Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование умений решения проблемных ситуаций в учебном процессе"

доклад - выступление

Автор: Кривенкова Елена Павловна, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ МО "Ногинский колледж", город Ногинск Московская область



В раздел среднее профессиональное образование



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Курсы повышения квалификации «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО» ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КРИВЕНКОВОЙ Е.П. ГБПОУ МО «НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ТЕМА: «Формирование умений решения проблемных ситуаций в учебном процессе» Г. НОГИНСК 2016 год
Многие преподаватели в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Сравнительная

характеристика

проблемного

и

традиционного

обучения.
Главным отличием двух видов обучения следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса. Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков. Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов. Она включает и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитии мышления. Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных). Сравнительная характеристика проблемного и традиционного видов обучения приведена в таблице.
Таблица. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного видов обучения Традиционное обучение Проблемное обучение 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на программу 1. Новую информацию учащиеся п о л у ч а ю т в х о д е р е ш е н и я теоретических и практических задач 2. В устной подаче или через учебник возникают п р о бл е м ы , преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают здесь высокого уровня 3. Темп подачи информации ориентирован на более сильных, или средних, или слабых учащихся 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся 4 . К о н т р о л ь ш к о л ь н ы х достижений только частично связан с процессом обучения, он не является его органической частью 4. Повышенная активно сть учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов 5. Отсутствует возможность о б е с п е ч е н и я в с е м у ч а щ и м с я с т о п р о ц е н т н ы х р е з у л ь т а т о в ; наибольшую трудность представляет применение информации на практике 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. У ч а щ и е с я л е г ч е п р и м е н я ю т полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и профессиональном модуле.
Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию. Под проблемными ситуациями в обучении следует понимать спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством преподавателя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др. Основными условиями использования проблемных ситуаций являются: Со стороны учащихся: – новая тема (“открытие” новых знаний); – умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; – умение определить область “незнания” в новой задаче; – активная поисковая деятельность. Со стороны преподавателя: – умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; – формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного з а д а н и я и л и н е в о з м о ж н о с т и о б ъ я с н и т ь и м т е и л и и н ы е продемонстрированные факты.
Проблемное обучение, в отличие от любого другого, способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Нужно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся.
Формы проблемного обучения и способы его организации.
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения: • проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; • частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; • самостоятельная исследовательская деятельность. Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе студенческой группы, доказывают друг другу преимуще ства сво ей концепции, сво его м е т од а . Решение серии проблемных задач может быть вынесено на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях. Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного задания:  Создание проблемной ситуации:
Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий учащихся по разрешению соответствующего противоречия. Целью этапа мотивации на уроке должно стать возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы. На их разрешение должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся. Создание разных вариантов практических обстоятельств помогут создать проблемные ситуации на уроке. Выделяют три основных способа их создания:  приём ключевых слов;  приём загадки-интерпретации;  выполнимое/невыполнимое действие. Приём ключевых слов основан на рефлексии учащимися того, что им уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им ещё неизвестно. Стимулирование и обучение постановке исследовательских вопросов является одним из важнейших способов развития исследовательской активности. Учащимся предлагается отгадать, что спрятано в шкатулке с помощью вопросов, на которые учитель может отвечать только «да» и «нет». Дети с увлечением начинают задавать вопросы, но достаточно быстро их вопросы иссякают в силу отсутствия умения задавать исследовательские вопросы. Следующий этап – этап поиска неизвестного. Учитель предлагает ребятам воспользоваться специальными ключами, которые подведут их к решению главной проблемы. Этими ключами являются вопросы, которые основаны на словах, с помощью которых можно решить поставленную задачу. Задача учителя на данном этапе – научить пользоваться ключевыми словами для постановки исследовательских вопросов. Целесообразно начать обучение постановке вопросов с таких ключей, как «свойства» и «функции».
Помогая детям переходить от одного ключа к другому, учитель стимулирует постановку исследовательских вопросов. В этом случае дети быстро решают проблемную задачу. Если было проведено хотя бы одно такое занятие, то в дальнейшем не составляет труда вводить такие ключевые слова как «причина», «условие», «значение», «происхождение», «виды» и т.д. Учителя, которые впервые начинают пользоваться этим приёмом, удивляются тому, как дети быстро приходят к тем вопросам, которые входили в круг изучаемых. Необходимо всегда помнить о принципиальной разнице между вопросом, который поставил учитель и вопросом, который родился у учащегося. За ученическим вопросом стоит потребность в познании нового материала. Далее учитель может предложить сгруппировать вопросы, сходные по смыслу. Или обращает внимание детей, что есть ещё много вопросов по данной теме и побуждает учащихся решить, что в таком случае необходимо сделать. Дети, имеющие опыт самостоятельного поиска, могут предложить провести исследование. Обсудив с детьми, в какой форме лучше всего провести исследование, и сформулировав задачу такого исследования, можно переходить к следующему этапу урока – исследованию в малых группах. Приём ключей обеспечивает возникновение вопроса, что составляет обязательное условие проведения индуктивного исследования. Широко используется другой способ создания мотивации – приём загадки. Он основан на использовании такого стимульного материала, который характеризуется той или иной степенью неопределенности, что позволяет создать проблемную ситуацию. Таким стимульным материалом может быть всё, что угодно: реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация и т.п. Т р е т и й с п о с о б с о з д а н и я м о т и в а ц и и н а у р о к е - выполнимое/невыполнимое действие.
Характерной особенностью данного способа является то, что учащимся предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым. Но в процессе его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления. Проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью какого-то задания с «ловушкой». Преимуществом данного приёма является то, что обеспечивает возникновение очень сильной потребности в познании чего-либо, что необходимо узнать учащимся.  Формулировка проблемы: Далее педагог дает четкую формулировку проблемы. При правильной постановке проблемной ситуации у учащихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.  Выдвижение гипотез: Ученики выдвигают возможные гипотезы по решению данной проблемы с помощью разных форм технологии проблемного обучения.  Доказательство или опровержение гипотез: Обязательно учащимся предлагается обосновать гипотезу и доказать ее, проверить, насколько она соответствует исходным условиям проблемной ситуации.  Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ): После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их проверки, осуществляется окончательный этап: оценка найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения других задач.  Воспроизведение нового материала (выражение решения): В дальнейшем закрепление полученных знаний может осуществляться как по традиционной схеме – с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения (вернее, с элементами проблемного обучения) - путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации.

