Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мазурка в творчестве Ф. Шопена"

статья

Автор: Марочкина Татьяна Александровна, преподаватель, ГБПОУ Иркутский областной музыкальный колледж им. Ф. Шопена, город Иркутск, Иркутская область



В раздел высшее образование




Министерство культуры и архивов Иркутской области

ГБПОУ ИРКУТСКИЙ ОЛАСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Ф. ШОПЕНА

Мазурка в творчестве Ф. Шопена

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Т. А. Марочкина
2016 г.
Романтизм - как художественное направление зародился в конце XVIII, как реакция на рационализм и механизм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира человека, его чувств. Воображаемый мир как бы возвышает художника над неприглядной действительностью. Романтизм в музыке сложился в первой половине XIX века под влиянием литературы. Самое яркое явление в музыке романтизма - это господство лирико-психологического начала. Тема любви и смерти здесь занимает господствующее место. Эпоха романтизма, противопоставляя чувства разуму, утверждает новый круг образов, и развивает романтические традиции. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие. Его характерные черты в музыке: индивидуализация и драматизация лирики, более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также, более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание новых. Развивается программная музыка, основывающаяся на сюжетах и темах из народного эпоса, литературы, живописи. Огромное место отводится образу природы. Широкое распространение получили инструментальная миниатюра, в частности прелюдия, музыкальный момент, экспромт и цикл миниатюр программного характера. Интересы романтиков неразрывно связаны с общей концепцией таких понятий, как народное и национально самобытное, натуральное, характерное. Это стремление воссоздать утраченную в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность. Отсюда интерес к истории, к фольклору, культуре, природе. «Подлинной энциклопедией», охватывающей романтический художественный мир во всем многообразии образов и жанров стало 2
творчество Шопена. Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы – мазурку, полонез, вальс. Превратил скерцо в самостоятельное произведение. Создал образцы художественного (концертного) этюда, облек в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта. Шопен обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально- фольклорных и жанровых связей. Шопен сконцентрировал в своей музыке наиболее перспективные художественные тенденции времени. Мелодика Шопена соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, кантиленное и речевое начала. Разные типы польских деревенских и городских танцев (мазурка, куявяк, оберек, полонез), вальс, хорал, марш, их жанровые признаки, появляясь в различных комбинациях, подтверждают глубинную жизненную основу музыки Шопена. Тема родины – главная творческая тема Шопена, которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича – в балладах) и истории. Трагичность положения Шопена как польского композитора заключалась в том, что он, горячо любя родную страну, был оторван от нее: незадолго до крупнейшего польского восстания 1830-го года он выехал за границу, откуда ему никогда уже не суждено было вернуться. 3
При том, что Шопен мог питать свое творчество лишь отзвуками родины, тем, что сохранила его память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность – это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении (в ней совершенно нет «общих мест»). Антон Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом, духом, душой фортепиано». Действительно, все самое неповторимое в шопеновской музыке – ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии – связано с фортепиано. Произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у него совсем немного. Несмотря на то, что за всю свою жизнь композитор выступил публично не более 30 раз, слава Шопена- пианиста стала легендарной, с ней могла соперничать разве что слава Листа. Огромное место в творчестве занимает жанр миниатюры. Для Шопена миниатюра – органически необходимое средство художественного высказывания и достаточное для выражения всей полноты и разносторонности его творческого гения. Шопеновские жанры фортепианной миниатюры – прелюдии, ноктюрны, мазурки, полонезы, экспромты, этюды – образуют систему, в которой воплотилось не только первостепенное значение лирики, но и способность отразить в себе любые аспекты художественного видения мира. Шопен как бы «доращивает» жанр до нового художественного качества, подчиняет жанр своему стилю. В сущности создает новую концепцию жанра. 4
