Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте
Перейти на главную сайта

Перейти на главную сайта

Сайт ПЕДРАЗВИТИЕ обновился и перешел на новый интерфейс --->>>



"Проблема культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями"

статья

Автор: Рылова Наталья Дмитриевна, Сидорова Анна Андреевна, студентки РСОб-14-1 Тюменский индустриальный университет, ФГБОУВО "ТИУ", Тюмень, Тюменская область



В раздел среднее профессиональное образование




Проблема культуры толерантности в отношении людей с

ограниченными возможностями

Рылова Наталья Дмитриевна, Сидорова Анна Андреевна

ТИУ, Тюмень
Инвалидность – это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Люди с ограниченными возможностями составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран. В современной России, по официальной статистике, таких людей уже более 13 миллионов. Ограничение здоровья не означает ограничение способностей, таланта, стремления к самовыражению, к активной жизни. Имеется бесчисленное множество примеров выдающихся достижений людей с ограниченными возможностями в науке, творчестве, спорте. Этих успехов они добиваются ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя высочайшее мужество, силу духа и воли, часто на пределе человеческих возможностей. Права людей с ограниченными возможностями давно являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных наций и других международных организаций. Одним из направлений социальной политики России в настоящее время также является решение проблем людей с ограниченными возможностями на цивилизованном уровне. В соответствии с законом, принятым 11.12.1990г. «Об основных началах социальной защищённости инвалидов в СССР» инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Социальная политика нашего государства направлена на создание необходимых условий для реализации и соблюдения прав и свобод людей с ограниченными возможностями, устранение ограничений и создания благоприятных условий для ведения полноценного образа жизни. Однако, несмотря на работу государства по интеграции людей с ограниченными возможностями в социум, такие люди достаточно часто чувствуют себя обделёнными, ненужными и забытыми.
Зачастую это связано с проблемой недостаточной обеспеченности людей с ограниченными возможностями техническими средствами, облегчающих их жизнедеятельность, также и общество может препятствовать социальной интеграции таких людей. Это связано с низким уровнем культуры толерантности, в частности по отношению к людям с ограниченными возможностями. Мы провели социологический опрос среди людей с ограниченными возможностями. Полученные данные подтвердили наше предположение, о том, что уровень культуры толерантности в отношении таких людей действительно является недостаточно высоким. 100% опрошенных когда-либо испытывали интолерантное отношение к себе со стороны окружающих. Среди показателей низкой культуры толерантности, с которой они столкнулись лично, респонденты выделяют: агрессивность, бестактность, равнодушие. Проведённое нами социологическое исследование, путём экспресс- опроса среди учащихся старших классов и педаагогического коллектива одной из общеобразовательных школ г.Тюмени показало: Значимая часть – 45% считают, что людям с ограниченными возможностями обязательно нужно оказывать помощь и поддержку, но решением данной проблемы должно заниматься государство. Кроме того, респонденты полагают, что люди с ограниченными возможностями должны жить и общаться исключительно с такими же, как они, что демонстрирует их низкий уровень восприятия людей с ограниченными возможностями. Другие 30% респондентов вполне адекватно воспринимают людей с ограниченными возможностями, готовы к общению и взаимодействию с ними. Как правило, так отвечали люди, имевшие опыт общения с людьми с ограниченными возможностями, в силу своей профессиональной компетенции и деятельности, «соседского расположения», обучения в одном классе, и, имевшие непосредственно опыт семейных отношений с ними. Ещё 20% респондентов относятся к людям с ограниченными возможностями достаточно терпимо, однако они предпочли бы не вступать в контакт с такими людьми. Оставшиеся 5% опрошенных занимают равнодушную позицию, считая для себя не нужным и не интересным обсуждение этой проблемы, так как она их не коснулась. Результаты проведённого нами исследования говорят о низкой культуре толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями. Среди показателей низкого уровня культуры толерантности нами были выделены следующие: 1) низкий уровень коммуникабельности по
отношению к людям с ограниченными возможностями; 2) низкий уровень общетеоретических представлений о проблеме инвалидности; 3) низкий уровень информированности о жизни людей с ограниченными возможностями; 4) нежелание взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями, по причине испытываемого чувства психологической дискомфортности и чувства вины; 5) нежелание испытывать эмпатию. Одной из причин низкого уровня толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями является с оциа льно- психологический барьер, неразвитость толерантной среды в образовательных учреждениях; недостаточность учебных программ и занятий, направленных на формирование и развитие толерантного сознания именно в отношении к людям с ограниченными возможностями, а не только в направлении национальной толерантности. Нетерпимость – свойство присущее индивиду на низших стадиях личностного развития. Не принимая, отторгая всё, с точки зрения субъекта, ему не свойственное, он, таким образом, пытается сохранить своё мировоззрение. По мере личностного роста (расширения кругозора, развития и укрепления представлений о себе и окружающем мире) человек становиться более терпимым. Этому естественному процессу противостоит ряд факторов. Одним из таких факторов является отсутствие в жизни индивида условий для развертывания рефлексии, мыслительных процессов, связанных с самонаблюдением, самопознанием. Это может сложиться спонтанно, быть обусловлено трудностями выживания. Однако в процессе многовековой истории человечества были выработаны и социокультурные механизмы удержания человека на низшей стадии развития с целью сохранения лёгкой возможности манипулирования им. Ещё одной причиной недостаточной культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями является уровень социализации таких людей в обществе. Тесное знакомство с жизнью представителей иных групп, в том числе людей с ограниченными возможностями, и реальное общение с ними приводит к снижению нетерпимости, её переосмыслению. Сегодня создание без барьерной среды, введение инклюзивного образования в России как раз направлено на решение данной проблемы. Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается сегодня социальное развитие во всём мире, - это доброжелательное отношение к людям, не похожим на остальных, адекватное восприятие людей с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь требует соблюдения
ряда условий: предоставление людям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития, обучения их навыкам независимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права. К числу социальных факторов низкой культуры толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями, относится нетерпимость по отношению к «нестандартным детям». Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют интолерантность по отношению к детям с ограниченными возможностями: они не так быстро усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием бывает изолировать, избавиться от них, направив в какое-либо специализированное учреждение. Однако не каждый ребёнок с ограничениями в развитии должен воспитываться в специальном учреждении. Более того, необходимо способствовать контактам «нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних правильные, реальные представления о проблемах таких детей. Родители детей с особыми нуждами помимо переживаний событий и ситуаций, свойственных большинству семей, испытывают воздействие и других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими хронический характер. Интолерантное отношение и наличие многочисленных социальных барьеров не позволяет людям с ограниченными возможностями активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь – начиная от физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов, до признания необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды. Необходимо формировать установку на толерантный путь развития личности. Высокий уровень культуры толерантности общества, безусловно, необходим для успешной социализации людей с ограниченными возможностями в нем.


В раздел среднее профессиональное образование