Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЧУЖОГО У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

статья

Автор: Болтунова Марина Сергеевна, учитель английского языка, МКОУ Ишимская ООШ, село Ишимская



В раздел высшее образование




М. С. БОЛТУНОВА,

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЧУЖОГО У

ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена процессу восприятия одним человеком другого, когда вступающие во взаимодействие могут оценить уровень взаимопонимания и сформировать представление о партнере по общению, оценить его голос и его как личность. Приводятся теоретические данные об успешности формирования образа чужого у подростков с задержкой психического развития.
Ключевые слова:
голос, образ чужого, восприятие, восприятие голоса, восприятие черт личности, идентификация, подростки с задержкой психического развития. В настоящее время существенно возрос интерес общества к проблеме социальной перцепции. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. Это становится возможным, когда вступающие во взаимодействие субъекты могут оценить уровень взаимопонимания и сформировать представление о партнере по общению, оценить его как личность. В процессе общения, особенно общения в условиях образовательной практики, каждый из участников стремится воссоздать в сознании внутренний мир другого человека, понять его чувства, мотивы поведения, отношение к значимым субъектам [1]. При этом немаловажную роль в общении играет невербальная составляющая, которая проявляется в голосовых характеристиках. В психологической науке исследования голоса в различных аспектах представлены в работах О. К. Агавеляна, А. А. Бодалева, Н. В. Витта, В. И. Галунова, Г. Е. Крейдлина, В. Х. Манёрова, В. П. Морозова, М. Нэпп, А. Х. Пашиной, Г. С. Рамишвили, Дж. Холл и др. Голос является одним из компонентов внешнего облика человека и оказывает влияние на впечатление, которое складывается у других. По мнению А. А. Бодалева, «голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации,
большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, также как высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным и влияют на то впечатление, которое складывается о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума» [2, с. 45]. Этой же точки зрения придерживается В. П. Морозов, отмечая, что с помощью голосовых характеристик можно передать до девяти видов невербальной информации о человеке: эмоциональная информация дает представление об эмоциональном состоянии (радость, гнев, обида, страх, удивление, печаль) говорящего в данный момент; эстетическая информация имеет оценочной характер голоса и проявляется в таких определениях, как нравится – не нравится, нежный – грубый; индивидуально-личностная информация позволяет узнавать знакомых по голосу; через биофизическую информацию определяются половые и возрастные различия людей; социально-групповая информация определяет национальность говорящего; психологическая информация включает личностные характеристики человека, которые проявляются в голосовых характеристиках; пространственная информация – это информация о пространственном расположении говорящего; медицинская информация включает в себя фониатрическую, логопедическую и информацию об общем физическом состоянии и отражает состояние здоровья говорящего [3]. На основании экспериментальных исследований В. Х. Манёров пришел к заключению о том, что в первые минуты общения по голосу говорящего можно определить следующие аспекты: «а) возраст; б) общую манеру держать себя (серьезность, чувство юмора, цинизм, тщеславие, саркастичность, принципиальность, самодовольство, фамильярность, уверенность в себе, застенчивость и т. д.); в) интеллектуально-духовную зрелость (понятливость, интеллигентность, духовность и противоположные качества); г) проявления темперамента; д) образ мыслей, представления о ценностях» [4, с. 51]. Эти данные слушатель получает через голосовые характеристики, поэтому интерес к изучению голоса в последнее десятилетие возрос. «В современной
психологии характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика и экстралингвистика изучаются главным образом паралингвистикой, которая рассматривает те свойства голоса, которые не входят в систему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений и замещают сферу несловесных коммуникаций» [5, с. 351]. Кроме изучения характеристик голоса актуальным представляются исследования проблемы идентификации по голосу черт личности. Наиболее распространенное применение идентификация по голосу получила в криминалистике, когда возникает необходимость по паралингвистическим характеристикам голоса опознать конкретного человека; в лингвистике при выявлении корреляционных связей между речевыми характеристиками и личностными особенностями индивида; в таких отраслях психологии, как юридическая и инженерная психология. Данный процесс носит неосознаваемый характер, чаще он основан на жизненном опыте человека. На протяжении своего развития личность постоянно сталкивается с большим объемом невербальной информации, поступающей от окружающих людей, по которой происходит идентификация черт личности. Для дальнейшего рассмотрения этого вопроса необходимо обратиться к семантическому значению определения «идентификация», которое в раз- личных источниках интерпретируется согласно теоретическим позициям авторов. Понятие «идентификация» в современной психологии имеет несколько значений, однако в рамках рассматриваемой работы интерес представляют лишь некоторые ее значения: «Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации, начиная с раннего детства, у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы… Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств… В инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков» [6, c. 122–123]. Н. И. Шевандрин понятие «идентификация»,которое в переводе с латинского языка Identificare означает «отождествлять», рассматривает в двух значениях: опознание чего- либо, кого-либо, а так-же как уподобление, отождествление с кем-либо,
