восприятии читаемого текста «Я позавтракал после того, как прочёл газету. Что я сделал раньше?» и т. д. У детей с несформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях: они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом, не соблюдают правил переноса…
Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления: - обуваясь, отличить правый ботинок от левого; - заправляя кровать, положить одеяло вдоль, а не поперёк; - перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и дверные косяки. Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений являются одними из наиболее сложных форм психического отражения. Вместе с тем они же суть важнейшие и необходимые условия адаптивного существования, поскольку человек живёт и действует в упорядоченном мире предметов, расположенных относительно друг друга; явлений, следующих одно за другим; слов, объединённых во фразы и определённым образом расположенных в них. Пространственная организация мира представлена человеку в трёх основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире. Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается ещё в самом раннем детстве и формируется постепенно. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном, заданном пространстве. Сначала у ребёнка начинает формироваться представление о собственном теле (сомататипические представления) и о расположении внешних объектов по отношению к собственному телу, которое происходит через ощущение напряжения и расслабления мышц, ощущение от взаимодействия ребёнка со взрослым. Ребёнок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймёт его тело, то есть вследствие превращения телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое. Когда малыш ещё только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему. В книге психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». А значит, в первые годы жизни ребёнка нужно сформировать у него ощущение пространства. Поэтому на начальном этапе коррекционно-развивающей работы с детьми с несформированностью пространственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела, таким образом создавая предпосылки и основу для формирования более сложных систем ориентации в пространстве. Между тремя и четырьмя годами у ребёнка начинает складываться представления о правом и левом, т.е. продолжает формироваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребёнком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечётко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. С появлением речи становится возможным вербальное обозначение пространственных отношений и понимание слов «дальше», «вверху», «сзади» и т.п. сначала по отношению к себе, а потом по отношению к другим объектам. С появлением в активном словаре ребёнка слов «влево», «вправо», «вперёд», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень – расширяются и углубляются пространственные представления. На следующем этапе ребёнок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например
пространстве листа. Ребёнок начинает понимать, что «верх» это не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально. Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в так называемом квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная запись, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос «Мальчик спасён девочкой. Кто кого спас?»). Понимание квазипространственных отношений также помогает понять смысл художественных текстов. Для примера здесь можно взять феномен детей, которые не любят читать авторских произведений, но с удовольствием роются в энциклопедии. Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой. Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций: праксиса (адекватно координированное действие, сопровождающееся развёрнутым контролем), гнозиса (процесс опознания стимулов разной модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления. Например, какую роль играет пространственный фактор при запоминании? Говоря об информации, хранящейся в памяти, мы, так или иначе, отдаём себе отчёт в том, что она не хранится там как попало, и извлекаем мы её из своей памяти совсем не так, как извлекаются вслепую бочонки из мешочка при игре в лото. Выбирая нужную информацию, мы должны попасть в определённую точку пространства своей памяти. Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия. Не секрет, что для получения более полной картины восприятия лучше потрогать воспринимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему. У детей тактильно- пространственное восприятие представлено в жизни довольно интенсивно. Например, известно, что при формировании образа буквы эффективным приёмом является ощупывание и лепка ребёнком букв. Необходимо определить точные причины возникших трудностей. Например, ребёнок никак не может запомнить последовательность месяцев в году, ответить на вопрос, что бывает раньше – весна или лето, и окружающие считают, что у него плохая память. Тут может помочь нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихология
– раздел клинической психологии. Эта наука изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга «работают» при осушествлении различных психических функций, например, когда человек решает арифметическую задачу, запоминает, читает книгу, пишет и т.п. Нейропсихологическая диагностика выявляет, что действительной причиной трудностей является несформированность отделов, обеспечивающих пространственно-временной анализ и синтез, а вовсе не слабая память. Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга (зоны ТПО), являющейся областью перекрытия отделов мозга по переработке информации зрительной, слуховой и тактильной модальности. Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных симультанных (пространственных) синтезов, объединяя работу нескольких анализаторов. Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложные деятельности, в которых участвуют как правое, так и левое полушарие. Базисные, рано формирующиеся функции связаны по преимуществу с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединить в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, процессы пространственного гнозиса и праксиса, не связанные с речевой системой.
Левое полушарие «решает» более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием. Несформированность внутренних квазипространственных синтезов выражается в сложности понимания логико- грамматических структур в речи, в трудности овладения счётными операциями (например, оперирование многозначными числами, где значение каждой цифры определяется её местом (разрядом), операции с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции). Несформированность зрительно-пространственных функций неизбежно приводит к существенному нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных процессов. Исходя из всего сказанного, формирование пространственных представлений является важной задачей коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога. Для этого используются различные задания и упражнения, применять которые следует в соответствии со следующими принципами. 1.
Обеспечение постепенного усложнения заданий с переходом от более простых к

