"Метод научного познания в образовательном процессе"
статья
Автор: Кадеева Оксана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения, Дальневосточный федеральный университет Школа педагогики, город Уссурийск, Приморский край
В раздел высшее образование
Кадеева О.Е.
старший преподаватель ДВФУ ШП
Метод научного познания в образовательном процессе
Сущность научного метода можно представить как такую процедуру получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим. Студент желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому лекционные занятия оказывают воспитывающее действие, которое трудно переоценить. Влияние лекционных занятий на качество знаний и развитие познавательных способностей студентов представлены ниже [43, 71]. 1. Систематически проводимые лекции при правильной их организации способствуют получению глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний. 2. Организация совместной или проектной деятельности на лекционных занятиях студентами совместно с преподавателем способствует развитию у них познавательных и творческих способностей, развитию мышления. 3. При тщательной продуманной методике проведения лекционных занятий ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков (компетенций). Студенты, посещающие лекции активнее и глубже усваивают учебный материал, значительно меньше затрачивают время на выполнение самостоятельных домашних заданий, оказываются лучше подготовленными к творческому труду и другому виду деятельности. Из вышесказанного видно, что лекционные занятия очень эффективно влияют на формирование научной культуры студентов.
Ценность физики как учебного предмета в школе не исчерпывается вкладом в систему знаний об окружающем мире и раскрытием науки в экономическом и культурном развитии общества и государства. Физика, больше, чем какой-либо другой предмет, способствует формированию современного научного мировоззрения и миропонимания. При правильном преподавании она учит научному методу познания. Благодаря тому, что физика изучает наиболее простые формы движения материи, на учебных занятиях есть возможность показать весь процесс познания сути явления от возникновения проблемы до ее решения и его проверки. Учебный процесс овладения основами физики как науки обладает уникальными потенциальными возможностями для знакомства учащихся с методом научного познания и на его основе развития способностей к познавательной и творческой деятельности. Основные положения концепции научного познания [7, 18, 26]: 1) научное познание имеет циклический характер и состоит из взаимосвязанных звеньев: наблюдение и анализ фактов, формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретический вывод следствий, экспериментальная проверка, установление эмпирических законов и применение теории на практике; 2) научное знание отличается от верования обоснованностью теоретических положений, строгостью выводов и подтверждением их на практике; 3) научное познание имеет область применения и границы применимости; 4) научное знание опирается на предшествующий опыт и поэтому модельно; 5) совпадение теоретических выводов с результатами опыта подтверждает применимость заданной модели в данной области, но не свидетельствует об окончательном познании явления или объекта;
6) в научном познании одинаково важны интуитивная догадка при выдвижении гипотезы и строгие логические преобразования при выводе научных следствий и научных предсказаний. При организации научного познания в обучении предмету следует преподавать не столько систему фактов и знаний, сколько давать основы физической науки. Так как физика является наукой и экспериментальной, и теоретической, то задача учителя постараться совместить в своей работе как теоретические, так и эмпирические методы познания, показать высокую степень важности каждого из методов познания, больше внимания уделять проблемам их взаимодействия. Научный метод познания включает следующую последовательность действий [51]: обобщение определенной группы фактов и постановку проблемы; выдвижение обоснованного предположения, дающего ключ к решению поставленной проблемы, гипотезы; вывод из гипотезы вытекающих следствий, которые позволяют объяснить наблюдаемые или предвидеть новые явления; экспериментальная проверка гипотезы и вытекающих из нее следствий и применение на практике. Особенности методики организации научного познания: принцип цикличности обучения, реализуемый на исторических примерах развития науки, а так же путем построения учебного материала и методов его изучения в соответствие с концепцией научного познания; обучение методам изучаемой науки, в том числе методам установления эмпирических законов, выдвижения модельных гипотез, теоретического предвидения и эксперимента; наряду с логическими упражнениями (задачи и лабораторные работы) использовать творческие задания (исследовать и установить причину, почему это так или сконструировать в соответствие с заданными требованиями).
