Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование технологии наглядного моделирования при формировании фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями".

статья

Автор: Кочегура Ольга Владимировна, учитель - логопед, МАДОУ №110, г. Мурманск



В раздел среднее профессиональное образование




Использование технологии наглядного моделирования

при формировании фонематических процессов

у детей с речевыми нарушениями.

( мастер – класс)
Работу выполнила Кочегура Ольга Владимировна учитель- логопед г. Мурманск

Использование технологии наглядного моделирования

при формировании фонематических процессов у детей с

речевыми нарушениями.
( мастер – класс) В своей работе я пользуюсь авторской методикой Т.А. Ткаченко, в которой она использует технологии наглядного метода. Символы гласных звуков, предложенные ею, отражают схематично артикуляцию каждого гласного звука. Я предлагаю вспомнить артикуляцию гласных звуков, а для этого, возьмите, пожалуйста, зеркала и давайте произнесём гласный
звук [А]
, а на горло положите руку, чтобы определить работает голосок или нет. Что необходимо сделать, чтобы произнести звук [А]? ( широко открыть рот) Да, рот широко открыт , воздушная струя не встречает преграды, голосок работает, а губы образуют большой кружок. Поэтому звук [А] будим обозначать большим красным кружком. Теперь произнести
звук [У].
Как работают губы при произнесении этого звука? (они вытянуты вперёд трубочкой, голосок работает.) Этот звук будим обозначать маленьким кружком. Теперь посмотрим , как произнести
звук [О].
Как работают губы при произнесении этого звука? — губы округлены и слегка вытянуты вперед; — зубы закрыты губами; — язык лежит на дне рта; — горлышко «работает» (рука лежит на горлышке для кон- троля).
Губы образуют овал, [О] будим обозначать овалом. Теперь произнести
звук [И].
Как работают губы при произнесении этого звука? — губы — «в улыбке»; — зубы сближены, но не сомкнуты; — язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов: — горлышко «работает» (рука для контроля лежит на гор- лышке). Этот звук обозначим прямоугольником. И последний произнести
звук [Ы].
Как работают губы при произнесении этого звука? — Губы не напряжены; — зубы разомкнуты; — язычок отодвинут глубоко в ротик; — горлышко «работает». [Ы] будет обозначаться половинкой кружка. Таким образом, система символов при знакомстве с гласными звуками позволяет материализовать звук , помогает детям чётко произносить гласные звуки, определять их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять их в ряду других звуков и в словах. На одном занятии знакомим детей с одним звуком. Дальнейшая работа с гласными звуками построена на принципе от простого к сложному: от звука к слову, от слова к предложению. И сейчас я покажу основные приёмы работы с символами при изучении гласных. Логопед:
1. Послушайте и скажите сколько звуков вы услышали? АУ. Какой звук услышали первый? Какой звук услышали второй? Выложить у себя на столе такую же « звуковую дорожку» Произносите данные звуки, опираясь на свою» звуковую дорожку», не прерывая голоса. Отлично!!! 2.Послушайте внимательно . ИАО Какой звук услышали первый? Какой звук был следующий? Какой звук последний? Повторите услышанную цепочку звуков. Выложить «звуковую дорожку» из символов. Произнести, опираясь на символы, не прерывая голоса «звуковую дорожку». А теперь произнести «звуковую дорожку», но не произнося первый звук. Какой звук вы не произнесли? А теперь не договаривая последний звук. Какой звук вы не произнесли? Молодцы!!! 3.Следующее задание используется, когда дети уже хорошо знакомы со зрительными образами каждого звука. Логопед: посмотрите, у меня уже есть готовые «звуковые дорожки», опираясь на символы, произнесите эти звуковые сочетания так, чтобы не прерывался голосок. Логопед показывает готовые « звуковые дорожки», а дети должны произнести звуки , не прерывая голоса.
