"ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС"
статья
Автор: Варшавская Надежда Евгеньевна, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО"Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина", город Бийск
В раздел высшее образование
Варшавская Н.Е.
доцент АГАО имени В.М. Шукшина
г. Бийск
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К
РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ФГОС
Совместное
проживание
и
взаимодействие
представителей
различных
конфессиональных,
национальных
и
этнических
групп
обуславливает
необходимость формирования системных знаний у молодежи и, на их основе,
воспитания межкультурного, межнационального общения, благодаря которым
удерживается самоидентификация и достигается гармония взаимоотношений в
многонациональном регионе.
Ключевым
фактором
интеграции
молодого
поколения
в
этническую
культуру
в
процессе
формирования
этнической
идентичности
в
условиях
разнообразия и многомерности социальных явлений выступает образовательная
среда. По признанию С.А. Кадыковой [3], организация в образовательной среде
полиэтнического пространства учебно-воспитательной деятельности является
психолого-педагогической
основой
формирования
позитивной
этнической
идентичности. Экспериментальное исследование, проведённое С.А. Кадыковой,
показало, что развитию позитивной этнической идентичности способствуют
положительное
самоотношение,
адекватная
самооценка,
общительность,
толерантность к своему этносу и другим подобным образованиям.
Профессиональный
стандарт
педагога
предполагает
наличие
у
учителя
«умения
формировать
и
развивать
навыки
поликультурного
общения
и
толерантность» [1], причём это умение должно реализовываться в реальном
социокультурном
контексте.
Очевидно,
что
в
ходе
вузовской
подготовки
специалиста мы должны заложить базовые основы этого умения. Федеральный
государственный образовательный стандарт высшего образования раскрывает
это умение в двух основных компетенциях будущего педагога: способность
работать
в
команде,
толерантно
воспринимать
социальные,
культурные
и
личностные различия (ОК-5); способность выявлять культурные потребности различных социальных групп (ППК-8). Для формирования этих компетенций на этапе изучения психологических дисциплин в Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина нами был разработан курс «Психология межкультурного взаимодействия». Целью курса является знакомство с основными факторами, способствующими формированию позитивной национальной идентичности, привитие интереса к психологии народов и культур Алтайского края, подготовка будущих учителей к работе по воспитанию национального и гражданского самосознания в образовании детей школьного возраста. «Психология межкультурного взаимодействия» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности педагога – воспитательной деятельности. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения философии, культурологии и психологии (общей, социальной, возрастной). Подготовка специалиста по данному курсу является основой для освоения некоторых разделов педагогики и для прохождения педагогической практики в образовательном учреждении. В результате изучения дисциплины студент должен знать культурную вариативность регуляторов социального поведения, особенности авто- и гетеростереотипов в межкультурном взаимодействии народов; уметь выделять и учитывать универсальные и культурно-специфичные аспекты общения, формировать собственную позицию в ситуациях межкультурного взаимодействия на основе учёта теоретических подходов к изучению культур, воспринимать личность другого человека с позиций эмпатии и поддержки; владеть теоретическими основами построения межличностных отношений в неоднородных по этническому составу группах, психологическими основами
воспитательной работы по развитию национального и гражданского самосознания школьников. Дисциплина включает три основных тематических раздела: 1. Особенности культуры и самосознания народов Алтайского края. 2. Межкультурная коммуникация. 3. Межкультурное взаимодействие в образовательной среде. Преподавание дисциплины строится на интерактивной основе. В ходе практических занятий мы со студентами исследуем особенности народов, проживающих на территории алтайского края, общее и специфичное в их поведении, традициях, общении. Важным аспектом подготовки будущего учителя является исследование студентами традиций воспитания детей у различных этносов, проживающих на территории Алтайского края. По завершению изучения первого раздела разрабатывается культурный ассимилятор для представителей различных этносов края. Чтобы осознать свою причастность к истории и культурным традициям края студенты выполняют исследовательскую работу «История моей семьи как части этноса». Второй раздел предполагает погружение студентов в проблематику межкультурного взаимодействия: анализируются такие вопросы как этнические группы и их отношения, универсальные аспекты общения, регуляторы социального поведения, этническая и гражданская идентичность, толерантность как фактор успешности межкультурной коммуникации. Работа студентов по третьему разделу курса включает такие задания как разработка программы организации толерантной образовательной среды, тренинга построения межличностных отношений в неоднородных по этническому составу группах; мероприятия по развитию национального и гражданского самосознания школьников. Используя технику мозгового штурма, мы определяем условия формирования этнической и гражданской идентичности в образовательном пространстве. Прежде всего, это будет организация просветительской, тренинговой, консультационно-коррекционной и воспитательной работы.
