Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Календарное планирование и управление исследованиями и разработками"

курсовой проект в качестве статьи

Автор: Николаева Елена Георгиевна, студент 4 курса факультета технологического менеджмента и инноваций, СПбГУ НИУ ИТМО, Санкт-Петербург



В раздел высшее образование







Текстовая HTML-версия публикации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации . Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики КУРСОВОЙ ПРОЕКТ По дисциплине: Календарное планирование и управление разработками ( наименование учебной дисциплины согласно учебному плану) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема:
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯМИ И РАЗРАБОТКАМИ
Автор: \_ Николаева Е.Г. \ (Ф.И.О.) Санкт-Петербург 2015г.
2
Оглавление
1 Введение ...................................................................................................................... 3 2 Общая характеристика ОАО «МЗ «Арсенал» ......................................................... 3 3 Анализ деятельности ОАО «МЗ «Арсенал» .......................................................... 10 4 Проектное предложение........................................................................................... 16 5 Вывод ......................................................................................................................... 29 6 Используемая литература ........................................................................................ 29
3
1

Введение
Исследование будет проводиться в отделе кадров (учебный отдел) ОАО «МЗ «Арсенал». Целью исследования является снижение производственных издержек и рост производства путем реорганизации труда рабочих, способствующее оптимизации работы предприятия, как на уровне каждого цеха, так и на уровне работы всего предприятия в целом. Актуальность темы обуславливается необходимостью оптимизации численности работников и повышения тем самым эффективности организации труда. В связи с оптимизацией структуры персонала, повышением конкурентоспособности предприятия за счет реструктуризации трудозатрат возникает множество проблем, которые появляются после сокращения большого числа рабочих, объединения или полного устранения цехов и отделов, ненужных специальностей, работ и средств труда.
2

