Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности формирования экологической культуры младших школьников"

статья

Автор: Этингова Алина Николаевна, воспитатель, ГОКУ "Школа-интернат №8", город Иркутск



В раздел высшее образование




«Особенности формирования экологической культуры младших школьников»
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании
учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней. Формированию у детей отношения к природе как высшей ценности, желания заботиться о ней помогает включение в каждый туристско-краеведческий цикл труда на благо природы, являющегося наиболее естественной формой взаимодействия человека с окружающим миром, многие виды которого бескорыстны, а по своей мотивации приближаются к общественно значимой деятельности. И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры. Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.). Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе.
Показателями сформированности экологической культуры ребенка младшего школьного возраста на втором уровне, как считает И.В. Цветкова, являются следующие: · ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо – плохо; · с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; · эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок; · старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте; · проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным; · пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства. О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям: · соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
· выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира; · ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; · доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней
.
Экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс. В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять. Внеклассная работа. Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета. Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи
различных типов и видов внеклассной деятельности . Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. В ходе внеклассной работы можно применять различные формы и метод работы: · индивидуальная работа; · групповая работа; · массовые мероприятия. Экскурсия

это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся. Педагогическое значение внеклассных экскурсий очень велико. Особую значимость имеют экскурсии в природу. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для эстетического ее восприятия, организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу. В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования.
Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости. Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися. Поэтому в практике начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько реже - ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников.
Из собственного опыта
Проект «Цветущий зелёный уголок» в нашем классе раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями. К проекту были привлечены и родители. Они помогли ребятам отделить отростки растений, укоренить их, подобрать цветочные горшки и подготовить почву, а также сделали полочку для цветов. Посадка растений происходила под нашим руководством. Завершением работы стало оформление зеленого уголка. Учащиеся с интересом и большой ответственностью подошли к выполнению всех заданий предусмотренных проектом. Все остались довольны своей работой.
Список литературы  1.Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших  2. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - №12.  3. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 —2 классы. — М.: Вентана-Граф, 1997.  4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. -№4.  5. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник образования России, № 6, 2004, с.- 51  6. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21  7. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. – 2001. - №3.  8. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 1998. - №6.  9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1998. - №6.  10. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб.завед.- М.: Издат.центр «Академия», 2000  11. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998. - №5.  12. Симонова Л. П. Как учить экологии в начальной школе: Пособие для учителя. – Тобол, 1999. – 88 с.  13. Степанова И.А. Работа по экологии и краеведению. // Начальная школа.- 2003. - №2.




В раздел высшее образование