При разработке мероприятий студенты опираются на программу «Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности подростков», разработанной Г.У. Солдатовой с соавторами [2]; сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ А. Аксельрода и Е. Любарской «Мир различий» [4]; мастерскую «Культурный ассимилятор» Т.Г. Стефаненко [6]; используют анимационные мини-сериалы из цикла «Смешарики. Азбука доброжелательности»
,
и «Смешарики. Мир без насилия»
(
Научный руководитель – академик РАО, доктор психол.наук А.Г. Асмолов). Г.Г. Шпет утверждал, что каждый член группы в той или иной мере несет в себе духовную коллективность в виде традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида. Г.Г. Шпет связывает формирование этнического самосознания с приобщением человека к культурным ценностям через развитие соответствующего эмоционального отношения к ним. Эмоциональное отношение и личностная значимость обсуждаемых в процессе изучения курса проблем обеспечивается их включённостью в региональную специфику, привязанность к культурным традициям края в целом и конкретных этносов и семей студентов в частности. Вот пример культурного ассимилятора, созданного студентами АГАО с учётом собственного опыта на занятиях по дисциплине: «Светлана – студентка Алтайской академии образования им. В.М. Шукшина – в период летних каникул поехала в гости к своей сокурснице Айсане в одну из деревень Онгудайского района республики Алтай. Вместе с друзьями Айсаны они пошли в горы. На одном из привалов Светлана решила убрать бытовые отходы после принятия пищи, собрала бумажные салфетки и бросила их в костёр. Друзья Айсаны удивлённо посмотрели на неё, но ничего не сказали. Весь день Светлана чувствовала некоторое отчуждение со стороны ребят, а вечером решила спросить у Айсаны, в чём дело.
Как вы думаете, как Айсана объяснила Светлане поведение ребят? Выберите подходящий ответ: 1. Ребята решили, что сгоревшие бытовые отходы могут нанести ущерб экологии. 2. В алтайской культуре хозяйственными делами занимаются мужчины, а не женщины. 3. У алтайцев существует культ огня, с которым связан запрет не осквернять огонь отбросами. 4. Светлана недостаточно тщательно собрала мусор. Вы выбрали объяснение №1. Такое объяснение было бы вполне обоснованным, если бы не указание в тексте о том, что Светлана бросила в костёр именно бумажные салфетки, которые сгорают без нанесения ущерба экологии. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор. Вы выбрали объяснение №2. Ответ неверный. Традиционно мужчины в семьях алтайцев обычно заняты охотой и скотоводством, женщины — хранением домашнего очага, приготовлением пищи и воспитанием детей. Попытайтесь найти другое объяснение. Вы выбрали объяснение №3. Это правильный ответ. Одним из древнейших культовых обрядов на Алтае является обожествление Огня. В жизни алтайца он представляется живым и значимым членом семьи, поэтому к нему обращаются как к матери: "Одус башту От-эне" (Тридцатиголовая Мать- Огонь"). С образом огня связаны многочисленные запреты: не выносить его вечером из дома, не осквернять отбросами, не протыкать острыми предметами и т.д. Нарушение запрета влечет за собой отрицательные моменты в благосостоянии семьи. Вы выбрали объяснение №4. Этот ответ не согласуется с традициями гостеприимства, которые алтайцы свято чтут. В алтайских деревнях принято встречать гостя у самой калитки, сажать его на почётное место в доме, делиться с ним последним куском и снабжать его провизией, если гостю предстоит долгий путь».