Общая характеристика ОАО «МЗ «Арсенал»
Арсенал был основан в 1711 году Указом Петра Великого как «пушечные литейные мастерские» - ряд деревянных зданий, в которых начались работы по литью пушек и артиллерийских снарядов. Благодаря этим сооружениям получил свое историческое название Литейный проспект, на котором на протяжении 18-19 веков формировался архитектурный комплекс промышленных зданий Арсенала. В середине 90-х гг. прошлого века «Арсенал» стал одним из первых предприятий в оборонной отрасли, который прошел сложный путь от государственного предприятия до акционерного общества. В настоящее время накопленный производственный потенциал во всех сферах производства позволяет заводу успешно выпускать конкурентоспособную продукцию не только военного назначения, но и гражданского машиностроения, которая пользуется стабильным спросом, как в стране, так и за рубежом. Сегодня «Арсенал» - это современное предприятие с высоким уровнем технологии и организации производства, продолжающее свои вековые традиции.
4 ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" располагается по адресу: Россия, 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 1-3. Приоритетные направления деятельности общества. Основной целью создания общества является получение прибыли путем участия в формировании товарного рынка. Достижение данной цели обеспечивается производством современной конкурентоспособной продукции и связано: с внедрением научно-технических достижений в производственную деятельность, с содействием наиболее полному удовлетворению потребностей рынка в товарах и услугах, с эффективным использованием местных сырьевых и трудовых ресурсов. Приоритетные направления деятельности общества сегодня, это: - производство космической техники; - производство корабельных артиллерийских и пусковых установок; -производство продукции общегражданского машиностроения (компрессорная техника; оборудование для водоочистных сооружений). Основные стратегические цели общества: - укрепление позиций предприятия на рынках космической продукции; - укрепление позиций предприятия по производству артиллерийского вооружения для Военно-Морского Флота, направленное на получение выгодных, долгосрочных и стабильных государственных заказов, а также на возможность реализации этих изделий за рубежом – в странах СНГ, Европы, Африки, Юго- Восточной Азии; - обновление и модернизация оборудования, повышение эффективности системы управления производством и предприятием; - развитие производства высокорентабельных видов продукции гражданского назначения; - совершенствование кооперационной политики предприятия;
5 - интенсивное внедрение новых информационных технологий в традиционное машиностроительное производство. Рынки сбыта продукции: I. Космическая продукция: Общество действует на рынке государственного оборонного заказа. С 2008 года ОАО "МЗ "Арсенал" является единственным поставщиком продукции по государственному оборонному заказу. II. Военная продукция: ОАО "МЗ "Арсенал" осуществляет поставки корабельного вооружения на внутреннем рынке для ВМФ РФ, а также на внешнем рынке (Индия, Алжир, Вьетнам). III. Гражданская продукция: Сбыт продукции осуществляется в РФ и странах СНГ. Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт продукции:  Космическая продукция: Основной риск на этом рынке - снятие с вооружения продукции изготавливаемой отраслевым заводом. Для минимизации этого риска в настоящее время проводятся опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию нового космического аппарата, по которому отраслевой завод планирует стать также единственным поставщиком.  Военная продукция: Негативный фактор, который может повлиять на поставки корабельного вооружения для внутреннего рынка РФ, является изменение военно-технической концепции РФ, программы кораблестроения РФ, а также изменение приоритетов распределения Госзаказа. Компенсация влияния названного негативного фактора обеспечивается наличием гибкой технической политики ОАО "МЗ "Арсенал" и основными положениями политики ОАО "МЗ "Арсенал" в области качества,
6 направленных на максимальное удовлетворение предъявляемых Госзаказчиком требований к производимой продукции, в т.ч. путем разработки новых видов продукции и модернизации производимой продукции. Негативный фактор, который может повлиять на сбыт продукции, производимой для внешнего рынка, - наличие на внешнем рынке конкурентоспособной продукции, производимой конкурентами. Уменьшение влияния данных негативных факторов – максимальная реализация требований покупателя путем разработки новой продукции и модернизации производимой продукции, обеспечивающих конкурентоспособность, маркетинговые исследования, постоянное совершенствование информационных и производственных технологий, внедрение инноваций. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности общества Основные факторы, оказывающие влияние на состояние отрасли: государственная поддержка военно-промышленного комплекса: увеличение номенклатуры государственного оборонного заказа; увеличение объемов поставок по линии военно-технического сотрудничества РФ, макроэкономические факторы. За последние пять завершенных финансовых лет наблюдался ежегодный прирост объемов производства общества за счет увеличения номенклатуры государственного оборонного заказа и поставок продукции на экспорт. К сожалению, в 2012 году произошел небольшой спад производства в связи с отменой этапной сдачи продукции, но уже в 2013 году произошел рост объемов производства. Он составил более 5 млрд. руб., что является самым большим за пять лет. За данный период времени результаты развития и сохранения производства общества расцениваются как удовлетворительные. Основные стратегические цели: В настоящее время в рамках реализации целевой программы «Стратегия предприятия» проводится подробная разработка различных аспектов плана стратегического развития ОАО «МЗ «Арсенал», предусматривающего наличие продуктовой и функциональных стратегий эмитента. Основные стратегические цели предприятия на период 2008-2011 гг. являются:
7  Повышение совокупного объема продаж до 10 млрд. руб. в год;  Повышение рентабельности продукции;  Повышение уровня заработной платы работникам (без учета влияния инфляции);  Создание новых видов изделий по всем направлениям бизнеса;  Реструктуризация предприятия;  Подготовка условий для увеличения объемов производства гражданской продукции и привлечения дополнительных инвестиций;  Повышение эффективности системы менеджмента качества. Для достижения данных стратегических целей предприятия необходимо решить ряд задач, непосредственно связанных с ключевыми проблемами в развитии предприятия. Перечень данных задач подробно описан в плане стратегического развития предприятия. В целях развития отраслевого производства на ОАО «МЗ «Арсенал» ведется разработка проекта участия эмитента в создании интегрированной структуры производителей космических аппаратов. Кроме того, ОАО «МЗ «Арсенал» осуществляет серийный выпуск космических аппаратов. В планах предприятия продолжать серийный выпуск различных космических аппаратов, а также налаживать выпуск новых современных аппаратов, в том числе и малых. В целях развития артиллерийского производства, ОАО "МЗ "Арсенал" планирует разработать проект создания собственной научной базы разработки вооружения для военно-морского флота. ОАО «МЗ «Арсенал» будет участвовать в производстве вооружения для серийного производства корветов проекта 20380 для ВМФ России. ОАО «МЗ «Арсенал» планирует начать глобальную реструктуризацию системы управления предприятием, в рамках которой планируются: внедрение методологии управления проектами; постепенная автоматизация бизнес-процессов, которая должна привести к созданию единого информационного пространства и
8 полномасштабному внедрению ERP-системы; внедрение системы сбалансированных стратегических показателей. Участие ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях:  С октября 2005 года является участником Международной ассоциации участников космической деятельности. Функции предприятия: интеграция усилий участников ассоциации по созданию космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, участие в перспективных разработках; разработка и внедрение новых технологий, изготовление космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.  С августа 2006 года является участником ассоциации «Полибизнес». Функции предприятия: взаимодействие с участниками ассоциации согласно целям и задачам ассоциации.  С октября 2007 года является участником некоммерческого партнерства «Северо-Европейский космический консорциум». Функции предприятия: взаимодействие с участниками некоммерческого партнерства согласно целям и задачам партнерства.  С 2008 года является членом Санкт-Петербургской торгово- промышленной палаты".  С декабря 2009 года является членом Ленинградской областной торгово-промышленной палаты". Основные конкуренты общества Космическая продукция: Прямых конкурентов, оказывающих конкурирующее влияние в области производства продукции ракетно-космического назначения у общества ни на внутреннем, ни на внешнем рынках нет. Однако существуют косвенные конкуренты в области производства космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, к числу которых относятся на внутреннем рынке: ФГУП ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (космические аппараты "Неман", "Ресурс", "Персона"),
9 НПО им. Лавочкина (космический апппарат "Аркон"); на внешнем рынке - корпорация Lockheed Martin Missiles and Space (США) (космические аппараты серии Crystal (КН-11, КН-13), Китай- (космический апппарат ZY-2 (JB-3)), Israel Aircraft Industries Ltd./МВТ Division (Израиль) (космический апппарат Ofek-9), корпорации EADS Astrium (ФРГ-Франция), Indian Space Research Organization (Индия). Прямого влияния на производимую продукцию отраслевого завода товары - заменители в настоящее время не оказывают. Военная продукция: Общество является крупнейшим производителем корабельного артиллерийского вооружения среднего калибра на внутреннем рынке. Конкурент на внутреннем рынке - ОАО "ЦНИИ" "Буревестник" в части производства 100-мм артиллерийской установки А190 и ее модификаций. Существующие конкуренты на внешнем рынке морского вооружения: OTO MELARA (Италия), BOFFORS (Швеция), CREUSOT-LOIRE (Франция), LARSEN@TOURBO LIMITED (Индия). По продукции гражданского назначения основными конкурентами являются: - фирма Dorr-Oliver Eimco (отделение фирмы GL&V, Канада) - по илоскребам; - на рынке компрессорных станций – ОАО "Укрросметалл" (Украина) с основным производством в г.Орел на ООО "Орелкомпрессормаш", Челябинский компрессорный завод, "Atmas" (Чехия) и др.
10
3



