Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Богатырь русской живописи" - Б. М. Кустодиев

статья

Автор: Щербицкий Виталий Александрович, студент, СПГУПТиД, г. Санкт-Петербург



В раздел высшее образование




«Богатырь русской живописи» - Б. М. Кустодиев

©

В.А. Щербицкий
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна В свое время, Илья Репин назвал Кустодиева «богатырем русской живописи» Это удивительный человек влюблённый в Россию, с огромной русской душой. Свое художественное образование Борис Михайлович Кустодиев получил в Академии Художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин. Мастер портретной классической живописи, мастер реализма. Тогда, ещё в мастерской Репина был написан портрет русского художника Ивана Билибина, принесший Кустодиеву европейскую известность и во многом определивший судьбу великолепного портретиста. На портрете молодой художник изображен нарядно одетым, с цветком в кармане пиджака. Тёмный фон позволяет оттенить благородную выразительность лица И. Билибина, а его свободная поза говорит о внутренней раскованности этого талантливого художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя, участника объединения «Мир искусства». Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. Еще, будучи студентом, Кустодиев, выполнил ряд первоклассных портретов - Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого,(все 1901) Большая часть портетов кисти Кустодиева выполнена в классической манере письма, особенно его ранние работы. Чуть позже появляются его фирменные яркие краски, линии то, что характерно для русского лубка. Но и те, и те портреты написаны легко и свободно, персонажи на полотнах живут своей особенной жизнью, к чему всегда и стремился художник. После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. посвящено России - купеческой и крестьянской, провинциальной и деревенской, полной сил и душевного здоровья, жизнерадостной и праздничной. К примеру «Портрет Фёдора Шаляпина» Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о
"Портрет художника И. Билибина"

"Портрет Фёдора Шаляпина" (Париж)

Портрет писателя Д.Л.Мордовцева 1901

величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, поэтому картину приходилось писать по частям. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом. С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Художник создал портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал тот же прием, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым внизу развёртывается огромное пространство. На снежных холмах идёт народное гулянье, множество мелко написанных человеческих фигурок, санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на переднем плане – величественная фигура Ф.И. Шаляпина, чётко выделенная на фоне зимнего пейзажа, условно изображающего ярмарку – балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров… Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем. Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначально картина так и называлась – «Новый город», куда приехал на гастроли знаменитый артист. Ему ещё предстоит покорить своим талантом этот незнакомый город. Но всё-таки это город русский… Знаменитый певец показан на портрете щёголем, любящим дорогую одежду, красующимся не только одеждой на бобровом меху, но и перстнем с драгоценным камнем, модными замшево-лаковыми ботинками, дорогой тростью… Всё это сочеталось в Шаляпине: широта натуры, русская стихия и показное барство. Созданный художником образ певца является олицетворением силы и одаренности русской натуры. Шаляпин стоит в театральной позе, а за его спиной разворачивается праздничная феерия кустодиевской ярмарки. На втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина. Ф.И. Шаляпин до самой своей смерти не расставался с этим портретом и ценил его выше всех других своих портретов – за широту, размах и «русский дух».
С помощью своих полотен Кустодиев рассказал об исторической значимости конкретных личностей, изображенных им на холстах. Одним из таких, стал Максимилиа ́ н Алекса ́ ндрович Волошин - это русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик который сидит на фоне горного пейзажа, его зрители воспринимают как вид посёлка Коктебеля на востоке Крыма, где Волошин жил затворником с 1916 г. Это полотно, как и портреты многих других современников Кустодиева, стало символом времени, на них сбережён для истории облик людей той краткой поры, когда Россия переживала возрождение во всех сферах жизни. Кустодиев изображает Волошина с раскрытой книгой стихов в руках, как будто он собирается зачитать свое очередное стихотворение. Это мужественный человек, переживший револющию. Что и ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей, изображённых на портретах. Рассказывает их историю и обращает внимание современников, на человека, внесшиго своё вклад в развитие культуры. Творчество Максимилиана Александровича имело и имеет большую популярность.Среди деятелей культуры, на которых повлияли его труды, были Цветаева, Жуковский, Ануфриева и многие другие. Чем трагичнее становились обстоятельства жизни художника Бориса Кустодиева, тем радостнее и красочнее были его картины…В пример возьмем его автопортрет, который был написан для галереи Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице- Сергиевой лавры – символа русского православия. Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей, гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество. 31 мая 1905 г. у Кустодиевых родилась дочь Ирина, сразу ставшая любимой моделью художника. Художник писал ее постоянно. Первое изображение дочери он сделал через четыре часа после ее появления на свет, а над последним работал за день до смерти, 25 мая 1927 г. Вот она смотрит на нас с карандашного рисунка очень маленькая, с небольшой улыбкой, и полностью отражает эмоциональное состояние
"Автопортрет"

«Портрет поэта Максимилиана

Волошина» (1924)

"Ирина"

художника, его любовь к своей дочери… Возможно это парадокс. Но именно такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Накануне своей смерти, художник написал: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин»

"Портрет Ирины Кустодиевой"


Список Источников:
1. s://ru.wikipedia/wiki 2. palitra.co/post/299 3. liveinternetusers/andre_art/post139512051/ 4. bibliofondview.aspx?id=723814 5. muzei-mirabiografia_hudojnikov/
"Портрет Ирины Кустодиевой"




В раздел высшее образование