Построение обучения на основе научного метода познания предопределяется в решении следующего ряда поставленных задач. 1. Отбор содержания дисциплины. 2. Выбор форм организации самостоятельных исследований студентов. 3. Разработка новых экспериментов и учебного оборудования. 4. Повышение роли физических моделей в процессе обучения. Главной задачей учебно-воспитательной работы педагогического вуза является формирование научной культуры студентов, одной из важнейших сторон которого являются представления о природе как о стройной гармонически взаимосвязанной и взаимообусловленной системе мироздания. Преподавание физики должно вырабатывать у студентов научные представления, умение правильно объяснять явления природы. Основой формирования научной культуры студентов является естественнонаучный цикл дисциплин, позволяющий осознать современную научную картину мира, как систему общих представлений о мире, которая включает в себя исходные теоретические понятия, принципы и гипотезы различных отраслей науки, характерных для определенного этапа в ее развитии, построенную на основе соответствующих философских знаний и идей. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы принято называть естественнонаучной картиной мира. Стержнем естественнонаучной картины мира является физическая картина мира необходимый элемент формирования научного мировоззрения, составляющего научную основу миропонимания. Студентов необходимо знакомить с современными понятиями и методами науки, дать им современный уровень понимания единства физической картины мира. Реализация принципа научности в обучении физике требует соответствия содержания обучения современному уровню знаний, формирования у студентов знаний об основных закономерностях и путях
развития физики. Знания студентов должны правильно отражать содержание науки физики, процесс познания и миропонимание в целом, при этом главное внимание должно быть уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории. Отсюда вытекает повышение требований к умению учащихся применять основные исходные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. В.Ф. Ефименко разработаны концепции формирования научной культуры в процессе обучения физике. Основным содержанием процесса формирования научной культуры при обучении физике является формирование системы обобщенных взглядов и убеждений о природе, обществе, процессе познания, стиле мышления [25]. Поэтапный характер этого процесса обусловлен объективными условиями обучения, последовательным, с учетом возрастных особенностей и подготовки студентов, изучением материала, возрастанием объема сведений, постепенным развитием абстрактного и диалектического мышления студентов с учетом донаучных, стихийных представлений возникающих под влиянием других источников. В работах В.Г. Разумовского показывается возможность «генерализации» учебного материала при обучении физике. «Генерализация» выявляет обобщенность мировоззренческих знаний, дающих понимание научной картины мира в синтезе философского, физического и других аспектов [46,47]. Одним из эффективных средств формирования научной культуры является сочетание обучения знаниям с обучением способам поиска этих знаний. Категориальная структура физики выражается такими методологическими понятиями как явление, сущность, причина, следствие, закон, модель, гипотеза и тому подобное. Являясь структурно-образующими в науке вообще, при овладении физикой они являются основой в
установлении причины связей между эмпирическими и теоретическими положениями, гипотезами и следствиями, в обеспечении единства их восприятия, развития физического мышления в целом. Одной из ведущих тенденций развития современной физики является усиление в нем теоретико-познавательных и мировоззренческих вопросов, увеличение их удельного веса, выделение общеобразовательных аспектов курса, освещение социальной значимости предмета, то есть гуманитаризации курса физики. Для учебного познания представляет интерес умение студента сознательно описывать явление, проникать в сущность, выделять структурные элементы физической теории (явления, объекты, процессы и характеризующие их понятия: гипотезы, модели, законы, следствия, экспериментальные подтверждения), применять принципы цикличности научного познания, осуществлять обобщение и систематизацию на уровне фактов, понятий, законов, теории. Будущих педагогов, настоящих студентов необходимо обучать тому, что фундамент научной культуры необходимо закладывать с более раннего возраста, что позволит избавить старшеклассников от перегрузки теоретическими понятиями, подготовит почву для более глубокого усвоения физической картины мира и философии. Характер пропедевтической подготовки по физике должен быть изменен в сторону усиления внимания к изучению общих положений науки, к задаче формирования научной культуры студентов. Начальное изучение физики требует не только усвоения определенной суммы знаний. Настоящее знание физики возникает только тогда, когда во время изучения формируется физическое мышление, организованная и четкая система умственных действий, воспитывается необходимая дисциплина мышления. Методологические знания представляют собой знания о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методологические знания выполняют в содержании образования разнообразные функции: являются условием формирования научного