Анализ деятельности ОАО «МЗ «Арсенал»
Сведем экономические показатели, влияющие на деятельность ОАО «МЗ «Арсенал» в таблицу и проанализируем.
Экономические показатели 2010- 2013 гг.

Показатель

2010

2011

2012

2013
Объем товарной продукции, без НДС (тыс.руб.) 4 372 912 3 418 497 3 310 380 5 284 178 Выручка от реализации, без НДС (тыс.руб.) 4 380 685 3 433 297 3 285 408 5 304 514 Выработка продукции на одного ППП ( тыс.руб.) 1 836 77 1 435 1 381 2 245 Платежи в бюджет и внебюджетные фонды (тыс.руб.) 287 687 494 539 498 337 548 592 Достигнутая заработная плата ППП на конец года (руб.) 25 284 31 233 34 332 38 503 Среднесписочная численность ППП (чел.) 2 385 2 376 2 410 2 386 Объем товарной продукции в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 911266 тыс. руб. Также прослеживается спад объема товарной продукции с 2011 по 2012 год, после чего резкий подъем к 2013 году. Увеличение объема товарной продукции предприятия свидетельствует об увеличении фондовооружённости. Рост фондовооружённости это следствие использования новых технологий, техники, обрудования и т. д. Данный процесс ведёт к росту производительности труда и, следовательно, к увеличению объёмов производства продукции. А если увеличивается объём производства продукции, то увеличивается объём её продаж. Выручка от реализации в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 923829 тыс. руб. Также прослеживается спад выручки от реализации с 2011 по 2012 год, после чего резкий подъем к 2013 году. Увеличение выручки от реализации свидетельствует об успешной работе предприятия в торговой и производственной деятельности. Себестоимость реализованной продукции также увеличивается. Выручка от реализации предприятия характеризует абсолютный результат использования его ресурсов. У рассматриваемого предприятия данный
11 показатель имеет тенденцию к увеличению за анализируемый период, что говорит об увеличении эффекта от использования ресурсов предприятия. Выработка продукции на одного ППП в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 408,23 тыс. руб. Также прослеживается спад выработки продукции с 2011 по 2012 год, после чего резкий подъем к 2013 году. Выработка продукции является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда. В свою очередь, производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом. В данном случае производительность труда увеличилась, что характеризует эффективность затрат труда в материальном производстве. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 260905 тыс. руб. Прослеживается постепенный рост, начиная с 2010 года, к 2013 году. Увеличение платежей в бюджет, увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект. С 2012 года были предприняты меры по оптимизации ОАО «МЗ «Арсенал», что скорее всего отразилось на увеличении платежей в бюджет. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита. Достигнутая заработная плата ППП в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 13219 тыс. руб. Прослеживается постепенный рост, начиная с 2010 года, к 2013 году. В течение 4-ех лет на предприятии проводилась крупная
12 компания по улучшению мотивации и оплаты труда, что повлекло постепенное увеличение заработной платы. Среднесписочная численность ППП в течение 4-ех лет находилась в нестабильном состоянии. С 2010 по 2011 году произошло уменьшение численности на 9 человек. Затем, к 2012 году последовал рост на 34 человека. К 2013 году списочная численность уменьшилась на 24 человека. Такой незначительный разброс говорит о стабильности предприятия и отсутствии текучести кадров.
Сведения