чем-либо [7, с. 234]. М. И. Еникеев, представитель юридической психологии, рассматривает идентификацию как процесс и как метод. Идентификация как процесс, в котором устанавливается сходство между объектами или людьми по набору идентификационных характеристик. Поэтому в результате процесса идентификации может быть получен вывод, который свидетельствует о «наличии или об отсутствии» сходства между реальным и полученным образцом [8]. Как научный метод идентификация применяется для опознания кого-либо или чего-либо (предметы, местность, время, антропометрические, психические, эмоциональные характеристики личности, элементы поведения). Автор вводит понятие «идентификационный комплекс признаков», который объединяет в себе индивидуально- определенные, устойчивые признаки. Владение данным комплексом способствует более точной и подробной идентификации предметов и людей. В Большом психологическом словаре идентификация понимается как один из видов перцептивного действия, промежуточное звено между актом различения и опознанием, оно состоит в сравнении двух объектов или в сравнении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти [9]. Таким образом, еще раз подтверждается мысль о важности роли прошлого опыта в процессе опознания человека человеком. По результатам проведенных исследований Т. П. Зинченко выделяет положительную и отрицательную идентификацию. По мнению исследователя, положительная идентификация – это на- бор сигналов, который имеет ряд совпадений с образцом по всем характеристикам, а отрицательной идентификация считается, если полученный набор сигналов хотя бы по одной характеристике не совпадает с образцом. На основе вышесказанного Т. П. Зинченко делает вывод о том, что отрицательная идентификация осуществляется быстрее, чем положительная, так как для ее установления требуется сопоставление по всем характеристикам [10]. Теоретический анализ литературы показал, что все дефиниции идентификации можно разделить на две группы. Идентификация как процесс, в котором человек уподобляется другому человеку, и в
этом значении идентификация впервые была предложена в рамках психоанализа З. Фрейдом. И вторая группа, которая определяет идентификацию как процесс опознания или сличения модели и образца. В восприятии другого человека по голосу идентификация играет роль механизма, посредством которого происходит опознание определенного на- бора индивидуальных характеристик личности, что способствует формированию «голосообраза», т. е. этот образ является сугубо субъективным и по некоторым характеристикам может не совпадать с объективным комплексом черт воспринимаемой личности. Голос в понимании многих исследователей является инструментом, который человек, скорее всего, непроизвольно в обыденной жизни и произвольно в профессиональной деятельности использует как средство, отражающее его потребности в социальной среде. Исследователь Г. С. Рамишвили отмечает, что на процесс опознавания говорящего влияет качество и окраска его голоса, зависящие от строения конкретного артикуляционного аппарата и его анатомических особенностей [11]. С другой стороны, идентификация говорящего связана с речевой активностью человека. Голос, который воспринимает собеседник, связан с различными сторонами ности, темпераментом, эмоциями, духовными и речевыми навыками, поэтому он является надежным источником для идентификации личности. Л. М. Лучшева и Р. О. Агавелян выделили факторы, которые оказывают положительное влияние на идентификацию личности: социальная компетентность, развитый невербальный интеллект, развитый эмоциональный интеллект, эмоциональная подвижность, экстравертированность, общительность, осторожность, ранимость, проницательность, низкий уровень агрессивности, профессия, гендер, повышенная эмпатия, социально-перцептивные умения, наличие внутреннего локуса контроля, самоконтроль, общение в рамках одной культуры, образование, возраст, личный и индивидуальный опыт, культурное окружение, настроение наблюдателя, физическое и психическое состояние, индивидуально-личностные особенности, модальности, обсуждение возникающих эмоциональных состояний родителей со своими детьми, сензитивность и тревожность. Факторы, которые отрицательно влияют на процесс идентификации: склонность к эмоциональным и психологическим нарушениям, склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость,