мировоззрения и системного усвоения знаний, условием реализации принципа сознательности в обучении и подготовке к дальнейшему образованию. Являясь незаменимым средством полноценного усвоения теоретических знаний, методологические знания и умения играют значительную роль в формировании теоретического мышления, что является предпосылкой и необходимым условием дальнейшей творческой деятельности. Методологические знания повышают научность содержания образования, каждый сообщаемый в учебнике факт, каждая сообщаемая мысль должны быть обоснованы в научном отношении, они должны представлять собой ценность с научной точки зрения [21,23]. Под научностью содержания образования понимается его качественная характеристика, удовлетворяющая трем взаимосвязанным требованиям: соответствие уровню современной науки, формирование у студентов верных представлений о частных и общих методах научного познания, раскрытие закономерностей процесса познания. Построение курса физики первой ступени позволяет привести его содержание в соответствие с современными научными воззрениями, создает возможности формирования у учащихся на этой ступени обучения научного мировоззрения. Знания о строении вещества и видах материи могут служить основой для рассмотрения таких категорий и понятий как сущность и явление, причина и следствие, абсолютная и относительная истина, познаваемость и закономерность явлений природы, соотношение теории и эксперимента. Эти знания служат важным в методологическом отношении примером развития физики, борьбы идей. Предложенная программой и учебником система формирования знаний о строении вещества и видах материи направлена на развитие мышления учащихся, умения самостоятельно объяснить явления на основе теоретических знаний. Осуществление задачи всестороннего развития подрастающего поколения предполагает формирование у студентов научной культуры.
Говоря о формировании у студентов научной культуры необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у студентов научную культуру через внедрение активных методов обучения в лекционный процесс, научить их профессионально овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Поэтому лекционные занятия можно рассматривать как элемент формирования научной культуры студентов, которая всесторонне развивает учащихся. Основные особенности научного знания [6,63]: научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других; объектами научного (теоретического) познания выступают не сами предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги – идеализированные объекты; важным признаком научного познания является осознанный контроль над процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания; научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий; научное знание претендует на общеобязательность и объективность и открываемых истин, то есть на их независимость от познающего субъекта; наука изучает только те явления, которые повторяются, и потому ее главная задача – искать законы их существования. Основными элементами научного знания являются [63]: твердо установленные факты; закономерности, обобщающие группы фактов; теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Критерии уровня сформированности научной культуры: творческая исследовательская деятельность учащихся; методологическая культура учащихся; овладение различными формами научного знания. XXI век принято называть эпохой научно-технической революции. Действительно, за последние десятилетия наука и техника совершила резкий скачок вперед, открыв перед человечеством беспредельные возможности в познании законов окружающего мира и повышения уровня жизни. Это все стало возможным благодаря самостоятельному, индивидуально- общественному подходу людей к неизвестному. Наука достигла такой стадии развития, когда ее дальнейший прогресс во многом зависит от понимая ученым своей самостоятельности, логики развития познания. Научно-техническая революция и быстрое нарастание потока научной информации поставили перед педагогической наукой и образовательным учреждением сложную задачу повышения эффективности процесса обучения. Со всей остротой встала эта задача и перед методикой физики. Для того чтобы быть на уровне времени, выпускник должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной физики и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научится активно, творчески пользоваться своими знаниями, ибо творческий труд – главное условие научно-технического прогресса общества. Решение возникших новых задач педагогическая наука и образовательное учреждение находят, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизирую познавательную деятельность студентов, развивая их мышление и способности в процессе обучения. В
последнее время особые надежды в этом отношении связываются с познавательной деятельностью студентов в обучении, построенной на высокоразвитой научной культуре.