о

результатах

финансово-хозяйственной

деятельности

общества

Прибыль и убытки
Наименование показателя: 3.1.1.1.1 01.01.2010 3.1.1.1.2 01.01.2011 3.1.1.1.3 01.01.2012 3.1.1.1.4 01.01.2013 3.1.1.1.5 01.01.2014 Выручка, тыс. руб. 2 767 110 4 380 685 3 433 297 3 285 408 5 304 514 Валовая прибыль, тыс. руб. 471 912 1 057 539 665 169 47 796 200 299 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), тыс. руб. -419 229 13 880 11 008 -413 510 68 291 Рентабельность собственного капитала, % - 1.60 1.25 - 12.78 Рентабельность активов (рассчитывается исходя из чистой прибыли), % - 0.21 0.15 - 0.73 Коэффициент чистой прибыльности, % - 0.32 0.32 - 1.29 Рентабельность продукции (продаж), % -1.29 11.55 10.54 0.54 3.08 Оборачиваемость капитала 1.59 3.19 2.29 2.43 1.63 Сумма непокрытого убытка, тыс. руб. -318 256 -304 376 - 292 913 -706 423 -564 338 Соотношение непокрытого убытка и валюты баланса 0.064 0.045 0.04 0.08 0.06 В 2013 году произошел рост объема выручки, который составил более 5 млрд.рублей, что является самым большим за последние 5 лет. Колебания показателя оборачиваемости капитала объясняются изменениями объема выручки.
13 Сумма непокрытого убытка в 2013 году объясняется наличием непокрытого убытка за прошлые годы.
Динамика основных показателей эффективности деятельности общества
(тыс.руб.) Наименование показателей 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Объем товарного

выпуска:
2 756 530.90 4 372 911.61 3 418 497.3 3 310 380.4 5 284 178.3 Отраслевое производство 2 266 092.90 3 517 876.20 2 009 343.5 1 458 686.8 3 541 335.6 Производство АУ и ПУ* 339 354.20 653 008.67 1 148 090.8 1 505 615.1 1 518 299.1 Компрессорное производство 93 818.3 133 365.96 176 462.4 220 694.8 142 985.0 Прочее гражданское производство 57 265.50 68 660.78 84 600.6 125 383.7 81 558.6 Объем реализации: 2 767 110.17 4 380 684.86 3 433 297.4 3 285 408.1 5 301 971.98 Отраслевое производство 2 266 092.88 3 517 876.20 2 009 343.5 1 458 686.8 3 541 336.5 Производство АУ и ПУ* 339 431.59 653 164.38 1 148 090.8 1 508 628.2 1 517 428.4 Гражданское производство 4 519.80 6 417.78 2 378.7 39 420.5 1 864.41 Компрессорное производство 98 243.10 140 790.14 191 352 189 867.3 165 919.9 Аренда 50 259.60 58 815.95 78 614.4 80 855.9 71 989.93 Прочая гражданская продукция 8 563.20 3 620.41 3 518.1 5 124.4 3 432.83 Перепродажа - - 1 459 2 824.9 - Валовая прибыль 471 912 1 057 539 665 169 47 796 200 299 Прибыль до налогообложения - 510 883 43 464 37 681 -491 512 151 127 Выработка на одного ППП** 1 180 1 822 1 416 1 381 2 245 * АУ и ПУ - артиллерийские и пусковые установки. **ППП - промышленно-производственный персонал. В 2013 году произошел рост объема выручки, который составил более 5 млрд.рублей, что является самым большим за последние 5 лет.
14
Сведения о размере чистых активов общества
Наименование Единица измерения 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Сумма чистых активов тыс. руб. -81 345 868 125 879 588 466 078 534 370 Уставный капитал тыс. руб. 1501 1501 1501 1501 1 501 Резервный фонд тыс. руб. 3120 3120 3120 3120 3 120 Отношение чистых активов к уставному капиталу % - 57 386 58 600 31 051 35 601 Отношение чистых активов к сумме уставного капитала и резервного фонда % - 18 787 19 035 10 086 11 564 За 2009 год чистые активы уменьшились на 421 015 тысяч рублей или на 123,95%. За 2010 год чистые активы увеличились на 949 470 тысяч рублей или на 1167,21%. За 2011 год чистые активы увеличились на 11 463 рублей или на 0,01%. За 2012 год чистые активы уменьшились на 413 510 тысяч рублей или на 89%. За 2013 год чистые активы увеличились на 68 292 рублей или на 12,78%.
Платежеспособность
Показатели 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) 1.24 0.87 0.89 0.87 1.19 Коэффициент быстрой ликвидности 0.55 0.33 0.27 0.25 0.40 Коэффициент ликвидности 0.11 0.001 0.014 0.01 0.04 Коэффициент текущей ликвидности выше единицы, что свидетельствует о достаточности оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств.
15 Коэффициент быстрой ликвидности показывает, что быстроликвидные пассивы предприятия могут погасить 40% краткосрочных кредитов и займов и кредиторской задолженности.
Деловая активность
Показатели 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Оборачиваемость активов 0.56 0.65 0.47 0,36 0.57 в днях 656 558 784 1 016 645 Оборачиваемость оборотных активов 0.69 0.94 0.65 0.48 0.73 в днях 531 388 558 753 502 Оборачиваемость дебиторской задолженности 1.94 2.49 2.29 1.74 2.43 в днях 188 147 160 210 150 Оборачиваемость кредиторской задолженности 1.27 1.61 0.86 0.53 0.92 в днях 288 227 425 687 397 Повышение показателей оборачиваемости активов, дебиторской и кредиторской задолженности обусловлено превышением темпа роста выручки над темпами роста активов баланса, дебиторской и кредиторской задолженности. Высокое значение оборачиваемости дебиторской задолженности обусловлено длительностью производственного цикла по основной деятельности (более года).
Финансовая устойчивость
Коэффициенты финансовой устойчивости 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Коэффициент финансовой независимости -0.02 0.13 0.12 0.05 0.06 Суммарные обязательства к суммарным активам 1.02 0.84 0.88 0.95 0.94 Суммарные обязательства к собственному капиталу -62.13 6.72 7.38 18.61 16.53 Покрытие процентов 416.18 1.54 1.24 0.06 0.44 Коэффициент финансовой независимости продолжает находиться на низком уровне из-за низкого удельного веса собственного капитала в структуре капитала предприятия.
16
Показатели интенсивности использования ресурсов
Показатели 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 Рентабельность реализованной продукции (по себестоимости) -1.56% 15.23% 13.08% 0.55% 3.2% Рентабельность продаж -1.29% 11.55% 10.54% 0.54% 3.08% Рентабельность активов (рассчитывается исходя из прибыли от продаж) -0.72% 7.55% 4.91% 0.19% 1.74% Рентабельность инвестиционного капитала 4.47% 3.32% 3.02% 3.08% 2.31% Наличие положительных показателей рентабельности вызван наличием прибыли от продаж за 2013 год.
Динамика социальных показателей
Показатели Единицы измерения 2009 2010 2011 2012 2013 Среднесписочная численность работников ППП* (без совместителей и работников несписочного состава) чел. 2 345 2404 2397 2379 2362 Среднемесячная заработная плата на одного работника руб. 21 636 25 244 27 918 32 409 37 514 *ППП - промышленно-производственный персонал. В течение пяти последних лет наблюдается положительная динамика роста средней зарплаты работников общества.
4