Шопеновская миниатюра, будучи одним из проявлений зрелости романтизма, вобрала в себя всю глубину и многокрасочность образного мира этого направления. Главным критерием жанра впервые становится специфика музыкального содержания, в котором воплотилось не только первостепенное значение лирики, но и способность отразить в себе любые аспекты художественного видения мира. В творчестве Шопена миниатюра возвышается до выражения индивидуально-личностного начала, которое у Шопена всегда оптимально соответствует природе жанра. В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирался на польские народные истоки. Особенно наглядна эта связь в мазурках, что закономерно: ведь жанр мазурки непосредственно перенесен композитором в профессиональную из народной среды. Следует добавить, что прямое цитирование народных тем вовсе не характерно для Шопена, как и связанная с фольклором бытовая простота. Фольклорные элементы удивительным образом сочетаются с неподражаемым аристократизмом в тех же мазурках музыка Шопена насыщена собой духовной утонченностью, аристократизмом, изяществом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее. Патриотическое звучание шопеновских мазурок в их глубоких, коренных связях с народным искусством, народными танцами, с картинами польской жизни. Основу шопеновких мазурок составляют три польских народных танца: мазур, куявяк и оберек. Эти танцы имеют трехдольный размер. Все три танца имеют много общего, но между ними есть и различия в общем характере, в ритмике, в акцентировке. Музыка мазура обычно остро и разнообразно ритмирована. Особенность – резкая и прихотливая акцентировка; акцент может падать на любую долю такта, на две и иногда даже на все три доли такта. Очень часто встречается акцент на второй доле. 5
Повторность в распределении акцентов не характерна для мазура. Примером может служить фрагмент мазурки cis moll op.50 №3: Для оберека типичен акцент на третьей доле каждого второго такта (хотя могут встречаться, помимо этого, акценты и на других долях такта). Приведем начало мазурки As dur op.41 №4: В куявяке акцентировка более свободна, чем в оберке. Однако, как и в оберке (и в отличие от мазура), в куявяке соблюдается строгая повторность в распределении акцентов, что придает куявяку некоторую однотонность. Примером приведем первую часть мазурки D dur op.33 №2: 6
Из трех рассмотренных народных танцевальных форм чаще всего встречается мазур. Используя различия между мазуром, куявяком и оберком, Шопен достигает в своих мазурках яркой контрастности и, особенно, ритмического многообразия. Рядом с ритмами, полными огня и увлечения, сочетаются ритмы легкие, грациозные, кокетливые, вкрадчиво-нежные, шаловливые и капризные, или ритмы, отражающие «славянскую» меланхолию нежности, тоску по родине, отчаяние, которая по словам Листа, составляла самую «основу сердца» Шопена и которой окрашены все его произведения. Родство с польским народным искусством подчеркнуто в нескольких мазурках ладовым строением. В них нередко встречаются особые лады. Например во фригийском написана основная тема мазурки cis moll op.41 №1: Многие мазурки представляют собой произведения более сложных замыслов, по существу это лирические поэмы. Мазурка cis moll op.41 №1 – 7
пылкая поэма, в которой слышатся и мольбы, и страстные уверения, и светлая радость. Очень часто Шопен чередует piano и forte в исполнении одной и той же темы. В уже упоминавшейся мазурке D dur op.33 №2 основная тема неоднократно исполняется forte (или fortissimo) и в след за тем – pianissimo; причем при повторении она звучит не в мажоре, как в первый раз, а в одноименном миноре. Это чередование forte и piano, мажора с одноименным минором тоже, несомненно, вошло в мазурки Шопена из традиций польского народного музицирования. Само собой разумеется, динамические оттенки в шопеновких мазурках отнюдь не сводятся к резким контрастам или быстрым звуковым нарастаниям. Шопен охотно пользуется и длительно выраженной ровной звучностью, и постепенными подъемами и спадами динамической линии. Но контрастность динамики – одна из характерных черт шопеновских мазурок. Нужно заметить также, что динамические контрасты вообще свойственны романтическому стилю Шопена. То впечатление чрезвычайной непринужденности в развертывании музыкальных образов, прихотливости, подчас