более сложным формам деятельности с постепенным уменьшением помощи

взрослого
. От совместной деятельности к самостоятельной, от развёрнутого процесса к свёрнутой форме, от разделённого действия к самостоятельному. Исходя из этого принципа, все задания надо выполнять последовательно, по степени возрастания сложности. В некоторых заданиях может быть представлено несколько вариантов упражнений, которые расположены по степени возрастания сложности и уменьшения опоры на помощь. Если ребёнок легко справился с первым уровнем сложности, можно переходить к более сложным упражнениям. Нужно также учитывать, что уровень развития пространственных представлений у каждого ребёнка может быть разным: один ребёнок в 7 лет может справиться с заданием, которое вызовет трудности у 10-летнего ребёнка. Не нужно требовать от ребёнка больше, чем он может на данный момент, но следует помнить: то, что сегодня он может сделать только с помощью взрослого, завтра – сможет сделать самостоятельно. 2.
Использование игровой формы заданий.
Игра, с одной стороны, происходит на
непроизвольном уровне
, потому что играть – это весело, интересно, легко, это – то, что нравится, а с другой стороны, всякая игра есть испытание воли, действие, подчинённое правилам, а значит, и способ формировать
произвольность
. При этом игра как уже сформированная психическая деятельность становится опорным процессом, над которым надстраивается познавательная мотивация с переходом к выполнению собственно учебных задач. Л.С. Выготский называл игру «школой… произвольного поведения». Смысл игры, по Л.С. Выготскому, заключается в развитии и «упражнении» всех психических функций ребёнка. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра ведёт за собой развитие и создаёт зону ближайшего развития ребёнка. Зонами ближайшего развития, по Л.С. Выготскому, являются те навыки, которые непосредственно предшествуют освоению функции, т.е. составляют базу для успешного овладения функцией. Например, для того, чтобы научиться читать, необходимо иметь развитый фонематический слух и зрительный буквенный гнозис (так называемое зрение на буквы, которое помогает отличать одну букву от другой). Кроме того, игровая деятельность, как никакая другая, способствует снятию напряжения, страха неудачи, способствует повышению мотивации. Игра всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлечённость обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. С одной стороны ребёнок выполняет сложные «пространственные задачки», а с другой стороны – он с увлечением играет. Занятия должны вызывать у ребёнка положительные эмоции. Не следует перегружать его заданиями, при первых признаках утомления лучше прервать занятия. Нужно
ориентироваться на личностные особенности ребёнка и обязательно хвалить его за старания.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

ОТРАЖЕНИЯ, РИСУНКИ ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ, НАЙТИ ПАРУ ОБУВИ, ПАРУ

ПЕРЧАТОК, РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ЧТОБЫ ОНИ СМОТРЕЛИ В

ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ, ДОРИСОВЫВАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

ПРЕДМЕТА.


Развитие умения ориентироваться в «перевёрнутом» пространстве, способствуют уменьшению зеркальности при письме, правильному употреблению предлогов. Развитие внимания, зрительного восприятия, пространственного мышления.
РИСОВАНИЕ ПУТИ ДВИЖЕНИЯ.


Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, закрепление понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Развитие внимания, зрительного восприятия, пространственного мышления.
ЛАБИРИНТЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АЗБУКЕ (ЗАГАДКИ).
Развитие ориентировки в пространстве с точки зрения других объектов, формирование образа буквы и слова. Развитие внимания, зрительного восприятия, пространственного мышления.
ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА, РАЗРЕЗНЫЕ БУКВЫ, ЗАШИФРОВАННЫЕ

ПОСЛАНИЯ.


Развитие пространственных представлений, формирование графической (зрительно- пространственной) составляющей образа буквы, слова. Развитие внимания, зрительного восприятия, пространственного мышления.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РАЗУКРАШКИ.


Развитие ориентировки в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ, правильное употребление предлогов. Развитие внимания, зрительного восприятия, пространственного мышления.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ НА РИСУНКАХ,

РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ЗАДАНИЮ.
Развитие пространственных представлений, правильного употребления предлогов, умения действовать по инструкции. Развитие внимания, зрительного восприятия, пространственного мышления.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКОВ «СЛОЖИ

УЗОР», ЦВЕТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА, МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ПЛАНШЕТА, ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША с серией альбомов.
Развитие пространственных представлений, внимания, самоконтроля, зрительного восприятия, пространственного мышления, самоконтроля, умения действовать, следуя алгоритму.

Список литературы
1. И.Ю. Левченко, Н.А. Киселёва «Психологическое изучение детей с нарушениями развития». 2. Н.В. Краснощёкова «Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты». 3. «Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребёнка. Пособие для учителя-дефектолога» под ред. Л.М. Шипицыной. 4. С.Д. Забрамная «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей».

Департамент социальной защиты населения города Москвы

ГБУ ЦССВ «НАШ ДОМ»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА»

Учитель-дефектолог

Шмырова Надежда Владимировна

2014


В раздел среднее профессиональное образование