Проектное предложение
В связи с оптимизацией предприятия, повышения конкурентоспособности за счет реструктуризации трудозатрат, возникает ряд проблем, которые тянут за собой следующие проблемы, такие как: оптимизация цехов и структуры персонала, а следовательно сокращение большого числа рабочих, объединения или полного устранения цехов и отделов, ненужных специальностей, работ и средств труда. Выявлена проблема: В связи с оптимизацией предприятия, трудозатрат, объединения цехов. Руководство принимает решение об увольнении большого числа работников. На мой взгляд, необходимо оптимизировать численность
17 работников с помощью переориентации рабочих с узкого профиля на рабочих смежных специальностей. Для решения выявленной проблемы построим дерево целей, в котором будут отражено иерархическое визуальное представление достижение целей; принцип, при которой главная цель достигается за счет совокупности второстепенных и дополнительных целей. Также будут отражены работы, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели.
Дерево целей
Снижение производственных издержек и рост производства Реорганизация труда рабочих Оптимизация численности работников Повышение эффективности организации труда Комплектование предприятия персоналом Изменение должностных обязанностей Заполнение и представление в отдел подбора и комплектования персонала текущую потребность и стратегическую потребность в персонале с указанием позиций на замещение и резерв. Разделить потребность в персонале на квалифицированных работников, стажеров и учеников и представить в отдел подбора и комплектования персонала. Представить в учебный центр потребность на 2015 год в специалистах, стажерах, учениках, с указанием профессий, должностей и конкретных рабочих мест в подразделениях поквартально. Определение необходимости в совмещении работ, в соответствии с реструктуризацией и оптимизацией цехов. Составить план необходимости и потребности качественной и количественной в новых профессионально - квалификационных категориях. Изучить существующее штатное расписание и специфику профессий. Выявление и составление списков смежных профессий, и распределение работников подразделений.
18 Представить начальнику отдела подбора и комплектования персонала перечень недостающего инструмента, оснастки и прочее для нового работника. Свести данные, полученные от руководителей структурных подразделений в единую заявку. Наладить учет и сообщить начальнику отдела подбора и комплектования персонала о факте оплаты инструмента в соответствии с поступающими заявками от цехов. Согласовать со службой главного технолога перечень недостающего инструмента и их копии с заявкой направить для контроля за оплатой начальнику производственно – технического отдела. Издание Приказов, новых регламентирующих нормативно- правовых актов и прочей документации об оптимизации численности работников и их переориентации. Издание «Приказа о совмещении работ» и заключение дополнительных трудовых соглашений. Провести профориентационную работу со студентами учебных заведений профессионального образования с целью привлечения их на предприятие для закрытия стратегической потребности в персонале (стажеры, ученики). Разработка новых регламентирующих нормативно-правовых актов и прочей документации по системе оплаты труда, стимулированию, обучению работников предприятия, студентов учебных заведений, молодых специалистов, и их адаптации. Составление нового штатного расписания работников и оплаты труда. Изменение профессионально – квалификационных категорий работников и составление новых квалификационных справочников. Изменение должностных обязанностей и составление новых должностных инструкций. Разработка системы обучения и переобучения работников предприятия, с ориентацией их на совмещение смежных профессий. Провести отбор студентов, пришедших на предприятие, совместно с представителями подразделений, представивших заявки под резерв выполнения уникальных операций или замещения работника. План мероприятий завершен.
19 Представить в электронном виде в отдел подбора и комплектования персонала загрузку цехов в соответствии с фактическим и планируемым выпуском продукции. Совместно с руководителем подразделения и наставником выработать рекомендации по улучшению процесса подготовки и адаптации, а также внедрить их в план мероприятий адаптации студентов на предприятии. Выделить подразделениям на период обучения, переподготовки, практики, ученичества или стажировки необходимое количество временных штатных единиц и дополнительный фонд их оплат. Контроль исполнения мероприятий возложить на заместителя генерального директора по персоналу. Ввести в штатное расписание на время подготовки нового работника должность с приставкой «стажер» под резерв выполнения уникальной операции или замещения работника. Осуществлять контроль составления, выполнения плана мероприятий по подготовке и переподготовке работников предприятия, по адаптации молодых специалистов, подведения итогов, оценку эффективности мероприятий.
20
Построение сетевой модели. Сетевой граф.