Необходимо отметить, что в современном мире многие люди не знают культурных особенностей не только соседних народов, но часто и своего собственного. Кроме того, в русском этносе, например, выделяются отдельные этнокультурные группы – субэтносы – которые имеют свои специфические особенности. Так, в рассказе К. Паустовского «Кружевница Настя» описан такой эпизод из жизни русского Севера: «В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошел со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. В этой деревушке жила со своим отцом - лесным сторожем - девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица. Настя была молчалива и сероглаза, как все девушки северянки. Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. Раненого принесли в дом сельского учителя. Удрученный несчастьем, старик послал Настю ухаживать за раненым. Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая ее девичья любовь. Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил. У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней, даже Насте. Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. Перед отъездом он пришел без зова в избу к Насте поблагодарить ее за заботу и принес ей подарки. Настя приняла их. Настя робко спросила Балашова, когда же он вернется из Ленинграда к ней в деревню. Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернется очень скоро. Балашов уехал. Настя ждала его. Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. По деревне уже шептались, что жених ее обманул. Но Настя не верила этому. Она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье» [5].
Не зная местных северных обычаев, главный герой обманул девушку, не желая того. Балашов не знал, что мужчина, который пришел без зова в избу к девушке и принес ей подарок, считается, если подарок принят, ее женихом. Так на Севере говорят о любви. Этот пример ещё раз подчёркивает важность изучения и бережного сохранения обычаев и традиций живущих рядом народов. Учитель, работающий с детьми, должен знать народные традиции воспитания этносов, проживающих на его территории. 1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 2. Жить в мире с собой и другими [Электронный ресурс]: Тренинг толерантности для подростков / Сост.: Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. 3. Кадыкова, С.А. Психолого-педагогические условия развития позитивной этнической идентичности учащихся [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С.А. Кадыкова; МПСИ. – Москва, 2008. – 22 с. 4. Мир различий [Электронный ресурс]: Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ / Сост.: А.Е. Аксельрод, Е.Е. Любарская. 5. Паустовский, К.Г. Кружевница Настя [Текст] // Ильинский омут / К.Г. Паустовский. – М.: Советская Россия, 1984. – с. 191-195 6. Стефаненко, Т.Г. Мастерская «Культурный ассимилятор» [Текст] / Т.Г. Стефаненко, А. Солдатенков // Век толерантности. Выпуск 3-4 – М.: Гратис, 2001. – 156 с.