Список использованной литературы
1. Аллахвердян, А.Г. Психология науки: учеб. пособие // Г.Ю. Машков, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский. М.: Московский психолого- социальный институт, 1998. 312 с. 2. Андреев, Е. Г. Педагогика в работе лектора // Е. Г. Андреев. М.: Политиздат, 1994. 80 с. 3. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе // С.И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. 384 с. 4. Балаев, А.А. Активные методы обучения // А.А. Балаев. М.: Профиздат, 2006. 116 с. 5. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология // Н.В. Басова. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 416 с. 6. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов // В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. 141 с. 7. Бочаров, А.Б. Научное исследование: методы, принципы, проблемы и подходы: пособие для студентов по курсу философии // А.Б. Бочаров. СПб.: Сев.-Зап. акад. гос. службы, 2004. 61 с. 8. Буданов, В.Г. Синергетические механизмы роста научного знания и культура // В.Г. Буданов. Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и методологические проблемы. М., 1996. 191 с. 9. Бурменская, Г.В. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 84 – 96.
10. Бухарова, Г.Д., Шагурина, Е.С. Активные методы обучения как фактор профессиональной социализации будущих учителей / Г.Д. Бухарова, Е.С. Шагурина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 65–72. 11. Ващенко, Д.Г. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста / А.В. Андриенко, Д.Г. Ващенко // Вестник томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 9 (87). – С.8. 12. Веблер В.Д. Мотивирующее преподавание и обучение в вузе: материалы к семинару // под ред. И. А. Иродовой. Ярославль: Изд- во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. 74 с. 13. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход // А.А. Вербицкий. М.: «Высшая школа», 2001. 207 с. 14. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А.А. Вербицкий // «Современная высшая школа». – 2005. №3. – С.23 28. 15. Вилесов, Ю.Ф. Онтологические и гносеологические основания физической абстракции: автореферат дис. д-ра фил. наук: 09.00.01 / Вилесов Юрий Федотович. М., 2004. 46 с. 16. Вовк, С.Н. Математический эксперимент и научное познание // C.Н. Вовк / под общ. ред. О.И. Кедровского. Киев: Вища шк., 1984. 195 с. 17. Волков, В.В. Компоненты научного познания // В.В. Волков / Модели и моделирование в методике обучения физике, материалы докладов республиканской, научно-теоретической конференции. Киров: КИПК и ПРО, 2006. С. 72-75. 18. Волков, В.В. Оценка сформированности компонентов научного познания // В.В. Волков / Наука и школа. 2010. № 1. С. 103-107. 19. Волков, В.В. Формирование компонентов научного познания при обучении физике / В.В. Волков // Ярославский педагогический вестник. 2009. №2 (59). С. 20-26.
20. Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар: специальностям / П.Я. Гальперин. 4. изд. М. : Кн. дом «Ун-т» : Высш. шк., 2002. 327 с. 21. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие // П.Я. Гальперин / М., 1985. – 283 с. 22. Горелик, Ф.Б. Воспитание гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя: Из опыта работы // Ф.Б. Горелик. – М.: Просвещение, 1986. 23. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения // В.В. Гузеев. М.: «Народное образование», 2001. 128 с. 24. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // В.В. Давыдов / Вопросы психологии. 1991. №6. С. 5-14. 25. Ефименко, В.Ф. Физическая картина мира и мировоззрение // В.Ф. Ефименко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 157 с. 26. Звиглянич, В.А. Научное познание как культурно-исторический процесс // В.А. Звиглянич. АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1989. 212 с. 27. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: учебник для высших учебных заведений // В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1999. 576 с. 28. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление // И.Н. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2006. 457 с. 29. Лебедев, Я.Д. Логико-графический метод структурирования и измерения дидактической информации в профессиональной подготовке учителя физики: диссертация д-ра пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / Лебедев Яков Дмитриевич. Ярославль, 2005. 398 с. 30. Лихачев, Б.Т. Педагогика // Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – С. 125 – 141.