А теперь послушайте и найти « звуковую дорожку». 4. После того как дети научились выделять заданный звук из ряда других звуков, выполнять анализ и синтез звукосочетаний из 2-х, 3- х, 4- х звуков, знакомим детей с понятием слово и объясняем, что звук может находиться в начале, в середине, в конце слова. Логопед: Перед вами все символы звуков и полоска – слова. Внимательно послушайте слова , определите первый звук в слове и обозначьте его на полоске – слова. АИСТ, УТКА, ИГОЛКА, ОЧЕРЕДЬ, ОВОЩИ, УЛИТКА, АПТЕКА, УКАЗКА, ИСКАТЬ, УХОДИТЬ, ИНДЮК, УМЫВАЛЬНИК. Хорошо, все справились с заданием. Так же проводится работа по определению гласного звука в конце слова, затем в середине слова. 5. После того как дети научились определять место звука в слове даём задание на определение гласного звука в начале и в конце слова одновременно. Логопед: показывает картинку, назовите картинку, выделяя голосом первый и последний звук в слове и определите эти звуки на полоске – слова. ОКНА, ОКУНИ, АКУЛЫ, ИГОЛКИ. Молодцы!! Справились с заданием. 6.А теперь хочу предложить вам поиграть в игру «Эхо» Логопед показывает один из символов, но не называет звук. Дети должны самостоятельно определить с каким звуком они должны повторять за логопедом слова,. Звук может находиться в разных позициях. АВТОБУС, КОТ, ИЗБА, ИЗЮМ. ЛИСТОК, УЛИЦА, ТОРТ. Так же проводится игра с другими гласными звуками.
7.И в качестве усложнения можно использовать задания с заменой одного гласного звука другим. Посмотрите на картинки ( картинки на доске) Назовите первую картинку, выделяя голосом гласный звук. ( ДОМ) Какой гласный звук в этом слове? (О) ( логопед выставляет под картинкой символ звука) Звук [О] поменялся со звуком [Ы ] ( показывает символ). Какое новое слово получилось? (ДЫМ) Сыр. Звук [ ы] поменялся со звуком ( показывает символ) [О ]. Получилось слово СОР. ЛУК – ЛАК, КИТ – КОТ, СУК – СОК. 7. Далее, переходим к работе с предложением. Знакомим детей с понятием предложение, что слова в предложении взаимосвязаны и пишутся раздельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы и в конце предложения ставится точка. Логопед: Послушайте предложение: АНДРЕЙ УНЁС ОСТРЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Приготовьте пальчики, произносим предложение и загибаем на каждое слово пальчик. Сколько слов в предложении? Произносим предложение и выкладываем полоски- слова. А теперь определите первый звук в каждом слове предложения и положите соответствующий символ . После того , как проведена работа над гласными звуками , переходим к согласным звукам. Согласные звуки мы рассматриваем в двух направлениях: даём артикуляционную и акустическую характеристику каждому звуку. Исходя из этого . используем следующие символы: (логопед называет и выставляет символы на доску) По акустической характеристике: ( твёрдый, мягкий, звонкий, глухой) Теперь рассмотрим несколько приёмов в работе с символами над согл. звуками.
1.Послушайте и скажите какой звук слышится во всех словах. САНЯ СЕНО КОСИТ, А СОНЯ СЕНО НОСИТ. Дети: ЗВУК [C ] Логопед: возьмите зеркала и произнося звук С посмотрите как работают, губы, язычок. Дети: губы улыбаются ( выбирается картинка – символ), зубки сближены, язычок за нижними зубами( выбирается картинка – символ), струйка воздуха прохладная ( выбирается картинка – символ). Логопед : струйка воздуха встречает препятствие? Дети: да, значит это т звук согласный. ( выбирается картинка – символ) Логопед: как звук [С] звучит в словах САНЯ, СОНЯ? Твёрдо или мягко? Дети: твёрдо ( выбирается картинка – символ) Логопед: а в словах СЕНО, НОСИТ, КОСИТ? Дети: мягко. ( выбирается картинка – символ) Логопед: а теперь положили руку на горлышко и произнесли звук С. Горлышко дрожит ? Дети: да. Логопед: значит этот звук звонкий. Дети: ( выбирается картинка – символ) Логопед: вот сколько мы узнали о звуке С. Расскажите теперь о звуке С , используя картинки – помощники. Дети: рассказывают по картинкам. 1. Картинки – символы очень помогают в работе при сравнении двух звуков. Так , например, при дифференциации звуков С- Ш Логопед: мы с вами познакомились со звуками С и Ш, давай те вспомним всё что мы знаем о звуке С ( выбираются картинки – символы). И о звуке Ш ( выбираются картинки – символы). Глядя на картинки, скажите, чем звук С отличается от звука Ш, а чем эти звуки похожи? Дети, опираясь на картинки – символы сравнивают звуки и делают вывод. 2. Игра « Шифровальщики»
Логопед предлагает детям готовые схемы, а дети должны определить какой звук зашифрован и придумать слова на заданный звук. Можно придумать массу игр и заданий . при использовании картинок – символов. Таким образом, использование символики при обучении детей с речевыми нарушениями элементам грамоты
способствует:
__ — ускорению процесса фонемообразования, — формированию навыка звукового анализа и синтеза, — обеспечивает готовность к усвоению грамоты, — способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.


В раздел среднее профессиональное образование