Работы:
1) Определение необходимости в совмещении работ, в соответствии с реструктуризацией и оптимизацией цехов. 2) Изучить существующее штатное расписание и специфику профессий. 3) Составить план необходимости и потребности качественной и количественной в новых профессионально - квалификационных категориях. 4) Заполнение и представление в отдел подбора и комплектования персонала текущую потребность и стратегическую потребность в персонале с указанием позиций на замещение и резерв. 5) Выявление и составление списков смежных профессий, и распределение работников подразделений. 6) Изменение профессионально – квалификационных категорий работников и составление новых квалификационных справочников. 7) Изменение должностных обязанностей и составление новых должностных инструкций. 8) Разделить потребность в персонале на квалифицированных работников, стажеров и учеников и представить в отдел подбора и комплектования персонала. 9) Представить в учебный центр потребность на 2015 год в специалистах, стажерах, учениках, с указанием профессий, должностей и конкретных рабочих мест в подразделениях поквартально. 10) Представить начальнику отдела подбора и комплектования персонала перечень недостающего инструмента, оснастки и прочее для нового работника. 11) Свести данные, полученные от руководителей структурных подразделений в единую заявку. 12) Согласовать со службой главного технолога перечень недостающего инструмента и их копии с заявкой направить для контроля за оплатой начальнику производственно – технического отдела. 13) Наладить учет и сообщить начальнику отдела подбора и комплектования персонала о факте оплаты инструмента в соответствии с поступающими заявками от цехов. 14) Разработка системы обучения и переобучения работников предприятия, с ориентацией их на совмещение смежных профессий.
21 15) Провести профориентационную работу со студентами учебных заведений профессионального образования с целью привлечения их на предприятие для закрытия стратегической потребности в персонале (стажеры, ученики). 16) Провести отбор студентов, пришедших на предприятие, совместно с представителями подразделений, представивших заявки под резерв выполнения уникальных операций или замещения работника. 17) Совместно с руководителем подразделения и наставником выработать рекомендации по улучшению процесса подготовки и адаптации, а также внедрить их в план мероприятий адаптации студентов на предприятии. 18) Выделить подразделениям на период обучения, переподготовки, практики, ученичества или стажировки необходимое количество временных штатных единиц и дополнительный фонд их оплат. 19) Осуществлять контроль составления, выполнения плана мероприятий по подготовке и переподготовке работников предприятия, по адаптации молодых специалистов, подведения итогов, оценку эффективности мероприятий. 20) Составление нового штатного расписания работников и оплаты труда. 21) Ввести в штатное расписание на время подготовки нового работника должность с приставкой «стажер» под резерв выполнения уникальной операции или замещения работника. 22) Представить в электронном виде в отдел подбора и комплектования персонала загрузку цехов в соответствии с фактическим и планируемым выпуском продукции. 23) Разработка новых регламентирующих нормативно-правовых актов и прочей документации по системе оплаты труда, стимулированию, обучению работников предприятия, студентов учебных заведений, молодых специалистов, и их адаптации. 24) Издание Приказов, новых регламентирующих нормативно-правовых актов и прочей документации об оптимизации численности работников и их переориентации. Издание «Приказа о совмещении работ» и заключение дополнительных трудовых соглашений. 25) Контроль исполнения мероприятий возложить на заместителя генерального директора по персоналу. 26) План мероприятий завершен. Оценка времени выполнения работ будет выглядеть следующим образом:
22 Необходимо определить: сроки выполнения работ ранний Tpi и поздний Tpj; сроки свершения i-го события; резервы времени событий R, работ Rij. Tpj = max(Tпi + tij), т.е. ранний срок свершения любого конечного события Tpj определяется максимумом суммы раннего срока свершения начального события Tpi работы ij и ее продолжительности. Tпi = min(Tпj – tij), т.е. поздний срок свершения предыдущего i-го события определяется минимумом разности между поздним сроком свершения конечного события Tпi, работы ij и ее продолжительностью tij. Резерв времени события — это промежуток времени, на который может быть отсрочено наступление этого события без нарушения сроков завершения разработки в целом. Резерв времени события R определяется зависимостью R = Tп – Tр Продолжительность критического пути - наиболее протяженной по времени цепочки работ, ведущих от исходного к завершающему событию. В нашем случаем T кр . = 242 дня ( или ≈ 35 недель или ≈ 9 месяцев), что является оптимальным. № п/п t ож. (дней) 1 4 2 4 3 5 4 5 5 7 6 20 7 14 8 5 9 4 10 4 11 4 12 5 13 14 14 50 15 90 16 20 17 30 18 7 19 95 20 20 21 3 22 7 23 30 24 20 25 3 26 2
23
Сетевой граф
1 0 0 0 2 4 0 4 3 8 0 8 11 58 0 58 10 54 0 54 16 0 0 13 63 0 63 7 25 6 31 12 0 62 1 63 18 0 14 0 77 0 77 17 0 15 0 95 0 95 19 0 23 22 0 21 0 20 24 0 26 1 27 0 25 0 t3 = 5 t2 = 4 t1 = 4 t4 = 5 t5 = 7 t7 1 = 0 t6 = 20 t7 2 = 14 t8 = 5 t9 = 4 t10 = 4 t11 1 = 4 t11 2 = 0 t12 = 5 t13 = 14 t14 2 = 18 t15 2 = 40 t16 1 = 20 t17 = 30 t18 = 7 t21 1 = 0 t20 = 20 t22 = 7 t23 = 30 t24 1 = 0 t24 3 = 10 t25 = 3 t26 1 = 0 6 t16 2 = 0 t21 2 = 3 t24 1 = 10 t26 2 = 2 t19 = 95 t15 1 = 50 t14 1 = 32 6 25 0 25 5 18 0 18 4 13 0 13 8 45 0 45 9 50 0 50
24 Построим Диаграмму Ганта для иллюстрации плана, графика работ по нашему проекту. Для этого составим следующую таблицу: № п/п Наименование работ Начало Длительность (дней) Исполнители 1 Определение необходимости в совмещении работ, в соответствии с реструктуризацией и оптимизацией цехов. 01.03.2014 4 Начальник отдела подбора и комплектования персонала 2 Изучить существующее штатное расписание и специфику профессий. 05.03.2014 4 Начальник отдела подбора и комплектования персонала 3 Составить план необходимости и потребности качественной и количественной в новых профессионально - квалификационных категориях. 09.03.2014 5 Начальник отдела подбора и комплектования персонала совместно с руководителями структурных подразделений 4 Заполнение и представление в отдел подбора и комплектования персонала текущую потребность и стратегическую потребность в персонале с указанием позиций на замещение и резерв. 14.03.2014 5 Руководители структурных подразделений 5 Выявление и составление списков смежных профессий, и распределение работников подразделений. 15.03.2014 7 Начальник отдела подбора и комплектования персонала совместно с руководителями структурных подразделений 6 Изменение профессионально – квалификационных категорий работников и составление новых квалификационных справочников. 22.03.2014 20 Начальник отдела подбора и комплектования персонала совместно с начальников отдела мативации и оплаты труда