пессимизм, высокий контроль над своими эмоциями, ограниченный опыт, субъективность к воспринимаемой информации, низкий уровень интерпретации, дети, которых в детстве били родители, хуже идентифицируют радость, воспитание в неэкспрессивной семье, алекситимия, эмоциональное выгорание, сосредоточенность на собственной личности, чувство собственного превосходства, чувство тревоги как фактор, снижающий объем общения, выгода от непонимания эмоций других людей [12]. В нашей работе идентификация рассматривается в значении распознавания, опознания черт личности по голосу. Услышав голос, в сознании человека формируется образ другого – от его внешнего облика до индивидуально-психологических характеристик. Результаты исследований В. Х. Манёрова [4] доказывают, что по звучанию голоса другого возможно описать не только физическое состояние человека, но и определить психическое состояние человека на данный момент. Данной точки зрения придерживается В. П. Морозов, отмечая, что голос человека несет слушателю помимо слов широчайший ассортимент информации о разнообразных психофизических свойствах, состояниях и намерениях говорящего [3]. Но следует отметить, что существующие голосовые стереотипы восприятия человека накладывают значительный отпечаток на результативность восприятия людей с более правильной в лексическом и паралингвистическом отношении речью по сравнению с теми, чья речь не совершенна. Эта закономерность восприятия основывается на множестве ассоциативных связей голоса человека с его внешней (физической) и внутренней (психологической) сущностью, поэтому психологический портрет, возникающий у слушателя по голосу говорящего человека, хотя и носит вероятностный характер, тем не менее, имеет большое значение в формировании межличностных отношений. Особенности опознания через голосовые характеристики личности другого укладываются в рамки паралингвистической составляющей невербальной коммуникации, а степень опознания, идентификации голоса и личности является неотъемлемой частью социальных и адаптивных процессов не только взрослых, но в первую очередь подростков с задержкой психического развития. Я считаю, что данная тема определяется тем, что в ней рассматриваются особенности опознания голоса, как элемента невербального поведения человека, подросткакми с задержкой психического развития, в качестве составной части социально-адаптивных процессов, основу которой
составляет личностная готовность к коррекции собственного поведения через адекватность проявлений и осмысление перцептивных процессов Совершенствование опознания невербального поведения человека через знаковую систему учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) является актуальным для развития их личностной сферы, так как позволяет уточнить направленность на человека в полифункциональном процессе межличностных отношений Практическая разработка этих вопросов значительно улучшит социальную адаптацию детей с ЗПР путем коррекции социально-перцептивных процессов и поведения в целом в реальных ситуациях взаимодействия.В общественной жизни такие подростки сталкиваются с неумением правильно взаимодействовать с другими людьми. С одной стороны, это связано с нарушениями, которые затронули их интеллектуальное развитие, а с другой – с тем, что школьное обучение не уделяет должного внимания умению воспринимать и понимать личность другого по его голосу и поэтому существует необходимость обучать подростков умению идентифицировать личность по ее голосу в соответствии с той окружающей обстановкой, в которой они находятся.
Список литературы 1. Богданова Е. Л., Комаровская Л. В. К проблеме редукции функций общения в образовательной практике // Вестн. Томского гос. пед. ун- та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 31–34. 2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982. 200 с. 3. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Изд-во ИПРАН, 1998. 164 с. 4. Манёров В. Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 96 с. 5. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагоги- ки / под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. 412 с. 6. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расшир., ис- прав. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 512 с. 7. Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: учеб. для студ. вузов: в 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. Ч. 3. 336 с. 8. Еникеев М. И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь. М., 1997. 448 с. 9. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. 2002. URL: //koob 10. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. 608 с. URL: pedlibBooks/ 1/0185/1_0185–216.shtml 11. Рамишвили Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу. М.: Радио и связь, 1981. 244 с.
12. Агавелян О. К. Голос человека как психологический феномен: монография / под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. Новоси- бирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. 305 с. 13. Морозов В. П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 48–63. 14. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пос. Самара: Издат. дом «БАХРАХ–М», 2000. 672 с. 10. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М.: МОДЭК, 2000. 608 с. URL: pedlibBooks/ 1/0185/1_0185–216.shtml 11. Рамишвили Г. С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу. М.: Радио и связь, 1981. 244 с. 12. Агавелян О. К. Голос человека как психологический феномен: монография / под науч. ред. О. К. Агавеляна, Р. О. Агавеляна. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010. 305 с.






В раздел высшее образование