Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Инклюзивное образование в школах"

статья

Автор: Угарова Анастасия Анатольевна, Коблева Анжела Леонтьевна, студентка, преподаватель ВУЗа, СКФУ, город Ставрополь, Ставропольский край



В раздел высшее образование







Текстовая HTML-версия публикации


Инклюзивное образование в современной школе.
Прогрессивная система образования всеполноценно воспринимает в себя лишь тех, кто отвечает её конкретным требованиям, детей со стереотипными возможностями, способными учится по одинаковой для всех программе и показывать итоги успеваемости,нормальные для всех. В итоге зачастую выходит, что дети с особенными образовательными потребностями, дети с ОВЗ часто оказываются изолированными от здоровых сверстников и выпадают из совместного образовательного процесса, потому что для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не владеет важными знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. В то же время любой ребёнок вне зависимости от состояния собственного самочувствия имеет право существовать в семье и получать высококачественное воспитание в среде собственных сверстников. И как раз в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровтя может получить не только учебную информацию, но и почувствовать всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. Данную и большое колличество других задач в современной школе призвано решить инклюзивное образование. Что такое инклюзивное образование? Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В базу инклюзивного образования положена идеология, которая ликвидирует всякую дискриминацию ребят, гарантирует равное отношение ко всем людям, но делает особенные условия для детей с ОВЗ. Инклюзивное воспитание – процесс становления общего образования, который предполагает его доступность для всех в части приспособления к необходимостям всякого ребенка, вне зависимости от состояния его самочувствия.
Текущее отечественное законодательство в области инклюзивного


образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. 1-ые инклюзивные образовательные учреждения были замечены в нашей стране на этапе 1980 — 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе столичного Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321). С осени 1992 года в РФ стартовало осуществление плана «Интеграция лиц с ограниченными вероятностями здоровья». В итоге в 11-ти регионах были сделаны экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По итогам опыта были проведены 2 международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года члены Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения Концепцию интегрированного образования лиц с ОВЗ, которая была ориентирована в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических институтов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования
педагогов установить эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ. На нынешний день инклюзивное образование в России регулируется Конституцией РФ, федеральным законодательством «Об образовании», федеральным законодательством «О социальной защите инвалидов в РФ», а еще Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24 Конвенцииговорится о том, что в целях реализации права наобразование государства-участники обязаны гарантировать инклюзивноеобразование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. В «Саламанкской декларации лиц с особеыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) слово «инклюзивное» все время сочетается со словом«образование». «Инклюзивное образование» – это образование, доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими и умственными недостатками.. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей. Интеграция гарантирует действительное равенство возможностей, т.е. она является условием. Эти условия лучшим образом реализуются в рамках инклюзивных средних учебных заведений: интеграция формирует равные возможности для всех детей при получении ими образования. Отечественная инклюзия только начинает развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ОВЗ и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Но обучение таких детей очень затруднено, в связи с острой нехваткой кадров на рынке, таких как: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов,
уровень подготовки их невысок. Так как инклюзия охватывает глубочайшие общественные аспекты жизни школы: формируется нравственная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого малыша, которую вполне вероятно гарантировать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном содействии всех членов образовательного процесса. Тут обязаны работать люди, готовые меняться совместно с ребенком и из-за ребенка, при этом не только «особого», но и самого простого. Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзивного образования значит, что разнообразию потребностей учащихся с ОВЗ должна соответствовать образовательная среда, которая считается для них менее ограничивающей и более включающей. Осуществление такого принципа значит, что: 1.Все дети обязаны быть интегрированы в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2.Задача инклюзивной школы – выстроить систему, удовлетворяющую необходимость каждого; 3.В инклюзивных школах все ребята, а не только дети с инвалидностью, обязаны обеспечиваться поддержкой, которая поможет им быть успешными, чувствовать защищенность и уместность. Инклюзивное образование само по себе осуществить нельзя, оно связано с переменами на ценностном, нравственном уровне. Трудности его организации в современногй школе связаны в первую очередь с тем, что среднее учебное заведение как социальный институт нацелена на ребят, способныхдвигаться в темпе, предусмотренном нормальной программой, на тех, для кого достаточными считаются типовые способы педагогической работы. Самой необходимой ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии считается период психических и ценностных перемен ее специалистов и значения их профкомпетентностей. Уже на первых шагах
становления инклюзивного образования остро возникает вопрос неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психической и методической) к работе с ребятами с особенными образовательными потребностями, обнаруживается недостаточная профессиональная компетенция педагогов в работе в инклюзивной сфере, присутствие психических барьеров и профессиональных стереотипов воспитателей. Главным эмоциональным «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для других членов процесса, отрицательные установки и предубеждения, компетентная нерешительность учителя, нежелание меняться, психическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это становит нешуточные задачи не только перед психологическим обществом сферы образования, но и методическими службами, а ключевое – перед руководителем образовательных учреждений, реализующих инклюзивные задачи. Преподаватели "совместного" образования нуждаются в специализированной поддержке со стороны профессионалов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит осознание и реализацию подходов к индивидуализации обучения ребят с ОВЗ, в первую очередь – это работать с детьми с различными возможностями обучения и принимать во внимание это разнообразие в собственном педагогическом подходе к каждому. Принципы инклюзивного образования. 1. Ценность человека не находится в зависимости от его возможностей и достижений. 2. Любой человек способен чувствовать и мыслить. 3. Любой человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди чувствуют потребность друг в друге. 5. Истинное образование имеет возможность реализоваться только в контексте настоящих взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в помощи и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Многообразие увеличивает все стороны жизни человека. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профподготовке людей с ограниченными возможностями. Этот комплекс мер предполагает как техническое оборудование образовательных учреждений, так и разработку особых учебных курсов для педагогов и других учащихся, нацеленных на становление их взаимодействия с инвалидами. Не считая сего, важны особые программы, нацеленные на облегчение процесса привыкания ребят с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе станет ограничено — не больше 10% на всю школу и не больше 3-х человек — в одном классе. Школьное оснащение для детей-инвалидов — важный элемент инклюзивного образования, открывающая ребятам с ОВЗ дорогу к обучению совместно со своими сверстниками. 1. Вход в школу. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу нужно установить пандус. Пандус обязан быть довольно пологим (10-12о), чтобы человек на коляске имел возможность автономно подниматься и опускаться по нему. Ширина пандуса обязана быть не менее 90 см. Важными атрибутами пандуса считаются ограждающий бортик (высота — не менее 5 см) и поручни (высота — 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предостерегает соскальзывание коляски. Двери обязаны раскрываться в обратную сторону от