31. Лукинова, Н.Г. Самостоятельная работа студентов как условие их развития // Н.Г. Лукинова, Л.Н. Харченко, В.И. Горовая // Педагогическая наука и практика региону. Ставрополь: СГПИ, 2002. С. 75-78. 32. Матюшкин, А.М. Активные проблемы психологии высшей школы // А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. 208 с. 33. Методика преподавания физики в вузе: сборник, статей / отв. ред. Ю.Я. Лембра. Тарту: ТГУ, 1986. 103 с. 34. Моносзон, Э., Рогова, Р., Правдик, Р. Формирование научного мировоззрения учащихся // Э. Моносзон, Р. Рогова, Р. Правдик. – М.: Педагогика, 1985. 35. Моносзон, Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности / Педагогика и психология // Э.И. Моносзон. – 1986. – № 7. 36. Новиков, А.М. Методология образования // А.М. Новиков. Издание второе. М.: Эгвес, 2006. 488 с. 37. Организация и проведение мастер-класса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: openclasswiki-pages/51789. 38. Пахомова, Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно- методическое пособие / Е.М. Пахомова. – М. : АПКиППРО. – 2006. – 168 с. 39. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов // М.В. Буланова – Топоркова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 539 с. 40. Педагогика: Учебное пособие / gод ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с. 41. Петровский, А.В. Общая психология // А.В. Петровский. – М.: Просвещение,1986. 42. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: учебник // В.Я. Платов. М.: Профиздат, 1991. 156 с.
43. Плешок, А.Л. Мастер-класс: интерактивные методы в практике работы учителя / А.Л. Плешок, М.Ф. Путря // Народная асвета. – 2009. – № 1. – С. 30–35. 44. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. Заведений // И.П. Подласый. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – С. 598–603. 45. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: irinabelyakovasedu/post/3305/34065. 46. Разумовский, В.Г. Международные тенденции развития методики преподавания физики в условиях гуманизации образования и подготовки учителей // В.Г. Разумовский. Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики. – М.: МПУ, 1998. 24 с. 47. Разумовский, В.Г. Методы научного познания и качество обучения // В.Г. Разумовский / Учебная физика. 2000. №1. С.70-76. 48. Роль образования в жизнедеятельности человека и общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: profile-edu. 49. Рупасова, Г.Б. Приемы и методы продуктивного мышления как эффективные средства формирования научного мировоззрения // Г.Б. Рупасова / Мир науки, культуры, образования. 2009. №3. С.157- 159. 50. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // С.Л. Рубинштейн. Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М. : Наука, 1997. 189 с. 51. Рузавин, Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов // Г.И. Рузавин. М.: Юнити, 2005. 287 с. 52. Рустамов, М. Научное познание и принципы физики // Мухаммад Рустамов. Ташкент: Узбекистан, 1983. 16 с. 53. Сауров, Ю.А., Сауров, С.Ю. Научные картины мира: Элементы эпистемологии // Ю.А. Сауров, С.Ю. Сауров. Киров. 2006.
54. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога // В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко / Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62. 55. Сластенин, В.А., Исаев В.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2002. – С. 348 – 364. 56. Смолкин, А.М. Методы активного обучения // А.М. Смолкин. М.: Профиздат, 1991. 176 с. 57. Стефановская, Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе // Т.А. Стефановская. М.: «Совершенство», 2000. 272 с. 58. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. М.: Академия, 1999. 288 с. 59. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста // Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский. Саратов: Изд-во Сарат. ун- та, 1987. 176 с. 60. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологическая основа) // Н.Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. 344 с. 61. Тяглова, Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции в процессе исследовательской деятельности: дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 2003. 62. Усова, А. Методология научных исследований: курс лекций // А.В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 130 с. 63. Филатов, В.П. Научное познание и мир человека // В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1989. 269 с. 64. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений // Ю.Г. Фокин. М.: Академия, 2002. 224 с. 65. Фридман, JI.М. О концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогике // Л.М. Фридман / Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. С. 27.
66. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1997. – С. 317 – 331. 67. Хуторский, А.В. Деятельность как содержание образования // А.В. Хуторский / Народное образование. 2003. №8. С. 107-114. 68. Швалб, Ю.М. Психологические модели целеполагания // Ю. М. Швалб. К.: Сти-лос, 1997. 240 с. 69. Шумова, И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования // И.В. Шумова / Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 57–61. 70. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Н.Е. Эрганова. М.: Академия, 2007. 160 с. 71. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А.Ф. Эсаулов – М.: Высшая школа, 1982. – 223 с.
В раздел высшее образование