Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программы общеобразовательной учебной дисциплины ОДП. 03 Физика"

методическая разработка

Автор: Середа Татьяна Николаевна, учитель физики, САХПЦ №4, город Долинск,Сахалинская область



В раздел среднее профессиональное образование



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 4"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 03. ФИЗИКА
ПО ПРОФЕСИЯМ СПО: 08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
2016-2018 г.г.
Долинск, 2016г.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика» ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Организация-разработчик: ГБПОУ СахПЦ № 4 Разработчик: Середа Т. Н. - преподаватель физики. 2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9 3

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП 03. «Физика»

1.1.

Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
1.2.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы:
Место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про фессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплин
Содержание рабочей программы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физика» направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, ле жащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять экспе - рименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств ве ществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность 4
естественно-научной информации; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно - стей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием раз - личных источников информации и современных информационных технологий; • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использова - ния достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходи - мости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, ра - ционального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профес - сиональной деятельности. Программа может использоваться другими профессиональными образовательны ми организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС). 5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

428

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

285
в том числе: Лабораторные работы 86 Проектная работа 30 Контрольные работы 6
Самостоятельная работа обучающегося
143 6

2.2. Тематический план
№ п/п Вид учебной работы Содержание обучения Кол-во часов
Аудиторные занятия
Введение 9 1 Механика 30 2 Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ
.
80 3 Электродинамика 58 4 Колебания и волны 26 5 Оптика 14 6 Элементы квантовой физики 14 7 Эволюция Вселенной 8
Итого

285

Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивиду ального проекта с использованием информа ционных технологий и др.
143

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета и по

завершении изучения - экзамен

Всего

285


2.3. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины ОДП 03. «Физика»

Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение.
2
Тема 1.1
Физика-фундаментальная наука о природе. № урока
Содержание:

9
1. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. 1 2. Эксперимент и теория в процессе познания природы. 1 3. Моделирование физических явлений и процессов. 1 4. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. 1 5. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. 6. Физические законы. Границы применимости физических законов. 1 7. Понятие о физической картине мира. 1 8. Значение физики при освоении профессии СПО и специальности СПО 1 Контрольные работы 1 1. Входная контрольная работа №1 1
Самостоятельная работа при изучении Раздела 1
Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, докладов, рефератов, индивиду ального проекта с использованием информа ционных технологий и др. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами.
20



темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов
1. Составить презентацию по теме «Физика-наука о природе» 4 2
.
Подготовить и написать реферат по теме «Моделирование физических явлений и процессов» 4 3. Составить презентацию по теме «Физические законы» 4 4. Подготовить и написать реферат по теме «Основные элементы физической картины мира» 4 5. Работа с нормативными материалами по теме «Теория. Относительности» 4
Итого:
20 8

Раздел 2

Механика.

30

Тема 2.1
Кинематика. № урока
Содержание.

11
2 2 1 Механическое движение. Перемещение. Путь 1 2. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. 1 3. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. 1 4. Свободное падение. 1 5. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. 1 6. Равномерное движение по окружности. 1 Лабораторные работы
5
1. №1Исследование движения тела под действием постоянной силы. 1 2. №2Изучение закона сохранения импульса. 2 3. №3Изучение законов сохранения на примере удара шара и баллистического маятника. 2
Тема 2.2
Законы механики Ньютона. № урока
Содержание:
7 1. Первый закон Ньютона. 1 2. Сила. Масса. Импульс. 1 3. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. 1 4. Третий закон Ньютона. Гравитационное поле. 1 5. Сила тяжести. Вес. 1 6. Способы измерения массы тел. 1 7. Силы в механике. 1
Тема 2.3
Законы сохранения в механике. № урока
Содержание:

12
1. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. 1 2. Работа силы. Работа потенциальных сил. 1 3. Мощность .Энергия. 1 4. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. 1 5. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. 1 6. Повторение по теме: «Механика.» 1 Контрольные работы 1 1. Контрольная работа №2 «Механика.» 1 9
2 Лабораторные работы
4
1. №4Сравнение работы силы с изменением кинетической энергией тела. 2 2. №5Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. 2
Самостоятельная работа при изучении Раздела 2
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами.
20



темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов
1. Составить опорный конспект по теме «Система отсчёта.» 1 2. Изобразить схему «Центростремительное ускорение .Движение по окружности.» 2 3. Составить презентацию по теме « Закон Гука.» 4 4. Составить эссе на тему: «Сила тяжести .Закон всемирного тяготения.» 2 5. Выполнить творческое задание на тему « Механическая работа. Мощность.» 2 6. Подготовить и написать реферат по теме «Реактивное движение. Невесомость. Перегрузки.» 4 7. Работа с нормативными материалами по теме «Закон сохранения импульса. Импульс тела.» 4 8. Составить опорный конспект по теме «Сила трения. Применение силы трения.» 1
Итого:
20
Раздел 3.

Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ.

Тема 3.1.
Основы молекулярно- кинетической теории. № урока
Содержание:

11
1. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул. 1 2. Броуновское движение. Диффузия. 1 3. Силы и энергия молекулярного взаимодействия. 1 4. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел 1 5. Скорости движения молекул и их измерение. 1 6. Идеальный газ. Давление газа. 1 7. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и её измерение. 1 10

Тема 3.2 Основы

термодинамики.


2 2 8. Газовые законы. 1 9. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. 1 10. Уравнение состояния идеального газа. Молекулярная газовая постоянная. 1 11. Решение задач по теме: «Газовые законы.» 1 № урока
Содержание:

18
1. Основные понятия и определения. 1 2. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа 1 3. Работа и теплота как форма передачи энергии. 1 4. Теплоёмкость. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. 1 5. Первое начало термодинамики. Адиабатический процесс. 1 6. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. 1 7. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. 1 8. Холодильные машины. Тепловые двигатели. 1 9. Решение задач. 1 10. Охрана природы. 1 Лабораторные работы:
8
1. №6Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 5 2. №7Изучения особенностей сил трения. Скольжения. 3
Тема 3.3

Свойства паров.
№ урока
Содержание:

29
1. Испарение и конденсация. 1 2. Насыщенный пар и его свойства 1 3. Абсолютная и относительная влажность воздуха. 1 4. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. 1 5. Перегретый пар и использование его в технике. 1 1. Характеристика жидкого состояния вещества. 1 2. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. 1 3. Явления на границе жидкости с твёрдым телом. 1 4. Капиллярные явления. 1 Лабораторные работы 20 1. №8Измерение влажности воздуха. 2 11
2 2 2. №9 Измерение поверхностного натяжения жидкости. 4 3. №10 Наблюдения процесса кристаллизации 2 4. №12 Изучения деформации растяжения. 4 5. №13 Изучения теплового расширения твёрдых тел. 4 6. №14Изучение особенностей теплового расширения воды. 4
Тема 3.4

Свойства твёрдых тел.
№ урока
Содержание:

22
1. Характеристика твёрдого состояния вещества. 1 2. Упругие свойства твёрдых тел. 1 3. Закон Гука. Механические свойства твёрдых тел. 1 4. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. 1 5. Плавление и кристаллизация. 1 6. Повторительно-обобщающий урок по теме 1 Контрольные работы 1 1. Контрольная работа № 3 «Основы молекулярной физики и термодинамики. Идеальный газ
.
» 1 Проектные работы
15
1. №1Механические колебания. 3 2. №2Создание перескопа. 3 3. №3Исследовательский проект «Нам грозит потоп». 2 4-5. №4Исследовательский проект «Ньютоновская жидкость.» 2 6-7. №5Исследовательская работа «Сила трения.» 2 8-9. №6Влияние дефектов на различные свойства кристаллов. 3
Самостоятельная работа при изучении Раздела 3
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет-ресурсами.


темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов
1. Подготовить и написать реферат по теме «Абсолютная температура. » 4 2. Подготовить и написать реферат по теме «Явления на границе жидкости с твёрдым телом.» 4 3. Составить презентацию по теме «Закон Гука. Механические свойства твёрдых тел.» 4 12
2 2 4. Подготовить и написать реферат по теме «Плавление и кристаллизация.» 4 5. Составить презентацию по теме «Точка росы.» 4
Итого:
20
Раздел 4.

Электродинамика.