капризности, которое оставляют шопеновские мазурки, в немалой мере связано и с агогикой. Шопен далеко не всегда указывает смены темпов, ускорения и замедления в своих мазурках. И это свободное rubato также составляет одну из привлекательнейших черт шопеновских мазурок (речь идет в данном случае о мазурках-поэмах; в мазурках явно танцевального типа четкая ритмика обычно сочетается со строго выдержанным темпом). Этому приему присущи два свойства. Во – первых, свободная передача ритма при rubato сопровождается заметным чередованием ускорений и замедлений темпа, непременно восполняющим временные пробелы. Во – вторых, возникающие темповые отклонения при передаче мелодического 8
начала проходят на метричной основе аккомпанемента. Действительно, rubato встречалось в практике музыкантов XVII-XVIII веков, однако у Шопена оно носит явно выраженный характер. Частично rubato Шопена обязано своим происхождением своеобразию польской народной ритмики, лишенной метрической монотонности. Перенося акцент с первой на последующие доли такта, композитор освобождал музыкальное движение от пут метра. Замечательные лирические мазурки создал Шопен в последние годы жизни. Самая известная из них - a moll op.67 №4: Общий тон мазурки задумчиво печальный, мечтательный. Мелодия ее очень выразительна, пластична, несколько элегического характера. Вообще фортепианная фактура в мазурках необычайно богата и многообразна. В ней нет больших технических трудностей. В мазурках мы не встретим пальцеломных фигураций, быстрых октав или последований аккордов, сложных пассажей и т.д. Вместе с тем мазурки предъявляют весьма высокие требования к исполнителю в смысле звукового колорита. Пианист, исполняющий мазурки, должен расслышать в них отзвуки инструментов, 9
распространенных во времена юности Шопена в польском народном быту. Это прежде всего: волынка, контрабас, скрипка, фуярка (род флейты), иногда – кларнет. Некоторые из мазурок открываются небольшими вступлениями, имитирующими игру на волынке, контрабасе и других инструментах. Некоторые кажутся бытовыми жанровыми зарисовками. В таких мазурках мы и встречаем те краткие вступления, которые вызывают в воображении слушающего мирную картину деревенской жизни. Показательна мазурка C dur op.24 №2: Чередование тоники и доминанты во вступительном четырехтакте – подражание игре народных польских музыкантов. За вступлением следует веселый, радостный оберек. Иной раз в мазурках слышится наигрыш фуярки (F dur op.68 №3), кларнета (D dur op.33 №2). Шопен не прошел и мимо звучаний столь любимой в польском народном быту скрипки. Как часто мы слышим в его мазурках мелодию в двойных нотах (обычно – терции и сексты), столь соответствующих природе скрипки. Укажем на мазурку C dur op.67 №3: 10
Романтическая бесконечность внутреннего мира человека порождает особую глубину интонации, ее таинственную многозначность и изменчивость. Шопеновское пение на фортепиано вовсе не стремится к уподоблению ни человеческому пению, ни пению смычковых инструментов, что отличает Шопена от других композиторов романтиков. В его мелодиях сочетается напряженно – экспрессивная речь и узорчатый орнамент, пластическое движение, своеобразный жанровый синтез вокального и инструментального начала шопеновской кантилены. Эмоционально насыщенная лирическая мелодия дается несколько отстраненно, как предмет созерцания и любования, как тема романтического идеала. В основе интонирования и звучания шопеновской мелодии лежит красота фортепианного звучания. Фредерик Шопен относится к числу композиторов, сыгравших основополагающую роль в национальной музыкальной культуре. Подобно Глинке в России, Лист в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен – это не только национальная гордость поляков. Не 11
будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов. 12

Список литературы
1. Засимова А.В. Как исполнять Шопена – М., 2005. 2.Лист Ф. Ф.Шопен – М., 1956. 3.Галацкая А.С. Музыкальная литература зарубежных стран – М., 1989. 4.Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена – М., 1995 5.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран – М., 1988. 6.Асеев А.Г. Возрастная психология – Выпуск 3 – 7-е изд. – М., 1981. 7.Соллертинский И.И. – статья о романтизме и его общей музыкальной эстетики. 8.Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Келдыш Г.В. – М., 1991. 9. Соловцов А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество – М., 1960. 13




В раздел высшее образование