пандуса, иначе малыш на коляске имеет возможность скатиться вниз. Вход в среднее учебное заведение рекомендуется оборудованием звонком для предупреждения охраны. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу нужно выкрасить в контрастные цвета. Лестницы в неотъемлемом порядке обязаны быть оборудованы перилами. Дверь также нужно сделать броской контрастной расцветки. На стеклянных дверях броской краской обязаны быть помечены открывающиеся части. 2. Внутреннее пространство школы Коридоры по всему периметру средние учебные заведения нужно оснастить поручнями. Ширина дверных проемов обязана быть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске сумел подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть учтен хотя бы лифт (возможно, потребуется ограничить доступ в него других учащихся), а также подъемники на лестницах. В случае если в школе есть телефон-автомат, его надобно повесить на более невысокую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске сумел им пользоваться. Для детей-инвалидов по зрению нужно предугадать многообразное рельефное покрытие полов: при смене направления изменяется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и элементарно ковровые дорожки. Последние ступени внутри учебныого заведения, как и при входе, надо покрасть в калоритные контрастные цвета и оснастить перилами. Наименования классных кабинетов обязаны быть написаны на табличках большим шрифтом контрастных цветов. Нужно дублировать наименования шрифтом Брайля. 3. Школьная раздевалка Детям-инвалидам надо отметить зону в стороне от проходов и оснастить ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Еще возможно для данных целей выделить отдельную маленькую комнату.
4. Школьная столовая В столовой следует предугадать непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода меж столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендовано увеличить до 1,1 м. Еще лучше, чтобы эти столы пребывали в конкретной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время не нужно детей-инвалидов усаживать в столовой порознь от других одноклассников. 5. Школьный туалет В школьных туалетах надо предусмотреть 1 специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в спец кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине вблизи с одной из сторон унитаза обязана быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечивания способности пересадки из кресла на унитаз. Кабина обязана быть оборудована поручнями, штангами, навесными трапециями и т.д. Все эти составляющие обязаны быть крепко зафиксированы. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на возвышенности 80 см от пола. Нижний край зеркала и электронного устройства для сушки рук, чистое полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте. 6. Классные кабинеты В учебных классах ребенку-инвалиду нужно дополнительное место для свободного движения. Минимальный размер зоны ученического пространства для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м. Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в пределах парты следует предусмотреть вспомогательное место для сбережения
инвалидной коляски (если малыш пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода меж рядами столов в классе обязана быть не менее 90 см. Эта же ширина обязана быть у входной двери без порога. Еще лучше оставить свободным проход в пределах доски, чтобы ребенок на коляске или же на костылях сумел спокойно передвигаться там. В случае если занятия проходят в классе, где доска или же какое-либо оборудование располагается на возвышении, это возвышение нужно оборудовать съездом. Детям-инвалидам по зрению необходимо оснащать одноместные ученические места, выделенные из совместной площади здания рельефной фактурой или же ковровым покрытием пола. Нужно уделить внимание свету рабочего пространства, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске надо озвучивать для того, чтобы он сумел получить информацию. Парта малыша со слабым зрением должна пребывать в первых рядах от учительского стола и вблизи с окном. Когда применяется лекционная форма занятий, ученику с плохим зрением или же незрячему необходимо допустить воспользоваться диктофоном — это его метод конспектирования. Пособия, которые применяются на различных уроках, обязаны быть не только приятными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик сумел их потрогать. Детям-инвалидам по слуху нужно оснащать ученические места электроакустическими устроствами и персональными наушниками. Для того чтобы слабослышащие малыши лучше ориентировались, в классе следует ввести сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. 7. Территория школы Для обеспечивания защищенности и беспрепятственного движения ребят с инвалидностью по школьной территории идет по стопам предугадать ровненькое, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек.
Имеющиеся на пути маленькие перепады уровней обязаны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках обязаны находится перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не больше 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не наименее 90 см. Для этого рекомендовано покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и броской контрастной расцветкой. Подходящими для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красные цвета. Литература 1. Оборудование в школах для детей-инвалидов. Справка// РИА новости 2009 / 2. Интеграция обучения как эффективное средство социальной адаптации аномальных детей // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М., 1997. 3. Современные тенденции развития системы специального образования : материалы Региональной научно-практической конференции. – Н. Новгород : НГПУ, 2005. 4. Щипицина, Л. М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и фи-зическом развитии / Л. М. Щипицина. – СПб. : Образование, 1991 5 Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда : материалы второй международной научно-практической конференции, г. Якутск, июнь 2014 г. / [отв. ред. Е. И. Михайлова, д.п.н. ; редкол.: М.П. Федоров, к.п.н. и др.]. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. – 272 с 6. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород:, 2014. – 448 с.
7 Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей / Петерс Сьюзен Дж./Под ред. Т. В. Марченко, В. В. Митрофаненко, В. С. Ткаченко; пер. с англ. Ю. В.Мельник. – Ставрополь : ГОУВПО «СевКавГТУ», 2010. – 124 с.




В раздел высшее образование