Тема4.1

Электрическое поле.
№ урока
Содержание:

12
1. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. 1 2. Закон Кулона . Электрическое поле. 1 3
.
Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. 1 4. Работа сил электростатического поля. 1 5. Потенциал. Разность потенциалов. 1 6. Эквипотенциальные поверхности. 1 7. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. 1 8. Диэлектрики в электрическом поле. 9. Поляризация диэлектриков. 1 10. Проводники в электрическом поле. 1 11. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. 1 12. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. 1
Тема 4.2

Законы

постоянного тока
. № урока
Содержание:

38
1. Условия, необходимые возникновения и поддержания электрического тока. 1 2. Сила тока и плотность тока. 1 3. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. 1 4. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. 1 5. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. 1 6. Электродвижущая сила источника тока. 1 7. Закон Ома для полной цепи. 1 8. Соединение источников электрической энергии в батарею. 1 9. Закон Джоуля –Ленца. Тепловое действие тока. 1 10. Работа и мощность электрического тока. 1 Лабораторные работы:
28
13
2 2 1. №15 Изучение закона полного тока 5 2. №16Изучение закона Ома для участка цепи последовательного и параллельного соединения проводников. 5 3. №17 Изучение явления электромагнитной индукции. 3 4. №18 Определения коэффициента полезного действия электрического чайника. 5 5. №19 Определения температуры нити лампы накаливания. 5 6. №20 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. 5
Тема 4.3

Электрический ток в

полупроводниках.
№ урока
Содержание:

2
1. Собственная проводимость полупроводников. 1 2. Полупроводниковые приборы. 1
Тема 4.4

Магнитное поле.
№ урока
Содержание:
6 1. Вектор магнитной индукции магнитного поля. 1 2. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. 1 3. Закон Ампера. Взаимодействие токов. 1 4 Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. 1 5. Действие магнитного поля на движушийся заряд. 1 6. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. 1
Тема 4.5

Электромагнитная

индукция.
№ урока
Содержание:

12
1. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. 1 2. Самоиндукция. энергия магнитного поля 1 3. Повторительно-обобщающий урок по теме: Электродинамика. 1 Контрольные работы: 1 1. Контрольная работа № 4 «Электродинамика

1 Проектные работы:
8
1. Магнитные измерения.(принцип построения приборов, способ измерения магнитного потока.) 2 14
2 2 2. Переменный электрический ток и его применение. 2 3. Природа ферромагнетизма. 2 4. Молния – газовый разряд в природных условиях. 2
Самостоятельная работа при изучении Раздела 4
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет


темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов
1. Составить опорный конспект по теме «Электрические заряды. Закон сохранения заряда..» 1 2. Изобразить схему «Полупроводниковые приборы.» 2 3. Изобразить схему «Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.» 2 4. Составить опорный конспект по теме «Закон Ампера. Взаимодействие токов.» 1 5. Составить презентацию по теме «Ускорители заряженных частиц.» 4
Итого:
10
Раздел 5

Колебания и волны.

Тема 5.1.

Механические колебания.

Содержание:

5
1. Колебательное движение. Гармонические колебания. 1 2. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. 1 3. Превращение энергии при колебательном движении. 1 4. Свободные затухающие механические колебания. 1 5. Вынужденные механические колебания. 1
Тема 5.2

Упругие волны.
№ урока
Содержание:

5
1. Поперечные и продольные волны. 1 2. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей врлны. 1 3. Интерференция волн. 1 10. Понятие о дифракции волн. 1 11. Звуковые волны . Ультразвук и его применение. 1
Тема5.3

Электромагнитные
№ урока
Содержание:

12
15

колебания.
2 1. Свободные электромагнитные колебания. 1 2. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. 1 3. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. 1 4. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. 1 5. Генератор переменного тока. 1 6. Ёмкостное и индуктивное сопротивление переменного тока. 1 7. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. 1 8. Работа и мощность переменного тока. 1 9. Генераторы тока. 1 10. Трансформаторы. Токи высокой частоты. 1 11. Получение, передача и распределение электроэнергии. 1 12. Решение задач по теме «Закон Ома для электрической цепи переменного тока.» 1
Тема5.4

Электромагнитные

Волны.
№ урока
Содержание:

28
1. Электромагнитное поле как особый вид материи. 1 2. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. 1 3. Открытый колебательный контур. Изобретение радио Поповым. 1 4. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. 1 5. Повторение по теме: «Колебания и волны.» Контрольные работы: 1 1. Контрольная работа №5 по теме «Колебания и волны.» 1 Лабораторные работы:
12
1. №21 Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. 6 2. №22Индуктивное и ёмкостное сопротивления в цепи переменного тока. 6 Проектные работы:
10
1. Современная спутниковая связь. 3 2. Свет-электромагнитная вола. 2 3. Современные средства связи. 3 4. Ультразвук (получение, свойства, применение.) 3 16

Самостоятельная работа при изучении Раздела 5
Систематическая проработка параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами.


темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов
1. Составить опорный конспект по теме «Вынужденные механические колебания.» 1 2. Изобразить схему по теме « Работа и мощность переменного тока.» 2 3. Изобразить схему «Трансформаторы. Токи высокой частоты.» 2 4. Составить презентацию по теме «Генератор незатухающих электромагнитных колебаний.» 1 5. Составить презентацию по теме «Получение, передача и распределение электроэнергии.» 4 6. Написать реферат на тему «Применение электромагнитных волн.» 4
Итого:
14
Раздел 6

Оптика.

Тема6.1

Природа света.
№ урока
Содержание:

3
1. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. 1 2. Полное отражение . Линзы. 1 3. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 1
Тема6.2

Волновые свойства света.
№ урока
Содержание:

27
1. Интерференция света . Когерентность световых лучей. 1 2. Интерференция в тонких плёнках. Полосы равной толщины. 1 17
2 2 3. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. 1 4. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. 1 5. Дифракционная решётка. Понятие о голографии. 1 6. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. 1 7. Двойное лучепреломление. Поляроиды. 1 8. Дисперсия света. Виды спектров. 1 9. Спектры испускания. Спектры поглощения. 1 10. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение
.
1 11. Рентгеновские лучи . Их природа и свойства. 1 12. Повторение по теме «Оптика.» 1 Контрольные работы: 1 1. Контрольная работа по теме «Оптика.» 1 Лабораторные работы:
9
1. №23Изучение изображение предметов в тонкой линзе. 3 2. №24Изучение интерференции и дифракции света. 3 3. №25Градуировка спектроскопа и определение длинны волны спектральных линий. 3 Проектные работы: 5 1. Оптические явления в природе. 4 2. Применение жидких кристаллов в промышленности. 1
Самостоятельная работа при изучении Раздела 6
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами.


темы


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Кол-во

часов
1. Изобразить схему по теме «Полное отражение . Линзы.» 2 2. Изобразить схему по теме «Ультрафиолетовое и инфракрасное излучение

2 3. Составить презентацию по теме «Рентгеновские лучи . Их природа и свойства.» 4 4. Подготовить и написать реферат по теме «Поляризация поперечных волн. Поляризация света.» 4 5. Составить презентацию по теме «Дисперсия света. Виды спектров.» 4 6. Подготовить и написать реферат по теме «Глаз как оптическая система.» 4
Итого:
20 18

Раздел 7.

Элементы квантовой физики

Тема7.1

Квантовая оптика.
№ урока
Содержание.

3
1. Квантовая гипотеза Планка. 1 2. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. 1 3. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. 1
Тема7.2

Физика атома.
№ урока
Содержание.

4
1. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. 1 2. Ядерная модель атома. Опыты Резерфорда. 1 3. Модель атома водорода по Нильсону Бору. Квантовые генераторы 1 4. Решение задач по теме «Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект.» 1
Тема7.3

Физика атомного ядра.
№ урока
Содержание.

12
1. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. 1 2. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. 1 3. Эффект Вавилова-Черенкова. Строение атомного ядра. 1 4. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. 1 5. Ядерные реакции. Деление тяжёлых ядер. Цепная реакция деления. 1 6. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. 1 2 7. Получение радиоактивных изотопов. И их применение. 1 8. Биологическое действие радиоактивных излучений. 1 9. Элементарные частицы. 1 10. Решение задач по теме «Ядерные реакции.» 1 11. Повторение по теме «Элементы квантовой физики
»
1 Контрольные работы: 1 1. Контрольная работа №6 «Элементы квантовой физики

1
Самостоятельная работа при изучении Раздела 7.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами.