Уровни проблемного обучения.
Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.  Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.  Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.  Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.  Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, с амо стоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.
Структура проблемной ситуации.

Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности решения этой проблемы. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой человек: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) сам находит ее решение; 3) решает и самоконтролирует правильность этого решения. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:  – проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;  – поиск истины (способа, приема, правила решения);  – различные точки зрения на один и тот же вопрос;  – противоречия практической деятельности. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у обучаемого, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Следовательно, проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой оказывается обучаемый, когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть. Проблемная ситуация служит началом, отправной точкой проблемного обучения. Проблемная ситуация включает в себя три главных компонента: а) потребность обучаемого в новом знании или способе действия; б) неизвестное знание, которое он должен усвоить;
в) достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки обучаемого, его интеллектуальные возможности. В общем случае можно утверждать, что проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее достижения. Выделяют следующие варианты возникновения проблемной ситуации: – несоответствие между имеющимися знаниями у обучаемых, которые требуются для ее решения (разрешения); – необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом; – противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и его практической возможностью. Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний обучаемых, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов необходимо в процессе всего обучения повышать сложность проблем. Так, могут быть следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности): – обучаемые получают всю необходимую информацию; – обучаемые получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных преподавателем или самостоятельно); – обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора дополнительной информации, для решения задачи от обучаемых требуются профессиональное мышление, интуиция. В любом случае для решения проблемных ситуаций обучаемые должны иметь определенную систему знаний, определенное количество информации. О т с юд а с л ед уе т, ч то п р о бл е м н о е о бу ч е н и е н е д о л ж н о противопоставляться традиционному. Важным в рассматриваемых методах является форма предъявления (создания) ситуаций.
Она может быть в форме: – словесного описания (устно или письменно); – графического изображения (схемы, диаграммы); – фрагментов из видеофильма и т. д. Для развития различных сторон творческой деятельности обучаемых, повышения интереса и активности в процессе обучения целесообразно использовать (создавать) различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации. Такими ситуациями могут быть: а) ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и неправильных и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение; б) ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных; в) ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей; г) ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью; д) ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск; е ) с и т уа ц и я - о п р о в е р же н и е , е с л и н е о бход и м о д о к а з а т ь несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения; ж) ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления. Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся, в конечном итоге к способам (методам) решения (разрешения) проблемных ситуаций. Возникающие в процессе обучения проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных задач (заданий), вопросов, ситуаций.
Проблемная задача – это крупная учебно-познавательная задача (задание), требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения. Структурными элементами педагогической задачи являются: 1. Известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно- воспитательной практики вузов. 2. Неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации. 3. Требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики. Для решения проблемной задачи необходимо использование ряда дидактических материалов: – системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче; – схемы ориентировочной основы действий; – дополнительных материалов, характеризующих (уточняющих) проблемную ситуацию, детали обстановки; – научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения; – справочники, инструкции, другие нормативные акты и др. Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового действия».
Основные формы проблемного обучения.
Проблемное обучение предполагает не только активное усвоение обучаемыми определенных знаний путем постановки и разрешения проблемных ситуаций, но и овладение методами получения этих знаний. Основными формами проблемного обучения являются: а) проблемное изложение; б) частично-поисковая деятельность; а) самостоятельная исследовательская деятельность.
При проблемном изложении учебного материала преподаватель последовательно, логически стройно и эмоционально раскрывает его основное содержание, вовлекая обучаемых в активную мыслительную деятельность. При этом преподаватель должен не только разрешить ситуацию, но и показать логику и методику этого процесса. Все это требует от преподавателя предварительной подготовки, которая может включать в себя следующие этапы: I. Анализ и отбор основного материала, который должен составить логически законченный курс (раздел, тема, отдельное занятие). II. Выбор основных проблем и формулировка их в виде проблемных ситуаций (в течение одного занятия целесообразно рассматривать не более 3– 4-х проблемных ситуаций). III. Продумывание логики (методики) разрешения каждой ситуации. IV. Компоновка всего материала в целостную систему знаний. При частично-поисковой деятельности преподаватель направляет работу обучаемых c помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению и активному поиску правильного ответа (решения). Самостоятельная исследовательская деятельность обучаемых заключается в самостоятельном поиске решения и предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности в организации процесса решения поставленной задачи. Проблемное обучение в зависимости от состава и качества подготовки обучаемых может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности: первый уровень – проблемное изложение учебного материала преподавателем; второй уровень – преподаватель создает проблемные ситуации, а обучаемые вместе с тем включаются в их разрешение;
третий уровень – преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности обучаемые; четвертый уровень – преподаватель доводит неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения. Проблемное обучение предполагает не только активное усвоение знаний, но и постановку, а также решение новых, в том числе нестандартных, оригинальных задач. Тем самым оно способствует формированию и проявлению творческих возможностей обучаемых. Именно к достижению этой цели должен стремиться преподаватель при организации и проведении занятий с помощью методов проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе: 1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями). 2. Проблемные ситуации возникают при н е о бход и м о с т и немалообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи. 3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике. 4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и
практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования. 5. Проблемные ситуации при решении технических задач возникают тогда, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие. 6. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.


В раздел среднее профессиональное образование