личностные различия (ОК-5); способность выявлять культурные потребности различных социальных групп (ППК-8). Для формирования этих компетенций на этапе изучения психологических дисциплин в Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина нами был разработан курс «Психология межкультурного взаимодействия». Целью курса является знакомство с основными факторами, способствующими формированию позитивной национальной идентичности, привитие интереса к психологии народов и культур Алтайского края, подготовка будущих учителей к работе по воспитанию национального и гражданского самосознания в образовании детей школьного возраста. «Психология межкультурного взаимодействия» относится к профессиональному циклу и входит в состав базовой части ООП. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности педагога – воспитательной деятельности. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения философии, культурологии и психологии (общей, социальной, возрастной). Подготовка специалиста по данному курсу является основой для освоения некоторых разделов педагогики и для прохождения педагогической практики в образовательном учреждении. В результате изучения дисциплины студент должен знать культурную вариативность регуляторов социального поведения, особенности авто- и гетеростереотипов в межкультурном взаимодействии народов; уметь выделять и учитывать универсальные и культурно-специфичные аспекты общения, формировать собственную позицию в ситуациях межкультурного взаимодействия на основе учёта теоретических подходов к изучению культур, воспринимать личность другого человека с позиций эмпатии и поддержки; владеть теоретическими основами построения межличностных отношений в неоднородных по этническому составу группах, психологическими основами
воспитательной работы по развитию национального и гражданского самосознания школьников. Дисциплина включает три основных тематических раздела: 1. Особенности культуры и самосознания народов Алтайского края. 2. Межкультурная коммуникация. 3. Межкультурное взаимодействие в образовательной среде. Преподавание дисциплины строится на интерактивной основе. В ходе практических занятий мы со студентами исследуем особенности народов, проживающих на территории алтайского края, общее и специфичное в их поведении, традициях, общении. Важным аспектом подготовки будущего учителя является исследование студентами традиций воспитания детей у различных этносов, проживающих на территории Алтайского края. По завершению изучения первого раздела разрабатывается культурный ассимилятор для представителей различных этносов края. Чтобы осознать свою причастность к истории и культурным традициям края студенты выполняют исследовательскую работу «История моей семьи как части этноса». Второй раздел предполагает погружение студентов в проблематику межкультурного взаимодействия: анализируются такие вопросы как этнические группы и их отношения, универсальные аспекты общения, регуляторы социального поведения, этническая и гражданская идентичность, толерантность как фактор успешности межкультурной коммуникации. Работа студентов по третьему разделу курса включает такие задания как разработка программы организации толерантной образовательной среды, тренинга построения межличностных отношений в неоднородных по этническому составу группах; мероприятия по развитию национального и гражданского самосознания школьников. Используя технику мозгового штурма, мы определяем условия формирования этнической и гражданской идентичности в образовательном пространстве. Прежде всего, это будет организация просветительской, тренинговой, консультационно-коррекционной и воспитательной работы.
При разработке мероприятий студенты опираются на программу «Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности подростков», разработанной Г.У. Солдатовой с соавторами [2]; сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ А. Аксельрода и Е. Любарской «Мир различий» [4]; мастерскую «Культурный ассимилятор» Т.Г. Стефаненко [6]; используют анимационные мини-сериалы из цикла «Смешарики. Азбука доброжелательности»
,
и «Смешарики. Мир без насилия»
(
Научный руководитель – академик РАО, доктор психол.наук А.Г. Асмолов). Г.Г. Шпет утверждал, что каждый член группы в той или иной мере несет в себе духовную коллективность в виде традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида. Г.Г. Шпет связывает формирование этнического самосознания с приобщением человека к культурным ценностям через развитие соответствующего эмоционального отношения к ним. Эмоциональное отношение и личностная значимость обсуждаемых в процессе изучения курса проблем обеспечивается их включённостью в региональную специфику, привязанность к культурным традициям края в целом и конкретных этносов и семей студентов в частности. Вот пример культурного ассимилятора, созданного студентами АГАО с учётом собственного опыта на занятиях по дисциплине: «Светлана – студентка Алтайской академии образования им. В.М. Шукшина – в период летних каникул поехала в гости к своей сокурснице Айсане в одну из деревень Онгудайского района республики Алтай. Вместе с друзьями Айсаны они пошли в горы. На одном из привалов Светлана решила убрать бытовые отходы после принятия пищи, собрала бумажные салфетки и бросила их в костёр. Друзья Айсаны удивлённо посмотрели на неё, но ничего не сказали. Весь день Светлана чувствовала некоторое отчуждение со стороны ребят, а вечером решила спросить у Айсаны, в чём дело.
