Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитание толерантности у детей с нарушением интеллекта"

методическая разработка

Автор: Коломиец Светлана Николаевна, воспитатель, ГБОУ РК "Керченская специальная школа-интернат", г. Керчь



В раздел среднее профессиональное образование




Воспитание в классе духа толерантности, формирование

отношения к ней, как к важнейшей ценности общества.
В настоящее время я являюсь воспитателем 5 класса. С этим классом я работаю уже четвертый год. Сначала моя работа с группой, можно сказать, была бессистемной и ситуативной: появлялась какая-то интересная методическая идея - я её реализовывала; попадался в журнале сценарий какого-то интересного дела - я его воплощала в жизнь; возникала какая-то проблема в классе – я её пыталась решить. Что-то получалось, что-то нет. Поэтому я стала задумываться над тем, в каком воспитании нуждаются мои воспитанники? Что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нём, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность? Как воспитать терпимость по отношению к людям? Как помочь воспитанникам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами? Чего я хочу от своих детей как педагог? Именно поэтому я уже в течение 4 лет работаю над темой «Воспитание толерантного отношения у детей с нарушением интеллекта». Данная программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений воспитателя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально - активную, нравственно и физически здоровую личность. Программу я реализую при помощи следующих форм: 1. Участие в общешкольных мероприятиях. 2. Чтение и обсуждение книг. 3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением. 4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур. 5. Посещение музеев, театров, выставок. 6. Беседы, классные часы. 7. Организация внеклассных мероприятий (участие в конкурсах,, викторины, ток-шоу и т.д.). 8. Различные акции. 9. Родительские собрания. Выбирая приёмы и методы работы, я стараюсь учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения: – бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях); – педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства); – религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности); – музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка); – спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам); – культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других). Процесс формирования толерантности у детей «встроен» в целостный воспитательный процесс. При выборе форм работы по воспитанию толерантного поведения детей с нарушение интеллекта, необходимо помнить, что развивать толерантность – это значит, формировать особые нравственные качества, отражающие активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной социальной, национальной, религиозной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. Большим воспитательным потенциалом обладают внеклассные мероприятия, где используется возможность донести до наших детей важные общечеловеческие ценности. Это классные часы и часы общения, коллективные творческие дела, экскурсии. Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность Толерантности учит и культура поведения, ведь всем известно, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Воспитание толерантности - процесс длительный, сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям. Основным планируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков:
В области обучения:
сотрудничество, дух партнерства; признание многообразия; признание равенства других.
В области воспитания:
уважение человеческого достоинства; уважение прав других; терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
способность поставить себя на место другого; уважение права быть иным.

