Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Опыт работы, проблемы профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад

Автор: Мухтарулина Анна Корнеевна, преподаватель специальных дисциплин, ГАПОУ РБ "Политехнический техникум", поселок Каменск, Кабанский район, Республика Бурятии



В раздел среднее профессиональное образование



А.К. Мухтарулина
«Опыт работы, проблемы профессиональной адаптации

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Целью профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Успех социально-профессиональной адаптации таких обучающихся напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими на уроках специальных дисциплин. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче обучающемуся приспособится к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость. Это обучающиеся, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, которые могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире. Третий год я веду уроки специальных дисциплин у обучающихся с таким диагнозом. Начиная работу в этих группах, пройдя краткосрочные курсы по обучению такой категории лиц, мне преподавателю, имеющему достаточно многолетний стаж работы в обычных группах, приходится нарабатывать опыт работы с такими обучающимися, так как он разительно отличается от работы с обычными студентами. В начале работы, было, особенно сложно, приходилось познавать на практике и пропускать через себя особенности детей с отклонениями в развитии, и использовать качественно новые приемы в их обучении и воспитании (было трудно не ругать их за плохое поведение, что категорически запрещается делать при обучении этой категории лиц). Проблемы есть не только в учебном плане (неусвоенный материал), но и в мотивационном (абсолютное нежелание учиться), а также в эмоциональном (грубость, агрессия, недоверие к окружающим). Что говорить, все преподаватели, занимающиеся в этих группах, столкнулись с проблемой обучения этих детей. Не только обучающиеся, но и мы, преподаватели нуждаемся в постоянной психологической поддержке. Опытный педагог - психолог, крайне необходим в работе с такой категорией лиц. Мы учились друг у друга, изучали литературу, нарабатывали опыт, разбирали и искали ходы и выходы из различных ситуаций. Уроки в группах для обучающихся с ОВЗ провожу с учетом определенных принципов и требований к их проведению.
Успешно проходят уроки практической направленности, (это можно проследить на выставке сервировки столов); в нетрадиционной форме, с использованием игровых моментов. На некоторых уроках, например, основы этики и психологии, использую показ небольших мультфильмов со смысловым значением, с дальнейшим обсуждением действий героя мультфильма. Для снятия напряжения обязательно провожу оздоравливающие физкультминутки. - На уроках необходимо многократное повторение материала, такие обучающиеся плохо запоминают или тут же забывают материал - к этому я уже привыкла – ведь у всех у них нарушены и процессы запоминания, и процессы включаемости на уроке. - Технологические карты, схемы, последовательность операций должны в наглядном виде находиться перед обучающимися. Чтобы обучающийся не беспокоился о забытых алгоритмах действий при выполнении какой-либо работы – стараюсь приучить его к тому, где можно посмотреть, вспомнить этот материал, думаю, и остальные преподаватели постоянно пользуются этим методом. Одной из основных проблем является, по моему мнению, и сложность тематики рабочих программ отдельных дисциплин, в имеющимся у нас пакете учебно - программной документации для лиц с ОВЗ. Например, по предмету Оборудование предприятий общественного питания Тема 2. Общие сведения о машинах, изучает: Понятие о машинах, классификацию машин, применяемых на предприятиях общественного питания. Основные части и детали машин, их назначение. Сведения о передаточных механизмах. Понятие об электроприводах. Аппаратура защиты и управления. Техническая документация. Общие правила эксплуатации машин, требования безопасности труда. Что ничем не отличается от тематики рабочей программы для студентов по профессии «Повар». Поэтому приходится эти темы пересматривать и по возможности упрощать для обучающихся с ОВЗ. С какими проявлениями нарушений в поведении обучающихся мне приходиться сталкиваться на уроке это: - дезадаптивное поведение (желание перебить преподавателя, увести от темы, переключить урок на обсуждение отвлеченных тем); - агрессивность обучающихся (частое непонимание окружающих научило их защищаться от оскорблений); - нарушение дистанции в общении (непонимание границы взрослый - ребенок, недостаточная воспитанность); - появление ритуальных форм поведения как защиты от негативных переживаний (убегать из кабинета, ложиться спать, проситься в туалет); - неустойчивость поведения (вот только что был нормальный, а вдруг стал неадекватным); - неадекватные реакции на затруднения в деятельности (крик, грубость, слезы, скандальный выход с хлопаньем дверью, суицидальные наклонности). Причинами подобных поведенческих проявлений являются:
- неясные или невыполнимые требования, предъявляемые обучающемуся (нам кажется, что они нас понимают…) Например, прошу за мной начертить таблицу от руки, пробуют, не получается, тетрадь и ручка летят в сторону, работа прекращается - почему вдруг это вызвало такую негативную реакцию, - ответ прост, они могут сделать это только с помощью линейки и карандаша, кривая линия вызывает у них раздражение и гнев, поэтому на уроке всегда имею запас школьных принадлежностей, чтобы избежать таких срывов; - скрытые конфликты с одногруппниками, студентами других групп, преподавателями (нельзя всегда всем грубить, а хочется, ведь ему кажется, что его никто и никогда не полюбит) Практически знаю каждого обучающего - на что он способен, чтобы предотвратить неадекватные реакции стараюсь к каждому найти свой подход, Ищу новые пути в обучении, в этом году начала использовать на уроках упражнения системы ТРИЗ – это инновационная технология - теория решения изобретательских задач, автором является Г.С. Альтшуллер, такие задания позволяют всем обучающимся включиться в работу группы , лучше усваивать теоретический материал и применять его на практических занятиях. Например, использую такой прием: прием «Соответствие». Информацию в картинках удобно применять для обучающихся, которые плохо читают, или очень слабые обучающиеся, текстовый материал предлагается для всех остальных.
Фрагмент технологической карты механической кулинарной обработки

крупной чешуйчатой рыбы с костным скелетом

Рисунок готовой

продукции

Виды

операции

Рисунок обработки

Оборудование,

инвентарь,

инструменты,

посуда,

принадлежности

Рисунок оборудования,

инвентаря,

инструментов, посуды,

принадлежностей

Очистка от

чешуи

Производственн

ый стол, доска

разделочная, нож,

скребок, лотки для

рыбы
В результате занятий с применением данной технологии, у обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, инициатива. Считаю, что усилия, затраченные на обучение и воспитание этих обучающих, имеют положительный результат, прослеживаются изменения в лучшую сторону. Обязательным условием работы с такой категорией лиц является хорошая материально-техническая база и профессиональное сопровождение штатных специалистов, таких как психолог, социальный педагог, медицинский работник.
На примере групп обучающихся с ОВЗ мы видим, что профессиональная адаптация идет на протяжении всего периода обучения, в том числе и на уроках специальных дисциплин, где усваиваются знания, формируются умения, компетенции и навыки, правила, нормы поведения и складывается характерный для работников данной профессии образ жизни.


В раздел среднее профессиональное образование