Как вы думаете, как Айсана объяснила Светлане поведение ребят? Выберите подходящий ответ: 1. Ребята решили, что сгоревшие бытовые отходы могут нанести ущерб экологии. 2. В алтайской культуре хозяйственными делами занимаются мужчины, а не женщины. 3. У алтайцев существует культ огня, с которым связан запрет не осквернять огонь отбросами. 4. Светлана недостаточно тщательно собрала мусор. Вы выбрали объяснение №1. Такое объяснение было бы вполне обоснованным, если бы не указание в тексте о том, что Светлана бросила в костёр именно бумажные салфетки, которые сгорают без нанесения ущерба экологии. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор. Вы выбрали объяснение №2. Ответ неверный. Традиционно мужчины в семьях алтайцев обычно заняты охотой и скотоводством, женщины — хранением домашнего очага, приготовлением пищи и воспитанием детей. Попытайтесь найти другое объяснение. Вы выбрали объяснение №3. Это правильный ответ. Одним из древнейших культовых обрядов на Алтае является обожествление Огня. В жизни алтайца он представляется живым и значимым членом семьи, поэтому к нему обращаются как к матери: "Одус башту От-эне" (Тридцатиголовая Мать- Огонь"). С образом огня связаны многочисленные запреты: не выносить его вечером из дома, не осквернять отбросами, не протыкать острыми предметами и т.д. Нарушение запрета влечет за собой отрицательные моменты в благосостоянии семьи. Вы выбрали объяснение №4. Этот ответ не согласуется с традициями гостеприимства, которые алтайцы свято чтут. В алтайских деревнях принято встречать гостя у самой калитки, сажать его на почётное место в доме, делиться с ним последним куском и снабжать его провизией, если гостю предстоит долгий путь».
Необходимо отметить, что в современном мире многие люди не знают культурных особенностей не только соседних народов, но часто и своего собственного. Кроме того, в русском этносе, например, выделяются отдельные этнокультурные группы – субэтносы – которые имеют свои специфические особенности. Так, в рассказе К. Паустовского «Кружевница Настя» описан такой эпизод из жизни русского Севера: «В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошел со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. В этой деревушке жила со своим отцом - лесным сторожем - девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица. Настя была молчалива и сероглаза, как все девушки северянки. Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. Раненого принесли в дом сельского учителя. Удрученный несчастьем, старик послал Настю ухаживать за раненым. Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому родилась первая ее девичья любовь. Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил. У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней, даже Насте. Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий. Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. Перед отъездом он пришел без зова в избу к Насте поблагодарить ее за заботу и принес ей подарки. Настя приняла их. Настя робко спросила Балашова, когда же он вернется из Ленинграда к ней в деревню. Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернется очень скоро. Балашов уехал. Настя ждала его. Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. По деревне уже шептались, что жених ее обманул. Но Настя не верила этому. Она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье» [5].
Не зная местных северных обычаев, главный герой обманул девушку, не желая того. Балашов не знал, что мужчина, который пришел без зова в избу к девушке и принес ей подарок, считается, если подарок принят, ее женихом. Так на Севере говорят о любви. Этот пример ещё раз подчёркивает важность изучения и бережного сохранения обычаев и традиций живущих рядом народов. Учитель, работающий с детьми, должен знать народные традиции воспитания этносов, проживающих на его территории. 1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 2. Жить в мире с собой и другими [Электронный ресурс]: Тренинг толерантности для подростков / Сост.: Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. 3. Кадыкова, С.А. Психолого-педагогические условия развития позитивной этнической идентичности учащихся [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С.А. Кадыкова; МПСИ. – Москва, 2008. – 22 с. 4. Мир различий [Электронный ресурс]: Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ / Сост.: А.Е. Аксельрод, Е.Е. Любарская. 5. Паустовский, К.Г. Кружевница Настя [Текст] // Ильинский омут / К.Г. Паустовский. – М.: Советская Россия, 1984. – с. 191-195 6. Стефаненко, Т.Г. Мастерская «Культурный ассимилятор» [Текст] / Т.Г. Стефаненко, А. Солдатенков // Век толерантности. Выпуск 3-4 – М.: Гратис, 2001. – 156 с.
В раздел высшее образование