В области социализации:
готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему; принятие другого человека таким, какой он есть; отказ от доминирования, причинения вреда. Как бы ни была трудна работа воспитателя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В группе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Участвуя в дружеском общении со взрослыми как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, посещений музеев, выставок, просмотров кинофильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность.
Воспитательное воздействие.
В проессе работы я сделала вывод, что толерантность может быть сформирована на уровне сознания, отношения, поведения. Сначала происходит осознание толерантности как жизненно важного качества личности, готовность к терпимому отношению. Это пассивная толерантность. Нужно формировать у детей активную толерантность, которая проявляется в деятельности по отношению к себе и окружающим. Для того, чтобы дух толерантности укрепился вгруппе, мы совместно с психологом проводим тренинги («Толерантность как основа корректного, бесконфликтного общения» моделирующие и ролевые игры, упражнения («Как быть толерантным в общении»),техники: «Я» –высказывание; «Ты» - высказывание), психотехнические упражнения: «Скульптура», «Комплимент», «Окно», «Это здорово»), тесты (например, тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко). Все это помогает выявить проявления интолерантности в своем поведении, нацелить их на корректировку, изменение стиля общения, помогает развить толерантность.
Основой толерантной культуры ребенка является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная толерантность ученика проявляется в его умении построить общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношений, доверия и доброжелательности. Надо всегда стремиться понять, увидеть и почувствовать , что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции , изменять чувства, мысли и состояния окружающих. В лучшую сторону, разумеется. Воспитатель является для растущего человека духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития школьника, помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата вгруппе, координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитательных сил общества, влияющих на становление и развитие личности школьника. Именно таким педагогом я и стараюсь быть.
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; - развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»; - развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»: - гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; - развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; - развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»; - регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; - проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник», 2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам. 3. Этюды и упражнения направленные на: - на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; - воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы». 4. Использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. 6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля», 7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми
: • —Беседы • —Проекты • —Конструирование • —Видеопросмотры • —Экскурсии • —Целевые прогулки • —Фольклорные и тематические праздники • —Театрализованные представления
Работа с родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры. • Анкетирование • —Совместные праздники • —Круглые столы • —Конкурс «Моя родословная» • —Конкурсы совместных рисунков • —Выставки — Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. А теперь мы немного с вами поработаем немного. Тест «Насколько Вы терпимы» 1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? а) да; б) нет. 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете? а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто не знает правил. 3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет. 4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми? а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует; б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать. 5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями? а) мне трудно было бы это сделать; б) я не обращаю внимания на такие вещи. 6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере. 7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»? а) да; б) нет. 8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете? а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня; б) я лишь радуюсь за него (нее). 9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы? а) уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор. А теперь подсчитаем очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, 36,4а, 56, 66, 76, 86, 9а. Суммируйте результат От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете 6-12 очков. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно? 14-18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по
отношению к собеседнику отказаться от взглядов которые, как выяснилось, были ошибочны
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цели: продолжить работу с определением толерантности; развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения. Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. Время на проведение: 20 минут. Ведущий: А сейчас участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга. Затем провести презентацию своей эмблемы.
Что же такое толерантность?
Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям”. (Декларация принципов толерантности (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО).) Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока: I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного реагирования на поведение инокультурного собеседника. II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитаниютолерантности у детей и подростков. Черты, присущие толерантной личности и интолерантной личности. Толерантная личность Интолерантная личность Уважение мнения других Непонимание. Эгоизм. Доброжелательность. Игнорирование. Цинизм. Желание что-либо делать вместе. Нетерпимость. Понимание и принятие Выражение пренебрежения. Чуткость, любознательность. Раздражительность. Доверие, гуманизм. Равнодушие. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный Деятельностный: • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я- концепцию" партнера; • индивидуальный подход • опора на активность, сознательность и самостоятельность; • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
• построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей Функции толерантности 1. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения. 2. Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. 3. Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других. 4. Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. 5. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона 6. Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям. 7. Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. * Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя: • развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.); • включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания; • развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; •создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;
• проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов. Реализация поставленных задач через: 1. Тренинг общения (овладение социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей; диагностика и коррекция личностных качеств детей, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению); 2. Психодрамма или социодрамма (социально – психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека) 3. Ролевая игра (направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением) 4. Творческий проект (пошив национальных костюмов для куклы, составление ребусов, кроссвордов, использую пословицы, поговорки, загадки, сказки разных народов. Это повышает активность учащихся на уроках и способствует осознанному изучению материала) 5. Знакомство с традициями, обрядами, фольклором разных народов (приоритетным является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты Астраханского края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры города) Практические занятия–тренинги "Все мы разные, но мы все вместе" Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о "факторе объединения" данной группы, толерантность к себе и к одногруппникам. Упражнение "Я – хороший, ты – хороший" Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех. • Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество? • Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому? • Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам? "Разные миры – одна планета" Цель: развить навыки общения, необходимые для установления педагогического взаимодействия на основе толерантности Упражнение "Добрый день, шалом, салют" Необходимо приготовить для каждого участника карточку, где написано слово "здравствуйте" на разных языках, (возможно с помощью членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в
поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, "родные" для участников. Следует попросить участников начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной. Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить участникам кратко обменяться впечатлениями. • Италия: Bon giorno. • Швеция: Gruezi. • США: Hi. • Англия: Hello. • Германия: Guten Tag. • Испания: Buenos Dias. • Гавайи: Aloha. • Франция: Bonjours, Salut. • Малайзия: Selamat datang. • Россия: Здравствуй. • Чехия: Dobry den. • Польша: Dzien. • Израиль: Shalom. • Египет: Asalamu Aleikum. • Чероки (США): Schijou • Финляндия: Hyva paivaa. • Дания: Goddag. • Турция: Merhaba. Занятие “Пазлы” Попросите детей собрать мозаику. • Какой части не хватает? • Почему порой вы - дети не принимаете в свой круг общения других детей (из-за цвета кожи, из-за того, как ребенок одевается, какой религии придерживается) • Какая связь между мозаикой и нашими взаимоотношениями? - Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас всех разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами. - А что у всех детей общее? (Учеба, получить образование, игры, интересы) И чтобы добиться этой цели (сплоченный коллектив, объединенный общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Вывод: Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное
воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным. Толерантность — это искусство жить в мире людей и идей. А. Г. Асмолов Вопрос воспитания добра, милосердия и толерантности, волновали общество всегда и во всем. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания толерантности становится все более актуальной. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное, толерантное воспитание. Толерантное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности обучающегося, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Воспитание добра, милосердия и толерантности направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия воспитателя на духовно- нравственную сферу личности. Вопрос, который был задан детям с ограниченными возможностями здоровья, что такое добро? Дети отвечали это радость, счастье, это хорошие дела и поступки. Добро это дом где тебя любят. Добро — извечная моральная ценность. Сотни поколений наших предков оберегали и с оружием в руках защищали добро. В наше суматошное время, добро — это то, что является дефицитом. А почему, стоит ли об этом задуматься? Я полагаю, что стоит. Ни для кого не секрет, что в нашей жизни всё закономерно, сделал добро, и оно обязательно вернется к тебе. Большей частью, доброта зарождается в каждом из нас еще с самых ранних лет жизни. Радуясь родительской любви, окружающим природным красотам и теплым солнечным лучам, мы формируем в своем сердце самые добрые и искренние чувства. Мы готовы любить весь мир и быть его частицей. Однако со временем проблемы, невзгоды, циничное окружение начинает воспитывать в человеке негативные проявления, готовые заслонить самые светлые стороны его характера. Что такое милосердие? В толковом словаре Ожегова милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, озлобленностью, эгоизмом, нежелание помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные,
нуждающиеся в помощи. Мне кажется, что это такое качество человека, когда он со страданием относится к бедам и горестям других людей, когда готов помочь в беде не только ближнему, но и совершенно незнакомым людям. Что такое толерантность? Толерантность — не выдуманное слово. Только толерантность каждый определяет по-своему, и если мы возьмем словари, окажется, что в разных языках значение этого слова имеет свой неповторимый оттенок:  на испанском — способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;  на французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;  на английском — готовность быть терпимым, снисходительность;  на китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;  на арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание. Благосклонность, терпение, расположенность к другим;  на русском — терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Осуществление толерантного воспитания в условиях коррекционной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и Российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Поэтому в своей работе стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Период школьного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего школьного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности. В сборнике «На пути к толерантному сознанию» автор А. Г. Асмолов трактует толерантность как социальную норму, которая определяет устойчивость к конфликтам в межэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей,
культур и народов выступает как ценность и достоинство, то толерантность, которая является нормой цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятия других логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличие, непохожесть» . Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью воспитателя является оградить обучающихся от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеурочной деятельности . Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таких, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Быть толерантным, значит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности. Воспитывая толерантное сознание детей, мы стараемся прививать им следующие жизненные принципы:  соблюдать справедливость по отношению к окружающим;  быть терпеливым и выдержанным;  уметь прощать;  ставить себя на место другого;  помнить, что дороже всех ценностей — здоровье и жизнь. Считаю, что для развития толерантной личности следует использовать методы воспитания:  метод убеждения,  метод доверия,  метод поощрения  метод воспитания книгой,  метод самовоспитания. Для того чтобы работа с детьми с нарушением интеллекта, по воспитанию толерантности была плодотворной, необходимо задействовать их в различных видах мероприятий проходимых мною.  проведение русских народных праздников таких как «Рождество», «Масленица», в соответствии с календарем;  театрализованную деятельность обучающихся по сценариям, в основе которых сказки народов мира;  с традициями празднования «Нового года», «День смеха», «8 марта». Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Мной были проведены беседы на тему доброты милосердия:
 «Волшебная сила доброго слова»  «Научи своё сердце добру»  «Нужно ли милосердие в наше время»  «Милосердие облагораживает» В ходе общения у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется понимание, доверие и уважение, большое значение так же имеют встречи с настоятелем церкви Благовещения пресвятой Богородицы Михаилом Глазовым. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры. В процессе совместных встреч дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателя и родителей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться, к своим близким. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями:  совместные праздники  индивидуальные беседы  выставки рисунков. Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения. Итак, толерантность, как инновационная педагогическая тенденция, в современном российском образовании оказывает важное воспитательное значение, а именно, формирует у обучающихся такие личностные качества как: терпимость, гуманность, коллективизм, самокритичность, самоконтроль в поведении.


В раздел среднее профессиональное образование