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Кол-во
19

темы

часов.
1. Составить презентацию по теме «Квантовые генераторы.» 4 2. Изобразить схему по теме «Ядерные реакции.» 2 3. Подготовить и написать реферат по теме «Модель атома водорода по Нильсону Бору.» 4 4. Составить презентацию по теме «Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.» 4 5. Составить опорный конспект по теме «Элементарные частицы.» 1 7. Подготовить и написать реферат по теме «Деление тяжёлых ядер. Цепная реакция деления.» 4
Итого:
19
Раздел 8.

Эволюция Вселенной:

13
2
Тема8.1

Строение и развитие

Вселенной.
№ урока
Содержание.

4
1. Строение и развитие вселенной. 1 2. Наша звездная система -галактика. 1 3. Другие галактики. 1 4. Бесконечность вселенной. Понятие о космологии 1
Тема8.2

Эволюция звёзд
№ урока
Содержание.

6
1. Гипотеза происхождения солнечной системы. 1 2. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. 1 3. Энергия солнца и звёзд. Эволюция звёзд. 1 2 4. Происхождение солнечной системы. 1 5. Повторение по теме «Эволюция вселенной». Контрольные работы: 1 1. Контрольная работа №7 по теме
«
Эволюция вселенной». 1
Самостоятельная работа при изучении Раздела 8.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием справочных материалов. Работа с интернет ресурсами.


темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов.
1. Составить презентацию по теме «Строение и развитие вселенной.» 4 2. Подготовить и написать реферат по теме «Другие галактики.» 4 3. Составить презентацию по теме «Проблема термоядерной энергетики.» 4 20
4. Подготовить и написать реферат по теме «Эволюция звёзд.» 4
Итого:
20
Всего:

Всего:

285
21
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) 1. Введение введение Умение постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Произведение измерения физических величин и оценка границе погрешностей измерений. 2.механика кинематика Представление механического движение тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление информации о видах движения в виде таблице. Законы сохранение в механике применение закона сохранение импульса для вычисления изменений скоростей. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткого тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами упругости. Указание границ применимости законов механике. 3. основы молекулярной физики и термодинамики Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ. Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно – кинетической. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости. Основы термодинамики Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Свойства паров, жидкостей, твердых тел. Изменение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 22
процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации. электродинамика Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Изменение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Постоянный ток Магнитные явления 4. колебания и волны Механические колебания Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Упругие волны. Изменение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Электромагнитные колебания Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Изменение индуктивность катушки. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Исследование принципа действий генератора переменного тока. Использование интернета для поиска информации совместных способах передачи электроэнергии. Электромагнитные волны Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физике объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. 5. оптика Прибора света Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа. Волновые свойства света Наблюдение явление интерференции электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения 23
явление интерференции. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. 6. элементы квантовой физики Квантовая оптика Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Перечисление приборов установки, в которых применяется без инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно – волнового дуализма свойств фотонов. 7. Элементы квантовой физики Физика атома Наблюдение линейчатых спектров. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера. Физика атомного ядра. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии¸ освобождающейся при радиоактивного распада. Вычисление продуктов ядерной реакции. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием. 8. эволюция вселенной Строение и развитие вселенной Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции вселенной. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияние солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. 24

1.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета физики и электротехники: Оборудование учебного кабинета: -рабочее место преподавателя; -посадочные места по количеству обучающихся; -комплект учебно-наглядных пособий. Технические средства обучения: -компьютер, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы
Основные источники: 1. «Физика для профессий и специальностей технического профиля» под редакцией В.Ф. Дмитриева, 2010 г., Академия. Дополнительные источники: 2. В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев, Физика для профессий и специальностей технического профиля, методические рекомендации. Академия, 2010 г. Интернет ресурсы: Википедия Активная физика. Интернет-библиотека 25

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка
результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения уроков, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, а также при выполнении студентами индивидуальных заданий. Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Личностные: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 26
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 27
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные
Результаты обучения

(предметные результаты базового уровня)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; собеседование; лабораторные работы; контрольные работы; внеаудиторная самостоятельная работа проектная деятельность, экзамен. 28
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. 29


В раздел среднее профессиональное образование