25 7 Изменение должностных обязанностей и составление новых должностных инструкций. 28.03.2014 14 Начальник отдела подбора и комплектования персонала совместно с начальником отдела мативации и оплаты труда 8 Разделить потребность в персонале на квалифицированных работников, стажеров и учеников и представить в отдел подбора и комплектования персонала. 11.04.2014 5 Руководители структурных подразделений 9 Представить в учебный центр потребность на 2015 год в специалистах, стажерах, учениках, с указанием профессий, должностей и конкретных рабочих мест в подразделениях поквартально. 16.04.2014 4 Руководители структурных подразделений 10 Представить начальнику отдела подбора и комплектования персонала перечень недостающего инструмента, оснастки и прочее для нового работника. 20.04.2014 4 Руководители структурных подразделений 11 Свести данные, полученные от руководителей структурных подразделений в единую заявку. 24.04.2014 4 Начальник отдела подбора и комплектования персонала 12 Согласовать со службой главного технолога перечень недостающего инструмента и их копии с заявкой направить для контроля за оплатой начальнику производственно – технического отдела. 24.04.2014 5 Начальник отдела подбора и комплектования персонала 13 Наладить учет и сообщить начальнику отдела подбора и комплектования персонала о факте оплаты инструмента в соответствии с поступающими заявками от цехов. 29.04.2014 14 Начальник производственно - технического отдела 14 Разработка системы обучения и переобучения работников предприятия, с ориентацией их на совмещение смежных профессий. 11.04.2014 50 Начальник учебного центра
26 15 Провести профориентационную работу со студентами учебных заведений профессионального образования с целью привлечения их на предприятие для закрытия стратегической потребности в персонале (стажеры, ученики). 11.04.2014 90 Начальник отдела работы с персоналом совместно с начальником учебного центра 16 Провести отбор студентов, пришедших на предприятие, совместно с представителями подразделений, представивших заявки под резерв выполнения уникальных операций или замещения работника. 10.07.2014 20 Начальник отдела работы с персоналом совместно с начальником учебного центра 17 Совместно с руководителем подразделения и наставником выработать рекомендации по улучшению процесса подготовки и адаптации, а также внедрить их в план мероприятий адаптации студентов на предприятии. 10.07.2014 30 Начальник отдела работы с персоналом совместно с начальником учебного центра 18 Выделить подразделениям на период обучения, переподготовки, практики, ученичества или стажировки необходимое количество временных штатных единиц и дополнительный фонд их оплат. 09.08.2014 7 Заместитель генерального директора по экономике и финансам 19 Осуществлять контроль составления, выполнения плана мероприятий по подготовке и переподготовке работников предприятия, по адаптации молодых специалистов, подведения итогов, оценку эффективности мероприятий. 13.05.2014 95 Начальник отдела работы с персоналом 20 Составление нового штатного расписания работников и оплаты труда. 16.08.2014 20 Начальник отдела мативации и оплаты труда совместно с начальником отдела подбора и комплектования персонала 21 Ввести в штатное расписание на время подготовки нового работника должность с приставкой «стажер» под резерв выполнения уникальной операции или замещения работника. 02.09.2014 3 Начальник отдела мативации и оплаты труда совместно с руководителями структурных подразделений
27 22 Представить в электронном виде в отдел подбора и комплектования персонала загрузку цехов в соответствии с фактическим и планируемым выпуском продукции. 05.09.2014 7 Начальник планово - диспетчерского отдела 23 Разработка новых регламентирующих нормативно-правовых актов и прочей документации по системе оплаты труда, стимулированию, обучению работников предприятия, студентов учебных заведений, молодых специалистов, и их адаптации. 12.09.2014 30 Начальник отдела мотивации и оплаты труда 24 Издание Приказов, новых регламентирующих нормативно- правовых актов и прочей документации об оптимизации численности работников и их переориентации. Издание «Приказа о совмещении работ» и заключение дополнительных трудовых соглашений. 02.10.2014 20 Начальник отдела мотивации и оплаты труда 25 Контроль исполнения мероприятий возложить на заместителя генерального директора по персоналу. 22.10.2014 3 Генеральный директор по персоналу 26 План мероприятий завершен. 23.10.2014 2 Заместитель генерального директора по персоналу В итоге Диаграмма Ганта будет выглядеть следующим образом:
28 Рис. 2 Диаграмма Ганта 1 мар 31 мар 30 апр 30 май 29 июн 29 июл 28 авг 27 сен Определение необходимости в совмещении работ, в соответствии с … Изучить существующее штатное расписание и специфику профессий. Составить план необходимости и потребности качественной и … Заполнение и представление в отдел подбора и комплектования … Выявление и составление списков смежных профессий, и распределение … Изменение профессионально – квалификационных категорий работников … Изменение должностных обязанностей и составление новых должностных … Разделить потребность в персонале на квалифицированных работников, … Представить в учебный центр потребность на 2015 год в специалистах, … Представить начальнику отдела подбора и комплектования персонала … Свести данные, полученные от руководителей структурных подразделений … Согласовать со службой главного технолога перечень недостающего … Наладить учет и сообщить начальнику отдела подбора и комплектования … Разработка системы обучения и переобучения работников предприятия, с … Провести профориентационную работу со студентами учебных заведений … Провести отбор студентов, пришедших на предприятие, совместно с … Совместно с руководителем подразделения и наставником выработать … Выделить подразделениям на период обучения, переподготовки, … Осуществлять контроль составления, выполнения плана мероприятий по … Составление нового штатного расписания работников и оплаты труда. Ввести в штатное расписание на время подготовки нового работника … Представить в электронном виде в отдел подбора и комплектования … Разработка новых регламентирующих нормативно-правовых актов и … Издание Приказов, новых регламентирующих нормативно-правовых актов … Контроль исполнения мероприятий возложить на заместителя … План мероприятий завершен.
29
5

Вывод
Необходимость оптимизации численности работников и повышение тем самым эффективности организации труда способствует появлению множества проблем, которые связаны с оптимизацией структуры персонала, повышением конкурентоспособности предприятия за счет реструктуризации трудозатрат возникает множество трудностей, которые появляются после сокращения большого числа рабочих, объединения или полного устранения цехов и отделов, ненужных специальностей, работ и средств труда. Тяжесть этих проблем можно уменьшить с помощью выполнения предложенных задач и действий.
6

Используемая литература
1) О.Г. Тихомирова Управление проектом. Комплексный подход и системный анализ: учеб. пособие/ О.Г. Тихомирова. М.: ИНФРА – М, 2013. 296 с. 2) О.Г. Тихомирова. Краткие методические указания по курсовому проекту календарное планирование и управление исследованиями и разработками.




В раздел высшее образование